НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 23.07.2020 № А05-4399/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2020 года

г. Архангельск

Дело № А05-4399/2020    

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Северное морское пароходство" (ОГРН 1022900513679; адрес: 163069, г.Архангельск, наб.Северной Двины, дом 36)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (ОГРН 1042900051094; адрес: 163069, г.Архангельск, ул.Логинова, дом 29)

о признании частично недействительным решения № 2.12.29-309/1499 от 26.11.2019,

В заседании суда приняли участие представители: от ответчика – Контиевский С.Л. (доверенность от  31.12.2019).

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Шварева И.В.

Суд установил следующее:

Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство" (далее – заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения № 2.12.29-309/1499 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.11.2019 в части уменьшения начисленного к уменьшению из бюджета акциза за  октябрь 2018 года в сумме 759427руб.

Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представитель налогового органа против удовлетворения заявленного требования возражает по основаниям, изложенным в отзыве.

Поводом к оспариванию решения послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Как следует из документов, представленных в материалы дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природных газ, автомобили легковые и мотоциклы (далее – акцизы на средние дистилляты) за октябрь  2018 года, результаты которой отражены в акте проверки №3058 от 12.08.2019.

26.11.2019 с учетом возражений общества заместителем начальника инспекции вынесено решение № 2.12.29-309/1499 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлена излишне начисленная за октябрь  2018 года сумма акциза к уменьшению из бюджета в размере 759427руб.

Не согласившись с решением инспекции, ОАО «СМП» обжаловало его в Управление ФНС России по Архангельской области и НАО. 23.01.2020 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы руководителем Управления ФНС вынесено решение №07-10/1/00886, которым жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Общество, не согласившись с позицией налоговых органов, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленного требования ОАО «СМП» указывает, что установление пониженной ставки акциза с 01.06.2018 при придании обратной силы норме Федеральным законом №199-ФЗ от 19.07.2018 ухудшает права налогоплательщика, поскольку сумма исчисленного к возмещению налога уменьшится на 759427руб., следовательно, исходя из пункта 2 статьи 5 НК РФ, пониженная ставка акциза не может применяться с 01.06.2018.   

Налоговый орган, возражая против позиции общества, указывает, что положения пункта 1 статьи 193 НК РФ в редакции Федерального закона №199-ФЗ в части ставок на средние дистилляты, установленных на период с 01.06.2018 по 31.12.2018 включительно, применяются к операциям, совершенным с подакцизными товарами с 01.06.2018, следовательно, изменение налоговой ставки в сторону ее уменьшения не может ухудшать положение налогоплательщика, а отказ в возмещении из бюджета денежных средств не может признаваться потерями общества.  

Суд оценил доводы сторон с учетом следующего.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признается получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса. Для целей настоящей главы получением средних дистиллятов признается приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией.

Налоговая база по указанному объекту налогообложения определяется как объем в натуральном выражении полученных средних дистиллятов (пункт 11 статьи 187 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 192 НК РФ дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

По операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией.

Статьей 198 НК РФ определено, что налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов) соответствующую сумму акциза.

Сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпунктах 29 - 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в стоимость получаемых (реализуемых) средних дистиллятов не включается (пункт 4 статьи 199 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров.

Согласно пункту 22 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину ВФ, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 настоящего Кодекса.

При использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком для бункеровки (заправки) водных судов и (или) установок и сооружений, указанных в статье 179.5 настоящего Кодекса, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, применяется коэффициент, равный 2.

В иных случаях выбытия (использования) полученных средних дистиллятов применяется коэффициент, равный 1.

В силу пункта 1 статьи 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 настоящего Кодекса, сумма акциза, определяемая в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса.

Таким образом, общество – российская организация, использующая полученные средние дистилляты для бункеровки (заправки) водных судов, имеет право на вычет уплаченных при получении акцизов в двойном размере.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает (пункт 5 статьи 202 НК РФ).

Более того, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи (пункт 1 статьи 203 НК РФ).

Иными словами, независимо от налоговой ставки, общество имеет право на возмещение из бюджета сумму акциза, в размере, превышающем фактически уплаченную (за счет применения коэффициента 2).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона №199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения пункта 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации в части ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и средние дистилляты, установленных на период с 1 июня 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно, применяются к операциям с указанными подакцизными товарами, совершенным с 1 июня 2018 года.

Таким образом, порядок применения налоговых ставок прямо установлен Федеральным законом. 

Суд не согласен с позицией общества о том, что изменение налоговой ставки применительно к положениям статьи 5 НК РФ является обстоятельством, ухудшающим положение налогоплательщика, в связи с чем следует применять иной порядок вступления в силу изменений в пункт 1 статьи 193 НК РФ.

По общему правилу, изложенному в пункте 1 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При этом пунктом 4 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, снижающие налоговые ставки могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В рассматриваемом случае статьей 2 Закона №199-ФЗ установлены налоговые ставки для средних дистиллятов на периоды с 01.01.2018 по 31.12.2020, при этом налоговая ставка на период с 01 по 30.06.2018 снижена относительно предшествующего периода.

Пунктом 4 статьи 3 Закона №199-ФЗ установлено, что ставки акцизов на средние дистилляты, установленные на период с 1 июня 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно, применяются к операциям с указанными подакцизными товарами, совершенным с 1 июня 2018 года.

Закон, снижающий налоговую ставку, прямо предусматривает его обратную силу.  Таким образом, законодательно определен налоговый период и налоговая ставка, подлежащая применению в указанный период.  Иного толкования закон не допускает.

При этом суд полагает необходимым отметить, что снижение размера ставки в силу пункта 4 статьи 5 НК РФ является самостоятельным основанием для придания обратной силы нормативному акту.

Конструкция нормы не предусматривает одновременное наличие двух условий: снижение ставки и улучшение положения налогоплательщика; в ней приведены основания для придания обратной силы нормативному акту, перечень которых не является исчерпывающим, поскольку предусматривает возможность принятия актов иным образом улучшающих положение налогоплательщиков.

Как обоснованно указывает представитель налогового органа, установленная с 01.06.2018 ставка подлежит применению как при расчете суммы акциза, так и при расчете размера вычета. Каких либо оговорок в применении ставок в зависимости от категории налогоплательщика и результатов его хозяйственной деятельности закон не содержит.

В данном случае не произошло ни улучшения, ни ухудшения положения налогоплательщика в целях определения периода введения в действие нормативных положений, поскольку размер налогового вычета производен от размера исчисленного акциза.

Арифметический спор между сторонами отсутствует. Иные основания к оспариванию решения инспекции общество не приводит.

Исходя из изложенного, оснований для признания решения налогового органа недействительным суд не усматривает.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать открытому акционерному обществу "Северное морское пароходство" в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Налогового кодекса РФ, решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску №2.12-29-309/1499 от 26.11.2019 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения начисленного к уменьшению из бюджета акциза за  октябрь 2018 года в сумме 759427руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова