АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
августа 2015 года | г. Архангельск | Дело № А05-6242/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена июля 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено августа 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (ОГРН 1102902001179; место нахождения: 164512, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. С.Орджоникидзе, дом 2А, каб. 14)
к ответчику – Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; место нахождения: 163004, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 49)
о признании требования от 05.05.2015 №203/06-04/2961 недействительным в части;
и по встречному иску Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
к открытому акционерному обществу «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие»
о взыскании 1 290 991 руб. 38 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Бердинских Е.С. по доверенности от 19.12.2014 №245; Слюсарь Н.В. по доверенности от 07.07.2015 №224;
ответчика – Камкина С.А., консультант отдела финансирования и контроля в сфере топливно-энергетического комплекса, по доверенности от 03.04.2015 №15-д; Некрасов М.В., ведущий консультант отдела правового и кадрового обеспечения по доверенности от 26.05.2015 №21-д.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
открытое акционерное общество «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании требования Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – ответчик, Министерство) от 05.05.2015 №203/06-04/2961 недействительным в части:
- возмещения в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп.;
- возмещения в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2014 год в размере 414 498 руб. 10 коп.
Заявленные требования изложены с учётом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения предмета заявленных требований заявителем (письмо от 06.07.2015 №219).
От ответчика суду поступил отзыв на заявление, в котором он полностью не согласен с заявлением, просит суд в удовлетворении заявления отказать.
Одновременно ответчик обратился со встречным исковым требованием, просит взыскать с открытого акционерного общества «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» 1 290 991 руб. 38 коп., в том числе: 1 280 488 руб. 93 коп. излишне перечисленные суммы субсидий «Дельта Т» за 2013-2014 годы и 10 502 руб. 45 коп. пени за период с 20.05.2015 по 30.07.2015.
Требования по встречному иску изложены судом с учётом увеличения цены иска представителем истца в судебном заседании 30.07.2015, принятого судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, доводы представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела.
На основании распоряжения от 19.03.2015 №151-р должностным лицом Министерства в период с 01.04.2015 по 16.04.2015 в отношении Общества была проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению на нужды теплоснабжения за 2013 – 2014 годы.
По результатам проверки составлен акт №203/01-23/40 от 16.04.2015 (л.д.46-51, т.1), согласно которому Обществом излишне получены средства субсидий в 2013 году в сумме 674 286 руб. 83 коп., в 2014 году в сумме 606 202 руб. 10 коп.
Общество частично не согласилось с изложенными в акте выводами и направило Министерству письмом от 05.05.2015 №166 возражения, в которых указало на обоснованность получения субсидий из областного бюджета в отношении объёма тепловой энергии, отпускаемой на нужды теплоснабжения незаселённых муниципальных жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу: с.Ненокса, МО «Северодвинск», ул.Школьная, дом №1 и дом №7, поскольку данные многоквартирные дома находятся в управлении Общества, счета-фактуры в том числе и по незаселённым жилым помещениям выставлялись Обществом управляющей организации МПЖРЭП Северодвинска по тарифам для населения, установленным постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 15.11.2012 №78-э/1 и от 03.12.2013 №73-т/22.
Министерство не согласилось с доводами Общества и направило в его адрес требование от 05.05.2015 №203/06-04/2961, в котором предложило в течение 15 дней с момента предъявления требования возвратить в областной бюджет необоснованно полученные субсидии за 2013 год в сумме 674 286 руб. 83 коп., в 2014 году в сумме 606 202 руб. 10 коп. В случае невыполнения Обществом требования Министерства указано на то, что предоставление средств областного бюджета будет приостановлено.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования № 203/06-04/2961 от 05.05.2015, вынесенного Министерством, в части возмещения в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год – в размере 414 498 руб. 10 коп.
Суд полагает, что оспариваемое Обществом требование является ненормативным правовым актом, и, следовательно, заявление о признании его недействительным подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что требование от 05.05.2015 №203/06-04/2961 в течение 15 дней с момента его предъявления о возврате в областной бюджет необоснованно полученных субсидий за 2013 год в сумме 674 286 руб. 83 коп., в 2014 году в сумме 606 202 руб. 10 коп. Обществом исполнено не было, полагая требование законным и обоснованным, Министерство обратилось в данном деле со встречным требованием о взыскании с открытого акционерного общества «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» 1 290 991 руб. 38 коп., в том числе: 1 280 488 руб. 93 коп. излишне перечисленные суммы субсидий «Дельта Т» за 2013-2014 годы и 10 502 руб. 45 коп. пени за период с 20.05.2015 по 30.07.2015.
Общество встречные требования не признало, в части взыскания излишне полученных субсидий на 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год – в размере 414 498 руб. 10 коп., а также соответствующих пени, ссылается на незаконность требования Министерства, на обоснованность получения субсидий из областного бюджета в отношении объёма тепловой энергии, отпускаемой на нужды теплоснабжения незаселённых муниципальных жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу: с.Ненокса, МО «Северодвинск», ул.Школьная, дом №1 и дом №7. В части требования о возврате 440 921 руб. 71 коп. излишне полученной суммы субсидии «Дельта Т» за 2013 и 2014 годы и соответствующих пени правомерность требования Министерства не оспаривает, ссылается на отсутствие денежных средств.
Как следует из материалов дела, 29.12.2012 министерство энергетики и связи Архангельской области (Сторона 1) и открытое акционерное общество «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Сторона 2) во исполнение Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон о бюджете на 2013 год) заключили договор №51-Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (л.д.53-54, т. 1).
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением 17 к Закону о бюджете на 2013 год.
Согласно пункту 1.2 этого договора субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории муниципального образования «Северодвинск».
По условиям пункта 1.3 договора объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
Сi = (Пнасi x (Тi - Тнасi), где:
Сi - объем субсидии теплоснабжающей организации, рублей;
Пнасi - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Тi - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), рублей/Гкал;
Тнасi - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), рублей/Гкал.
24.01.2014 министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (Сторона 1) и открытое акционерное общество «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (Сторона 2) во исполнение Закона Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон о бюджете на 2014 год) заключили договор N 45-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (л.д.55-59, т.1).
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее – Субсидия) в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением 18 к Закону о бюджете на 2014 год.
Согласно пункту 1.2 этого договора Сторона 2 является теплоснабжающей организацией, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществляет продажу населения и потребителям, приравненным к населению, произведённой или приобретённой тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения и потребителей, приравненных к населению на территории муниципального образования «Северодвинск».
К потребителям, приравненным к населению, относятся- исполнители коммунальной услуги по отоплению;
- исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению, осуществляющие производство и предоставление данной услуги с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
- организации, приобретающие тепловую энергию для производства горячей воды для нужд населения.
По условиям пункта 1.3 договора объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
С = (Пнас x (Т - Тнас) - Sz, где:
С - объем субсидии теплоснабжающей организации, рублей;
Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), рублей/Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), рублей/Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 году остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - неиспользованный остаток каменного угля), рублей.
Сумма возврата денежных средств за неиспользованный остаток каменного угля определяется на основании актов сверки между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года и корректируется на основании требований Стороны 1 и (или) предписаний органов государственного финансового контроля Архангельской области.
Сторона 1 осуществляет предоставление субсидии Стороне 2 с учётом стоимости неиспользованного остатка каменного угля, рассчитанной на основании актов сверки по состоянию на 1 января 2013 года равными долями, начиная с 2013 года в течение 3 лет. При отсутствии актов сверки неиспользованный остаток каменного угля в расчётах субсидии не учитывается.
Стороны договора в пункте 1.6 согласовали, что фактический отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета.
Из материалов дела также следует, что Министерство на основании распоряжения от 19.03.2015 N 151-р провело в Обществе плановую выездную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013-2014 годы.
По итогам этой проверки должностным лицом Министерства, проводившим проверку, составлен акт от 16.04.2015 N 203/01-23/40 (л.д.46-51, т.1), где содержится вывод о том, что в расчетах потребности в средствах субсидии за 2013-2014 годы Общество неверно отразило фактические объемы тепловой энергии, отпущенные населению муниципального образования "Северодвинск" (далее - МО "Северодвинск").
На основании проверки бухгалтерских документов и платежных документов (квитанций), выставленных населению за 2013-2014 годы в МО "Северодвинск", а также на основании представленных документов и информации Министерство пришло к выводу о необоснованном применении льготных тарифов на тепловую энергию и, как следствие, о необоснованном получении обществом средств субсидии по объемам тепловой энергии, поставленной в пустующие (по причине отсутствия нанимателей) объекты муниципального жилищного фонда в многоквартирном жилом доме. Как указано в акте, такими объектами муниципального жилищного фонда являются жилые помещения в домах №1 и №7 по улице Школьная в с.Ненокса.
Министерство сочло, что в расчет фактической потребности в средствах субсидии заявителем необоснованно включен объем отпуска тепловой энергии в указанные помещения в размере 110,269 Гкал в 2013 году, 108,297 Гкал в 2014 году, а сумма необоснованно полученной заявителем субсидии по данному основанию на 2013 год составила 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год – 414 498 руб. 10 коп.
В результате исследования доказательств, доводов представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам по существу заявленных требований.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
- категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Названными выше Законами о бюджете на 2013 и на 2014 годы утверждены Порядки предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок). Порядок изложен в приложении №17 к Закону о бюджете на 2013 год в приложении №18 к Закону о бюджете на 2014 год.
В разделе 3 Порядка предоставления субсидий в 2013 году предусмотрено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
Субсидии предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения (пункт 3.1 Порядка).
В качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (пункт 3.2 Порядка).
Согласно пунктам 3.3, 3.4 Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и согласованные сторонами.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидии с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
Теплоснабжающие организации несут ответственность за нецелевое использование субсидии и недостоверность представляемых в соответствии с названным Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субсидии (пункт 3.10 Порядка).
В силу пункта 3.12 Порядка контроль за целевым использованием субсидий осуществляется министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области.
Согласно пункту 3.11 Порядка в случае выявления министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения данного Порядка и условий договоров на возмещение убытков соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидий данного требования в установленный срок министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства вправе обратиться с требованием о возврате субсидий в суд.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления субсидий в 2014 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее - субсидии), предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области (далее - теплоснабжающие организации) в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения над одноставочным тарифом на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области непосредственно для теплоснабжающей организации.
Субсидии предоставляются с целью обеспечения покрытия теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии населению и потребителям, приравненным к населению (пункт 3.3 Порядка предоставления субсидий в 2014 году).
В качестве базовых величин для расчета размера субсидий (п.3.4 Порядка предоставления субсидий в 2014 году) принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями населению и потребителям, приравненным к населению (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг";
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений Архангельской области теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
В целях расчета размера субсидии учитывается срок действия тарифа, установленного непосредственно для теплоснабжающей организации. Под сроком действия тарифа понимается период времени, на который агентством по тарифам и ценам устанавливаются тарифы.
Согласно пункту 3.5 Порядка предоставления субсидий в 2014 году Предоставление субсидий теплоснабжающим организациям осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство ТЭК и ЖКХ) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договор на возмещение недополученных доходов, является согласие получателя субсидии на осуществление министерством ТЭК и ЖКХ и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения теплоснабжающей организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Договоры на возмещение недополученных доходов должны предусматривать уплату пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета в сроки, установленные пунктами 3.10 и 3.15 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка предоставления субсидий в 2014 году теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство ТЭК и ЖКХ по формам, установленным распоряжением министерства ТЭК и ЖКХ, расчет фактической потребности в средствах субсидий с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
В силу пункта 3.16 Порядка предоставления субсидий в 2014 году контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством ТЭК и ЖКХ и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области, а также контрольно-счётной палатой Архангельской области.
Согласно пункту 3.15 Порядка предоставления субсидий в 2014 году в случае выявления министерством ТЭК и ЖКХ нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством ТЭК и ЖКХ соответствующего требования.
При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию министерством ТЭК и ЖКХ в судебном порядке.
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Данным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 указанного нормативного правового акта по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Такое требование должно соответствовать по форме и содержанию положениям пункта 58 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а именно в нем указываются наименование ("требование"), дата и место составления требования; сведения об объекте контрольного мероприятия (его наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения (место жительства), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица); реквизиты акта проверки, на основании которого направлено требование; фамилия, имя, отчество и должность должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, подписавшего требование; сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; реквизиты счета, на который подлежит перечислению сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; срок исполнения требования о возврате субсидии; подпись должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшего акт проверки.
В оспариваемом заявителем требовании Министерство предложило Обществу возместить в областной бюджет 674 286 руб. 83 коп. за 2013 год и 606 202 руб. 10 коп. за 2014 год необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, посчитав, что Общество необоснованно применило льготный тариф в отношении объема тепловой энергии 110,269 Гкал в 2013 году, 108,297 Гкал в 2014 году, поставленной в жилые помещения в домах №1 и №7 по улице Школьная в с.Ненокса, которые пустуют по причине отсутствия нанимателей.
Заявителем не оспаривается и материалами дела подтверждается факт, что в этих помещениях никто в течение проверяемого периода не проживал. Дома частично заселены, аварийными в установленном порядке не признаны, от отопления не отключены.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 11 статьи 155 названного Кодекса неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В 2013-2014 году заявитель поставил в спорные жилые помещениея тепловую энергию. Объектом теплоснабжения в данном случае являлось пустующее жилое помещение.
Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в них на коммунально-бытовые нужды. При взыскании на основании договора теплоснабжения платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения", в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
При таких обстоятельствах ресурсоснабжающая организация имеет право на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
Таким образом, у Министерства не имелось законных оснований для включения в оспариваемое требование предложения о возмещении в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год – в размере 414 498 руб. 10 коп., в связи с этим оспариваемое требование в указанной части подлежит признанию недействительным как не соответствующее законодательству и нарушающее права и законные интересы заявителя, а решение суда первой инстанции в указанной части отмене.
Соответственно, не подлежит удовлетворению требование Министерства по встречному иску в части взыскания в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год – в размере 414 498 руб. 10 коп., как основанное на недействительном требовании от 05.05.2015 №203/06-04/2961.
В остальной части требование Министерства по встречному иску подлежит удовлетворению судом, так как факт завышения Обществом в расчётах потребности в субсидии и, как следствие, излишнее получение Обществом субсидии «Дельта Т» за 2013 и 2014 годы в общей сумме 440 921 руб. 71 коп. подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом.
В нарушение пункта 1.5 договора №51-Т от 29.12.2012 и пунктов 1.5 и 1.6 договора №45-Т от 24.01.2014 Общество применило заниженный норматив коммунальных услуг по отоплению, не соответствующий постановлениям Министерства энергетики и связи Архангельской области 10-пп от 22.08.2012 (в редакции постановления 107-пп от 25.12.2012) и 99-пн от 28.06.2013 для данного населённого пункта (п.Ненокса), что привело к завышению объёма тепловой энергии в целях предоставления субсидий на 64,699 Гкал в 2013 году 249 217 руб. 71 коп.; 50,087 Гкал – в 2014 году на сумму 191 704 руб.
На момент рассмотрения дела в суде Общество не представило доказательств возврата в областной бюджет суммы излишне полученных субсидий за 2013 и 2014 годы, требования Министерства подлежат удовлетворению путём взыскания с Общества излишне полученной субсидии «Дельта Т» за 2013 и 2014 годы в общей сумме 440 921 руб. 71 коп.
Кроме того, Министерством по встречному иску заявлено требование о взыскании 10 502 руб. 45 коп. пени в соответствии с пунктом 2.3.14 договора №45-Т от 24.01.2014 в связи с не возвратом Обществом средств областного бюджета в сумме 606 202 руб. 10 коп. за 2014 год в срок, установленный требованием № 203/06-04/2961 от 05.05.2015, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки, за период с 29.05.2015 по 30.07.2015.
В связи с тем, что требование о возврате в областной бюджет полученной Обществом субсидии за 2014 год удовлетворено судом частично в сумме 191 704 руб., требование о взыскании пени также подлежит удовлетворению частично из расчёта суммы долга 191 704 руб., ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8,25% годовых, периода просрочки возврата средств с 29.05.2015 по 30.07.2015. В остальной части требование о взыскании пени подлежит отклонению.
Расходы по уплате государственной пошлине по основному требованию в сумме 3000 руб. подлежат отнесению на Министерство в соответствии со ст.ст.106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как основной требование разрешено не в пользу Министерства.
Государственная пошлина по встречному иску подлежит отнесению на Общество пропорционально удовлетворённых с Общества требований, Министерство от уплаты государственной пошлины в бюджет освобождено в соответствии с пп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
По основному требованию:
Признать недействительным проверенный на соответствие нормам Жилищного кодекса РФ ненормативный правовой акт – требование № 203/06-04/2961 от 05.05.2015, вынесенное Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в отношении открытого акционерного общества «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» в части возмещения в областной бюджет необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на 2013 год в размере 425 069 руб. 12 коп., за 2014 год – в размере 414 498 руб. 10 коп.
Взыскать с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в пользу открытого акционерного общества «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» 3000 руб. расходов по государственной пошлине.
По встречному требованию:
Взыскать с открытого акционерного общества «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» (ОГРН 1102902001179; место нахождения: 164512, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. С.Орджоникидзе, дом 2А, каб. 14) в пользу Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; место нахождения: 163004, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 49) 440 921 руб. 71 коп. излишне полученной суммы субсидии «Дельта Т» за 2013 и 2014 годы, 6264 руб. 76 коп. пени за период с 29.05.2015 по 30.07.2015.
В удовлетворении остальной части встречного иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие» в доход федерального бюджета 8989 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Е.И. Бекарова |