АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
г. Архангельск Дело № А05-8177/2007
Дата принятия (изготовления) решения 24 августа 2007 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Козьминой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза»
к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 11,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – не явились, извещен 16.08.2007,
от ответчика – не явились, извещен 16.08.2007,
установил:
Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» (далее – Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании двух постановлений Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 10 и № 11, которыми Предприятие привлечено к административной ответственности на основании статей 8.1 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ); возбуждено производство по делу № А05-8155/2007.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд выделил в отдельное производство требование ГУП Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 11 с присвоением данному делу номера А05-8177/2007.
Таким образом, в рамках данного дела рассматривается требование ГУП Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа (далее – Управление природных ресурсов) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 11, которым Предприятие признано виновным в нарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30000 рублей.
Управление природных ресурсов представило материалы административного дела и отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» зарегистрировано в статусе юридического лица, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1038302270159.
Государственным инспектором Ненецкого автономного округа по охране природы Лукашишиной Л.А. в присутствии представителя Предприятия – Ивашина М.П. – инженера по охране труда и охране окружающей среды в период с 27.06.2007 по 11.07.2007 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды ГУП Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза».
В ходе проверки установлено, что основным предметом деятельности предприятия является – приём, хранение и обеспечение нефтепродуктами местных потребителей. На территории Предприятия находятся резервуарный парк, главная насосная станция, технологические трубопроводы, эстакада для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочная для фасовки нефтепродуктов в бочки и мелкую тару, пожарная насосная станция, лаборатория, котельная, очистные сооружения с канализационной системой сбора поверхностных стоков, транспортный участок, ремонтно-механическая мастерская, склад хранения тарных нефтепродуктов, материальный склад, причал, автозаправочная станция, жилой дом. Предприятию выдано Разрешение № 125 на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения от 30.04.2004 со сроком действия до 01.05.2009. Предприятие имеет ведомственную экологическую лабораторию для производства анализов определения кондиционности хранимых нефтепродуктов и качества питательной воды на образование пар. Процесс очистки сточных вод осуществляется под контролем лаборатории Предприятия. Предприятием утверждено Положение о производственном экологическом контроле. План мероприятий по производственному экологическому контролю на 2007 год – отсутствует. Производственный экологический контроль осуществляется согласно Положению. Предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами со сроком действия до 01.11.2007. При осуществлении деятельности на Предприятии образуются следующие отходы: люминесцентные лампы, отработанный электролит, смесь нефтепродуктов отработки, нефтесодержащие воды, нефтешламы, промасленная ветошь, покрышки автомобильные изношенные, лом и отходы черных металлов и др. Отработанные люминесцентные ртутьсодержащие лампы временно размещены на складе хранения тарных нефтепродуктов (бочки с маслами и т.д.) в пустой бочке. Нефтесодержащие воды – сточные воды, загрязненные нефтепродуктами, подразделяются на две категории: производственные, образующиеся после мойки тары из-под нефтепродуктов, смыва полов в насосной станции, мойки посуды в лаборатории и т.д. и атмосферные, образуемые в результате сбора дождевых стоков с поверхностей, подвергающихся загрязнению нефтепродуктами. Сточные воды нефтебазы собираются в производственно-ливневую канализацию, которая обеспечивает отвод их на очистные сооружения. Очищенные сточные воды сбрасываются в поверхностный водоем – р.Печору. По представленной Отделом по экологическому надзору по НАО (исх. № 25-09Э/1004 от 26.06.2007) информации срок действия Разрешения № 11/105 на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод истёк 15.12.2006. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод на 2007 год на момент плановой проверки отсутствует. Водоотведение сточных вод в р. Печора производится один раз в год в 3-ем квартале, обычно: август-сентябрь. Лом и отходы черных металлов образуется в результате эксплуатации, ремонта и списания оборудования. Накапливается на открытой временной площадке на территории нефтебазы около материального склада. Перед входом в склад лежит металлолом, загрязненный нефтепродуктами, поднятый над поверхностью земли на 50-60 см на железной решетке. Гидроизоляция и система отведения дождевых и талых вод с площадки отсутствует. Вокруг материального склада организована свалка металлолома - площадка временного складирования металлолома не оборудована. Металлические трубы разбросаны и в районе резервуарного парка под бензин.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- отсутствует план мероприятий производственного экологического контроля на 2007 год;
- отсутствует план мероприятий по охране окружающей среды на 2007 год;
- площадка хранения загрязненного нефтепродуктами металлолома не оборудована в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды: расположена площадка под открытым небом, отсутствует гидроизоляция и система отвода дождевых и талых вод с площадки; захламлена металлоломом территория вокруг материального склада и около резервуарного парка под бензин;
- временное хранение отработанных люминесцентных ламп (1 класс опасности) не соответствует требованиям законодательства в области окружающей среды;
- отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод на 2007 год с существующих очистных сооружений.
Результаты проверки отражены в акте от 09.07.2007 № 15. Предприятие получило копию акта 17.07.2007.
В ходе проверки 06.07.2007 государственным инспектором Ненецкого автономного округа по охране природы Лукашишиной Л.А. в присутствии представителя Предприятия – Ивашина М.П. - инженера по охране труда и охране окружающей среды, действующего на основании доверенности от 06.07.2007 № 00000015, в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 11, в связи с выявленным 04.07.2007 нарушением, а именно: площадка для хранения загрязненного нефтепродуктами металлолома не оборудована в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и захламлена металлоломом территория вокруг материального склада; хранение отработанных люминесцентных ламп (1 класс опасности) не соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, что является нарушением статьи 11 Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Представитель Предприятия в протоколе пояснил, что вокруг материального склада расположены материалы для ремонта резервуаров, за исключением площадки для размещения металлолома. В протоколе имеется подпись представителя Предприятия о том, что Предприятию разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2-24.4, 25.1 КоАП РФ; копию протокола получил. Также в протоколе указаны место, дата и время рассмотрения материалов по фактам нарушения природоохранного законодательства.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, зафиксированном в протоколе № 11 об административном правонарушении от 06.07.2007 и в акте № 15 от 09.07.2007 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, государственный инспектор Ненецкого автономного округа по охране природы Лукашишина Л.А. в присутствии представителя Предприятия – Ивашина М.П. - инженера по охране труда и охране окружающей среды17.07.2007 вынесла постановлении № 11 о назначении административного наказания, согласно которому у Предприятия не оборудована площадка для хранения загрязненного нефтепродуктами металлолома в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды: расположена под открытым небом, отсутствует гидроизоляция и система отвода дождевых и талых вод с площадки; захламлена металлоломом территория вокруг материального склада; хранение отработанных люминесцентных ламп (1 класс опасности) не соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Что является нарушением статьи 11 Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Предприятие признано виновным в нарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30000 рублей.
Копия постановления вручена представителю Предприятия 17.07.2007.
Предприятие с постановлением от 17.07.2007 № 11 не согласно, ссылается на то, что вокруг материального склада расположены материалы для ремонта резервуаров; металлолом представляет собой всевозможные как мелкие, так и крупные части резервуаров вертикальных стальных, трубопровода и запорной арматуры, которые не загрязнены нефтепродуктами; Предприятие признает наличие административного правонарушения, однако, считает, что допущенное нарушение не представляет общественной опасности, не нанесло ущерба государству и другим лицам, а также не повлекло наступления неблагоприятных экологических последствий; просит признать правонарушение малозначительным, постановление от 17.07.2007 № 11 – отменить.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит на основании следующего.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, зарегистрированного в Минюсте РФ 9 января 2003г. № 4107, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к 1 классу опасности и являются опасными отходами.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживанию и захоронению отходов производства и потребления.
Согласно пункту 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно; условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары; при этом хранение твердых промотходов 1 класса, к которым относятся отработанные люминесцентные ртутьсодержащие лампы, разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Материалами проверки установлено, что отработанные люминесцентные ртутьсодержащие лампы временно размещены на складе хранения тарных нефтепродуктов в пустой бочке без заводской упаковки; площадка для временного складирована металлолома не оборудована.
Таким образом, Предприятие не соблюдает санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФюридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. По мнению суда, у Предприятия имелась возможность для соблюдения установленных требований по хранению отходов производства.
Таким образом, Управление природных ресурсов правомерно установило в действиях Предприятия состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Суд считает обоснованным довод Управления природных ресурсов о том, что данное правонарушение не может являться малозначительным. Правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на экологическую безопасность, так как обязательность соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами направлена на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.
Суд отклоняет довод Предприятия о том, что допущенное нарушение не представляет общественной опасности, не нанесло ущерба государству и другим лицам, а также не повлекло наступления неблагоприятных экологических последствий.
Как правильно указало в отзыве Управление природных ресурсов в данном случае правонарушение, предусмотренное статьей 8.2. КоАП РФпо своей конструкции имеет формальный состав, то есть правонарушение является оконченным с момента несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, независимо от того какие неблагоприятные последствия наступили от данного деяния и наступили ли вообще. Наличие формального состава противоправного деяния не исключает оценки его вредных последствий при решении вопроса о выборе конкретной меры административной ответственности. В подобных случаях последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но могут иметь значение при назначении административного наказания.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 № 183-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ).
Предприятие оспариваемым постановлением привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 30000 рублей. То есть Управление природных ресурсов при вынесении оспариваемого постановления и назначения административного наказания, учло наличие обстоятельств смягчающих ответственность.
Нарушений прав и гарантий Предприятия, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении оспариваемого постановления суд не установил.
При таких обстоятельствах постановление Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 11, которым Предприятие признано виновным в нарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30000 рублей, законно и обоснованно и отмене не подлежит.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167 – 170, частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать Государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» в признании незаконным и отмене постановления Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 11, которым ГУП Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» признано виновным в нарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | С.В.Козьмина |