АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-6177/2011
09 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 2 ноября 2011 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе:
председательствующего Гущиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фирсовой И.Ю.,
в заседании приняли участие:
от истца – Гаврилина Ю.В. – представитель по доверенности № 755/271 от 01.03.2011г.,
от ответчиков:
МИФНС № 6 - не явился,
УФНС – Седов О.Н. – представитель по доверенности № 02-16/06723 от 28.09.2011г.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Судостроительный завод «Красные баррикады» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области о признании недействительным решения от 06.07.2011г. №08-26751/17695029 и к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области о признании недействительным решения от 15.08.2011 № 318-Н,
у с т а н о в и л :
Открытое акционерное общество «Судостроительный завод «Красные Баррикады» (далее ОАО «ССЗ «Красные Баррикады», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (Межрайонной ИФНС России) № 6 по Астраханской области о признании недействительным решения от 06.07.2011г. №08-26751/17695029 и к Управлению Федеральной налоговой службы (УФНС России) по Астраханской области о признании недействительным решения от 15.08.2011 № 318-Н по тем основаниям, что отсутствует состав налогового правонарушения.
Заявитель просит заявленные требования удовлетворить по тем основаниям, что аудиторское заключение не относится к документам и иным сведениям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах. Кроме того, общество своевременно уведомило налоговый орган о невозможности представления аудиторского заключения в срок до 31.03.2011г.
Межрайонная ИФНС России № 6 по Астраханской области в письменном отзыве заявленные требование не признала, в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 156, пункта 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в ее отсутствие.
УФНС России по Астраханской области также заявленные требование не признало, полагает, что обществом нарушены положения подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Выслушав объяснения лиц, принявших участие в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Астраханской области 06.07.2011г. приняла решение № 08-26751/17695029 о привлечении ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и иных сведений в виде штрафа в сумме 200 рублей.
Решением УФНС по Астраханской области № 318-Н от 15.08.2011г. жалоба ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» на решение № 08-26751/17695029 от 06.07.2011г. оставлена без удовлетворения.
Вывод налоговых органов основан на том, что общество в срок до 31.03.2011г. не представило в Межрайонную ИФНС России по Астраханской области аудиторское заключение по бухгалтерскому балансу за 2010г., а представило его только 13.05.2011г., что является нарушением подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закона № 129-ФЗ).
ОАО «ССЗ «Красные Баррикады», не согласившись с указанными решениями, оспорило их в судебном порядке.
Анализ примененных норм закона и материалов дела позволяет суду сделать вывод, что оспариваемые решения не соответствуют требованиям закона.
Согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ответственность предусмотрена за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Понятие налоговой декларации (расчета) определено в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, аудиторское заключение по бухгалтерскому балансу за 2010г. не относится ни к налоговой декларации, ни к расчету, следовательно, у заявителя отсутствует нарушение требований подпункта 4 пункта 1статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ следует, что организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 15 Закона № 129-ФЗ устанавливает адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности, однако она не содержит требования представления аудиторского заключения по бухгалтерскому балансу за год в налоговые органы в срок до 31 марта, следующего за отчетным годом.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации определено законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Закон № 129-ФЗ не подпадает под понятие "законодательства о налогах и сборах".
Представление в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете" предусмотрено подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, однако нарушение указанной нормы ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» не вменяется.
В соответствии с требованиями статья 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
Суд считает, что в нарушение требований пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации при принятии решения налоговыми органами не дана оценка доводов общества об отсутствии вины, поскольку ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» решением общего собрания акционеров утвердили в качестве аудитора ООО «Интерком-Аудит-Астрахань». Однако ООО «Интерком-Аудит-Астрахань» письмом от 10.12.2010г. известило заявителя о невозможности проведения аудиторской проверки и рекомендовало обратиться в ООО «Учет».
ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» провело внеочередное собрание акционеров 28.01.2011г. и утвердило аудитором ООО «Учет», 16.02.2011г. между ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» и ООО «Учет» был заключен договор на оказание аудиторских услуг. Общество письмом от 30.03.2011г. № 800-633 поставило в известность налоговый орган по месту учета о проведении аудиторской проверки и представлении его после его изготовления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговый орган не представил суду доказательств того, что заявитель имел реальную возможность представления аудиторского заключения в срок до 31.03.2011г.
Кроме того, в оспариваемых решениях не мотивировано какой нормой закона предусмотрена указанная дата, поскольку пункт 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ предусматривает обязанность представления годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности, налоговый орган должен руководствоваться при исчислении сроков статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, так пункт 1 указанной нормы предусматривает, что сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Согласно пункту 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Поскольку пункт 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ не предусматривает календарные дни, то с учетом выходных и праздничных дней 90-дневный срок истекает 23.05.2011г.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области от 06.07.2011г. № 08-26751/17695029 и решение Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области от 15.08.2011г. № 318-Н.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
Т.С. Гущина