НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Астраханской области от 14.02.2024 № А06-9655/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-9655/2023

28 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2024 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Сафроновой Ф.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Урбан Т.Э.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области об отмене постановления от 05.10.2023 г. по делу №030/04/19.8-851/2023 о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: Негерев О.С., представитель по доверенности от 29.01.2024 (диплом);

от административного органа: Камакина Т.Н., представитель по доверенности от 17.01.2024 №11 (диплом).

В судебном заседании объявлялись перерывы с 30.01.2024 по 05.02.2024 , с 05.02.2024 по 14.02.2024.

Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Управление) об отмене постановления от 05.10.2023 г. по делу №030/04/19.8-851/2023 о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.01.2024 г. объявлен перерыв до 05.02.2024г. до 09 час. 50 мин.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.02.2024 г. объявлен перерыв до 14.02.2024г. до 11 час. 15 мин.

Представитель заявителя в судебном заседании ходатайствовал приобщении к материалам дела письменных дополнений к заявлению.

Суд, с учетом мнения лица, участвовавшего в деле, ходатайство о приобщении удовлетворил.

В суд 01.02.2023 от административного органа поступил отзыв на дополнение к заявлению, согласно которому просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Отзыв на дополнение к заявлению приобщен к материалам дела.

Представитель заявителя просила суд удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду.

Представитель административного органа в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве, в приобщенных письменных дополнениях к заявлению и пояснениях суду.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение гражданки Л. направленное ФАС России содержащее информацию о наличии признаков нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы следующего содержания «АТМОСФЕРА 435-435 КВАРТИРА В РАССРОЧКУ БЕЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА рассрочку предоставляет ООО «ПРОГРЕСС на следующих условиях: на срок до 31.03.2024 на сумму от 100 тыс. руб. до 5 млн. руб. Без первоначального взноса. Подробности по тел. 435-435 застройщик ООО «ПРОСРЕСС». Проектная декларация на сайте наш дом.рф. не является офертой» посредством рекламных конструкций, расположенных по адресам : г. Астрахань, ул.Боевая на противоположной стороне от т/ц «Алимпик» и г. Астрахань, ул. Боевая, на стороне т/ц «Алимпик», напротив многоквартирного жилого дома №40 по ул. Боевая.

10.05.2023 Управлением возбуждены дела №030/05/5-433/2023 и №030/05/5-434/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 13.07.2023 дела №030/05/5-433/2023 и №030/05/5-434/2023 объединены в одно производство с присвоением №030/05/5-433/2023.

В целях рассмотрения дела №030/05/5-433/2023 Обществу заказным письмом с уведомлением (исх. №НМ/4068/23 от 13.07.2023) направлено определение УФАС по АО от 13.07.2023, согласно которому у заявителя, была запрошена информация, которую необходимо было представить в срок до 04.08.2023.

В связи с тем, что запрашиваемая информация была предоставлена Обществом в неполном объеме, 23.08.2023 в отношении Общества составлен протокол №030/04/19.8-851/2023 об административных правонарушениях, в присутствии представителя по доверенности Кривоножкиной Е.П. (доверенность № 15-23 от 16.05.2023).

23.08.2023 Управлением вынесено определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №030/04/19.8-851/2023, которое назначено на 06.09.2023 в 15 часов 00 минут. Данное определение направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением (исх. №ТК/5141/23 от 23.08.2023), с почтовым идентификатором №80100287677042 (т.1, л.д. 88).

06.09.2023 Управлением вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении №030/04/19.8-851/2023, тем же определением рассмотрение дела назначено на 05.10.2023 в 15 часов 00 мин по адресу: г. Астрахань ул.Шаумяна,47, 4 этаж, ком.402. Данное определение направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением (исх. №ТК/5532/23 от 07.09.2023), с почтовым идентификатором №80080988578704 (т.1, л.д.106).

05.10.2023 Управлением вынесено постановление № 030/04/19.8-851/2023, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, состав которого предусмотрен частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением УФАС по АО, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

На основании части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 названного Кодекса при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону указанного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации).

Объектом вменяемого административного правонарушения является установленный порядок осуществления государственного надзора в сфере распространения рекламы. Субъект административного правонарушения - Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс".

Как следует из материалов дела Управлением с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) возбуждены административные материалы № 030/05/5-433/2023 и № 030/05/5-434/2023 в отношении ООО «ДК «Прогресс-Лидер» и Общества.

06.07.2023 представитель ООО «ДК «Прогресс-Лидер» обратился в УФАС по АО с заявлением об объединении административных дел №030/05/5-415/2023 от 28.04.2023, № 030/05/5-433/2023 от 10.05.2023 и № 030/05/5-434/2023 от 10.05.2023 в одно производство, в связи с тем, что по мнению ООО «ДК «Прогресс-Лидер» предметом рассмотрения вышеуказанных дел является реклама идентичного содержания. Вместе с тем также поступило ходатайство о прекращении дел № 030/05/5-433/2023 от 10.05.2023 и № 030/05/5-434/2023 от 10.05.2023 в связи с тем, что ООО «ДК «Прогресс-Лидер» является единоличным исполнительным органом Общества.

Определением от 13.07.2023 Управлением дела дел № 030/05/5-433/2023 от 10.05.2023 и № 030/05/5-434/2023 от 10.05.2023 объединены в одно производство с присвоением номера № 030/05/5-433/2023, в ходатайстве в прекращении производств по делам № 030/05/5-433/2023 от 10.05.2023 и № 030/05/5-434/2023 от 10.05.2023 отказано.

Согласно пункта 17 определения Комиссии Управления по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) от 13.07.2023 года по делу №030/05/5-433/2023 у Общества запрошена необходимая для рассмотрения дела информация, а именно:

17.1. Копии документов (актов, отчетов, иных документов), подтверждающих передачу ООО «ДК «Прогресс-лидер» в пользование ООО «ПРОГРЕСС» номера телефона 435-435, указанного в рекламе (с приложением копий подтверждающих документов).

17.2.Копии документов (актов, отчетов, иных документов), подтверждающих использование отделом продаж ООО «ПРОГРЕСС» номера телефона 435-435, указанного в рекламе (с приложением копий подтверждающих документов).

17.3.Копии документов (актов, регламентов, должностных инструкций, иных документов), регламентирующих порядок действий лица (специалиста), уполномоченного на заключение договоров купли-продажи квартир с потенциальными покупателями, от момента обращения потенциального покупателя квартиры в ООО «ПРОГРЕСС» до момента непосредственного заключения договора купли-продажи.

17.4. О том, какие требования к потенциальным покупателям квартир, желающим купить их в рассрочку, установлены ООО «ПРОГРЕСС» (пол, возраст, семейное положение,
наличие/отсутствие детей, кредитная история, признание банкротом, трудовая занятость, стаж работы, гражданство, иные требования) (с приложением копий подтверждающих документов, в том числе актов или иных документов, которыми эти требования установлены).

17.5.Перечень сведений и документов, запрашиваемых лицом (специалистом), уполномоченным ООО «ПРОГРЕСС» на заключение договоров купли-продажи квартир с потенциальными покупателями, у потенциального покупателя при решении вопроса о возможности продажи квартиры в рассрочку (с приложением копий подтверждающих документов, в том числе актов или иных документов, которыми этот перечень установлен).

17.6.О том, необходимо ли потенциальному покупателю, желающему приобрести квартиру у ООО «ПРОГРЕСС» в рассрочку, каким-либо образом подтверждать свою платёжеспособность. Если да, надлежит письменно уведомить об этом с указанием способа подтверждения платёжеспособности потенциального покупателя, а также перечня документов, необходимого к предоставлению потенциальным покупателем для подтверждения своей платёжеспособности. Если нет, надлежит письменно уведомить об этом.

17.7.Сведения о том, каким(и) лицом(ами) принимается решение о возможности предоставления рассрочки на покупку квартиры у ООО «ПРОГРЕСС» конкретному покупателю.

17.8.Полные условия рассрочки, предоставляемой ООО «ПРОГРЕСС» на покупку квартир (срок, сумма, порядок оплаты рассрочки, другие условия) (с приложением копий подтверждающих документов, в том числе акта или иного документа, которым указанные условия установлены)».

Вышеуказанную запрашиваемую информацию необходимо было предоставить в Управление в срок до 04.08.2023 года.

09.08.2023 в Управление поступила часть запрашиваемой информации (сведений, документов).

Однако, Обществом не представлена в Управление информация, запрашиваемая подпунктами 17.3, 17.6, 17.7 Определения, а информация, запрашиваемая подпунктами 17.1, 17.2 подпунктам 17.1, 17.2, 17.4, 17.5, 17.8 Определения предоставлена в Управление за пределами установленного вышеуказанным определением срока (т.е. после 04.08.2023 года).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о рекламе юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о рекламе" неисполнение требований ч. 1 ст. 34 Закона о рекламе влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с постановлением Верховного суда Российской Федерации от 13.08.2015 г. №302-АД15-5169 по делу №А19-12482/2014, суд признал наличие права антимонопольных органов запрашивать информацию для целей осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В указанном постановлении суд отметил, что из норм ст. 33, 34 Федерального закон "О рекламе" следует, что данным законом антимонопольному органу предоставляется право запрашивать документы без каких-либо ограничений по составу и объему необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функции информации.

Пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 "О некоторых вопросах применения практики арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что составом нарушения ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ охватываются лишь те случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не представило в антимонопольный орган необходимые сведения (информацию).

Кроме того, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 №307-АД18-24091 по делу №А42-10638/2017 разъяснено, что неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления функций по государственному контролю. Таким образом, административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности и нарушают нормальное функционирование государственных институтов. Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме, в том числе соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности (части 6 и 7 статьи 210 АПК РФ).

Правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ, включено в главу 19 КоАП РФ - "Административные правонарушения против порядка управления".

В силу подхода, изложенного в Постановлении от 17.01.2013 №1-П, Определении от 26.03.2019 №823-О Конституционного Суда Российской Федерации, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 №307-АД18- 24091, от 12.11.2019 №303-ЭС19-11369 по схожим составам административных правонарушений, действия (бездействие), охватываемые частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ, отнесены к административным правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания (требования) публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений (в том числе, нарушений в области антимонопольного или рекламного законодательства).

В статье 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности установлен за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа), - то есть только применительно к правонарушениям по части 7 и 8 статьи 19.8 КоАП РФ).

При этом статьей 4.5 КоАП РФ подчеркнуто, что такое правонарушение посягает на порядок управления. В отношении иных составов, подведомственных антимонопольному органу, увеличенных сроков давности по правонарушениям против порядка управления статьей 4.5 КоАП РФ не установлено.

В силу указанного к рассматриваемому случаю применим общий (двухмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее правонарушение не относится к длящимся.

Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон.

Как указывалось выше, последним сроком представления сведений УФАС указало 04.08.2023, после указанной даты правонарушение считается оконченным. Следовательно, вынесение постановления 05.10.2023 состоялось за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспоренного постановления.

Таким образом, заявление Общества подлежит удовлетворению, постановление УФАС от 05.10.2023 г. по делу №030/04/19.8-851/2023 - признанию незаконным и отмене.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2020 по делу №А56-104518/2019, от 20.01.2021 по делу №А56-137219/2019 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2022 по делу №А06-12769/2021.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области постановления от 05.10.2023 г. по делу №030/04/19.8-851/2023.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Ф.В. Сафронова