НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 24.06.2014 № А05-4535/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 июня 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-4535/2014

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2014 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания
 Дементьева А.А.) дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (ОГРН 1032900004213; г. Архангельск, ул. Павла Усова, 12) об оспаривании постановления Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области (ОГРН 1052901204817; г. Архангельск, ул. Гайдара, 55, корп. 2),

при участии в заседании представителя заявителя Фокина А.В. (доверенность от 1.01.2014), представителя административного органа Мигунова Е.А. (доверенность от 13.05.2014),

установил: заявитель (далее также – ООО "Транс-Сервис", общество) обратился в арбитражный суд, оспаривая постановление административного органа от 31 марта 2014 года № 239 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

В обоснование сослался на отсутствие доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения.

Административный орган в отзыве не согласился с заявлением.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявление. Представитель административного органа возражал против признания оспариваемого постановления незаконным.

Исследовав доказательства, заслушав представителей заявителя и административного органа, суд установил следующие обстоятельства.

17 марта 2014 года на основании распоряжения от 17.03.2014 № 24 сотрудники административного органа провели выездную внеплановую проверку места пребывания иностранных граждан, расположенного по адресу г. Архангельск, ул. Дзержинского д. 2. При проверке установлен гражданин Кыргызской Республики Качиев Жумабек, проживающий с 10.03.2014 в помещении, арендованном ООО "Транс-Сервис", по истечении определённого законом срока временного пребывания в Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт от 19.03.2014 № 24.

19 марта 2014 года в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 329, ему вменено нарушение статьи 25.10 Федерального закона от 18.07.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

31 марта 2014 года заместитель руководителя административного органа вынес постановление № 329 о назначении заявителю административного наказания по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Не согласившись с постановлением, заявитель оспорил его в суде.

Суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правомочия сотрудников Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ, установлены статьёй 28.3 (часть 1) Кодекса. Право органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, рассматривать дела об административных правонарушениях по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрено статьёй 23.67 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено правомочным лицом – заместителем руководителя административного органа.

О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении заявитель извещён, к назначенному времени в административный орган явился представитель общества, уполномоченный доверенностью, однако на составление протокола не остался. О рассмотрении дела об административном правонарушении ООО "Транс-Сервис" также извещено, представитель в рассмотрении дела не участвовал.

Часть 3 статьи 18.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через её территорию, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Организация миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирована Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон
 № 109-ФЗ), Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 "О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иными нормативно-правовыми актами.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ определено, что место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учёт по месту пребывания в порядке, установленном данным Законом.

Из подпункта 7 пункта 1 статьи 2 следует, что под стороной, принимающей иностранного гражданина, признаётся, в том числе юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится).

В силу пункта 3 статьи 7 Закона № 109-ФЗ временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учёту по месту пребывания.

В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что Качиев Жумабек поставлен на миграционный учёт с 13 декабря 2013 года по 9 марта 2014 года. Заявитель предоставил названному иностранному гражданину для проживания помещение по адресу г. Архангельск, пр. Дзержинского, д. 2 (в здании автовокзала), которое арендует. Проживание Качиева Ж. в данном месте установлено 17 марта 2014 года, в то время как срок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации истёк 9.03.2014. Таким образом, с 10.03.2014 жилое помещение иностранному гражданину, находящемуся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка, предоставлено заявителем незаконно, в нарушение статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Довод заявителя о том, что Качиев Жумабек не проживал в помещении, арендуемом ООО "Транс-Сервис", с 10 марта 2014 года, суд отклоняет, поскольку это опровергается собранными по делу доказательствами. Так, согласно протоколу осмотра территории (объекта) от 17 марта 2014 года названный гражданин находился в арендуемом заявителем жилом помещении. 14 марта 2014 года представитель заявителя Парфенов А.Е. обратился в УФМС России по Архангельской области с заявлением о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации гражданину Качиеву Жумабеку. Заявление датировано 13 марта 2014 года, копии приложенных к нему документов (в частности, трудовой договор от 14.12.2013, уведомление о прибытии Качиева Ж. в Россию, приказ о приёме его на работу, договор субаренды помещения) заверены ООО "Транс-Сервис" 12 марта 2014 года. При составлении 17 марта 2014 года протокола № 358 Качиев Ж. не утверждал, что 10 марта 2014 года выехал с места проживания, предоставленного ему заявителем.

Представленное заявителем с обращением в суд объяснение Качиева Ж. о том, что с 8 по 13 марта 2014 года он проживал у друзей на Окружном шоссе г. Архангельска, утверждение заявителя о том, что Качиев Ж. обратился в ООО "Транс-Сервис" 13 марта 2014 года за помощью в регистрации, а 17 марта 2014 года ожидал в автовокзале инспектора УФМС, суд расценивает как попытку уклониться от административной ответственности.

К объяснениям Нибабина С.Я. (начальника автовокзала), Казаковой Г.Н. (горничной), данным 18 марта 2014 года, суд также относится критически. Так, они сообщили административному органу, что Качиев Ж. был допущен в арендуемое заявителем жилое помещение 17 марта 2014 года по просьбе Парфенова А.Е. Тогда как, согласно пояснениям представителя административного органа Мигунова Е.А. в суде, Нибабин С.Я. и Казакова Г.Н., участвовавшие в осмотре помещения 17 марта 2014 года, не сообщали о таких обстоятельствах. В любом случае, Парфенов А.Е. как представитель общества распорядился, чтобы жилое помещение Качиеву Ж. было предоставлено.

Необходимость допустить Качиева Ж. в жилое помещение 17 марта 2014 года (по словам заявителя) лишь для того, чтобы дождаться инспектора УФМС, суд ставит под сомнение.

Суд учитывает также пояснения представителя административного органа о следующем. Заявитель, ошибочно посчитав Качиева Ж. гражданином Казахстана (что следует, в частности, из оформленного Парфеновым А.Е. в декабре 2013 года уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, из заявления в УФМС по Архангельской области от 13 марта 2014 года), рассчитывал на безусловное продление срока его пребывания в России до 9.12.2014 (трудовой договор с Качиевым Ж. заключён на срок до 9.12.2014). Поэтому к оформлению такого продления отнёсся небрежно, обратился в УФМС только 14 марта 2014 года, тогда как срок временного пребывания Качиева Ж. в России истёк 9.03.2014.

Между тем, Качиев Ж., являясь гражданином Кыргызской Республики, не обращался в УФМС по Архангельской области за оформлением разрешения на осуществление трудовой деятельности в Архангельской области.

Работодатель Качиева Ж. предприниматель Кокков Ю.В. одновременно являлся руководителем ООО "Транс-Сервис" (до 28 марта 2014 года). Заключая с Качиевым Ж. трудовой договор № 17Т/13 сроком до 9 декабря 2014 года, Кокков Ю.В. как руководитель принимающей иностранного гражданина стороны предусматривал и проживание
 Качиева Ж. в предоставленном ему помещении (в автовокзале) в течение срока трудового договора.

Данные обстоятельства также опровергают пояснения заявителя в суде о том, что с 8 по 13 марта 2014 года Качиев Ж. не проживал в предоставленном ему заявителем помещении.

Фактически, что следует из представленных суду документов и пояснений, заявитель оформлял документы для продления Качиеву Ж. срока пребывания в Российской Федерации в то время, когда этот иностранный гражданин незаконно пребывал (проживал) в Российской Федерации.

Суд считает, что заявитель правомерно привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ. Виновность ООО "Транс-Сервис" усматривается в том, что всех зависящих от него мер к недопущению административного правонарушения он не принял. О препятствиях к заблаговременному обращению в УФМС по Архангельской области за продлением срока пребывания Качиева Ж. в России заявитель суду не сообщил.

Процессуальных нарушений при производстве по делу суд не установил.

Доводы представителя заявителя о том, что административный орган не взял объяснений у Коккова Ю.В., суд отклоняет. Как указано выше, что не отрицал в суде представитель заявителя, последний был уведомлен как о составлении протокола, так и о рассмотрении дела. Однако, законный представитель общества Кокков Ю.В. не воспользовался правом участвовать в данных мероприятиях, в том числе давать объяснения.

Малозначительности совершённого заявителем противоправного деяния суд не усматривает.

Довод заявителя о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения суд отклоняет, поскольку такая мера санкцией части 3 статьи 18.9 КоАП РФ не предусмотрена.

Оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Арбитражный суд, руководствуясь статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области от 31 марта 2014 года № 329 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис", находящегося по адресу г. Архангельск, ул. Павла Усова, 12, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1032900004213, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение десяти дней со дня принятия.

Судья И.А. Меньшикова