НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 28.02.2018 № А05-15399/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

07 марта 2018 года

г. Архангельск

Дело № А05-15399/2017

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2018 года

Решение в полном объёме изготовлено 07 марта 2018 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Филипьевой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной М.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использование средств аудиозаписи помощником секретарем судебного заседания Никитиной М.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Архангельской области (ОГРН1022900513063; место нахождения: 163002, г.Архангельск, Архангельская область, пр.Новгородский, дом 15)

к ответчикам:

1. администрации муниципального образования "Североонежское" (ОГРН 1052920021252; 164268, рп Североонежск Плесецкий р-н, Архангельская область, мкр 2-й, 9

2. Автономной некоммерческой организации "Центр развития социальных инициатив "Перспектива" (ОГРН 1152900000384; место нахождения: 164270, п.Оксовский Плесецкого района, Архангельская область, ул.Левачева, дом 15, кв.2)

третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Архангельской области (ОГРН 1022900530696; 163069, Архангельская область, г.Архангельск, ул.К.Либнехкта, д. 2),

о признании договора недействительным,

при участии в заседании представителей:

от прокурора: Бабицкая Д.Э. по доверенности от 10.09.2015, Шиловская Н.В. по доверенности от 11.12.2017,

от 1-ответчика: Старицын Ю.А. – глава муниципального образования,

установил:

заместитель прокурора Архангельской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Североонежское" (далее – 1-й ответчик, Админисрация) и к автономной некоммерческой организации "Центр развития социальных инициатив "Перспектива" (далее – 2-й ответчик, Организация) о признании недействительным заключенного между ответчиками договора от 01.09.2016 №1/2016 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

Ответчики в письменных отзывах просят в иске отказать.

Управление Федеральной антимонопольной службы России по Архангельской области в отзыве на иск согласилось с доводом истца о заключении оспариваемого договора с нарушением Закона о защите конкуренции.

В судебном заседании представители прокурора на иске настаивали.

Представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Организация и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем дело рассмотрено без участия представителей указанных лиц в порядке частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

01.09.2016 между ответчиками заключен договор № 1/2016 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, по условиям которого Администрация (ссудодатель) предоставляет, а Организация (ссудополучатель) принимает в безвозмездное пользование нежилое помещение, расположенное на цокольном этаже в пристроенном здании к жилому дому по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Североонежское», п.Североонежск, 1-й микрорайон, дом 10 общей площадью 275,44 кв.м.

Нежилое здание, в которых располагаются переданные Организации помещения, принадлежит МО «Североонежское» на праве собственности, что следует из выписки от Единого государственного реестра недвижимости.

Договором установлено, что имущество передается для круглосуточного безвозмездного пользования, срок договора определен на 5 лет.

Имущество передано Организации по акту от 01.09.2016.

Указанному договору предшествовал договор от 01.11.2015, заключенных сторонами в отношении нежилого помещения, расположенного на цокольном этаже в пристроенном здании к жилому дому по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Североонежское», п.Североонежск, 1-й микрорайон, дом 10 общей площадью 112,0 кв.м.

Ссылаясь на то, что договор от 01.09.2016 заключен ответчиками без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, а также с нарушением положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании указанного договора недействительной сделкой.

Оценив обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 23.03.2012 № 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснил, что в этом случае прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.

В силу части 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно части 2 той же статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, прямо названных в данной норме права.

В силу пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Согласно письму ФАС России от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 передача государственного или муниципального имущества на основании и при соблюдении условий пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может осуществляться вне зависимости от того, осуществляют ли указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет.

При этом основным условием предоставления муниципального имущества в порядке исключения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции является осуществление социально ориентированными некоммерческими организации деятельности, направленной на решение социальных проблем, развития гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Из устава Организации следует, что Организация является некоммерческой организацией, учрежденной в целях предоставления услуг, направленных на социально-экономическое развитие городских и сельских территорий Архангельской области.

Согласно уставу целями деятельности Организации является оказание услуг, направленных на: содействие устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий Архангельской области; содействие в развитии гражданских и общественных инициатив местного населения; поиск новых стратегий и внедрение в практику принципов социального партнерства в совершенствовании сотрудничества общественных объединений некоммерческих организаций, бизнес-сообщества, государственных структур органов местного самоуправления; содействие сохранению, возрождению и популяризации природного и культурного наследия в сельских поселениях; привлечение внимания органов власти, а также широкой общественности к проблемам сохранения природного и культурного ландшафта, самобытности, развития различных направлений сельского и экологического туризма; разработка туристических маршрутов, организация походов, краеведческих экспедиций, в том числе для детей и молодежи, социально незащищенных слоев населения; содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости сельских жителей, в том числе социально незащищенных слоев населения; способствование улучшению состояния окружающей среды, экологическое просвещение населения; содействие и организация деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, улучшения морально-психического состояния граждан, духовно-нравственного и патриотического воспитания населения Архангельской области; содействие благотворительной деятельности, развитию добровольчества.

Из представленных Организацией документов (обоснование социальной ориентированности организации, отчеты и видео-сюжеты о деятельности), следует, что Организацией организована работ кружка ткачества в целях по возрождения и продолжения народных ремесел; создан клуб здорового образа жизни, в котором участвуют люди пенсионного возраста, ведутся занятия по оздоровительной гимнастике, йоге, фитнесу; организуются праздники, семинары ярмарки с участием семей в целях пропаганды семейных ценностей. Также осуществляется деятельность по социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Организация передает опыт по активизации социальных инициатив путем консультирования в организации других некоммерческих организаций. Организация участвует в получении грантов для улучшения качества жизни жителей муниципального образования.

Таким образом, оспариваемый договор заключен Администрацией с Организацией, которая является некоммерческой организацией, созданной и действующей в социально-ориентированных целях, в силу чего заключение договора без проведения торгов соответствует требованиям действующего законодательства.

При этом отсутствие в самом договоре указания на его заключение в таких целях не изменяет существа совершенной сделки – предоставление имущества социально-ориентированной организации.

Кроме того, соглашением от 12.12.2017 ответчики внесли изменения в пункт 1.1. договора, добавив цели предоставления помещений в пользование, отвечающие требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям путем заключения договора безвозмездного пользования в порядке исключения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции согласно пункту 4 части 4 статьи 19 того же закона муниципальной преференцией не является.

В связи с указанным предварительное согласование оспариваемого договора с антимонопольным органом не требовалось.

Доводы прокурора о том, что одним из учредителей Организации является сын главы муниципального образования «Североонежское», а супруга главы до 01.02.2017 работала в Организации на безвозмездной основе, а с указанной даты работает по трудовому договору, также не могут являться основанием для удовлетворения требований.

Доказательств того, что указанные обстоятельства привели к конфликту интересов и необоснованному предоставлению имущества Организации не имеется.

С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемой сделки недействительной.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, то по итогам разрешения дела государственная пошлина в бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Б. Филипьева