АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
01 ноября 2008 года
г. Архангельск
Дело № А05-9358/2008
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2008 года
Решение в полном объёме изготовлено 01 ноября 2008 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в судебном заседании дело №А05-9358/2008
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску
к индивидуальному предпринимателю Дудолину Владимиру Николаевичу
о взыскании 1699 руб. 42 коп.,
без участия в заседании представителей сторон.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее – заявитель, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Дудолина Владимира Николаевича (далее – ответчик, предприниматель) 1699 руб. 42 коп., из них: 1687 руб. 50 коп. задолженности по уплате транспортного налога за 2007 год и 11 руб. 92 коп. пеней, начисленных за период с 22.01.2008 по 11.02.2008 за неисполнение обязанности по своевременной уплате транспортного налога за 2007 год. Налог взыскивается по имеющимся в собственности ответчика транспортным средствам – автомобилям легковым ГАЗ-3110 гос.номер С201НТ29; ГАЗ-331105 гос.номер С771ТУ29; ГАЗ-331105 гос.номер С653ТН29.
Определение суда от 01.10.2008, направленное судом ответчику по указанному заявителем адресу: 163000, г. Архангельск, ул. Володарского, д. 81, корп. 1, кв. 2, вернулось с отметкой органа связи в качестве причины невручения «Дом сгорел». Адрес ответчика соответствует данным выписки из ЕГРИП на 01.09.2008, данным Адресно-справочного бюро УВД Архангельской области на 07.10.2008.
Дело рассмотрено судом в порядке части 2 статьи 215, статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела:
Дудолин В.Н. зарегистрирован в статусе индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) за основным государственным регистрационным номером 304290110000251.
В соответствии с данными выписки из ЕГРИП предприниматель осуществляет основной вид деятельности внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, и дополнительные виды деятельности – пригородные и междугородные автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию.
Согласно данным Государственной инспекции по безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области ответчик является собственником транспортных средств: автомобилей легковых ГАЗ-3110 гос.номер С201НТ29; ГАЗ-331105 гос.номер С771ТУ29; ГАЗ-331105 гос.номер С653ТН29.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 12 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59, указано, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, в справках-счетах, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, факт нахождения в собственности у предпринимателя спорных транспортных средств налоговой инспекцией доказан.
В пункте 1 статьи 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются - как следует из статьи 361 НК РФ - законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
На территории субъекта Российской Федерации – Архангельской области, транспортный налог установлен Областным законом №112-16-ОЗ от 01.10.2002 (в соответствующей редакции) «О транспортном налоге» (далее – Областной закон). В соответствии со ст.1 Областного закона установлены ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В частности на автомобили легковые мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 квт) ставка налога установлена 10 руб. с каждой лошадиной силы.
Принадлежащие ответчику автомобили обладают мощностью 81 лошадиную силу каждый, поэтому подлежат налогообложению по данной налоговой ставке.
По общему правилу, установленному статьей 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В то же время законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в ряде случае в обязанность по исчислению суммы налога возлагает на налоговый орган. Такая возможность предусмотрена статьей 52 НК РФ.
Один из таких случаев закреплен статьей 362 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации. Названной статьей обязанность по исчислению транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), возложена на налоговые органы.
В пункте 1 статьи 362 НК РФ указано, что налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
Аналогичное правило изложено в подпунктах 4 и 5 статьи 362 НК РФ. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Сведения подлежат представлению в налоговый орган в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации.
Помимо этого на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность направить до 1 февраля текущего календарного года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Перечисленные сведения представляются органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на территории города Архангельска органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств, является ГИБДД УВД Архангельской области. Этот орган сообщил налоговой инспекции сведения о транспортных средствах, зарегистрированных за ответчиком, по состоянию на 31 декабря 2007 года. На основании этих сведений налоговый орган исчислил сумму транспортного налога, подлежащую уплате предпринимателем за 2007 год, направив налогоплательщику налоговое уведомление №23918.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
У налогоплательщиков - физических лиц обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента получения от налогового органа уведомления на уплату налога.
Статья 32 НК РФ предусматривает обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Порядок и сроки направления налогового уведомления установлены законодательством о налогах и сборах. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме транспортного налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ.
В налоговом уведомлении указывается расчет налоговой базы, размер налога, подлежащего уплате, а также срок уплаты налога - не позднее 30 дней до наступления срока платежа (статья 52 НК РФ).
Срок уплаты транспортного налога, который должен быть указан в налоговом уведомлении, зависит от срока, установленного законом о транспортном налоге субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.
Статьёй 2 Областного закона предусмотрено, что сумма транспортного налога уплачивается налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, в рассматриваемом случае налоговая инспекция обязана была направить предпринимателю налоговые уведомления на уплату транспортного налога в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного Областным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришёл к выводу, что налоговой инспекцией не представлено в материалы дела документа, свидетельствующего о вручении налогоплательщику налогового уведомления. Имеющийся в материалах дела реестр на отправку заказной корреспонденции не может быть расценен в качестве такого документа, так как почтовая отправка заказного письма №445536 от 26.11.2007 совершена без уведомления о вручении.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для принудительного взыскания транспортного налога, поскольку не доказан факт наступления у ответчика обязанности по его уплате.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в удовлетворении заявления о взыскании с Дудолина Владимира Николаевича, зарегистрированного в статусе индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290110000251; в доход бюджета соответствующего уровня1699 руб. 42 коп.транспортного налога за 2007 год и пеней.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова