АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-26740/04-9
Дата принятия (изготовления) решения 25 марта 2005 года
Арбитражный суд Архангельской области
в составе председательствующего Меньшиковой И. А. (вела протокол судебного заседания),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования
к Администрации Муниципального образования «Виноградовский район»
о взыскании 27988520 руб. 03 коп.
при участии в заседании представителей:
от заявителя - Попова С. В. по доверенности от 11.01.2005 г., Истоминой И. С. по доверенности от 8.02.2005 г.
от ответчика – не явился, извещен 11.03.2005 г.
установил: заявлено требование о взыскании с ответчика 14901688,48 руб. недоимки по страховым взносам на неработающее население за 1996 – 2001 г. г., 2003 г., 2004 г. и 13086831,55 руб. пеней за задержку перечисления страховых взносов.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика (в заседаниях 15.02.2005 г., 11.03.2005 г.), суд установил следующие обстоятельства.
Ответчик зарегистрирован в Федеральном и Территориальном фондах обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) в качестве страхователя с 1995 года.
В 2001 году заявитель провел проверку своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения Администрацией МО «Виноградовский район» за период с 1 июня 1996 г. по 31 января 2000 г. Согласно акту № 1 от 24.10.2001 г. сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения (в соответствии с утвержденными ежегодными бюджетами плательщика), подлежащая уплате в ТФОМС, составила: в 1996 г. – 795000 руб., в 1997 г. – 1732000 руб., в 1998 г. – 1781000 руб., в 1999 г. – 1209000 руб., в 2000 г. – 2100000 руб. Всего по состоянию на 1 января 2001 г. – 7617000 руб. (п. 6.1 акта проверки).
Проверкой выявлено, что перечисление ответчиком на счет ТФОМС составило: в 1996 г. – 135700 руб., в 1997 г. – 60500 руб., в 1998 г. – 0 руб., в 1999 г. – 367600 руб., в 2000 г. – 387263,31 руб., всего на 1 января 2001 г. – 951063,31 руб.
С учетом иных поступлений (от взаимозачетов, ценными бумагами) недоимка по данным проверки составила: на 1.01.97 г. – 659300 руб., на 1.01.98 г. – 2330800 руб., на 1.01.99 г. – 4111800 руб., на 1.01.2000 г. – 4953200 руб., на 1.01.2001 г. – 6665936,69 руб. Согласно пункту 6.5 акта проверки сумма пеней на 1.01.2001 г. составляет 3636874,06 руб.
От подписания акта проверки от 24.10.2001 г. ответчик отказался.
В 2004 году заявитель вновь провел проверку ответчика по тем же вопросам за период с 1.01.2001 г. по 30.06.2004 г., составил акт № 1 от 20.09.2004 г. Проверка выявила задолженность (недоимку) ответчика за проверенный период, в том числе по состоянию на 1.01.2001 г. в сумме 6665936,69 руб., в 2001 году – 3781396,17 руб. (подлежало уплате в ФОМС в соответствии с бюджетом 5000000 руб., перечислено 1218603,83 руб.); в 2002 году – недоимки нет; в 2003 году – 1394968,92 руб. (подлежало уплате 5446000 руб., перечислено – 4051031,08 руб.); в 2004 году – 1822745,56 руб. (подлежало уплате за 6 месяцев 3921000 руб., перечислено 2098254,44 руб.). Всего по состоянию на 1.07.2004 г. недоимка составила 13665047,34 руб. По состоянию на 1.07.2004 г. ответчику начислено пеней на сумму 12526327,98 руб.
Ответчик, получив акт проверки, направил заявителю письмо от 7.10.2004 г.: наметившаяся за ряд прошедших лет тенденция роста выпадающих доходов приводит к снижению доходной базы местных бюджетов и образованию непокрываемых кассовых разрывов. По итогам 9 месяцев 2004 г. бюджетом МО недополучено собственных налоговых и неналоговых доходов на сумму 4086 тыс. руб., вследствие чего кассовый разрыв по финансированию расходов бюджета составил 14273 тыс. руб. В просьбе о предоставлении бюджетной ссуды на покрытие кассового разрыва администрацией Архангельской области отказано. Ответчик сообщил заявителю, что не может подтвердить произведенные последним расчеты пеней и штрафов за ряд прошедших лет и подписать акт от 20.09.2004 г.
Заявитель направил ответчику требование № 4 об уплате недоимки по взносам в ФОМС в сумме 14901688,48 руб. и пени, исчисленных по состоянию на 01.10.2004 г. (на день выставления требования), в сумме 13086831,55 руб. Требование ответчиком не исполнено, в связи с чем заявитель обратился в суд за взысканием с него названных сумм взносов и пеней.
Ответчик представил суду отзыв, в котором пояснил, что истцом пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности за 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 годы. Просил суд удовлетворить требования заявителя частично, учесть высокую дефицитность бюджета МО «Виноградовский район». В судебных заседаниях 15 февраля, 11 марта 2005 г. представитель ответчика пояснил, что отзыв содержит признание требований заявителя в части недоимки 2003, 2004 годов. Подтвердил это признание, просил отказать в удовлетворении заявления в остальной части. По недоимке 1996 – 2000 годов истек срок исковой давности, по пеням за 2003 – 2004 годы – просил учесть дефицит бюджета МО. По 2001 г. считает, что также истекли сроки для обращения заявителя в суд. По 2002 году – недоимки нет, пени просил не взыскивать, поскольку бюджет недополучил средств.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Суд принимает признание ответчиком заявленных требований в части взыскания задолженности за 2003 г. в сумме 1394968,92 руб., за 2004 г. в сумме 3059386,70 руб., поскольку это признание, сделанное в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, закону не противоречит и прав других лиц не нарушает. Сумма 4454355,62 руб. подлежит взысканию с ответчика в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.
Статьей 19 Федерального закона от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года № 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год". Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
В пункте 3 названного Положения указано, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Пунктом 5 Положения установлено, что органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
Согласно пункту 7 по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки в следующих размерах: по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки.
Пунктом 8 установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию и учреждения банков распространяются порядок и условия налогового законодательства. Учет страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации (пункт 11).
Аналогичные положения содержит Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденная Постановлением Совета Министров РФ от 11.10.93 г. № 1018.
В пункте 28 Инструкции сказано, что суммы сокрытых или заниженных страховых взносов (платежей), а также штрафов, предусмотренных законодательством, взыскиваются с работодателей - юридических лиц в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов (платежей) - в судебном порядке, и зачисляются в установленном соотношении в доходы соответствующих фондов обязательного медицинского страхования. При взыскании в бесспорном порядке указанных сумм Федеральный, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и их филиалы пользуются правами по взысканию не внесенных в срок налогов, предоставленными органам Государственной налоговой службы Российской Федерации, и руководствуются Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пункт 29).
В соответствии с пунктом 30 Инструкции бесспорный порядок взыскания недоимок, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций применяется в течение трех лет с момента образования указанной недоимки. Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимок, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций составляет три года. При применении финансовых санкций и взыскании пеней, предусмотренных данной Инструкцией, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными органам Государственной налоговой службы Российской Федерации (пункт 31).
Вышеназванной Инструкцией не установлен срок для взыскания со страхователей, не являющихся работодателями, недоимки по страховым взносам. Однако, из содержания вышеприведенных норм суд делает вывод о том, что взыскание недоимки за пределами трехлетнего срока невозможно. Этот срок истек: 1 января 2004 г. по задолженности 2000 г., 1 января 2003 г. по задолженности 1999 г., 1 января 2002 г. по задолженности 1998 г., 1 января 2001 г. по задолженности 1997 г., 1 января 2000 г. по задолженности 1996 г. Истек трехлетний срок и со дня составления акта (24 октября 2001 г.), в котором отражены результаты проверки за 1996 – 2000 г. г., - 24 октября 2004 г. Заявитель обратился в суд за взысканием недоимки и пеней 20 декабря 2004 г.
Кроме того, суд учитывает и положения Гражданского кодекса РФ об общем сроке исковой давности, установленном в три года (со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права). Исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В связи с пропуском заявителем срока давности для взыскания через суд недоимки по страховым взносам и пеней за задержку их уплаты заявленные требования в части недоимки по взносам за 1996 – 2000 годы и соответствующих пеней удовлетворению не подлежат.
Относительно требований заявителя о взыскании недоимки за 2001 год, пеней за несвоевременную уплату взносов за 2001, 2002, 2003 и 2004 (9 месяцев) годы суд отмечает следующее.
В части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса РФ на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов. При взыскании с плательщика взносов (страхователя) недоимки заявителю следует руководствоваться соответствующими нормами налогового законодательства, что подтвердил и представитель заявителя в судебном заседании.
В этой связи суд отмечает, что проверка заявителя (акт от 20.09.2004 г. № 1) не выявила ошибок в начислении страхователем взносов. О недоимке, указанной в акте, заявителю известно и без этой проверки. Как пояснили в судебном заседании представители заявителя, сведения об утвержденных бюджетах муниципального образования Фонду представляются ежегодно (после утверждения бюджетов), расчетные ведомости страхователь представляет ежеквартально, сведениями о перечислении страховых взносов Фонд также располагает (платежные поручения у него имеются, поступают по мере перечисления ответчиком взносов). Акт проверки лишь зафиксировал наличие недоимки по состоянию на 1.07.2004 г.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено этим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Поскольку бесспорный порядок взыскания недоимки с ответчика в данном случае не применим, заявитель должен был обратиться в суд за взысканием недоимки и пеней в срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса РФ (пунктом 3), - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Установленный статьей 70 Налогового кодекса РФ трехмесячный срок направления требования об уплате взносов и пеней за 2001 год истек 25.03.2002 г. (поскольку взносы должны уплачиваться не позднее 25-го числа каждого месяца, взносы за 2001 год должны быть уплачены не позднее 25.12.2001 г.). Фактически требование было направлено ответчику спустя более двух с половиной лет – 1 ноября 2004 г., срок его добровольного исполнения был определен до 17.11.2004 г.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 Кодекса). В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться с 11.04.2002 г., то есть по истечении 16 дней (определенных в требовании для его исполнения) со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования.
Срок для обращения в суд за взысканием пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в течение 2002 года (по итогам года недоимки нет), истек по прошествии шести месяцев со дня, установленного для исполнения требования об уплате пеней, которое должно быть направлено ответчику не позднее 25.03.2003 г. Заявитель обратился в суд с пропуском этого срока, в связи с чем пени за несвоевременную уплату взносов в 2002 году взысканию с ответчика не подлежат.
Срок для обращения в суд за взысканием пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 2003 год, истек по прошествии шести месяцев со дня, установленного для исполнения требования об уплате пеней, которое должно быть направлено ответчику не позднее 25.03.2004 г. Заявитель обратился в суд с пропуском этого срока, в связи с чем пени за несвоевременную уплату взносов за 2003 год взысканию с ответчика также не подлежат.
Для обращения за взысканием пеней за несвоевременную уплату взносов в 2004 году (по итогам 9 месяцев, по состоянию на 1.10.2004 г.) срок заявителем не пропущен, пени подлежат взысканию в сумме 138257,23 руб., в том числе (согласно представленному заявителем расчету) за 1 квартал – 3656,92 руб., за 2 квартал – 45846,67 руб., за 3-й квартал – 88753,64 руб.
Возражений по исчислению сумм пеней, указанных в заявлении и приложенных к нему расчетах, ответчик не заявлял. Его несогласие с требованиями заявителя в части пеней обосновано единственно дефицитностью бюджета муниципального образования. В этой связи суд отмечает, что уменьшение суммы пеней в связи с неблагоприятным финансовым положением страхователя вышеприведенными нормами законодательства не предусмотрено.
Всего подлежит взысканию с ответчика 4592612,85 руб., в том числе 4454355,62 руб. страховых взносов, 138257,23 руб. пеней.
На ответчика по результатам рассмотрения дела относится уплата в федеральный бюджет государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных требований – в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 марта 2005 года. Дата, указанная во вводной части настоящего решения. Считается датой его принятия, от которой исчисляется срок для обжалования решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110 ч. 3, 167, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Администрации муниципального образования «Виноградовский район», ИНН 2910001585, находящейся по адресу Архангельская область п. Березник ул. П. Виноградова, 83, в доход бюджета Фонда обязательного медицинского страхования 4592612 руб. 85 коп., в том числе 4454355 руб. 62 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, 138257 руб. 23 коп. пеней, в доход федерального бюджета 16408 руб. 92 коп. государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий И. А. Меньшикова