АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
г. Архангельск | Дело № | А05-6893/2007 |
Дата объявления резолютивной части решения 28 августа 2007 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе: судьи Пигурноой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Пигурновой Н.И.,
рассмотрев в судебном заседании 28 августа 2007 года дело по заявлению закрытого акционерного общества "Архангельский завод технических спиртов"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании недействительным предписания от 05.06.2007 № 13-36/07753,
при участии в заседании представителей:
заявителя – Семёновой Г.Н. – по доверенности от 24.07.2007, Кузнецовой Т.Н. – по доверенности от 16.06.2007,
ответчика – Карпова Н.С. – по доверенности от 30.01.2007,
установил: закрытое акционерное общество "Архангельский завод технических спиртов" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным предписания Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, налоговый орган) от 05.06.2007 № 13-36/07753.
Общество на заявленных требованиях настаивает.
Налоговый орган представил отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласен.
Суд установил. Закрытое акционерное общество «Архангельский завод технических спиртов» зарегистрировано в качестве юридического лица 28 июля 2003 года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1032900022396.
Заявитель имеет лицензию от 23 августа 2006 года № 1902 Б 095789 на производство, хранение и поставку произведённого этилового спирта (из непищевого сырья). Срок действия лицензии по 23.08.2011 года.
Налоговый орган направил заявителю предписание от 05.06.2007 № 13-36/07753, согласно которому, со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ)и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту - Постановление № 858)обязало заявителя обеспечить декларирование объемов производства и использования для собственных нужд спирта этилового технического ГОСТ 17299-78 (далее по тексту - спирт ГОСТ 17299-78) и представление в установленные Постановлением № 858 сроки деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, об объемах использования этилового спирта, а также представить корректирующие декларации об объемах производства и оборота, об объемах использования этилового спирта по установленным формам за 2006г. и первый квартал 2007г. с учетом объемов производства и использования спирта ГОСТ 17299-78.
Заявитель, не согласившись с названным предписанием налогового органа, обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его недействительным. При этом заявитель ссылается на то, что произведенный им спирт ГОСТ 17299-78 является сырьем для выработки спирта этилового ректификованного технического ГОСТ 18300-87 (далее - спирт ГОСТ 18300-87),объемы производства и оборота которого декларируются в установленном порядке, и не является спиртом, производимым предприятием для собственных нужд, в связи с чем не нуждается в соответствующем декларировании.
Кроме того, общество указало, что согласно пункту 3 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением № 858 (далее - Положение о декларировании),декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции. Так как заявитель закупку спирта ГОСТ 17299-78 для производства спирта ГОСТ 18300-87 не осуществляет, а вырабатывает его самостоятельно, то он не входит в категорию организаций, которым вменено в обязанность декларирование этилового спирта, используемого в качестве сырья при производстве иной продукции, в том числе этилового спирта другого ГОСТ.
Таким образом, по мнению заявителя, выполнение требований налогового органа по декларированию спирта ГОСТ 17299-78 приведет к декларированию одного и того же объема спирта, что будет свидетельствовать о предоставлении недостоверных сведений об объеме произведенного для продажи и для собственных нужд спирта. А это, в свою очередь, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ, является одним из оснований для аннулирования лицензии.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Как уже былоуказано в настоящем решении, заявитель имеет лицензию от 23 августа 2006 года № 1902 Б 095789 на производство, хранение и поставку произведённого этилового спирта (из непищевого сырья); срок действия лицензии по 23.08.2011 года.
Спирт этиловый технический, соответствующий ГОСТу 17299-78, производимый обществом в качестве промежуточного продукта для изготовления спирта этилового технического (ГОСТ 18300-87), соответствует характеристикам спирта этилового, указанным в выданной обществу лицензии.
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под производством этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции подразумевается производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.
Довод заявителя о том, что он не производит спирт этиловый технический соответствующий ГОСТу 17299-78, ни в целях продажи и получения прибыли, ни для собственных нужд, судом не может быть принят, поскольку, по смыслу Закона № 171-ФЗ, этот довод по существу означает то, что общество спирт этиловый технический, соответствующий ГОСТу 17299-78, не производит вовсе, что, в свою очередь, противоречит фактическим обстоятельствам производства заявителя.
Конкретное содержание понятия «собственные нужды» в Законе № 171-ФЗ не раскрывается.
Суд считает, что производство спирта этилового технического ГОСТа 17299 -78 для целей использования его самим обществом в технологическом процессе производства спирта этилового технического, соответствующего другому ГОСТу (18300-87), означает использование спирта этилового технического для нужд собственного производства, то есть производство спирта этилового ГОСТа 17299 -78 для собственных нужд.
Таким образом, довод заявителя о том, что он не производит спирт ГОСТ 17299-78 в понятии, данном в пункте 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ, суд считает необоснованным.
На основании изложенного суд считает, что производство спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 17299-78, как промежуточного продукта в составе единого технологического процесса производства спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 18300-87, в силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ, подлежит декларированию.
Иное толкование указанных норм закона может привести к отсутствию контроля за объёмами производства и использования промежуточного продукта – спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 17299-78.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, порядок представления деклараций и форма деклараций(за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения «О представлении деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года, № 858 (далее – Положение № 858), декларированию подлежат объемы производства и оборота этилового спирта,алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 3 Положения № 858 декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта,в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Положения № 858, организации, осуществляющие производство, хранение и поставки этилового спирта,произведенного из пищевого и непищевого сырья,в том числе этилового спирта, ректификованного из спирта-сырца и головной фракции этилового спирта, а также денатурированного этилового спирта, представляют декларации по форме согласно приложению № 1 к этому Положению.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Положения № 858, организации, использующие этиловый спирт,в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению № 2 к названному Положению.
Из материалов дела следует, что заявитель производит спирт ГОСТ 17299-78(как этиловый технический спирт из непищевого сырья) в объеме свыше 200 дал в год; содержание этилового спирта в продукте составляет 96% (то есть более 40%), что подтверждено заявителем в судебном заседании. Следовательно, общество обязано подавать декларации об объемах производства этилового спирта по форме согласно приложению № 1 к Положению № 858. Общество использует указанный спирт для производства спирта ГОСТ 18300-87 (то есть на иные цели, не связанные с производством денатурированного спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и потому обязан подавать декларацию об объемах использования этилового спирта по форме согласно приложению № 2 к Положению № 858.
Утверждение общества о том, что оно не обязано декларировать этиловый спирт, используемый в качестве сырья при производстве иной продукции (помимо алкогольной и спиртосодержащей), так как не является организацией, осуществляющей закупку такого этилового спирта, а вырабатывает его самостоятельно, по мнению суда неверно, так как в силу прямого указания абзаца второго пункта 1 Положения № 858 в целях названного Положения под закупкой этилового спирта понимаются все способы приобретения права собственности на него, предусмотренные законодательством Российской Федерации.Абзацем первым пункта 1 статьи 218 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом(что в рассматриваемой ситуации следует вполне отнести к производимому заявителем спирту ГОСТ 17299-78).
Таким образом, заявитель ограничительно толкует понятие «организации, осуществляющие закупку этилового спирта», приведенное в пункте 3 Положения о лицензировании, применительно к установлению их обязанности декларировать этиловый спирт одного ГОСТа, используемый в качестве сырья при производстве этилового спирта другого ГОСТа.
В обжалуемом заявителем предписании от 05.06.2007 № 13-36/07753 указано, что объемы производства и поступления спирта этилового, в том числе собственного производства, остатки на начало и конец отчетного периода отражаются в соответствии с требованиями Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Минфина России от 17.03.2006 № 43н (зарегистрированного в Минюсте России 17.04.2006, регистрационный № 7713; (далее - Порядок заполнения деклараций), а расход спирта ГОСТ 17299-78 показывается по графе 16 декларации по форме согласно приложению № 1 к Положению о декларировании и графе 15 декларации по форме согласно приложению № 2 к Положению о декларировании с учетом его потерь при производстве (перекачивании, хранении в соответствии с актами инвентаризации и зачистки спирта и т.д.)
Суд считает, что указание объема произведенного обществом этилового спирта в отчетном периоде в соответствии с актами о выработке этилового спирта и переданного в спиртохранилище организации в графе 5 декларации «об объёмах производства и оборота этилового спирта» ("Произведено с начала отчетного периода"), будет полностью соответствовать Порядку заполнения этой декларации.
Графы с 11 по 15 декларации «об объёмах производства и оборота этилового спирта» действительно не предназначены для отражения сведений об объёмах спирта этилового технического, израсходованного на производство спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 18300-87, поскольку он не относится к денатурированному этиловому спирту. Однако, в то же время, включение объёма этилового спирта, израсходованного на производство спирта этилового технического, соответствующего ГОСТу 18300-87, в графу 16 этой декларации («Потери и другие расходы»), не будет противоречить Порядку заполнения декларации, из которого следует, что в эту графу могут быть включены не только потери этилового спирта при производстве (перекачивании и хранении в соответствии с актами инвентаризации и зачистки спирта и т.д.), расход на лабораторные нужды, расход на протирку и промывку оборудования, но также и другие расходы.
При заполнении декларации «об объемах использования этилового спирта» (приложение № 2 к Положению № 858) произведённый обществом спирт этиловый технический, ГОСТа 17299-78 должен включаться в графу 5 («Поступление этилового спирта с начала отчётного периода. Всего») и в графу 9 («прочий объем поступившего этилового спирта, не указанный в графах 6 – 8»), поскольку из указаний по порядку заполнения графы 7 («поступление спирта собственного производства») следует, что в графу 7 вносится только объём спирта этилового собственного производства, переданный из спиртохранилища в цех для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции за отчетный период, тогда как, в рассматриваемом случае, спирт этиловый собственного производства передаётся из спиртохранилища в цех не на перечисленные цели, а на производство спирта этилового технического другого ГОСТа; расход этилового спирта технического, ГОСТа 17299-78, должен включаться как в графу 10 («Всего»), так и в графу 15 («Прочий расход»), что не противоречит Порядку заполнения этой декларации, поскольку в пункте 4.2 Порядка заполнения деклараций в отношении заполнения графы 15 («прочий расход, в том числе возврат поставщику») указано, что в эту графу декларации включается «объем расхода этилового спирта на технические и иные цели, не связанные с производством денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в объеме свыше 200 дал в год,а также объем этилового спирта, возвращенный поставщику, утраченный при хранении или производстве, использованный на лабораторные нужды и т.д.», то есть перечень включаемых в эту графу расходов является открытым.
На основании изложенного суд не может принять во внимание довод Общества о том, что выполнение оспариваемого предписания в указанной части приведет к декларированию недостоверных сведений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание от 15.06.2007 № 13-36/07753 соответствует нормам Закона 171-ФЗ, Положению № 858 о декларировании и Порядку заполнения деклараций: «Об объёмах производства и оборота этилового спирта» и «Об объёмах использования этилового спирта».
При таких обстоятельствах, заявление общества удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать закрытому акционерному обществу «Архангельский завод технических спиртов» в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Управления ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 05 июня 2007 года № 13-36/07753.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Н.И. Пигурнова |