НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 28.09.2004 № А05-10943/04

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Архангельск Дело№А05-10943/04-26

Арбитражный суд Архангельской области

  28 сентября 2004 г.

в составе:

председательствующего Ипаева С.Г.

судей

при ведении протокола судебного заседания судьей Ипаевым С.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИМНС РФ по г. Архангельску

к Архангельской региональной благотворительной общественной организации инвалидов с детства «Поморская благотворительная организация имени святого праведника Иоанна Крондштатского»

о взыскании 76 908 руб. 25 коп.

при участии

от заявителя – Сынчиков Д.Н.

от ответчика – Добровольская Р.В.

  установил: заявлено требование о взыскании с ответчика: 1679 руб. 80 коп. штрафа на основании ст.123 НК РФ за неправомерное не перечисление сумм, налога, подлежащего удержанию и перечислению; 13 746 руб. 25 коп. штрафа на основании ст.123 НК РФ за неправомерное не перечисление удержанных сумм налога; 54 282 руб. штрафа на основании п.1 ст.122 НК РФ за неуплату единого социального налога; 50 руб. штрафа на основании п.1 ст.126 НК РФ за нарушение срока представления декларации по единому социальному налогу; 7150 руб. штрафа на основании п.1 ст.126 НК РФ за непредставление сведений необходимых для осуществления налогового контроля.

Ответчик не согласен с привлечением к ответственности, поскольку на основании пункта 2 статьи 239 НК РФ имеет льготу по уплате единого социального налога.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, а, также заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующее.

ИМНС РФ по г. Архангельску проведена выездная налоговая проверка по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах Архангельской региональной благотворительной общественной организации инвалидов с детства «Поморская благотворительная организация имени святого праведника Иоанна Крондштатского» (далее – Организация) и Каргопольского филиала Организации.

В ходе проверки установлено, что по Каргопольскому филиалу Организации неудержан и не перечислен налог на доходы физических лиц в сумме 8399 руб.; неперечислен в бюджет удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 68 731 руб.27 коп.; неуплачен единый социальный налог в сумме 271 411 руб., в результате необоснованного применения льготы по налогу; не представлены сведения о выплаченных доходах физическим лицам по форме 2-НДФЛ и не представлена декларация по единому социальному налогу за 2003 год. По проверки самой Организации, нарушений в порядке исчисления и уплаты налога не установлено.

По результатам проверки юридического лица составлен акт от 29.01.2004, по проверки филиала составлен акт от 20.05.2004, на основании которых вынесено решение от 02.06.2004 №01/1-27-08/2575 о привлечении Организации к ответственности в виде взыскания штрафа в общей сумме 76 908 руб.25 коп. Требование от 02.07.2004 №01/1-27-08/1299 об уплате штрафа, направлено почтой. В добровольном порядке требование не исполнено, в связи с чем, инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с ответчика штрафа.

По эпизоду взыскания 1679 руб.80 коп. штрафа на основании статьи 123 НК РФ, за неудержание и неперечисление 8399 руб. налога на доходы физических лиц по филиалу.

В ходе проведения проверки Каргополького филиала Организации, установлено неудержание и неперечисление 8399 руб. Нарушение произошло в результате необоснованного предоставления налоговых вычетов, установленных подпунктами 3,4 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговым резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы, установлен статьей 210 НК РФ в соответствии, с которой при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. При этом для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В пункте 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ установлено, что налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 пункта 1 настоящей статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется. В пункте 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ установлено, что налоговый вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

Указанный вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет. При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок (дети).

Под одиноким родителем для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей) или месяца, в котором установлена опека (попечительство), и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг возраста, указанного в абзаце втором настоящего подпункта, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Вышеперечисленные стандартные налоговые вычеты, предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты доходов, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты (пункт 3 ста.218 НК РФ).

При проведении проверки установлено, что работникам филиала были предоставлены стандартные налоговые вычеты установленные подпунктами 3 и 4 ст.218 НК РФ, без заявлений и подтверждающих документов.

С учетом вышеизложенного, налоговой инспекцией обоснованно доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 8399 руб.Ответственность налоговых агентов за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, установлена статьей 123 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

При таких обстоятельствах дела, налоговая инспекция обоснованно привлекла Организацию к ответственности по ст.123 НК РФ.

По эпизоду взыскания 13 746 руб. 25 коп. на основании ст.123 НК РФ за неправомерное неперечисление удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 68 731 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. При этом исчисление сумм и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, в том числе и с доходов выплаченных по договорам аренды имущества.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Суммы исчисленного и удержанного налога, налоговые агенты обязаны перечислить в бюджет (пункт 6 ст.226 НК РФ).

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 68 731 руб.27 коп. Привлечение Организации к ответственности по статье 123 НК РФ по данному эпизоду обоснованно.

По эпизоду взыскания 7150 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ за 2002-2003 год, необходимых для осуществления налогового контроля.

При проверке Каргопольского филиала Организации «Сельскохозяйственное предприятие МТС», установлено непредставление в налоговый орган за 2002 и 2003 года, 143 справок о доходах выплаченных по основному и не основному месту работы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.2 ст.230 НК РФ).

Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 02.12.2002 №БГ-3-04/686, утверждена справка «О доходах физического лица» №2-НДФЛ.

В силу положений пункта 1 статьи 230 НК РФ и приказа МНС РФ №БГ-3-04/686, Организация была обязано представить в налоговую инспекцию справки по форме №2-НДФЛ в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ответственность налоговых агентов за непредставление сведений необходимых для осуществления налогового контроля, установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ. Материалами дела подтверждается непредставление 143 справок по форме №2-НДФЛ за 2002-2003 годы. Привлечение организации по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений обоснованно.

Ответчиком заявлено ходатайство об уменьшении сумм взыскиваемых штрафов. В обоснование доводов ответчик ссылается на то, что Общество оказывает слуги по снабжению питьевой водой, население сельской местности. Муниципальное образование «Каргопльский район» расчет за оказанные услуги производило с задержками на 6-12 месяцев и не в полном объеме, поэтому денежных средств, хватало только на поддержание производственной деятельности и выплату заработной платы. Согласно справки по состоянию на 31 марта 2004 года, числиться задолженность по выплате заработной платы в сумме 86 171 руб.59 коп. Практически деятельность предприятия приостановлена, предприятие находиться на стадии ликвидации.

Суд считает возможным учесть вышеперечисленные обстоятельства, как обстоятельства смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения и на основании статей 112,114 НК РФ уменьшить сумму взыскиваемого штрафа по вышеназванным эпизодам до 2000 рублей.

По эпизоду взыскания 54 282 руб.20 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого социального налога.

При проверке Каргопольского филиала Организации «Сельскохозяйственное предприятие МТС» установлено, что Общество использовало льготу по уплате единого социального налога, как организация инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % на основании п.2 ст.289 НК РФ.

Поскольку среди работников филиала Организации, инвалидность третьей группы имеет только один работник, то применение льготы установленной п.2 ст.289 НК РФ, возможно только относительно выплат в пользу этого работника, на выплаты остальным работникам филиала, льгота не распространяется, так как не представлено доказательств о наличии инвалидности этих работников.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, при этом указывает на то, что при определении процентного соотношения численности инвалидов, налоговая инспекция исходила из численности работников филиала и не принимала в расчет численность инвалидов в целом по всей организации.

ИМНС РФ по г. Архангельску также проводилась выездная налоговая проверка за этот же период времени, но по другим налогам. По результатам проверки оформлен акт №01/-126/19/496 от 11.06.2004. и вынесено решение №01/1-26-19/2822 от 30.07.2004. В решении на странице №9 пункт11 инспекция признает, что фактическая численность инвалидов Общества за проверяемый период составляет 600 человек, что составляет за 2002 год 90,4%, за 2003 год –97,4%. Ответчик в дополнении к отзыву представил расчет численности инвалидов в процентном соотношении за 2001 год, согласно которому численность инвалидов за 2001 год составила 88,75 %. Все первичные документы о наличии инвалидности у работников Общества, были представлены в налоговую инспекцию в ходе проведения проверки. Налоговая инспекция исследовала все документы и в решении признала, что численность инвалидов в Обществе составляет свыше 80 %.

Ответчик, ссылаясь на пункт 2 статьи 239 НК РФ, полагает, что освобожден полностью от уплаты единого социального налога, как общественная организация инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%организация

По мнению налоговой инспекции, льгота установленная пунктом 2 статьи 239 НК РФ распространяется не на всю Организацию в целом, а только на работников имеющих инвалидность.

Доводы налоговой инспекции суд считает не обоснованными и противоречащими положению пункта 2 статьи 239 НК РФ, по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 239 НК от уплаты единого социального налога освобождаются налогоплательщики-работодатели - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.

В названной норме, дан перечень таких организаций. Согласно которому общественные организации инвалидов, их региональные и местные отделения (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. В силу толкования положений пункта 2 статьи 239 НК РФ, следует, что льгота по налогу распространяется на общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов. При этом льгота предоставляется при условии, что суммы выплат и иные вознаграждения не будут превышать 100 000 руб., на каждого работника, как имеющего инвалидность, так и не имеющего инвалидности.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству серии «ИР» №000384 от 20.12.2001, Архангельская региональная благотворительная общественная организация инвалидов с детства «Поморская благотворительная организация имени святого праведника Иоанна Крондштатского», является членом Общероссийского союза общественных организаций инвалидов.

Численность инвалидов Архангельской региональной благотворительной общественной организации инвалидов с детства «Поморская благотворительная организация имени святого праведника Иоанна Крондштатского» - составляет более 80 процентов. Данное обстоятельство подтверждается решением ИМНС РФ по г. Архангельску по № 01/1-26-19/2822 от 30.07.2004 (стр.9 п.11 решения). По акту проверки филиала №11-2-15/1254 от 20.05.2004, выплаты произведены в пользу 76 работников. Общая сумма выплат составила 324 911 руб. 99 коп., т.е. на каждого работника составила 4 275 руб.15 коп. За 2002 год сумма выплат на одного работника составила 14 305 руб.49 коп. За 2003 год сумма выплат на одного работника составила 8 648 руб.74 коп. При расчете суммы на каждого работника, использованы данные проверки.

При таких обстоятельствах дела, ответчик имеет право на освобождение от уплаты единого социального налога на основании положений пункта 2 статьи 239 НК РФ. Доначисление единого социального налога за 2001-2003 год, не обоснованно. Требования заявителя о взыскании штрафа за неуплату налога, удовлетворению не подлежат.

По эпизоду взыскания 50 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление декларации по единому социальному налогу за 2003 год.

При проведении проверки установлено непредставление ответчиком декларации по единому социальному налогу за 2003 год. Данное нарушение, налоговая инспекция квалифицировала как не представление документов необходимых для осуществления налогового контроля, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность установлена законодательством о налогах и сборах. При этом согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льгот и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Обязанность по уплате единого социального налога и представления декларации по налогу установлена 235,243 НК РФ. В силу положений статьи 243 НК РФ декларация по единому социальному налогу, отвечает понятию налоговой декларации, данному в пункте 1 статьи 80 НК РФ. Статьей 119 Налогового кодекса, установлена ответственность за нарушение срока представления деклараций по налогам. При таких обстоятельствах, налоговый орган, установив факт непредставления декларации по единому социальному налогу за 2003 год, вправе был привлечь ответчика к ответственности установленной статьей 119 НК РФ. Тогда как, инспекция привлекла ответчика по пункту п.1 ст.126 НК РФ.

Действующим законодательством не предусмотрено право суда, переквалифицировать ответственность относительно принятого налоговым органом решения. При таких обстоятельства, заявленное требование о взыскании с ответчика 50 руб. штрафа за непредставление декларации, удовлетворению не подлежит.

Резолютивная часть решения принята и оглашена 28 сентября 2004 года.

Руководствуясь статьями 112,167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ  :

Взыскать с Архангельской региональной благотворительной общественной организации инвалидов с детства «Поморская благотворительная организация имени святого праведника Иоанна Крондштатского», свидетельство о регистрации серии «29» №000916694 от 30.12.2002, в доход соответствующих бюджетов 2 000 руб. штрафа: за неправомерное неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц, за неправомерное неперечисление удержанного налога на доходы физических лиц и за непредставление сведений необходимых для осуществления налогового контроля, а также в доход федерального бюджета 75 руб. 60 коп. государственной пошлины.

В удовлетворении заявления о взыскании 54 282 руб.20 коп. за неуплату единого социального налога и 50 руб. штрафа за нарушение срока представления декларации по единому социальному налогу за 2003 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Архангельской области.

Судья С.Г.Ипаев