НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 23.10.2012 № А05-11661/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-11661/2012    

Резолютивная часть решения объявлена октября 2012 года .

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Пигурновой Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Григорьевой Е.И.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

предпринимателя Дзюба Любови Николаевны (ОГРН 308290222400030; место жительства: 164512, Архангельская область, г.Северодвинск)

к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022900516264; место нахождения: 163045, г.Архангельск, пр.Обводный канал, дом 119)

о признании  недействительным решения №1203с/с от 14 июня 2012 года,

при участии представителей:

заявителя – Белоусовой Любови Сергеевны – по доверенности от 15.06.2012,

ответчика – Белининой Ольги Николаевны – по доверенности от 20.08.2012,

установил:

предприниматель Дзюба Любовь Николаевна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ответчик, Фонд) о признании  недействительным решения №1203с/с от 14 июня 2012 года «о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Ответчик заявленное требование не признал, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Предприниматель Дзюба Любовь Николаевна зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 11.08.2008 за основным государственным регистрационным номером 308290222400030.

Из материалов дела следует, что 12.04.2012 Фондом проведена камеральная проверка расходования Предпринимателем  средств на цели обязательного социального страхования за период с 01 по 30 апреля 2012 года. По Дзюба Любовь Николаевна результатам проверки составлен акт от 12.05.2012 № 1203 с/с.

Рассмотрев акт камеральной проверки, возражения Предпринимателя по указанному акту и иные материалы проверки, ответчик принял решение  от 14 июня 2012 года «о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения  по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» №1203, которым отказал в возмещении расходов, произведенных с нарушением законодательства, в сумме 328 рублей 72 копейки.

В обоснование своего решения Фонд ссылается на нарушение заявителем пункта 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2007 № 375. Предпринимателю отказано в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения  работнику Вахрамеевой Т.Н. в сумме 328 руб. 72 коп., в связи с нарушением законодательства при расчёте дневного заработка при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, поскольку, по мнению Фонда, расчет пособия по временной нетрудоспособности должен производиться исходя из сравнения среднего дневного заработка с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) без учета районного коэффициента. Поскольку средний дневной заработок Вахрамеевой Т.Н. в данном случае больше МРОТ без учёта районного коэффициента, следовательно, расчёт пособия следовало производить исходя из фактического заработка работника, а не из МРОТ.

Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и нарушающим её права в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратилась с соответствующим заявлением в суд. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующее. По мнению заявителя, при назначении пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, правила, установленные частью 1.1 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», применяются в случае, когда средний заработок, рассчитанный за расчетный период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на день наступления страхового случая и умноженного на районный коэффициент. В рассматриваемом случае средний дневной заработок Вахрамеевой Т.Н. ниже  МРОТ, увеличенного на районный коэффициент, следовательно, расчёт пособия по временной нетрудоспособности следует производить исходя из среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ с учетом районного коэффициента.

Ответчик в отзыве и в судебном заседании заявленное требование не признал, просит оставить его без удовлетворения.

Суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Как установлено частью 1.1 статьи 14 названного закона, если средний заработок, рассчитанный за расчетный период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным минимальному размеру оплаты труда.

Частью 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ определено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с частью 1 статьи 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 29.01.1992 №176-р на территориях Архангельской области, отнесенных к районам Крайнего Севера, вводится единый районный коэффициент в размере 1,4.

Таким образом, анализ указанных правовых норм в их взаимосвязи, позволяет придти к выводу о том, что в средний заработок, принимаемый, в силу части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, равным минимальному размеру оплаты труда, считаются включёнными все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, а также доплаты и надбавки компенсационного характера, предусмотренные статьё 129 ТК РФ.

Статьёй 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июня 2011 года МРОТ установлен в сумме 4611 рублей в месяц, который, в силу части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, признаётся средним заработком, в том случае, если средний заработок, рассчитанный за расчетный период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ.

В соответствии с пунктом 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 №375 (далее – Положение № 375), в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Пунктом 15 Положения № 375 определено, что во всех случаях, за исключением пособий по уходу за ребенком, для исчисления пособий используется средний дневной заработок. В случаях, указанных в пункте 11.1 Положения, для исчисления пособий средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного законом, на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза на 730.

Исчисляя пособие по временной нетрудоспособности работнику Вахрамеевой Т.Н., заявитель сравнивал две величины: средний дневной заработок, рассчитанный за расчетный период, с учетом районного коэффициента (165 рублей 27 копеек), и средний дневной заработок, исчисленный из МРОТ, увеличенного на  районный коэффициент (212 рублей 23 копейки).

Вместе с тем, из содержания пункта 15 Положения № 375 не следует, что при определении среднего дневного заработка, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) подлежит увеличению на районный коэффициент, а затем, увеличивается в 24 раза и делится на 370.

Исходя из этого суд считает, что увеличение МРОТ на районный коэффициент при определении среднего дневного заработка из минимального размера оплаты труда, произведено предпринимателем необоснованно.

Ссылка предпринимателя на пункт 11.1 Положения № 375 судом не принимается, поскольку в этой правовой норме указано, что с учётом районных коэффициентов определяются исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий (то есть окончательный результат), а не МРОТ, выступающий в  расчёте пособия в качестве начального числа, увеличенного в 24 раза, и подлежащего делению на 730.

При таких обстоятельствах суд считает, что Фонд обоснованно, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, пунктами 11.1 и 15 Положения № 375, исчислил  размер пособия, подлежащего выплате Вахрамеевой Т.Н., и отказал предпринимателю в возмещении 328,72 рублей расходов, в связи с чем оспариваемое решение Фонда в части пунктов 1 и 3, касающихся отказа предпринимателю в возмещении 328,72 рублей расходов и предложения произвести корректировку расходов, основанное на делении минимального размера оплаты труда, установленного законом (без увеличения его на районный коэффициент) на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза на 730, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, заявленное предпринимателем требование удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать индивидуальному предпринимателю Дзюба Любови Николаевне в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"  ненормативного правового акта – решения  государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 1203с/с, принятого в отношении индивидуального предпринимателя Дзюба Любови Николаевны.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

            Судья

   Н.И. Пигурнова