НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 31.03.2016 № А05-15097/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

07 апреля 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-15097/2015

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2016 года

Решение в полном объёме изготовлено 07 апреля 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Коношское» (ОГРН 1052918024488; место нахождения: Россия, 164010, . Коноша, Архангельская обл., пр-кт Октябрьский, 19)

к ответчику – Контрольно-счётной палате Архангельской области (ОГРН 1112901009968; место нахождения: Россия, 163000, г. Архангельск, пл. В.И.Ленина, 1)

о признании недействительными пунктов 5,9,10-13 представления от 07.10.2015 №01-02/915 и пунктов 3-6 предписания от 07.10.2015 №01-02/916,

при участии в деле заинтересованных лиц:

- Администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (164010, Архангельская область, Коношский район, п. Коноша, ул. Советская, д76)

- Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения:163004, г.Архангельск, пр.Троицкий, д.49);

- государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, место нахождения: 115088, г.Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д.5).

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – Палкина А.Л. по доверенности от 12.02.2016; Кринин А.В., глава МО «Коношское»;

ответчика – Колмогорова Л.В., аудитор, по доверенности от 19.11.2015 №20; Пышкина К.А., ведущий инспектор аппарата, по доверенности от 13.01.2016 №5;

заинтересованных лиц:

Администрации МО «Коношский муниципальный район» - не явился, о судебном заседании извещён 10.03.2016 согласно уведомлению организации почтовой связи;

Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - не явился, о судебном заседании извещён 04.03.2016 согласно уведомлению организации почтовой связи;

государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - не явился, о судебном заседании извещён 04.03.2016 согласно данным официального сайта Почты России.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

Администрация муниципального образования «Коношское» (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрольно-счётной палате Архангельской области (далее – ответчик, КСП) о признании недействительными пунктов 5,9,10-13 представления от 07.10.2015 №01-02/915 и пунктов 3-6 предписания от 07.10.2015 №01-02/916.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представители ответчика с заявленными требования не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, полагают оспариваемые ненормативные правовые акты законными и обоснованными.

Администрации МО «Коношский муниципальный район» в письменных пояснениях заявленные требования полагает необоснованными.

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ), за счёт средств которого, в том числе, финансируется Программа Архангельской области по расселению граждан из аварийного жилья, представил в дело письменное мнение по существу заявленных требований, полагает, что пожар в доме по ул.Лесная, дом 2, включённом в 1 этап Программы не является основанием для исключения данного дома из региональной Программы; в случае оплаты за превышение общей площади приобретаемых жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда после 01.08.2013 финансирование расходов на оплату такого превышения могло осуществляться, в том числе, за счёт средств Фонда. В письме от 01.03.2016 №КЦ-05/118 по пунктам 3-5 оспариваемого предписания Фонд ЖКХ пояснил, что оценка законности предоставления гражданам жилых помещений в аварийных домах, включённых в региональную программу, выходит за рамки компетенции Фонда.

Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения спора.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (да­лее - Закон №185-ФЗ) получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Феде­рации, при этом, указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 20 Закона №185-ФЗ установлено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финан­сирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предо­ставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В проверяемый период (2013-2014 гг.) средства Фонда ЖКХ согласно об­ластным законам о бюджете являлись безвозмездными поступлениями в бюджет Архангельской области.

В целях получения средств Фонда ЖКХ, условия предоставления которых установлены статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ, постановлением Правительства Архан­гельской области №173-пп от 23.04.2013 утверждена регио­нальная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» (да­лее - Программа Архангельской области).

Программой Архангельской области предусмотрены средства областного бюджета, в том числе средства Фонда ЖКХ, направляемые на ее реализацию. Участниками Программы Архангельской области являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной програм­мы.

В соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 20 Закона №185-ФЗ контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Проверку использования средств Фонда проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Феде­рации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах ор­ганизации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Фе­дерации и муниципальных образований», областным законом от 30.05.2011 №288-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» контрольно-счетная палата осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и эко­номностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области.

Таким образом, проверка использования средств, предоставленных муници­пальному образованию «Коношское», являющемуся участником Программы Ар­хангельской области, из областного бюджета, в том числе Фонда ЖКХ, осуществ­лена в пределах полномочий контрольно-счетной палаты.

Между контрольно-счетной палатой Архангельской области и Фондом ЖКХ 10.09.2013 заключено соглашение о сотрудничестве (л.д.51-53, т.2), согласно которому сотруд­ничество осуществляется в форме проведения контрольных мероприятий в целях определения правомерности предоставления и эффективности использования вы­деляемых Фондом ЖКХ денежных средств.

Доводы администрации МО «Коношское» о нарушении при проведении проверки норм Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не принимаются судом, так как действие данного закона не распространяется на осуществление государственного контроля в финансово-бюджетной сфере (часть. 3.1 статьи 1 Закона №294-ФЗ).

Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реа­лизацию Программы Архангельской области, в администрации муниципального образования «Коношское» проводилась в соответствии с планом экспертно-аналитической и контрольной деятельности кон­трольно-счетной палаты Архангельской области на 2015 год на основании распоряжения от 03.03.015 5-р в со­ответствии с программой проведения контрольного мероприятия, утвержденной 05.03.2015 председателем КСП.

По итогам проведения проверки составлен акт от 11.06.2015, на основании решения коллегии КСП от 07.10.2015 в адрес администрации вынесены представление № 01-02/915 и предписание № 01-02/916.

Судом проверена законность и обоснованность представления № 01-02/915 и предписания № 01-02/916 в обжалуемой администрацией части по конкретным пунктам ненормативных правовых актов.

По пункту 5 представления №01-02/915 от 07.10.2015:

В оспариваемом пункте представления указано на то, что в нарушение пункта 44 По­ложения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непри­годным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сно­су или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее – Положение №47), 16 домов в пос. Коноша, включенных в I этап, и 98 домов пос. Коноша, включенных во II этап Программы Архангельской области, признаны аварийными в отсутствие заключения специали­зированной организации.

Проверке были представлены 16 актов обследований жилых домов, включенных в 1 этап Программы Архангельской области с заключениями межведомственной комиссии о признании жилых домов непригодными для постоянного проживания от 29.12.2006. В отношении домов, включенных во II этап Программы Архангельской области, представлено 98 копий актов обследований жилых домов с заключениями межведомственной комиссии о
 признании жилых домов непригодными для постоянного проживания: 93 заключения от 2006 го­да и 5 заключения от 2011 года. %

По всем обследованным домам межведомственной комиссией вынесены за­ключения о несоответствии домов требованиям к жилому помещению и непри­годности для постоянного проживания; признании домов аварийными и подлежа­щими сносу.

Согласно пункту 44 Положения №47 решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Факт отсутствия заключений специализированной организации по результатам обследований жилых домов не оспаривается заявителем.

Довод заявителя о том, что указанные дома переданы от МО «Коношский муниципальный район» в МО «Коношское» как аварийные, не нашёл своего подтверждения при рассмотрении дела. Согласно областному закону от 20.12.2006 №306-14-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между МО «Коношский муниципальный район» Архангельской области и МО «Коношское» Архангельской области» по­селению передано имущество, включенное в прилагаемый перечень. Данный пе­речень не содержит сведений о признании передаваемых объектов муниципальной собственности аварийными.

Кроме того, суд полагает обоснованными доводы КСП о том, что с момента передачи имущества МО «Коношское» до включения в 2013 году переданных домов в Программу Архангельской области у администра­ции МО «Коношское» имелось достаточно времени для соблюдения Положения 47, а также пункта 2 статьи 2 Федерального закона №185-ФЗ, в котором ава­рийным жилищным фондом называется совокупность жилых помещений в много­квартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу.

В отношении домов, находившихся в собственности МО «Коношское» и признанных аварийными в 2011 году, довод об отсутствии ответственности за несоблюдение норм Положения № 47 не может быть принят во внимание по тем же основаниям.

Таким образом, изложенный в оспариваемом пункте представления вывод КСП не противоречит законодательству, обстоятельствам дела, не нарушает права и интересы МО «Коношское», так как не содержит каких-либо императивных требований к администрации относительно исключения из Программы Архангельской области аварийных домов, уже включённым ранее в Программу Архангельской области. В предписании №01-02/916 от 07.10.2015 указанные нарушения пункта 44 Положения №47 не нашли своего отражения.

По пункту 9 представления №01-02/915 от 07.10.2015:

В оспариваемом пункте представления указано на то, что администрацией муниципального образования «Коношское» в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Программы Архангельской области приобретены 3 квартиры на общую сумму 2 218 580 руб.   (в том числе, средства Фонда ЖКХ - 1 945 250,95 руб. и средства областного бюджета - 273 329,05 руб.) в п.Коноша по адресам: пр. Октябрьский, д. 64-6, кв.11; ул.Речная, д.39, кв.22; ул. Речная, д.39, кв.10, которые предоставлены гражданам, утратившим по мнению КСП право на получение жилых помещений в рамках Программы Архангельской области (Ананян Э.А., Оганесян Х.М., Оганесян Р.Х.).

Указанные граждане являлись собственниками квартир многоквар­тирного дома (далее - МКД) по адресу: п.Коноша, ул.Лесная, д.2, включенного в 1 этап Программы Архангельской области.

Квартиры, расположенные в МКД по адресу п. Коноша, ул. Лесная, д. 2 (№№ 1, 5 и 7), общей площадью 73,1 кв.м., находившиеся в частной собственно­сти указанных выше лиц, были утрачены в связи с пожаром дома, произошедшего 20.12.2013, то есть после включения указанного жилья в 1 этап Программы Архангельской области.

Проанализировав представленные в дело доказательства и доводы представителей сторон, суд полагает ошибочным вывод КСП о том, что уничтожение жилого помещения является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения в рамках Закона №185-ФЗ и Программы Архангельской области.

Установлено, что квартиры, расположенные в МКД по адресу п. Коноша, ул. Лесная, д. 2 (№№ 1, 5 и 7), до уничтожения их в результате пожара признаны аварийными и непригодными для постоянного проживания, по этой причине включены в 1 этап Программы Архангельской области, кроме того, имелись вступившие в силу судебные акты суда общей юрисдикции, согласно которым администрация обязана предоставить гражданам жилые помещения (определение Коношского районного районного суда от 12.11.2014 по де­лу № 2-476/2014, решение Коношского районного районного суда от 28.04.2014 по делу № 2-138/14, документы приобщено в дело л.д.1-8, т.2).

Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон №185-ФЗ и Программа Архангельской области не содержат норм, позволяющих исключить уничтоженное вследствие пожара жилье, ранее признанное аварийным, из Программы Архангельской области.

Суд полагает, что предоставление указанным граждан квартир в порядке исполнения 1 этапа Программы Архангельской области соответствует целям и задачам, установленным Законом №185-ФЗ, предусматривающим расселение граждан из аварийного жилого фонда.

Указанный пункт представления подлежит признанию недействительным полностью как не соответствующий нормам законодательства и нарушающий права и интересы заявителя.

По пункту 10 представления №01-02/915 от 07.10.2015 и по пункту 3 предписания №01-02/916 от 07.10.2015:

В оспариваемом пункте представления и предписания указано на то, что ад­министрацией МО «Коношское» в нарушение пункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 60, пункта 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 673 Гражданского Кодекса Российской Федерации со­вершены действия по предоставлению 6 гражданам (Кузнецова Л.В., Мишутин С.А., Напалькова Л.В., Григорян А.С., Космачева В.В., Пантюшин А.В.) помеще­ний в домах аварийного фонда, включенных в Программу Архангельской области, вследствие чего этим гражданам выделены новые жилые помещения по адресам в п. Ко­ноша: пр. Октябрьский, д. 64-6, квартиры 12, 1; ул. Космонавтов, д. 14-а, квартиры 6, 3; пр. Октябрьский, д. 54-а, кв. 7; пр. Октябрьский, д. 64-д, кв. 8, которые приобретены за счет средств Фонда ЖКХ и областного бюджета в размере 9 885 400 руб.   (средства Фонда ЖКХ - 8 667 518,72 руб., средства областного бюджета - 1 217 881,28 руб.), что противоречит также положениям статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данные о предоставлении освободившихся помещений аварийного жилищного фонда, включённых в 1 этап Программы Архангельской области, содержатся в Приложении №24 к акту проверки (л.д.118, т.1).

Судом проанализирована обоснованность предоставления указанным выше гражданам в рамках реализации Программы Архангельской области жилых помещений.

Установлено, что Кузнецова Л.В.   проживала в помещении площадью 41.8 кв.м жилого дома по адресу: п.Коноша, пр.Октябрьский, д.54, кв.5. Дом включён во второй этап Программы Архангельской области, полностью уничтожен вследствие пожара 20.01.2011.

Решением Коношского районного суда Архангельской области от 27.12.2013 по делу № 2-681/13 на администрацию МО «Коношское» возложена обязанность в срок до 31.03.2014 предоставить Кузнецовой Л.В. на состав семьи из пя­ти человек жилое помещение вне очереди по договору социального найма, равно­значное по площади ранее занимаемому, находящееся в черте п. Коноша, отвеча­ющее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства ранее занимае­мому жилому помещению, и состоящее из двух комнат.

На основании распоряже­ния главы администрации МО «Коношское» от 07.11.2014 Кузнецовой Л.В. было предоставлено освободившееся жилое помещение аварийного фонда по адресу: п. Коноша, ул. Труда, д.2, кв.12 (включено в 1 этап Программы Архангельской области) взамен помещения, расположенного по адресу: п. Коноша, пр. Октябрьский, д. 54, кв. 5 (включено во 2 этап Программы Архангельской области). Через два дня на основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 13.11.2014 №1964 Кузнецовой Л.В. предоставлено новое жилое помещение, рас­положенное по адресу: п. Коноша, пр. Октябрьский, д. 64-6, кв. 12, площадью 53,0 кв.м., приобретенное в рамках реализации 1 этапа Программы Архангельской об­ласти, на общую сумму 1 336 300 руб.   (в том числе: за счет средств Фонда ЖКХ - 1 171 667, 84 руб. и за счет средств областного бюджета – 164 632, 16 руб.).

Доказательств того, что гражданам, ранее проживающим по адресу: п.Коноша, ул.Труда, д.2, кв.12, ранее уже было предоставлено жилое помещение в рамках реализации Программы Архангельской области по расселению граждан из аварийного жилья, суду не представлено. КСП на указанное обстоятельство не ссылается.

Мишутин С.А.   и Мишутина Н.М. проживали ранее в помещении площадью 52,0 кв.м в жилом доме по адресу: п.Коноша, пр.Октябрьский, д.54, кв.1. Дом включён во второй этап Программы Архангельской области, полностью уничтожен вследствие пожара 20.01.2011.

Решением Коношского районного суда Архангельской области от 11.02.2014 по делу № 2-43/14 на администрацию МО «Коношское» возложена обязанность в срок до 01.09.2014 предоставить Мишутиной Н.М. и Мишутину С.А. жилое помещение по договору социального найма, на состав семьи из двух чело­век, в порядке ч. 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в виде отдельной квартиры, состоящей из трех комнат, благоустроенное применительно к условиям соответствующего насе­ленного пункта пос. Коноша Архангельской области, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 52 кв.м., от­вечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах пос. Коноша Коношского района Архангельской области.

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 07.11.2014 №1941 Мишутину С.А. предоставлено освободившееся в связи с выселением предыдущих нанимателей жилое помещение аварийного фонда по адресу: п. Коноша, ул. Молодежная, д. 3, кв. 2 (включено в 1 этап Программы Архангельской области) взамен помещения, распо­ложенного по адресу: п. Коноша, пр. Октябрьский, д. 54, кв. 1 (включено во 2 этап Программы Архангельской области).

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 13.11.2014 Мишутину С.А. предоставлено новое жилое помещение, расположенное по адресу: п. Коноша, пр. Октябрьский, д.64-6, кв.1, площадью 53,0 кв.м., приобретенное в рамках реализации 1 этапа Программы Архангельской области, на общую сумму 1 645 420 руб.   (в том числе: за счет средств Фонда ЖКХ - 1 442 704, 26 руб. и за счет средств областного бюджета – 202 715,74 руб.).

Доказательств того, что гражданам, ранее проживающим по адресу: п.Коноша, ул. Молодежная, д.3, кв.2, ранее на момент предоставления нового жилого помещения Мишутину С.А. уже было предоставлено жилое помещение в рамках реализации Программы Архангельской области по расселению граждан из аварийного жилья, суду не представлено. КСП на указанное обстоятельство не ссылается.

Григорян А.С.   ранее проживал в помещении площадью 64,0 кв.м по адресу: п.Коноша, ул.Театральная, д.50, кв.1. Дом включён в 4 этап Программы Архангельской области.

Решением Коношского районного суда Архангельской области от 09.12.2011 по делу № 2-368/11 на администрацию МО «Коношское» возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью 64,0 кв.м., отвечающее санитарно-техническим нормам, находящееся в пос.Коноша Архангельской области.

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 04.06.2014 №355 Григорян А.С. предоставлено освободившееся жилое помещение (наниматели выселены по решению Коношского районного суда от 27.02.2014 по делу №2-63/14) аварийного фонда по адресу: п. Коноша, ул. Молодежная, д. 3, кв.5 (включено в 1 этап Программы Архангельской области) взамен помещения, расположенного по адресу: п. Коноша, ул.Театральная, д. 50, кв.1.

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 04.06.2014 №358 Григорян А.С. предоставлено новое жилое помещение, располо­женное по адресу: п. Коноша, ул. Космонавтов, д. 14-а, кв. 3, площадью 71,3 кв.м., приобретенное в рамках реализации 1 этапа Программы Архангельской области, на общую сумму 2 144 520,00 руб.   (в том числе: за счет средств Фонда ЖКХ - 1 880 315,14 руб. и за счет средств областного бюджета – 264 204,86 руб.).

Доказательств того, что гражданам, ранее проживающим по адресу: п.Коноша, ул. Молодежная, д.3, кв.5, ранее на момент предоставления нового жилого помещения Григорян А.С. уже было предоставлено жилое помещение в рамках реализации Программы Архангельской области по расселению граждан из аварийного жилья, суду не представлено. КСП на указанное обстоятельство не ссылается.

Пантюшин А.В.   ранее проживал в помещении площадью 38,4 кв.м по адресу: п.Коноша, ул.Зелёная, д.47, кв.3 (дом включён во 2 этап Программы Архангельской области)

Решением Коношского районного суда Архангельской области от 10.01.2014 по делу № 2-5/14 на администрацию МО «Коношское» возложена обязанность в срок до 31.12.2014 предоставить Пантюшину А.В. жилое помещение по договору социального найма по площади не менее нормы предоставления - 14 кв.м., находящееся в черте п. Коноша, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустрой­ства ранее занимаемому жилому помещению по адресу: п. Коноша, ул. Зеленая, д. 47, кв.3.

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 13.10.2014 №1728 Пантюшину А.В. предоставлено свободное жилое поме­щение аварийного фонда по адресу: п. Коноша, ул. Горная, д. 4, кв. 4 (квартира освобождена в связи со снятием жильцов с регистрации), включённое 1 этап Программы Архангельской области.

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 13.10.2014 1729 Пан­тюшину А.В. предоставлено новое жилое помещение, расположенное по адресу: п. Ко­ноша, пр. Октябрьский, д. 64-д, кв.8 площадью 38,3 кв.м., приобретенное в рамках реализации 1 этапа Программы Архангельской области, на общую сумму 1 127 000 руб.   (в том числе: за счет средств Фонда ЖКХ – 988 513,60 руб. и за счет средств областного бюджета - 138 846, 40 руб.).

Оспариваемыми представлением и предписанием КСП пришло к выводу о том, что приобретение квартир гражданам Кузнецовой Л.В., Мишутину С.А., Григорян А.С. и Пантюшину А.В. на средства Фонда ЖКХ и областного бюджета противоречит Программе Архангельской области и ст.162 Бюджетного кодекса, причинён ущерб Архангельской области в сумме 6 253 240 руб., которую предложено вернуть в областной бюджет.

Суд полагает, что приобретение квартир гражданам Кузнецовой Л.В., Мишутину С.А., Григорян А.С. и Пантюшину А.В. в общей сумме 6 253 240 руб. на средства Фонда ЖКХ и областного бюджета не противоречит целям и задачам Программы Архангельской области, направленной на переселение граждан из аварийного жилья, и, как следствие, ст.162 Бюджетного кодекса, так как жильё, в котором первоначально проживали указанные граждане, в установленном порядке до 01.01.2012 было признано аварийным и было включено в Программу Архангельской области, ранее квартиры указанным гражданам за счёт средств Фонда ЖКХ и бюджета субъекта Российской Федерации не предоставлялись, оснований полагать, что имело место нецелевое расходование денежных средств в проверяемом периоде, у суда нет.

МО «Коношское» включено в перечень муниципальных образований для участия в Программе, целью которой является переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, финансирование переселения граждан из которых за счет бюджетных средств и (или) иных источников в период до 1 января 2013 года не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными правовыми актами, а также не включенными в этапы прошлых лет региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Первый этап реализации Программы осуществляется на территории 40 муниципальных образований Архангельской области, между которыми средства финансовой поддержки распределялись пропорционально имеющейся площади аварийного жилищного фонда с учетом готовности соответствующих муниципальных образований обеспечить переселение граждан в 2013 - 2014 годах.

Второй этап осуществляется на территории 32 муниципальных образований Архангельской области, между которыми средства финансовой поддержки распределялись пропорционального имеющейся площади аварийного жилищного фонда с учетом готовности соответствующих муниципальных образований обеспечить переселение граждан не позднее 31 декабря 2015 года.

Третий этап реализации Программы осуществляется на территории 22 муниципальных образований Архангельской области, между которыми средства финансовой поддержки распределялись пропорционально имеющейся площади аварийного жилищного фонда с учетом готовности соответствующих муниципальных образований Архангельской области обеспечить переселение граждан не позднее 31 декабря 2016 года.

Четвертый этап Программы осуществляется на территории 10 муниципальных образований Архангельской области, между которыми средства финансовой поддержки распределены пропорциональной имеющейся нерасселенной площади аварийного жилищного фонда. Срок завершения переселения граждан в рамках реализации четвертого этапа Программы - не позднее 31 августа 2017 года.

В соответствии с разделом 5 Программы Архангельской области органы местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, участвующего в Программе, осуществляют, в числе прочего, установление очередности сноса аварийного жилищного фонда муниципальных образований Архангельской области и соответственно - очередности переселения граждан.

Таким образом, администрация МО «Коношское» при предоставлении новых жилых помещений из аварийного жилья гражданам в первом этапе Программы не лишена возможности осуществить корректировку перечня подлежащих расселению жилых домов во 2-4 этапах Программы Архангельской области, на момент рассмотрения настоящего дела такая возможность не утрачена. Изложенные в письменных пояснениях от 25.03.2016 №01-02/284 доводы КСП относительно того, что после предоставления квартир гражданам в ходе выполнения второго этапа Программы Архангельской области в отношении тех же жилых помещений повторно были заключены контракты на приобретение новых жилых помещений, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как выходят за рамки контрольного мероприятия, по итогам которого были вынесены оспариваемые ненормативные правовые акты. КСП не лишена возможности осуществить соответствующие контрольные мероприятия при реализации следующих этапов Программы и принять предусмотренные законодательством меры при выявлении случаев повторного предоставления жилых помещений в ходе расселения граждан из аварийного жилья.

В связи с тем, что приобретение квартир гражданам Кузнецовой Л.В., Мишутину С.А., Григорян А.С. и Пантюшину А.В. в общей сумме 6 253 240 руб. на средства Фонда ЖКХ и областного бюджета не противоречит целям и задачам Программы Архангельской области, направленной на переселение граждан из аварийного жилья, и, как следствие, ст.162 Бюджетного кодекса, суд полагает в этой части оспариваемые пункты представления и предписания признать недействительными.

Установлено, что гражданка Космачева В.В. проживала по адресу: п. Коноша, ул. Молодежная, д. 8, кв. 4; указанный дом не включён в Программу Архангельской области, дом ранее был включён в адресную Программу Архангельской области «Дополнительные мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» на 2010 год, для переселения из указанного дома уже были израсходованы денежные средства на приобретение новых помещений, въезжать в которые Космачева В.В. отказалась.

Гражданке Космачевой В.В. согласно решению Коношского районного суда Архангельской области от 24.07.2013 по делу № 2-322/13 администрация МО «Коношское» обя­зана предоставить жилое помещение по договору социального найма в порядке части 2 статьи 57 ЖК РФ в виде отдельной двухкомнатной квартиры, благоустро­енное применительно к условиям п. Коноша Коношского района, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 40,8 кв.м., жилой площадью не менее 26,2 кв.м., отвечающее установленным санитар­ным и техническим требованиям, находящееся в границах населенного пункта пос. Коноша МО «Коношское» Коношского района Архангельской области.

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 17.06.2014 №389 Космачевой В.В. предоставлено жилое помещение аварийно­го фонда по адресу: п. Коноша, ул. Коллективизации, д. 6, кв. 6 (включено в 1 этап Программы Архангельской области) взамен помеще­ния, расположенного по адресу: п. Коноша, ул. Молодежная, д. 8, кв. 4.

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 18.06.2014 №404 Космачевой В.В. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: п. Ко­ноша, пр. Октябрьский, д. 54-а, кв.7 площадью 48,2 кв.м., приобретенное в рамках реализации 1 этапа Программы Архангельской области, на общую сумму 1 461 880 руб.   (в том числе: за счет средств Фонда ЖКХ - 1 281 776, 38 руб. и за счет средств областного бюджета – 180 103,62 руб.).

Установлено, что Напалькова Л.В.   проживала по адресу: п.Коноша, ул.Заречная, д.2, кв.3 площадью 69.3 кв.м, дом уничтожен пожаром, происшедшим 12.05.2008, в настоящую Программу Архангельской области не вошёл.

Напальковой Л.В. по решению Коношского районного суда Архангельской
 области от 10.09.2012 по делу №2-332/12 администрация МО «Коношское» обязана принять Напалькову Л.В. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном
 предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходя из даты утраты жилого помещения 12.05.2008 (жилой дом по адресу: п. Коноша, ул. За­
 речная, д. 2 уничтожен пожаром) и предоставить Напальковой Л.В. и членам ее семьи вне очереди по договору социального найма жилое помещение, равнознач­ное по площади ранее занимаемому жилому помещению (69,3 кв.м.), находящееся в пос. Коноша, Коношского района Архангельской области, отвечающее санитар­но-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по пос. Коноша Коношского района Архангельской области.

На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 17.10.2014 №1812 Напальковой Л.В. предоставлено жилое помещение аварийного фонда по адресу: п. Коноша, ул. Молодежная, д. 3, кв. 1 (включено в первый этап рассматриваемой в настоящем деле Программы Архангельской области) взамен помещения, расположенного по ад­ресу: п. Коноша, ул. Заречная, д. 2, кв. 3.

В тот же день основании распоряжения главы администрации МО «Ко­ношское» от 17.10.2014 №1813 Напальковой Л.В. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: п. Коноша, ул. Космонавтов, д. 14-а, кв. 6 площадью 71,1 кв.м., приобретенное в рамках реализации 1 этапа Программы Архангельской области, на общую сумму 2 170 280 руб.   (в том числе: за счет средств Фонда ЖКХ - 1 902 901,50 руб. и за счет средств областного бюджета – 267 378,50 руб.).

В соответствии с разделом IV «Перечень муниципальных образований, участвующих в Программе» Программы Архангельской области расселению подлежат многоквартирные жилые дома, признанные до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, финансирование переселения граждан из которых за счет бюджетных средств и (или) иных источников в период до 1 января 2013 года не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными правовыми актами, а также не включенными в этапы прошлых лет региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Предоставленные муниципальному образо­ванию «Коношское» денежные средства имели целевой характер и выделялись в размере, необходимом для переселения из конкретных аварийных помещений, указанных в приложении к Программе Архангельской области. Условия о целевом характере предоставляемых средств, о необходимости их эффективного использо­вания отражены в договоре № 5ФП-1-13 от 29.07.2013 г., заключенном между ми­нистерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хо­зяйства Архангельской области и муниципальным образованием «Коношское».

МКД по адресу: п. Коноша, ул. Молодежная, д. 8, в котором проживала гражданка Космачева В.В., был включён в адресную программу расселения из аварийного жилья прошлых лет; МКД по адресу: п.Коноша, ул.Заречная, д.2, в котором проживала гражданка Напалькова Л.В., сгорел в 2008 году, не был включён в настоящую Программу Архангельской области.

При таких обстоятельствах, предоставление жилых помещений в рамках реализации Программы Архангельской области за счёт средств Фонда ЖКХ и субъекта Российской Федерации произведено с нарушением Программы Архангельской области, ст.162 Бюджетного кодекса.

Оснований для признания недействительными представления и предписания в этой части у суда нет.

По пункту 11 представления №01-02/915 от 07.10.2015 и по пункту 4 предписания №01-02/916 от 07.10.2015:

В оспариваемом пункте представления и предписания указано на то, что ад­министрацией МО «Коношское» в нарушение раздела V «Механизм реализации Программы» Программы Архан­гельской области Никифоровой Н.С.,   не являвшейся нанимателем помещения или членом семьи нанимателя в аварийном доме, включенном в Программу Архан­гельской области, администрацией МО «Коношское» на основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 08.10.2014 № 1503 предоставлено жилое помещение по адресу: п. Коноша, пр. Октябрьский, д. 64-д, кв.1, общей площадью 47,1 кв.м., приобретенное на средства Фонда ЖКХ и об­ластного бюджета в сумме 1 487 640 руб.   (средства Фонда ЖКХ - 1 304 362,75 руб., средства областного бюджета - 183 277,25 руб.), что нарушает положения статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Помещение предоставлено Никифоровой Н.С. взамен жилого помещения, расположенного по ад­ресу: п. Коноша, ул. Лесная, д. 16, кв. 3, включенного в 1 этап Программы Архангельской области. Никифорова Н.С. нанимателем жилья не являлась (наниматель – Кузнецов Е.Ю. с 28.11.1985), включена в поквартирную карточку как член семьи нанимателя непосредственно перед предоставлением жилья 01.10.2014. Степень родства Никифоровой Н.С. с нанимателем Кузнецовым Е.Ю. документально не подтверждена.

Таким образом, Никифорова Н.С. не являлась членом семьи нанимателя Кузнецова Е.Ю., в аварийной квартире не проживала, как следствие, каких-либо прав в отношении данной квартиры, в том числе на предоставление нового жилья в результате её расселения в рамках Программы Архангельской области, не име­ла. По факту совершения умышленных действий с целью предостав­ления новой квартиры в отношении Никифоровой Л.В., Никифоровой Н.С. СО МВД по Коношскому району возбуждено уголовное дело №15130197. На данный момент производство по делу не завершено.

Оснований для признания незаконным оспариваемых пунктов представления и предписания по данному эпизоду у суда нет, поскольку не доказано документально право Никифоровой Н.С. на получение нового жилья в рамках реализации Программы Архангельской области.

По пункту 12 представления №01-02/915 от 07.10.2015 и по пункту 5 предписания №01-02/916 от 07.10.2015:

В оспариваемом пункте представления и предписания указано на то, что ад­министрацией МО «Коношское» в нарушение пункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 60, пункта 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделов I «Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами», II «Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, показатели ее выполнения», V «Механизм реализации Программы» Программы Архангельской области совершены действия по предоставлению 2 гражданам (Бойцова З.П., Константинова Г.А.) помещений домов аварийного фонда, включенных в Программу Архангельской области, вследствие чего этим гражданам предоставлены жилые помещения по адресам: п. Коноша, пр. Октябрь­ский, д. 64-д, кв. 6 и кв. 10, приобретенные за счет средств I этапа Программы Ар­хангельской области в размере 2 479 400 руб. (средства Фонда ЖКХ - 2 173 937,92 руб., средства областного бюджета - 305 462,08 руб.), что противоречит положе­ниям статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Бойцова З.П.   ранее проживала по адресу: п.Коноша, ул.Путейская, дом 9, кв.1 (дом включён во 2 этап Программы Архангельской области).

Как было установлено в ходе проверки, на основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 29.10.2014 1857 Бойцовой З.П. предоставлено жилое помещение аварийного фонда по адресу: п. Коноша, ул. Горная, д. 4, кв. 14, включенное в I этап Программы Архангельской области, вза­мен помещения, расположенного по адресу: п. Коноша, ул. Путейская, д. 9, кв. 1 и включенного во II этап Программы Архангельской области.

В этот же день по распоряжению главы админи­страции МО «Коношское» от 29.10.2014 № 1858 Бойцовой З.П. предоставлено новое жилое помещение, расположенное по адресу: п. Коноша, пр. Ок­тябрьский, д. 64-д, кв. 6, площадью 43,2 кв.м., приобретенное в рамках реализации 1 этапа Программы Архангельской области, на общую сумму 1 336 300 руб.   (из них: средства Фонда ЖКХ - 1 171 667,84 руб., областного бюджета -164 632,16 руб.).

Освободившееся после переселения Бойцовой З.П. помещение, расположенное по адресу: п. Коноша, ул. Путейская, д. 9, кв.1, и включенное во II этап Программы Архангельской области, на основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 25.02.2015 №339 предоставлено Константиновой Г.А.   по заявлению от 24.02.2015 и справки Отделения государственного пожарного надзора Коношского района от 13.05.2010 о том, что 12.05.2010 произошел пожар в жилом 8-ми квар­тирном доме, расположенном по адресу: п. Коноша, ул. Мамонова, д. 36, в кото­ром она ранее проживала.

Согласно данным поквартирной карточки дата реги­страции Константиновой Г.А. по адресу: п. Коноша, ул. Путейская, д. 9, кв. 1 - 25.02.2015. На основании распоряжения главы администрации МО «Коношское» от 05.03.2015 №378 Константиновой Г.А. предоставлено новое жилое по­мещение, расположенное по адресу: п. Коноша, пр. Октябрьский, д. 64-д, кв. 10 площадью 35,9 кв.м., приобретенное в рамках реализации 1 этапа Программы Ар­хангельской области, на общую сумму 1 143 100 руб.   (в том числе: средства Фонда ЖКХ - 1 002 270,08 руб., областного бюджета – 140 829,92 руб.).

На основании изложенных фактов контрольно-счетной палатой сделан вывод о нарушении части 2 статьи 15, части 1 статьи 60, части 1 статьи 62 ЖК РФ, пунк­та 1 статьи 673 ГК РФ при предоставлении на праве социального найма указанным гражданкам жилых помещений, находящихся в аварийных домах, как следствие, неправомерности последующих действий администрации МО «Коношское» в части предоставления данным гражданкам квартир, приобретенных в рамках Программы Архангельской области в размере 2 479 400 руб. (средства Фонда ЖКХ - 2 173 937,92 руб., средства областного бюджета - 305 462,08 руб.), в связи с чем бюджету Архангельской области причинен ущерб в разме­ре стоимости приобретенных помещений.

В связи с включением квартиры по адресу: п. Коноша, ул. Путейская, д. 9, кв. 1 во II этап Программы Архангельской области и предоставлением взамен ее (через предоставление квартиры, включенной в 1 этап) квартиры, приобретенной на средства 1 этапа Программы Архангельской области, в предписании контрольно-счетной палаты администрации МО «Коношское» предложено принять меры по исключению данного помещения из Программы Ар­хангельской области, что устранит возможность двойного «использования» дан­ной квартиры.

Суд, проанализировав представленные в дело доказательства и доводы представителей участвующих в деле лиц, пришёл к выводу, что приобретение квартиры, расположенной по адресу: п. Коноша, пр. Ок­тябрьский, д. 64-д, кв. 6, площадью 43,2 кв.м., в рамках реализации 1 этапа Программы Архангельской области, на общую сумму 1 336 300 руб.   (из них: средства Фонда ЖКХ - 1 171 667,84 руб., областного бюджета -164 632,16 руб.) за заключения договора социального найма с гражданкой Бойцовой З.П. не противоречит целям и задачам Программы Архангельской области, направленной на переселение граждан из аварийного жилья, и, как следствие, ст.162 Бюджетного кодекса, так как жильё, в котором первоначально проживала Бойцова З.П., в установленном порядке до 01.01.2012 было признано аварийным и было включено в Программу Архангельской области, ранее жильё Бойцовой З.П. за счёт средств Фонда ЖКХ и бюджета субъекта Российской Федерации не предоставлялось, оснований полагать, что имело место нецелевое расходование денежных средств в проверяемом периоде на общую сумму 1 336 300 руб., у суда нет. Сам по себе факт «однодневного» заселения Бойцовой З.П. из одного аварийного помещения, включённого в Программу Архангельской области, в другое аварийное помещение, также включённое в Программу Архангельской области, не влечёт в данном случае вывода о том, что денежные средства в размере 1 336 300 руб. на приобретение нового жилого помещения для заселения Бойцовой З.П. использованы администрацией МО «Коношское» не по целевому назначению.

В соответствии с разделом 5 Программы Архангельской области органы местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, участвующего в Программе, осуществляют, в числе прочего, установление очередности сноса аварийного жилищного фонда муниципальных образований Архангельской области и соответственно - очередности переселения граждан.

Таким образом, администрация МО «Коношское» при предоставлении новых жилых помещений из аварийного жилья гражданам в первом этапе Программы не лишена возможности осуществить корректировку перечня подлежащих расселению жилых домов во 2-4 этапах Программы Архангельской области, на момент рассмотрения настоящего дела такая возможность не утрачена.

В связи с тем, что приобретение квартиры гражданке Бойцовой З.П. в общей сумме 1 336 300 руб. на средства Фонда ЖКХ и областного бюджета не противоречит целям и задачам Программы Архангельской области, направленной на переселение граждан из аварийного жилья, и, как следствие, ст.162 Бюджетного кодекса, суд полагает, что в части возврата в областной бюджет указанной суммы оспариваемые пункты представления и предписания следует признать недействительными.

В то же время суд полагает законным и обоснованным требование относительно исключения из 2 этапа Программы Архангельской области аварийного помещения, расположенного по адресу: п.Коноша, ул.Путейская, дом 9, кв.1, поскольку фактически расселение граждан из указанного помещения произведено в 1 этапе Программы.

В отношении предоставления жилья Константиновой Г.А. суд пришёл к следующему. Константинова Г.А. ранее проживала по адресу: п. Коноша, ул. Мамонова, д. 36, указанный дом не был включён в Программу Архангельской области, не подлежал расселению за счёт средств Фонда ЖКХ и бюджета области, уничтожен вследствие пожара в 2010 году.

Предоставление Константиновой Г.А. жилья по адресу: п.Коноша, ул.Путейская, дом 9, кв.1, произошло фактически после реализации целей Программы Архангельской области по расселению граждан из аварийного жилья в данном жилом помещении, повторное расселение жилья противоречит положениям статьи 1 Федерального закона №185-ФЗ, разделам II и V Программы Архангельской области в части установленных задач по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, пункту 2.3.2 договора №5ФП-1-13 от 29.07.2013 в редакции дополнительного соглашения №3 от 28.07.2014, ст.162 Бюджетного кодекса РФ.

Оснований для признания недействительными представления и предписания в этой части у суда нет.

По пункту 13 представления №01-02/915 от 07.10.2015 и по пункту 6 предписания №01-02/916 от 07.10.2015:

В оспариваемом пункте представления и предписания указано на то, что администрацией МО «Коношское» в рамках I этапа Программы Архангельской области за счёт средств Фонда ЖКХ и областного бюджета приобретены жилые помещения, площадь которых превышает площадь помещений аварийного жилищного фонда на 324,3 кв.м., что составляет 9 629 803,79 руб. (в том числе средства Фонда ЖКХ в размере 8 443 411,96 руб. и средства областного бюджета в размере 1 186 391,83 руб.), в связи с чем указанная сумма в со­ответствии с положениями раздела V «Механизм реализации Программы» Про­граммы Архангельской области, по мнению КСП, должна быть возвращена в бюджет Архангельской области и оплачена подрядчику из средств местного бюд­жета.

Программой Архангельской области расселяемая площадь аварийных жилых помещений и совокупная приобретаемая площадь новых жилых помещений предусмотрена в одинаковом размере и составляет 5671 кв.м.

Согласно представленным к проверке документам: актам приёма-передачи, договорам социального найма, свидетельствам о государственной регистрации прав, - фактическая совокупная площадь приобретаемых жилых помещений по 134 муниципальным контрактам составила 6014,3 кв.м, то есть на 324,3 кв.м больше, чем площадь расселяемого аварийного жилья (Приложение №26 к акту, л.д.119-120, т.1).

В соответствии с разделом III «Обоснование объёма средств на реализацию Программы» Программы Архангельской области общий объем финансирования Программы обоснован предельной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах; общей площадью жилых помещений, строящихся (приобретаемых) для расселения аварийных жилых домов в рамках Программы.

В целях реализации первого этапа Программы предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для приобретения жилых помещений в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ, с участием финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета Архангельской области (далее - предельная стоимость) устанавливается в размере 34 600 рублей для городских округов Архангельской области и муниципальных образований Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера. Для иных муниципальных образований Архангельской области предельная стоимость устанавливается в размере 32 200 рублей.

Согласно разделу V «Механизм реализации Программы» распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями Архангельской области - участниками Программы, в том числе объемы долевого финансирования за счет средств Фонда и областного бюджета, осуществлено в зависимости от суммарной площади жилых помещений многоквартирных жилых домов на территории отдельного муниципального образования, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, переселение граждан из которых запланировано в рамках настоящей Программы.

В рамках реализации первого этапа Программы могут предусматриваться дополнительные источники финансирования.

Фактически дополнительных источников финансирования из бюджета Архангельской области или Фонда ЖКХ в рамках реализации первого этапа Программы Архангельской области не предусмотрено.

Программой установлено, что в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования Архангельской области  .

Пунктом 2.3.1 (2) договора №5ФП-1-13 от 29.07.2013 в редакции дополни­тельного соглашения № 1 от 29.07.2013 предусмотрена обязанность муници­пального образования принимать в пределах своей компетенции меры по обеспечению финансирования мероприятий за счет средств местного бюджета муници­пального образования в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жи­лищного фонда, жилого помещении, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финан­сирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования. Подпунктом 2 пункта 2.2.1 договора б/н о взаимодействии администрации МО «Коношский муниципальный район» и администрации МО «Коношское» от 30.08.2013 предусмотрена аналогичная обязанность МО «Коношское».

Согласно представленным к проверке актам приема - передачи, договорам социального найма, свидетельствам о государственной регистрации прав фактиче­ская площадь приобретенных жилых помещений по 134 муниципальным контрактам, заключенным администрацией МО «Коношское» в целях реализации 1 этапа Программы Архангельской области, составила 6 014,3 кв.м.

Таким образом, общая предоставленная гражданам площадь, превышающая общую площадь ранее занимаемого ими жилого помещения, по 134 квартирам составила 324,3 кв.м., КСП пришла к выводу о том, что оплата данного превышения произведена администрацией МО «Коношское» в общей сумме 9 629 803,79 руб. (в том числе: за счет средств Фонда ЖХК - 8 443 411,96 руб. и за счёт средств областного бюджета - 1 186 391,83 руб.), указанные денежные средства в нарушение раздела V «Механизм реализа­ции Программы» Программы Архангельской области, условий договора № 5-ФП-1-13 от 29.07.2013 (л.д.27-30, т.1) и договора б/н от 30.08.2013 (л.д.149-152, т.1) оплачены не из средств мест­ного бюджета МО «Коношское».

Проанализировав представленные в дело доказательства, суд пришёл к следующему. В дело представлены копии:

- муниципального контракта №0124300016013000079-0071866-01 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах от 07.09.2013, заключённого между МО «Коношское» в лице администрации МО «Коношское» (Муниципальный заказчик) и ООО «Меркурий» (Застройщик),

- муниципального контракта №0124300016013000047-0071866-01 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах от 31.08.2013, заключённого между МО «Коношское» в лице администрации МО «Коношское» (Муниципальный заказчик) и ООО СК «Вектор» (Застройщик).

Муниципальные контракты заключены по итогам проведения открытого аукциона, предметом контрактов является участие в долевом строительстве в целях реализации Закона №185-ФЗ, аналогичны по содержанию. В соответствии с пунктами 3.1 контрактов цена контрактов по результатам проведения аукциона определена исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений 32 200 руб., что соответствует предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, определённой в целях реализации первого этапа Программы Архангельской области.

Основания пересмотра цены контракта установлены в пункте 5.2 в меньшую сторону, если по результатам обмера общая площадь жилых помещений будет меньше площади, указанной в пункте 2.4 контракта и Приложении №2 к контракту, в этом случае размер окончательного платежа по контракту будет определяться как произведение стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, которая составляет 32 200 руб. и фактической общей площади жилых помещений, определённой организацией технической инвентаризации за вычетом произведённых Муниципальным заказчиком платежей.

В соответствии с пунктом 5.3 контрактов если по результатам обмера жилых помещений, произведённого организацией технической инвентаризации, фактическая общая площадь жилых помещений будет больше площади, указанной в пункте 2.4 контракта и Приложения №2 к контракту, размер окончательного платежа по контракту останется прежним.

Таким образом, в контрактах не предусмотрено обязанности Муниципального заказчика производить какие-либо дополнительные платежи в случае превышения Застройщиком общей площади жилых помещений как за счёт средств МО «Коношское», так и за счёт средств Фонда ЖКХ и областного бюджета. Следовательно, Заказчики при заключении контрактов взяли на себя риск несения затрат при передаче в собственность МО «Коношское» площадей, превышающих установленные пунктом 2.4 контрактов и Приложения №2 к контрактам. Ущерб областному бюджету не причинён, предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предусмотренная первым этапом Программы Архангельской области, не превышена. Контракты в судебном порядке не признаны недействительными как противоречащие законодательству, обязательства по ним исполнены.

Оснований полагать, что полученные МО «Коношское» денежные средства в общей сумме 9 629 803,79 руб. (в том числе: за счет средств Фонда ЖХК - 8 443 411,96 руб. и за счёт средств областного бюджета - 1 186 391,83 руб.) использованы с нарушением Программы Архангельской области и ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации у суда нет.

На основании изложенного, пункт 13 оспариваемого представления и пункт 6 оспариваемого в настоящем деле предписания подлежат признанию недействительными.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным проверенный на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2017 годы, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 №173-пп, ненормативный правовой акт – представление № 01-02/915 от 07.10.2015 года, принятый контрольно-счётной палатой Архангельской области в отношении Администрации муниципального образования "Коношское" в части: пункта 9 (полностью); пункта 10 (в части приобретения гражданам жилых помещений за счёт средств Фонда ЖКХ и областного бюджета на сумму 6 253 240 руб.); пункта 12 (в части приобретения гражданам жилых помещений за счёт средств Фонда ЖКХ и областного бюджета на сумму 1 336 300 руб.); пункта 13 (полностью).

Признать недействительным проверенный на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2017 годы, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 №173-пп, ненормативный правовой акт – предписание № 01-02/916 от 07.10.2015 года, принятый контрольно-счётной палатой Архангельской области в отношении Администрации муниципального образования "Коношское" в части: пункта 3 (в части возврата в областной бюджет 6 253 240 руб., направленных на приобретение гражданам жилых помещений за счёт средств Фонда ЖКХ и областного бюджета); пункта 5 (в части возврата в областной бюджет 1 336 300 руб., направленных на приобретение жилого помещения за счёт средств Фонда ЖКХ и областного бюджета); пункта 6 (полностью).

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова