АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 марта 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-1140/2013
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2013 года
Полный текст решения изготовлен (решение принято) 28 марта 2013 года
Арбитражный суд Архангельской области
в составе судьи Чуровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Морское кадровое агентство "ВИЛСОН", Архангельск" (ОГРН 1022900509268; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Карла Маркса, дом 29, корп.1)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН 1022900521820; место нахождения: 163000, г.Архангельск, пр.Ломоносова, дом 60)
о признании частично недействительным решения №79 от 11.12.2012,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: Шутова Е.П. по доверенности от 01.02.2013;
от ответчика: Гусевской С.Ю. по доверенности от 30.07.2012;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Морское кадровое агентство "ВИЛСОН", Архангельск" (далее – ООО «МКА «ВИЛСОН», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – Управление ПФ, фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах №79 от 11.12.2012 в части доначисления страховых взносов, взыскания штрафа и пени на суммы компенсаций сотрудникам за проезд к месту отдыха и обратно, на стоимость подарков, выданных сотрудникам к праздничным датам.
Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель Фонда с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав документы, представленные в материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки общества Фондом вынесено решение №79 от 11.12.2012, которым установлена неуплата страховых взносов в размере 47155 руб. 42 коп., начислены пени в размере 919 руб. 85 коп., штраф по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) в размере 24580 руб. 91 коп., штраф по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) в размере 9431 руб. 08 коп.
Не согласившись с вынесенным Фондом решением в оспариваемой части, ООО «МКА «ВИЛСОН» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на отсутствие у Фонда оснований для начисления взносов, пени и наложения штрафов по эпизоду невключения в базу для начисления страховых взносов сумм компенсации стоимости проезда работников от аэропортов Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска до места пересечения Государственной границы РФ. Кроме того, общество ссылается на необоснованное включение в базу для исчисления страховых взносов стоимости подарков, не оформленных письменными договорами дарения.
Фонд с заявленным требованием не согласен, ссылаясь на положения пункта 7 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ, согласно которой не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда до пункта пропуска через Государственную границу РФ, то есть в данном случае – аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска. Стоимость приобретенных подарков для работников, не оформленных договорами дарения, подлежит обложением страховыми взносами в порядке части 6 статьи 8 Закона №212-ФЗ.
Суд оценил доводы сторон с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.
Фондом проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в ходе которой, в том числе, установлено, что в нарушение части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ в базу для исчисления страховых взносов за 2010-2011 годы не включена сумма компенсационных расходов по проезду воздушным транспортом от пункта пропуска через государственную границу РФ до населенного пункта, ближайшего к месту пересечения границы, и не произведено начисление страховых взносов с таких расходов, в нарушение части 1 статьи 7, частей 1, 6 статьи 8 Закона №212-ФЗ в базу для исчисления страховых взносов за 2010-2011 годы не включена сумма выплат в натуральной форме, а именно: стоимость подарочных сертификатов, выданных сотрудникам общества, и не произведено начисление страховых взносов с таких расходов.
Результаты проверки отражены в акте №87 от 09.11.2012.
По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом позиции общества, представившего письменные возражения на акт, 11 декабря 2012 года заместителем начальника Фонда вынесено решение №79 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
В указанном решении Фонд указал, что согласно представленным документам заявителем выплачена работникам компенсация стоимости проезда от пункта пропуска через Государственную границу (аэропорты Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга) до места пересечения Государственной границы РФ по справкам туристических агентств. Поскольку статьей 9 Закона №212-ФЗ определено, что обложению страховыми взносами не подлежит стоимость проезда по тарифам от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ – в данном случае – аэропорты Архангельска, Санкт-Петербурга и Москвы, размер компенсации стоимости перелета до границы РФ подлежал обложению страховыми взносами.
Фонд начислил обществу подлежащие уплате страховые взносы, начислил пени за их несвоевременную уплату и привлек заявителя к ответственности по части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ (за неуплату доначисленной суммы в результате занижения базы для исчисления страховых взносов).
Суд находит решение Фонда в указанной части незаконным, нарушающим права заявителя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом №212-ФЗ.
В силу положений статьи 5 Закона №212-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Закона №212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Основанием к вынесению Фондом решения в оспариваемой части послужило то, что обществом не были начислены страховые взносы с сумм оплаты работникам стоимости перелета от пункта пропуска через Государственную границу РФ до места пересечения границы в 2010-2011 годах.
По мнению суда, указанные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Исходя из положений статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» лица, работающие в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
Оплачиваются также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Как указывает заявитель, в обществе расходы работников на проезд к месту отдыха и обратно компенсируются в общем порядке, установленном действующим законодательством, что отражено в дополнительных соглашениях к трудовым договорам.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - работники учреждений), и членов их семей, установлен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.
Согласно пункту 2 указанных Правил работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов
При этом, расходы, подлежащие компенсации, включают в себя, в том числе оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами.
В случае использования работником отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований.
Пунктом 10 Правил определено, что в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
Как следует из материалов дела, работники общества, проводившие отпуск за пределами Российской Федерации, вылетавшие самолетом из Архангельска, из Москвы и из Санкт-Петербурга, представляли для возмещения авансовые отчеты с приложением билетов, справок туристических компаний о стоимости чартерного перелета и справок о стоимости перелета по территории РФ до ближайшего по направлению к границе аэропорта.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами или коллективными договорами.
В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.
Согласно статье 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним.
В соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под государственной границей понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории.
Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. При следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ воздушным судам установлены определенные запреты.
Пунктами 85, 86 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года №138, установлено, что пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации. При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.
Воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации обозначается географическими координатами точки пересечения оси маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, понятие государственной границы и понятие пункта пропуска через государственную границу не являются тождественными. Лицо, приобретающее авиабилет, оплачивает не стоимость прохождения пункта пропуска государственной границы, а стоимость перелета до границы территории РФ и далее, до места отдыха на территории иностранного государства.
Кроме того, следует отметить, что статьей 9 Закона №212-ФЗ не конкретизировано, какой именно пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации следует учитывать при определении размера компенсации проезда не подлежащей обложению страховыми взносами: международный аэропорт или пункт пропуска, как специально оборудованное место, где осуществляются пограничный контроль и пропуск через государственную границу лиц, находящийся в непосредственной близости к государственной границе РФ.
Учитывая то обстоятельство, что статьей 325 Трудового кодекса РФ, пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ предусмотрены компенсации, не подлежащие обложению страховыми взносами, за проезд к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации, определение размера компенсации исходя из территориального нахождения пункта пропуска, влечет нарушение конституционного принципа равенства перед законом.
Иными словами, размер компенсации, не подлежащий обложению страховыми взносами, определяется в зависимости от вида транспорта, на котором физические лица следуют к месту отдыха и обратно за пределы территории Российской Федерации (пункт пропуска для следующих на автомобильном и железнодорожном транспорте территориально приближен к границе в отличие от пункта пропуска в виде международного аэропорта).
Законодатель, предусматривая право на компенсацию и порядок обложения указанных сумм налогами, сборами, должен исходить из конституционных принципов юридического равенства, установленного Конституции Российской Федерации.
Исходя из совокупного толкования вышеуказанных норм материального права, суд полагает, что компенсации за проезд к месту отдыха и обратно за пределы территории Российской Федерации, исчисленные до государственной границы Российской Федерации в соответствии с проездными документами и справками перевозчика, не подлежат обложению страховыми взносами.
Аналогичная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума от 02.10.2012 №7828/12.
По мнению суда, общество правомерно не облагало страховыми взносами выплаты, производимые своим работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения Государственной границы и обратно.
Решение Фонда в части доначисления страховых взносов, начисления пени и наложения штрафа по части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ (за неуплату доначисленной суммы в результате занижения базы для исчисления страховых взносов) по данному основанию суд признает недействительным, нарушающим права заявителя.
Кроме того, оспариваемым решением Фонд доначислил обществу страховые взносы на суммы стоимости подарков для работников.
По мнению учреждения, перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, установлен в статье 9 Закона №212-ФЗ, является исчерпывающим и не содержит таких выплат, как стоимость подарков для сотрудников организации. Поскольку выдача работникам подарочных сертификатов осуществлялась в связи с наличием трудовых отношений с работниками, то спорные выплаты в виде стоимости сертификатов являлись доходом работника и в силу пункта 6 статьи 8 Закона №212-ФЗ подлежали включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Суд полагает, что поскольку спорные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых функций, не зависят от результата работы, не предусмотрены системой оплаты труда, носят разовый характер, они не подлежат включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 3 статьи 7 указанного закона не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона №212-ФЗ (суммы материальной помощи в пределах до 4 000 руб.).
Основываясь на данном положении, Минздравсоцразвития России (письма от 27.02.2010 №406-19, от 05.03.2010 №473-19) разъяснил, что если работодатель передает сотруднику подарки (в том числе в виде денежных сумм) по договору дарения, заключенному в письменной форме (статьи 572 и 574 ГК РФ), то на их стоимость страховые взносы не начисляются.
Из пункта 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Договор дарения в соответствии с гражданским законодательством относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество и которые могут быть заключены как в письменной, так и в устной форме (статья 574 ГК РФ).
В соответствии со статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся в том числе, вещи, включая деньги и ценные бумаги. Договор дарения между юридическим и физическим лицом стоимостью более 3 000 руб. должен быть заключен в письменной форме (статья 574 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации стоимость подарочных сертификатов не превышает для каждого работника 500 руб., поэтому дарение могло быть произведено без оформления письменного договора. Таким образом, требования Гражданского кодекса Российской Федерации соблюдены.
Доводы Фонда о том, что согласно части 2 статьи 574 ГК РФ договор дарения должен был быть совершен в письменной форме, не принимается судом, поскольку согласно статье 162 ГК РФ только в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Доказательства того, что в проверяемом периоде выдача подарочных сертификатов работникам производилась в соответствии с трудовыми договорами и расценивалась в качестве вознаграждения за труд либо в качестве выплат компенсационного или стимулирующего характера учреждением не представлены. Выдача подарков не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, указанные выплаты не относились к системе оплаты труда, не зависели от результатов работы, не являлись компенсационными или стимулирующими, носили разовый характер.
По мнению суда, общество правомерно не облагало страховыми взносами стоимость подарочных сертификатов, выданных его работникам.
Решение Фонда в части доначисления страховых взносов, начисления пени и наложения штрафа по части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ (за неуплату доначисленной суммы в результате занижения базы для исчисления страховых взносов) по данному основанию суд признает недействительным, нарушающим права заявителя.
ООО «МКА «ВИЛСОН» не оспаривает факт представления недостоверных сведений по иным основаниям и правомерность привлечения его к ответственности в виде штрафа по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования), по праву и размеру наложенной санкции (10% от суммы платежей), что подтвердила представитель общества в судебном заседании 27.03.2013 (протокол судебного заседания).
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске № 79 от 11.12.2012 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "Морское кадровое агентство "ВИЛСОН", Архангельск" страховых взносов, взыскания штрафа и пени на суммы компенсаций сотрудникам за проезд к месту отдыха и обратно, на стоимость подарков, выданных сотрудникам к праздничным датам.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Морское кадровое агентство "ВИЛСОН", Архангельск".
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу общества с ограниченной ответственностью "Морское кадровое агентство "ВИЛСОН", Архангельск" 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья А.А.Чурова