НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 23.11.2012 № А05-13460/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело № А05-13460/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено (решение принято) 29 ноября 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Барабановой Светланы Васильевны (ОГРН 304290120800283; место жительства: 163039, г.Архангельск)

к главному государственному инспектору г.Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской областиЕфимову Артуру Борисовичу (ОГРН , 1042900042822; место нахождения: 164900, Архангельская область, г.Новодвинск, ул.Мельникова, дом 3-а; 163000, Архангельск Город, ул. Свободы, 27)

об оспаривании постановления №166-195 о назначении административного наказания от 04.10.2012,

В заседании суда принимали участие представители:

от ответчика: Ефимов А.Б. по доверенности от 21.09.2012;

установил:

Индивидуальный предприниматель Барабанова Светлана Васильевна (далее – ИП Барабанова С.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным постановления главного государственного инспектора г.Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Ефимова Артура Борисовича (далее – инспекция, административный орган, ответчик) №166-195 о назначении административного наказания от 04.10.2012, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил.

Представитель административного органа с заявленным требованием не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнение представителя ответчика, принявшего участие в судебном заседании, суд считает, что предъявленное заявителем требование не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки главным государственным инспектором г. Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору в действиях предпринимателя установлены составы нарушений по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного материала ИП Барабанова С.В. привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своего требования предприниматель сослалась на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку нежилые помещения были арендованы у муниципального образования «Город Новодвинск» с 2000 года для осуществления торговой деятельности.

Заявитель указывает, что здание построено в 1969 году, и полагает, что Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, СП 4.13130.2009 и Правила противопожарного режима в РФ не распространяются на здания, построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности.

По мнению заявителя, для выполнения пожарных норм требуется перестройка части здания, следовательно, ввиду того, что предприниматель не является собственником помещений, она не может самостоятельно производить реконструкцию здания и изменять его функциональное назначение.

Административный орган с заявленными требованиями не согласен, в отзыве указал, что ссылка заявителя на пункт 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является несостоятельной. Здание согласно свидетельству о государственной регистрации права является прачечной и химчисткой. По мнению ответчика, поскольку предприниматель изменила функциональное назначение помещений здания и осуществляет там торговую деятельность, то в силу части 3 статьи 80 ФЗ № 123-ФЗ должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности применительно к новому назначению этих помещений. Кроме того, административный орган полагает, что вменяемое нарушение противопожарных норм не противоречит и не устанавливает более высокие требования к объекту защиты, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений.

По мнению ответчика, основная часть выявленных нарушений не предполагает внесение каких-либо изменений в конструктивные элементы в здания, напрямую зависит от действий арендатора по обеспечению пожарной безопасности в помещениях.

Как указал административный орган, в соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности» и согласно заключенным предпринимателем договорам аренды она является субъектом вменяемого административного правонарушения и несет ответственность за противопожарное состояние арендуемых помещений. Предприниматель для организации  безопасной торговой деятельности имела возможность согласовать и получить разрешение у арендодателя на проведение работ, в том числе капитального характера.

Суд оценил доводы сторон с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

На основании распоряжения временно исполняющего обязанности начальника ОНД г. Новодвинска №110 от 13.09.2012 о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя в связи с рапортом о нарушении требований пожарной безопасности проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности (копия распоряжения вручена предпринимателю 18.09.2012).

Проверкой установлено следующее:

- в нарушение статьи 1, части 4 статьи 4, пунктов 1 и 5 статьи 52, статьи 88, таблиц 23 и 24 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), пунктов 5.1.10 и 5.4.2.3 «СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 174 (далее - СП 4.13130.2009), помещения складского назначения (по экспликации - помещения №7 и 8 на 1 этаже, №9 и 10 на 2 этаже) не отделены от торговых залов противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45; перегородки выполнены из листов гипсокартона, соединительные швы, саморезы негорючими материалом не защищены, документы, подтверждающие предел огнестойкости перегородки, не представлены;

- в нарушение статьи 1, части 4 статьи 4, пунктов 1 и 5 статьи 52, статьи 88, таблицы 24 Закона №123-ФЗ; пункта 5.4.2.3 СП 4.13130.2009 в противопожарных перегородках между складскими помещениями и торговым отделом, не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI30;

- в нарушение глав 5,7,8 Закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. п. 20 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима) руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений складского назначения (на 1 этаже по экспликации помещения № 28, 29 и 35; на 2 этаже всех помещений) обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Закона № 123-ФЗ;

- в нарушение пункта 343 Правил противопожарного режима расстояние от светильников до хранящихся товаров на складе обоев (по экспликации помещение № 35) менее 0,5 метра (фактически - 0,37 м);

- в нарушение пункта 22 Правил противопожарного режима не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, отверстия, образовавшегося в месте пересечения противопожарной преграды (стены) трубами отопления на 1 этаже под лестничным маршем;

- в нарушение пункта 341, подпункта «г» пункта 353 Правил противопожарного режима на складе красок стеклянные емкости с растворителем не защищены от солнечного и иного теплового воздействия (бутылки с установлены на подоконнике), емкости установлены на стеллажи, выполненные из горючих материалов;

- в нарушение пунктов 2, 3, 460 Правил противопожарного режима не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и проведения пожарно-технического минимума с работниками в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; лицо, назначенное ответственным за обеспечение пожарной безопасности, не прошло обучение по программе пожарно-технического минимума; инструкция о мерах пожарной безопасности не приведена в соответствие с правилами противопожарного режима в Российской Федерации;

- в нарушение подпунктов «в» 42 Правил противопожарного режима в торговом зале на 1 и 2 этажах, во всех складских помещениях 1 и 2 этажей, в кабинете управляющего магазином на 2 этаже эксплуатируются электросветильники со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильников;

- в нарушение подпунктов «з» пункта 42 Правил противопожарного режима для подключения оборудования в торговом зале на 1 этаже, в кабинете управляющего и в закассовых пространствах торговых залов 2 этажа используются удлинители для питания электроприборов; в торговых залах 1 и 2 этажей удлинитель проходит на полу около эвакуационного выхода;

- в нарушение пункта 349 Правил противопожарного режима аппараты (выключатели) для отключения электроснабжения расположены внутри складских помещений;

- в нарушение подпункта «б» пункта 36 Правил противопожарного режима загромождены двери, препятствующие свободной эвакуации людей, основного эвакуационного выхода из торгового зала на 1 этаже, эвакуационные пути и выходы помещения №10 на 1 этаже;

- в нарушение части 1 и части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, статьи 89 Закона №123-ФЗ, пунктов 7.1.13, 7.2.4, 7.2.5 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171, (далее - СП 1.13130.2009) ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале на 1 этаже составляет менее 2-х метров (ширина проходов 1,32, 1,5, 1,57 м.), ширина основных эвакуационных проходов на 2 этаже в торговых залах (помещения № 2, 22) составляет менее 2-х метров (ширина проходов 1,5, 0,8-0,9 м.); ширина 2-го эвакуационного выхода на 1 этаже из торгового зала в свету составляет 0.78 м., в помещениях №10 и 12 на 1 этаже – 0,86 и 0,87 м., что меньше нормативно установленного (1,2 м.), ширина 2-го эвакуационного выхода на 2 этаже из торгового зала (помещение № 2) в свету составляет 0.89 м., ширина эвакуационного выхода на 2 этаже (помещение №22) – 0,86 м., что меньше нормативно установленного (1,2 м.);

- в нарушение части 1 и части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, статьи 89 Закона №123-ФЗ, пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009 высота эвакуационного выхода между коридорами помещений №10 и 12 1 этажа в свету 1,76 м., что менее нормативно установленного (1,9 м.);

- в нарушение пункта 35 Правил противопожарного режима запор на дверях эвакуационного выхода в помещении № 12 1 этажа не обеспечивает возможность свободного открывания дверей изнутри без ключа;

- в нарушение подпункта «к» пункта 23 Правил противопожарного режима под лестничным маршем лестничной клетки, ведущей на 2-ой этаж, хранятся горючие материалы (стул, доски, деревянный щит и др.);

- в нарушение статьи 84 Закона №123-ФЗ, пункта 5.3, таблиц 1 и 2 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175, (далее - СП 5.13130.2009) над эвакуационным выходом № 2 в торговом зале на 1 этаже не установлен световой оповещатель «Выход»;

- в нарушение частей 1 и 2 статьи 1, части 4 статьи 4, статьи 89 Закона № 123–ФЗ, пунктов 7.1.5, 7.2.1, СП 1.13130.2009 не предусмотрено не менее 2-х закрытых лестничных клеток, лестница с 1-го до 2-го этажа здания является открытой, имеется 1 закрытая лестничная клетка, которая не имеет выхода наружу; ширина лестничного марша открытой лестницы составляет 1,15 м., что менее нормативно установленного (1,2 м.);

- в нарушение части 6 статьи 84 Закона № 123–ФЗ, пункта 13.3.6 СП 5.13130.2009 в складских помещениях на 1 этаже (помещение №35) и на 2 этаже (помещения № 4,5,7,9,10,11,12,20) горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до близлежащих предметов (стеллаж с обоями) и до электросветильников составляет 0,30-0,40 м., что менее нормативно установленного (0,5 м.);

- в нарушение части 7 статьи 84 Закона № 123–ФЗ, пункта 3.4 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах проложены не в строительных конструкциях, коробах и каналах из негорючих материалов;

- в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима не организовано проведение проверки работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не реже 1 раза в квартал с оформлением соответствующего акта проверки; на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

- в нарушение пункта 63 Правил противопожарного режима не обеспечен годовой план-график, составленный с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

Результаты проверки отражены в акте №110 от 24.09.2012, копию которого представитель предпринимателя по доверенности получил 24.09.2012.

24.09.2012 государственным инспектором г. Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору в отношении предпринимателя в присутствии её представителя составлены протоколы №166, 167, 168, 169, 194 об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, протоколы №170, 171, 172, 173, 195 об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, протоколы №174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193 об административном правонарушении по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Копии протоколов получены представителем предпринимателя 24.09.2012. Указанными протоколами предприниматель был уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов административного дела - 04.10.2012 в 16 час. 00 мин. – 18 час. 00 мин.

Постановлением №166-195, вынесенным главным государственным инспектором г. Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору Ефимовым А.Б. 04.10.2012 в присутствии представителя предпринимателя по доверенности, ИП Барабанова С.В. была признана виновной в совершении нарушений по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (получено представителем 04.10.2012).

Заявитель, не согласившись с постановлением, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Суд согласен с позицией административного органа о наличии в действиях предпринимателя состава административных нарушений, ответственность за совершение которых установлена частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.

Правомочия сотрудников государственного пожарного надзора составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.4 КоАП РФ, установлены частью 1 статьи 28.3. Кодекса. Протоколы составлены правомочным лицом. Право органов государственного пожарного надзора рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 20.4 предусмотрено статьёй 23.34 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено полномочным лицом. Протоколы составлены, дела рассмотрены в присутствии представителя предпринимателя Опарина А.А., действовавшего на основании доверенности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленных нормами и правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.

Объектом административного правонарушения является пожарная безопасность, которая в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, определены Законом № 69-ФЗ.

Статьей 1 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона № 69-ФЗ установлено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В статье 38 данного закона указано, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Как следует из материалов дела, помещения №35, 36 общей площадью 265,40 кв.м., расположенные на 1-ом этаже здания по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Космонавтов, д. 9, предприниматель арендует на основании договора №3 от 20.12.2011, заключенного с арендодателем - МУ «Группа хозяйственного обслуживания», помещения на 1 этаже №7, 9, 10, 11, 12, на 2 этаже - №1, 2, 4-12, 19-22, 27-29, лифтовое помещение общей площадью 662,1 кв.м., - на основании договора аренды №209 от 16.10.2000 с учетом соглашений от 18.04.2005, 02.11.2010, заключенного с арендодателем - Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования «Город Новодвинск».

В соответствии с пунктом 2.3.12 договора аренды №3 от 20.12.2011 предприниматель приняла на себя обязательства нести ответственность за противопожарное состояние в арендуемых помещениях, соблюдать правила пожарной безопасности в местах общего пользования, осуществлять противопожарное страхование арендованного помещения. В силу пункта 2.3.13 договора аренды №209 от 16.10.2000 предприниматель как арендатор обязана соблюдать правила пожарной безопасности, осуществлять противопожарное страхование имущества, находящегося в арендованном помещении, пунктом 4.5 указанного договора предусмотрено, что за нарушение требований пожарной безопасности арендатор несет ответственность в соответствии с действующим законом «О пожарной безопасности».

Помимо этого, как установлено данными договорами аренды, предприниматель вправе производить перепланировку, переоборудование арендуемых помещений, получив письменное разрешение арендодателя, а также производить текущий ремонт помещений (пункты 2.3.4, 2.3.5 договора №3 и договора №209).

При таких обстоятельствах, обязанности по соблюдению норм и правил пожарной безопасности, лежат на предпринимателе - арендаторе, как на законном владельце помещений, расположенных по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Космонавтов, д. 9, использующем их для осуществления торговой деятельности. Следовательно, при нарушении норм и правил пожарной безопасности предприниматель несет ответственность согласно законодательству.

Таким образом, суд находит несостоятельным довод заявителя об отсутствии в её деянии вины ввиду того, что она не является собственником помещений, не может самостоятельно производить реконструкцию и перестройку части здания для выполнения пожарных норм.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 88 Закона № 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учётом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проёмов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к Федеральному закону (пункт 2 статьи 88 названного Федерального закона), пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проёмов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к Федеральному закону (пункт 3 статьи 88). Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций. Противопожарные шторы и экраны должны выполняться из материалов группы горючести НГ (пункт 13 указанной статьи).

Пунктом 5.4.2.3 СП 4.13130.2009 определено, что кладовые горючих товаров и товаров в горючей упаковке на объектах торговли следует, как правило, размещать у наружных стен, отделяя их противопожарными перегородками 1-го типа от торгового зала площадью 250 кв. м и более.

Проверкой административного органа установлено, что помещения складского назначения (склад обоев) на 1 и 2 этажах не отделены от торговых залов противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45. Перегородки выполнены из листов гипсокартона, соединительные швы, саморезы негорючими материалом не защищены, документы, подтверждающие предел огнестойкости перегородки, не представлены. В противопожарных перегородках между складскими помещениями и торговым отделом не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI 30 (в помещениях двери выполнены из дерева).

На основании пункта 20 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Проверкой было установлено, что предприниматель не обеспечил наличие на дверях помещений складского назначения (на 1 этаже по экспликации помещения № 28, 29 и 35; на 2 этаже всех помещений) обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны.

Согласно пункту 343 Правил противопожарного режима расстояние от светильников до хранящихся товаров должно быть не менее 0,5 метра.

Проверкой было установлено, что фактическое расстояние от светильников до хранящихся товаров на складе обоев в помещении № 35 составляет 0,37 м.

В силу пункта 22 Правил противопожарного режима руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

Проверкой установлено, что предприниматель не организовал проведение указанных работ по заделке отверстия, образовавшегося в месте пересечения противопожарной преграды (стены) трубами отопления на 1 этаже под лестничным маршем.

Согласно пункту 341 Правил противопожарного режима баллоны с горючими газами, емкости (бутылки, бутыли, другая тара) с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также аэрозольные упаковки должны быть защищены от солнечного и иного теплового воздействия.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 353 Правил противопожарного режима запрещается на складах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей установка емкостей (резервуаров) на основание, выполненное из горючих материалов.

Административным органом было выявлено, что на складе красок стеклянные емкости (бутылки) с растворителем установлены на подоконнике, а емкости с красками, легковоспламеняющимися жидкостями установлены на стеллажи, выполненные из горючих материалов.

В соответствии с пунктом 3 Правил противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу пункта 2 Правил противопожарного режима в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования (пункт 460 Правил противопожарного режима).

Административным орган установлено, что предпринимателем не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и проведения пожарно-технического минимума с работниками в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, лицо, назначенное ответственным за обеспечение пожарной безопасности, не прошло обучение по программе пожарно-технического минимума, инструкция о мерах пожарной безопасности не приведена в соответствие с Правилами противопожарного режима.

Заявитель не отрицал по существу наличие установленных административных органом обстоятельств.

Суд приходит к выводу, что административным органом доказано виновное совершение заявителем указанных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В подпункте «в» пункта 42 Правил противопожарного режима предусмотрено, что запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Административным органом при проверке обнаружено, что в торговом зале на 1 и 2 этажах, во всех складских помещениях 1 и 2 этажей, в кабинете управляющего магазином на 2 этаже эксплуатируются электросветильники со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильников.

Согласно подпункту «з» пункта 42 Правил противопожарного режима запрещается использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.

Административным органом было обнаружено, что предпринимателем для подключения оборудования в торговом зале на 1 этаже, в кабинете управляющего и в закассовых пространствах торговых залов 2 этажа используются удлинители для питания электроприборов, а в торговых залах 1 и 2 этажей удлинитель проходит на полу около эвакуационного выхода.

В силу пункта 349 Правил противопожарного режима оборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре.

Проверкой было установлено, что аппараты (выключатели) для отключения электроснабжения расположены внутри складских помещений.

Заявитель не отрицал по существу наличие установленных административных органом обстоятельств.

Суд приходит к выводу, что административным органом доказано виновное совершение заявителем указанных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (часть 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации).

Согласно подпункту «б» пункта 36 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Административным органом при проверке выявлено, что в арендуемых предпринимателем помещениях загромождены двери основного эвакуационного выхода из торгового зала на 1 этаже, эвакуационные пути и выходы помещения №10 на 1 этаже, что создает препятствия для свободной эвакуации людей.

В соответствии со статьей 89 Закона №123-ФЗэвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

Согласно пункту 4.2.5. СП 1.13130.2009 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

В силу пункта 7.1.13. СП 1.13130.2009 ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел.

Согласно пункту 7.2.4. СП 1.13130.2009 ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м: 1,4 - при торговой площади до 100 кв. м; 1,6 - при торговой площади св. 100 до 150 кв. м; 2 - при торговой площади св. 150 до 400 кв. м; 2,5 - при торговой площади св. 400 кв. м.

В соответствии с пунктом 7.2.5. СП 1.13130.2009 для расчета путей эвакуации число покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, следует принимать из расчета на одного человека: для магазинов - 3 кв. м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием.

При проверке административный орган установил, что в торговом зале на 1 этаже общей площадью 250,7 кв.м ширина основных эвакуационных проходов составляет 1,57 м, 1,32 м и 1,5 м, ширина основных эвакуационных проходов на 2 этаже в торговом зале площадью 388 кв.м (помещения № 2, 22) составляет 1,5 и 0,8-0,9 м. Ширина 2-го эвакуационного выхода на 1 этаже из торгового зала в свету составляет 0.78 м., в помещениях №10 и 12 на 1 этаже – 0,86 и 0,87 м, ширина 2-го эвакуационного выхода на 2 этаже из торгового зала (помещение № 2) в свету составляет 0.89 м., ширина эвакуационного выхода на 2 этаже (помещение №22) – 0,86 м. Высота эвакуационного выхода между коридорами помещений №10 и 12 1-го этажа в свету составляет 1,76 м.

Согласно пункту 35 Правил противопожарного режима запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

Проверкой установлено, что запор на дверях эвакуационного выхода в помещении № 12 1 этажа не обеспечивает возможность свободного открывания дверей изнутри без ключа, поскольку установлен внутренний замок, запертый на ключ.

В силу подпункта «к» пункта 23 Правил противопожарного режима на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Административным органом выявлено, что под лестничным маршем лестничной клетки, ведущей на 2 этаж, предпринимателем хранятся горючие материалы, а именно: стул, доски, деревянный щит и др.

Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре (часть 6 статьи 84 Закона № 123–ФЗ).

В силу пункта 13.3.6 СП 5.13130.2009 горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.

Административным органом выявлено, что в складских помещениях № 35 на 1 этаже и № 4,5,7,9,10,11,12,20 на 2 этаже горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до близлежащих предметов (стеллаж с обоями) и до электросветильников составляет не более 0,30-0,40 м.

Согласно пункту 5.3 СП 3.13130.2009 световые оповещатели «Выход» следует устанавливать: в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами.

Проверкой установлено, что над эвакуационным выходом № 2 в торговом зале на 1 этаже не установлен световой оповещатель «Выход».

В силу пункта 1 статьи 89 Закона № 123–ФЗ эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

Согласно пункту 7.1.5 СП 1.13130.2009 Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, м: 1,35 - для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 чел.; 1,2 - для остальных зданий; 0,9 - во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 чел. Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

В соответствии с пунктом 7.2.1 СП 1.13130.2009 в зданиях предприятий розничной торговли I и II степеней огнестойкости лестница с первого до второго или с цокольного до первого этажа может быть открытой при отсутствии вестибюля, предусмотренного п. 5.3.15. При этом эти лестницы или пандусы для предприятий розничной торговли можно учитывать в расчете путей эвакуации только для половины количества покупателей, находящихся в соответствующем торговом зале, а для эвакуации остальных покупателей следует предусматривать не менее двух закрытых лестничных клеток. Длину открытой лестницы (или пандуса) следует включать в расстояние от наиболее удаленной точки пола до эвакуационного выхода наружу, но ее площадь не включается в площадь основных эвакуационных проходов.

Проверкой установлено, что лестница с 1-го до 2-го этажа здания является открытой, имеется также 1 закрытая лестничная клетка, которая не имеет выхода наружу и проходит через административные помещения, занимаемые МУ «ГХО»; ширина лестничного марша открытой лестницы составляет 1,15 м.

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения (часть 7 статьи 84 Закона № 123–ФЗ).

В силу пункта 3.4 СП 3.13130.2009 кабели, провода системы оповещения и управления эвакуацией людей и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Административным органом было установлено, что провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах проложены не в строительных конструкциях, коробах и каналах из негорючих материалов.

Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

При проверке административным органом установлено, что предприниматель не организовал проведение проверки работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не реже 1 раза в квартал с оформлением соответствующего акта проверки, на объекте отсутствовала исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты.

В силу пункта 63 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.

При проверке установлено, что предпринимателем не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

Таким образом, поскольку заявителем не отрицаются выявленные ответчиком обстоятельства, материалами дела подтверждается нарушение приведенных норм, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Относительно довода предпринимателя о том, что, поскольку здание построено в 1969 году, то Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, СП 4.13130.2009 и Правила противопожарного режима в РФ на него не распространяются, суд отмечает следующее.

Действительно, частью 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного Закона не распространяются.

Между тем положениями приведенной статьи предусмотрены исключения для случаев, когда дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.

Как следует из технического паспорта, свидетельства о государственной регистрации права здание, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Космонавтов, д. 9, построено в 1969 году и зарегистрировано в качестве объекта прачечной и химчистки.

Эксплуатация помещений в указанном здании на данный момент осуществляется предпринимателем для торговой деятельности, тем самым изменилось целевое назначение помещений.

Поскольку здание в настоящее время является общественным многолюдным объектом, несоблюдение вышеприведенных требований в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае действие правил пожарной безопасности, предусмотренных вышеприведенными нормативными актами, обязательны для соблюдения предпринимателем.

Также следует отметить, что эксплуатация здания предпринимателем в соответствии с нормативными требованиями, действовавшими в период его строительства и сдачи в эксплуатацию, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при эксплуатации его помещении и от обязанности принятия мер, направленных на приведение помещений в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.

Помимо этого, согласно представленным в материалы дела письмам от 10.09.2012 исх. №262, от 05.05.2012 исх. №124, от 30.08.2012 исх. №239 администрация муниципального образования «Город Новодвинск» неоднократно извещала предпринимателя о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности в арендуемых помещениях, но никаких действий по устранению замечаний предпринимателем не предпринималось.

На основании изложенного, заявленные предпринимателем требования удовлетворению не подлежат.

Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления №166-195 от 04 октября 2012 года о назначении административного наказания, принятого в г.Новодвинске главным государственным инспектором г.Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору Ефимовым Артуром Борисовичем в отношении индивидуального предпринимателя Барабановой Светланы Васильевны, зарегистрированной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290120800283, проживающей по адресу: 163039, г.Архангельск, ул.Магистральная, дом 42, кв. 33.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова