АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
г. Архангельск Дело № А05-8155/2007
Дата принятия (изготовления) решения августа 2007 года .
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Козьминой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза»
к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа
об оспаривании постановлений о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 10 и № 11,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – не явились, извёщен 16.08.2007,
от ответчика – не явились, извещён 16.08.2007,
установил:
Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» (далее – Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании двух постановлений Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа (далее – Управление природных ресурсов) о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 10 и № 11, которыми Предприятие привлечено к административной ответственности на основании статей 8.1 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ); возбуждено производство по делу № А05-8155/2007.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд выделил в отдельное производство требование ГУП Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 11 с присвоением делу номера А05-8177/2007.
Таким образом, в рамках данного дела рассматривается требование ГУП Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа (далее – Управление природных ресурсов) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 10, которым Предприятие признано виновным в нарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 20000 рублей.
Управление природных ресурсов представило материалы дела об административном правонарушении, отзыв по существу заявленного требования не представило.
Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза» зарегистрировано в статусе юридического лица, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1038302270159.
Государственным инспектором Ненецкого автономного округа по охране природы Лукашишиной Л.А. в присутствии представителя Предприятия – Ивашина М.П. (инженера по охране труда и охране окружающей среды) в период с 27.06.2007 по 11.07.2007 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды ГУП Ненецкого автономного округа «Ненецкая нефтебаза».
В ходе проверки установлено, что основным предметом деятельности предприятия является – приём, хранение и обеспечение нефтепродуктами местных потребителей. На территории Предприятия находятся резервуарный парк, главная насосная станция, технологические трубопроводы, эстакада для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочная для фасовки нефтепродуктов в бочки и мелкую тару, пожарная насосная станция, лаборатория, котельная, очистные сооружения с канализационной системой сбора поверхностных стоков, транспортный участок, ремонтно-механическая мастерская, склад хранения тарных нефтепродуктов, материальный склад, причал, автозаправочная станция, жилой дом. Предприятию выдано Разрешение № 125 на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения от 30.04.2004 со сроком действия до 01.05.2009. Предприятие имеет ведомственную экологическую лабораторию для производства анализов определения кондиционности хранимых нефтепродуктов и качества питательной воды на образование пара. Процесс очистки сточных вод осуществляется под контролем лаборатории Предприятия. Предприятием утверждено Положение о производственном экологическом контроле. План мероприятий по производственному экологическому контролю на 2007 год – отсутствует. Производственный экологический контроль осуществляется согласно Положению. Предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами со сроком действия до 01.11.2007. При осуществлении деятельности на Предприятии образуются следующие отходы: люминесцентные лампы, отработанный электролит, смесь нефтепродуктов отработки, нефтесодержащие воды, нефтешламы, промасленная ветошь, покрышки автомобильные изношенные, лом и отходы черных металлов и др. Отработанные люминесцентные ртутьсодержащие лампы временно размещены на складе хранения тарных нефтепродуктов (бочки с маслами и т.д.) в пустой бочке. Нефтесодержащие воды – сточные воды, загрязненные нефтепродуктами, подразделяются на две категории: производственные, образующиеся после мойки тары из-под нефтепродуктов, смыва полов в насосной станции, мойки посуды в лаборатории и т.д. и атмосферные, образуемые в результате сбора дождевых стоков с поверхностей, подвергающихся загрязнению нефтепродуктами. Сточные воды нефтебазы собираются в производственно-ливневую канализацию, которая обеспечивает отвод их на очистные сооружения. Очищенные сточные воды сбрасываются в поверхностный водоем – р.Печору. По представленной информации Отделом по экологическому надзору по НАО (исх. № 25-09Э/1004 от 26.06.2007) срок действия Разрешения № 11/105 на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод истёк 15.12.2006. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод на 2007 год на момент плановой проверки отсутствует. Водоотведение сточных вод в р. Печора производится один раз в год в 3-ем квартале, обычно: август-сентябрь. Лом и отходы черных металлов образуются в результате эксплуатации, ремонта и списания оборудования. Накапливается на открытой временной площадке на территории нефтебазы около материального склада. Перед входом в склад лежит металлолом, загрязненный нефтепродуктами, поднятый над поверхностью земли на 50-60 см на железной решетке. Гидроизоляция и система отведения дождевых и талых вод с площадки отсутствует. Вокруг материального склада организована свалка металлолома - площадка временного складирования металлолома не оборудована. Металлические трубы разбросаны и в районе резервуарного парка под бензин.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- отсутствует план мероприятий производственного экологического контроля на 2007 год;
- отсутствует план мероприятий по охране окружающей среды на 2007 год;
- площадка хранения загрязненного нефтепродуктами металлолома не оборудована в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды: расположена площадка под открытым небом, отсутствует гидроизоляция и система отвода дождевых и талых вод с площадки; захламлена металлоломом территория вокруг материального склада и около резервуарного парка под бензин;
- временное хранение отработанных люминесцентных ламп (1 класс опасности) не соответствует требованиям законодательства в области окружающей среды;
- отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод на 2007 год от существующих очистных сооружений.
Результаты проверки отражены в акте от 09.07.2007 № 15. Предприятие получило копию акта 17.07.2007.
В ходе проверки 06.07.2007 государственным инспектором Ненецкого автономного округа по охране природы Лукашишиной Л.А. в присутствии представителя Предприятия – Ивашина М.П. - инженера по охране труда и охране окружающей среды, действующего на основании доверенности от 06.07.2007 № 00000015, в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 10, в связи с выявленным 04.07.2007 нарушением, а именно: отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод от существующих очистных сооружений Предприятия. Согласно представленной Отделом по эконадзору по НАО ПМУ Ростехнадзора (исх. № 25-09Э/1004 от 26.06.2007) информации, Предприятию разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод на 2007 год не выдавалось. Предприятием нарушен пункт 4 статьи 23 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ. Представитель Предприятия в протоколе пояснил, что сброс производится в двухнедельный срок в конце августа. Пакет документов на получение разрешения на сброс находится в Эконадзоре. В протоколе имеется подпись представителя Предприятия о том, что Предприятию разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2-24.4, 25.1 КоАП РФ; копию протокола получил. Также в протоколе указаны место, дата и время рассмотрения материалов по фактам нарушения природоохранного законодательства.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, зафиксированном в протоколе № 10 об административном правонарушении от 06.07.2007 и в акте № 15 от 09.07.2007 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, государственный инспектор Ненецкого автономного округа по охране природы Лукашишина Л.А. в присутствии представителя Предприятия – Ивашина М.П. - инженера по охране труда и охране окружающей среды, 17.07.2007 вынесла постановлении № 10 о назначении административного наказания, согласно которому у Предприятия отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод от существующих у Предприятия очистных сооружений; а также отсутствует план мероприятий производственного экологического контроля на 2007 год и план мероприятий по охране окружающей среды на 2007 год. Предприятие признано виновным в нарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 20000 рублей.
Копия постановления вручена представителю Предприятия 17.07.2007.
Предприятие с постановлением от 17.07.2007 № 10 не согласно, считает, что отсутствие у него перечисленных в акте проверки документов не является нарушением экологических требований. Предприятием не нарушались условия специального разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод от существующих очистных сооружений предприятия, не осуществлялось вредное физическое воздействие на водный объект, то есть отсутствует событие административного нарушения.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ) нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Статьей 22 Закона № 7-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 8.1. КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Управление природных ресурсов, привлекая Предприятие к административной ответственности на основании статьи 8.1 КоАП РФ, вменяет ему нарушение пункта 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ, ссылаясь при этом только на отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод, не установив при этом факт сброса в водный объект загрязняющих веществ.
Однако, отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод самостоятельно, то есть при отсутствии реального сброса в водный объект загрязняющих веществ, не образует событие административного правонарушения в данном случае – несоблюдение экологических требований (сброс в водный объект загрязняющих веществ при отсутствии соответствующего разрешения) при эксплуатации очистных сооружений.
Определением от 13.08.2007 суд предложил Управлению природных ресурсов представить письменные пояснения (соответствующие доказательства) зафиксирован ли в ходе проверки факт сброса загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод от существующих очистных сооружений. Управление природных ресурсов такие доказательства не представило, на наличие таких обстоятельств не сослалось.
Основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности на основании статьи 8.1 КоАП РФ также послужило отсутствие у Предприятия плана мероприятий производственного экологического контроля на 2007 год и плана мероприятий по охране окружающей среды на 2007 год - нарушение статьи 67 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии со статьей 67 Закона № 67-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
Указанной нормой Закона №7-ФЗ (статьей 67) не предусмотрена обязанность субъектов хозяйственной деятельности ежегодно составлять планы мероприятий производственного экологического контроля и по охране окружающей среды.
Определением от 13.08.2007 суд предложил Управлению природных ресурсов представить письменные пояснения, каким нормативным актом закреплена обязанность Предприятия утверждать планы мероприятий производственного экологического контроля и по охране окружающей среды; представить порядок утверждения указанных планов. Управление природных ресурсов такие пояснения не представило, на наличие нормативных актов,устанавливающих обязанность Предприятия утверждать планы мероприятий производственного экологического контроля и по охране окружающей среды, не сослалось.
Согласно письму начальника Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа А.В. Кончиц от 27.07.2007 исх. № 919 порядок осуществления производственного экологического контроля, предусмотренного статьей 67 Закона №7-ФЗ, законодательством не определен, поэтому вменение в вину ГУП НАО «Ненецкая нефтебаза» отсутствие плана мероприятий производственного экологического контроля на 2007 год является незаконным. Копия письма имеется в материалах дела.
Таким образом, несмотря на то, что статьей 66 Закона № 7-ФЗ установлена обязанность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды проверять, кроме прочего, выполнение организациями планов по охране окружающей среды, законодательством порядок составления таких планов не определен, поэтому отсутствие планов мероприятий производственного экологического контроля и по охране окружающей среды на 2007 год нельзя квалифицировать как нарушение производственного экологического контроля, то есть как нарушение статьи 67 Закона № 7-ФЗ.
При этом суд отмечает, что Предприятием 13.02.2007 утвержден (представлен в материалы дела) План природоохранных мероприятий на 2007 год с указанием наименования мероприятия, срока исполнения, ответственного за исполнение. В 2006 году Предприятием разработано (представлено в материалы дела) Положение о производственном экологическом контроле на нефтебазе. Согласно акту №15 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 09.07.2007, производственный экологический контроль осуществляется согласно Положению. Кроме того, Предприятие представило в материалы дела Разрешение №4 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), полученное им 20.07.2007.
При таких обстоятельствах в данном случае в действиях Предприятия отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ - отсутствуют фактические данные о том, что Предприятие отклонилось от установленных экологических требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В связи с отсутствием в действиях Предприятия события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ у Управления природных ресурсов не было правовых оснований для привлечения Предприятия к административной ответственности, поэтому постановление о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 10 о признании ГУП НАО «Ненецкая нефтебаза» виновным в нарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 20000 рублей, подлежит отмене.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167 – 170, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать незаконным и отменить постановление Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа о назначении административного наказания от 17.07.2007 № 10 о признании ГУП НАО «Ненецкая нефтебаза» виновным в нарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 20000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | С.В.Козьмина |