НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 28.08.2007 № А05-6893/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-6893/2007

Дата объявления резолютивной части решения  28 августа 2007 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе: судьи Пигурноой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Пигурновой Н.И.,  

рассмотрев в судебном заседании 28 августа 2007 года дело по заявлению закрытого акционерного общества "Архангельский завод технических спиртов"

к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

о признании недействительным предписания от 05.06.2007 № 13-36/07753,

при участии в заседании представителей:

заявителя – Семёновой Г.Н. – по доверенности от 24.07.2007, Кузнецовой Т.Н. – по доверенности от 16.06.2007,

ответчика – Карпова Н.С. – по доверенности от 30.01.2007,

установил: закрытое акционерное общество "Архангельский завод технических спиртов" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным предписания Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, налоговый орган) от 05.06.2007 № 13-36/07753.

Общество на заявленных требованиях настаивает.

Налоговый орган представил отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласен.

Суд установил. Закрытое акционерное общество «Архангельский завод технических спиртов» зарегистрировано  в качестве юридического лица 28 июля 2003 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1032900022396.

Заявитель имеет лицензию от 23 августа 2006 года № 1902 Б 095789 на  производство, хранение и поставку произведённого этилового спирта (из непищевого сырья). Срок действия лицензии по 23.08.2011 года.

Налоговый орган направил заявителю предписание от 05.06.2007 № 13-36/07753, согласно которому, со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ)и постановле­ние Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 «О представле­нии деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту - По­становление № 858)обязало заявителя обеспечить декларирование объемов производства и использования для собственных нужд спирта этилового техни­ческого ГОСТ 17299-78 (далее по тексту - спирт ГОСТ 17299-78) и представ­ление в установленные Постановлением № 858 сроки деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, об объемах использования этилового спирта, а также представить корректирующие декларации об объемах производ­ства и оборота, об объемах использования этилового спирта по установленным формам за 2006г. и первый квартал 2007г. с учетом объемов производства и ис­пользования спирта ГОСТ 17299-78.

Заявитель, не согласившись с названным предписанием налогового органа, обратилось в ар­битражный суд Архангельской области с заявлением о признании его недействительным. При этом заявитель ссылается на то, что произведенный им спирт ГОСТ 17299-78 является сырьем для выработки спир­та этилового ректификованного технического ГОСТ 18300-87 (далее - спирт ГОСТ 18300-87),объемы производства и оборота которого деклариру­ются в установленном порядке, и не является спиртом, производимым предпри­ятием для собственных нужд, в связи с чем не нуждается в соответствующем декларировании.

Кроме того, общество указало, что согласно пункту 3 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением № 858 (далее - Положение о декларировании),дек­ларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодер­жащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосо­держащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку эти­лового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использо­вания их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции. Так как заяви­тель закупку спирта ГОСТ 17299-78 для производства спирта ГОСТ 18300-87 не осуществляет, а вырабатывает его самостоятельно,  то он не входит в категорию организаций, которым вменено в обязанность  декларирование этилового спирта, используемого в качестве сырья при производстве иной продукции, в том числе этилового спирта другого ГОСТ.

Таким образом, по мнению заявителя, выполнение требований налогового органа по декларированию спирта ГОСТ 17299-78 приведет к декларированию одного и того же объема спирта, что будет свидетельствовать о предоставлении недостоверных сведений об объеме произведенного для продажи и для собственных нужд спирта. А это, в свою очередь, в соответствии с пунктом 3 статьи 20  Закона № 171-ФЗ, является одним из оснований для аннулирования лицензии.

Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществ­ляющие производство, закупку и поставки этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их произ­водства и оборота.

 Как уже былоуказано в настоящем решении, заявитель имеет лицензию от 23 августа 2006 года № 1902 Б 095789 на  производство, хранение и поставку произведённого этилового спирта (из непищевого сырья); срок действия лицензии по 23.08.2011 года.

Спирт этиловый технический, соответствующий ГОСТу 17299-78, производимый обществом в качестве промежуточного продукта для изготовления спирта этилового технического (ГОСТ 18300-87), соответствует характеристикам спирта этилового, указанным в выданной обществу лицензии.

Согласно пункту 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под  производством этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции подразумевается производство органи­зацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.

Довод заявителя о том, что он не производит спирт этиловый технический соответствующий ГОСТу 17299-78, ни в целях продажи и получения прибыли, ни для собственных нужд, судом не может быть принят, поскольку, по смыслу Закона № 171-ФЗ, этот довод по существу означает то, что общество спирт этиловый технический, соответствующий ГОСТу 17299-78, не производит вовсе, что, в свою очередь, противоречит фактическим обстоятельствам производства заявителя.

Конкретное содержание понятия «собственные нужды» в Законе № 171-ФЗ не раскрывается.

Суд считает, что производство спирта этилового технического ГОСТа 17299 -78 для целей использования его самим обществом в технологическом процессе производства спирта этилового технического, соответствующего другому ГОСТу (18300-87),   означает использование спирта этилового технического  для нужд собственного производства, то есть производство спирта этилового ГОСТа 17299 -78 для собственных нужд.

Таким образом, довод заявителя о том, что он не производит спирт ГОСТ 17299-78 в понятии, данном в пункте 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ,  суд считает не­обоснованным.

На основании изложенного суд считает, что производство спирта этилового технического, соответствующего  ГОСТу 17299-78, как промежуточного продукта в составе единого технологического процесса производства  спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 18300-87, в силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ, подлежит декларированию.

Иное толкование указанных норм закона может привести к отсутствию контроля за объёмами производства  и использования промежуточного продукта – спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 17299-78.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использо­вания для собственных нужд этилового спирта, порядок представления деклараций и форма деклараций(за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Фе­дерации.

Согласно пункту 2 Положения «О представлении деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года, № 858 (далее – Положение № 858), декларированию подлежат объемы производства и оборота этилового спирта,алкогольной продукции, спиртосо­держащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с со­держанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 3 Положения № 858 декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенно­го этилового спирта,в том числе денатурата, производство, хранение и постав­ки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хра­нение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производст­во, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также ор­ганизациями, осуществляющими закупку этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосо­держащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связан­ных с производством указанной продукции.  

 В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Положения № 858, организации, осуществляющие производство, хранение и поставки этилового спирта,произведенного из пищевого и непищевого сырья,в том числе этилового спирта, ректификованного из спирта-сырца и головной фракции этилового спирта, а также денатурированного этилового спирта, представляют декларации по форме согласно приложению № 1 к этому Положению.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Положения № 858, организации, использующие этиловый спирт,в том числе денатуриро­ванный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению № 2 к названному Положению.

Из материалов дела следует, что заявитель производит спирт ГОСТ 17299-78(как этиловый технический спирт из непищевого сырья) в объеме свыше 200 дал в год; содержание этилового спирта в продукте составляет 96% (то есть более 40%), что подтверждено заявителем в судебном заседании. Следовательно, общество обязано подавать декларации об объемах про­изводства   этилового спирта по форме согласно приложению № 1 к Положению № 858. Общество использует указанный спирт для производства спирта ГОСТ 18300-87 (то есть на иные цели, не связан­ные с производством денатурированного спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и пото­му обязан подавать декларацию об объемах использования этилового спир­та по форме согласно приложению № 2 к Положению № 858.

Утверждение общества о том, что оно не обязано декларировать эти­ловый спирт, используемый в качестве сырья при производстве иной продукции (помимо алкогольной и спиртосодержащей), так как не является организацией, осуществляющей закупку такого этилового спирта, а вырабатывает его само­стоятельно, по мнению суда неверно, так как в силу прямого указания абзаца второго пункта 1 Положения № 858 в целях названного Положения под за­купкой этилового спирта понимаются все способы приобретения права собственности на него, предусмотренные законодательством Российской Федерации.Абзацем первым пункта 1 статьи 218 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации   предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом(что в рассматри­ваемой ситуации следует вполне отнести к производимому заявителем спирту ГОСТ 17299-78).

Таким образом, заявитель ограничительно толкует понятие «организации, осуществляющие закупку этилового спирта», при­веденное в пункте 3 Положения о лицензировании, применительно к установлению их обязанности декларировать этиловый спирт одного ГОСТа, используемый в качестве сырья при производстве этилового спирта другого ГОСТа.

В обжалуемом заявителем предписании от 05.06.2007 № 13-36/07753 указано, что объемы производства и поступления спирта этилового, в том числе собственного производства, остатки на начало и конец отчетного пе­риода отражаются в соответствии с требованиями Порядка заполнения деклара­ций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Минфина России от 17.03.2006 № 43н (зарегистрированного в Минюсте России 17.04.2006, ре­гистрационный № 7713; (далее - Порядок заполнения деклараций), а расход спирта ГОСТ 17299-78 показывается по графе 16 декларации по форме согласно приложению № 1 к Положению о декларировании и графе 15 деклара­ции по форме согласно приложению № 2 к Положению о декларировании с уче­том его потерь при производстве (перекачивании, хранении в соответствии с ак­тами инвентаризации и зачистки спирта и т.д.)

Суд считает, что указание объема произведенного обществом этилового спирта в отчетном периоде в соответствии с актами о выработке этилового спирта и переданного в спиртохранилище организации в графе 5 декларации «об объёмах производства и оборота этилового спирта» ("Произведено с начала отчетного периода"), будет полностью соответствовать Порядку заполнения этой декларации.

Графы с 11 по 15  декларации «об объёмах производства и оборота этилового спирта» действительно не предназначены для отражения сведений об объёмах спирта этилового технического, израсходованного на производство спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 18300-87, поскольку он не относится к денатурированному этиловому спирту. Однако, в то же время, включение  объёма этилового спирта, израсходованного на производство спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 18300-87, в графу 16 этой декларации («Потери и другие расходы»), не будет противоречить Порядку заполнения декларации, из которого следует, что в эту графу могут быть включены не только  потери этилового спирта при производстве (перекачивании и хранении в соответствии с актами инвентаризации и зачистки спирта и т.д.), расход на лабораторные нужды, расход на протирку и промывку оборудования, но также и другие расходы.

 При заполнении декларации «об объемах использова­ния этилового спирта»  (приложение № 2 к Положению № 858) произведённый обществом спирт этиловый технический, ГОСТа 17299-78 должен включаться в графу 5 («Поступление этилового спирта с начала отчётного периода. Всего») и в графу 9 («прочий объем поступившего этилового спирта, не указанный в графах 6 – 8»), поскольку из указаний по порядку заполнения графы 7 («поступление спирта собственного производства») следует, что в графу 7 вносится только объём спирта этилового собственного производства, переданный из спиртохранилища в цех для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции за отчетный период, тогда как, в рассматриваемом случае, спирт этиловый собственного производства передаётся из спиртохранилища в цех не на перечисленные цели, а на производство спирта этилового технического другого ГОСТа;  расход этилового спирта технического, ГОСТа 17299-78, должен включаться как в графу 10 («Всего»), так и в графу 15 («Прочий расход»), что не противоречит Порядку заполнения этой декларации, поскольку в пункте 4.2 Порядка заполнения деклараций в отношении заполнения графы 15 («прочий расход, в том числе возврат поставщику»)  указано, что в эту графу декларации включается  «объем расхода этилового спирта на технические и иные цели, не связанные с производством денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в объеме свыше 200 дал в год,а также объем этилового спирта, возвращенный поставщику, утрачен­ный при хранении или производстве, использованный на лабораторные нужды и т.д.», то есть перечень включаемых в эту графу расходов является открытым. 

На основании изложенного суд не может принять во внимание довод  Общества о том, что выполнение оспариваемого предписания в ука­занной части приведет к декларированию недостоверных сведений.  

Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание от 15.06.2007 № 13-36/07753 соответствует нормам Закона 171-ФЗ, Положению № 858 о декларировании и Порядку заполнения деклараций: «Об объёмах производства и оборота  этилового спирта» и «Об объёмах использования этилового спирта».

При таких обстоятельствах, заявление общества удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать закрытому акционерному обществу «Архангельский завод технических спиртов» в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Управления ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 05 июня 2007 года № 13-36/07753.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

            Судья

Н.И. Пигурнова