НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Астраханской области от 05.07.2017 № А06-3926/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-3926/2017

10 июля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 10 июля 2017 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сагитовой А.Ж.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  ЗАО "ЦИВССМ"  к  Государственной инспекции труда в Астраханской области  о признании незаконным и отмене постановления №4-28-17-ПВ/0000268/1/5 от 30.01.2017

при участии:

от заявителя: Шахбазян Г.Д., представитель по доверенности №20 от 14.03.2017

от административного органа: не явился, извещен

ЗАО "ЦИВССМ"   (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к  Государственной инспекции труда в Астраханской области  (далее – Инспекция, административный орган)  о признании незаконным и отмене постановления №4-28-17-ПВ/0000268/1/5 от 30.01.2017.

Представитель от административного органа в предварительное судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании  был поставлен вопрос о переходе из стадии предварительного судебного заседания в стадию судебного разбирательства.

Суд, выслушав мнение представителя заявителя, руководствуясь пунктом 4 статьи 137, пунктом 3 статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное заседание и  продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, в отсутствии административного органа, извещенного надлежащим образом.

Представитель Общества поддержал заявленные требования, указав, что обжалуемое постановление вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, т.е. по истечению срока давности привлечения к административной ответственности.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Инспекцией в ходе проведения мониторинга на предмет размещения организациями, проводящими специальную оценку условий труда, сведений о результатах проведения специальную оценку условий труда за 2016 год выявлены следующие нарушения Общества:

1. Не произведена передача в Федеральную государственную информационную
систему учета (ФГИС) результатов проведения
специальной оценки условий труда в следующих организациях:

-ОАО «Астрахань ТИСИЗ», дата утверждения отчета 29.04.2016года;

-ООО «Астраханский рис», дата утверждения отчета 02.08.2016года;

-МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», дата утверждения отчета 11.05.2016года;

2. При размещении отчетов о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах в организациях вФГИС учета результатов проведения специальной оценки условий труда были изменены сроки утверждения отчетов о проведении специальной оценки условий труда в следующих организациях:

-МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», дата утверждения отчета 28.04.2016года изменена на 24.11.2016 года;

-ГБПОУ Астраханской области «Астраханский автомобильно-дорожный колледж», дата утверждения отчета 28.09.2016года изменена на 24.11.2016 года.

Усмотрев признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Инспекции в отношении Общества составило протокол от 13.01.2017 №4-28-17-ПВ/0000268/1/1 об административном правонарушении.

30.01.2017 уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление №4-28-17-ПВ/0000268/1/5, которым ЗАО "ЦИВССМ"  привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ в виде штрафа в размере 70 000 руб.

Общество, не согласившись с постановлением административного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Представитель заявителя, указал, что  Обществом  был  пропущен установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд  и   заявил ходатайство о восстановлении данного срока, обосновывая уважительность пропуска срока тем, что ранее  ЗАО "ЦИВССМ"    обращалось с жалобой в Приволжский районный суд Астраханской области.

Рассмотрев вышеуказанное ходатайство заявителя, суд считает, что оно подлежит удовлетворению, а срок на обращение в суд с заявлением восстановлению ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а как следует из части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.98 № 54-ФЗ, «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

В соответствии с пунктом 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение  о привлечении к административной ответственности.

Согласно пункту 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии и оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Представитель заявителя пояснил, что  заявление о признании постановления  Инспекции незаконным  было подано Обществом в Кировский районный суд г.Астрахани. 19 мая 2017 года  решением  Астраханского областного суда по делу №7-172/2017  жалоба была возвращена Обществу в связи с неподведомственностью.

24 мая 2017 года Общество  подало заявление  в Арбитражный суд Астраханской области, т.е. в  пределах срока, установленного для обжалования.

Суд с учетом недопустимости лишения права на судебную защиту, считает возможным указанный срок восстановить.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)  работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее ФЗ N 426-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 данного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, отчет в силу требований ст. 15 данного Закона подлежит утверждению.

Приказом Минтруда России от 03.11.2015 №843н "Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда"  утвержден порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда.

Согласно п.6 части II Приложения к Приказу Минтруда России от 03.11.2015 №843н, организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в информационную систему учета передаются результаты проведения специальной оценки условий труда в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении такой оценки.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении.

Работы по проведению специальной оценки условий труда были осуществлены в следующих организациях:

-ОАО «Астрахань ТИСИЗ», дата утверждения отчета 29.04.2016 года;

-ООО «Астраханский рис», дата утверждения отчета 02.08.2016года;

-МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», дата утверждения отчета 11.05.2016года;

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).

Инспекцией было установлено, что Обществом не была произведена передача в Федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) результатов проведения специальной оценки условий труда в вышеуказанных организациях.

Также, при размещении отчетов о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах в организациях вФГИС учета результатов проведения специальной оценки условий труда были изменены сроки утверждения отчетов о проведении специальной оценки условий труда в следующих организациях:

-МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», дата утверждения отчета 28.04.2016года изменена на 24.11.2016 года;

-ГБПОУ Астраханской области «Астраханский автомобильно-дорожный колледж», дата утверждения отчета 28.09.2016года изменена на 24.11.2016 года.

Согласно ч.1, 2 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда,  составляет отчет о ее проведении.

Ч.5 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно ч.5 Приказа Минтруда России от 07.02.2017 №80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

При этом, согласно положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, составляет два месяца со дня его совершения.

Течение срока давности привлечения к административной ответственности начинается с момента совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении срок давности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Исходя из того, что основным объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности (оказание специализированной организацией услуг в области специальной оценки условий труда, то есть осуществление предпринимательской деятельности), то срок давности по этой категории дел составляет два месяца.

В соответствии с положениями п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Как следует из материалов дела, отчеты были утверждены  28.04.2016., 29.04.2016г., 11.05.2016г., 02.08.2016г., 28.09.2016г.,

Постановление вынесено Инспекцией 30.01.2017, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Определением от 29.05.2017 арбитражный суд обязал административный орган представить в материалы арбитражного дела в полном объеме материалы административного производства (копии в дело) по факту привлечения  ЗАО "ЦИВССМ"   к  административной ответственности по части 1 статье 14.54 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 70 000 руб. Определение было получено административным органом 05.06.2017.

Кроме того, суд определением от 14.06.2017 повторно обязал Государственную инспекцию труда в Астраханской области представить материалы административного производства.

Однако, административный орган данное требование суда не исполнил.

По мнению суда, срок с 05.06.2017 (дата получения определения) по 05.07.2017 (дата судебного заседания)  является более чем достаточным для направления в суд копий материалов административного производства, что позволяет суду прийти к выводу, что административный орган имел возможность в срок до 05.07.2017  направить в распоряжение арбитражного суда материалы административного производства во исполнение своей процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности.

В материалах дела отсутствуют доказательства  того, что ЗАО «ЦИВССМ»  было  извещено надлежащим образом  дате составления протокола об административном правонарушении,  о времени и месте рассмотрения административного дела.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд считает, что постановление Государственной инспекции труда в Астраханской области  №4-28-17-ПВ/0000268/1/5 от 30.01.2017  о привлечении  ЗАО «ЦИВССМ» к административной ответственности по части 1 статьи 14.54 КоАП РФ  подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Государственной инспекции труда в Астраханской области  №4-28-17-ПВ/0000268/1/5 от 30.01.2017  о привлечении  ЗАО «ЦИВССМ» к административной ответственности по части 1 статьи 14.54 КоАП РФ.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук