АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
апреля 2015 года | г. Архангельск | Дело № А05-1809/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено апреля 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению мэрии г.Архангельска (ОГРН 1022900509521; Россия, 163000, г.Архангельск, пл.В.И.Ленина, дом 5) к обществу ограниченной ответственностью «Мера и Красота» (ОГРН 1122901021913; Россия, 163002, г.Архангельск, пр.Московский, дом 4, корп.1, кв.50; Россия, 163000, город Архангельск, Архангельская область, пр. Новгородский, д.35, кв.51) о взыскании 300 000 рублей,
при участии в заседании представителей:
от истца – Волова А.В. по доверенности;
от ответчика - не явился;
установил:
мэрия г.Архангельска (далее – истец, мэрия) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мера и Красота» (далее – ответчик, ООО «МЕКР») о взыскании средств субсидии в размере 300 000 руб., предоставленных ответчику в 2012 году на реализацию бизнес - проекта «Создание сети антикафе «Time» (далее – бизнес - проект).
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Архангельску на определение суда от 02.04.2015 об истребовании доказательств сообщила, что согласно имеющимся сведениям адресом постоянно действующего исполнительного органа является: 163002, г.Архангельск, пр.Московский, 4, 1, 50; сведениями о других адресах организации инспекция не располагает. Кроме того, организацией в инспекцию представлена следующая отчетность: бухгалтерская отчетность за 2012 год, декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2012 и 2013 годы.
Представитель истца в судебном заседании поддержала предъявленные требования в полном объеме. Пояснила суду, что общество документы предусмотренные договором, не представляет, по ранее указанным им в документах адресам деятельность не осуществляет, на телефонные звонки не отвечает, руководитель общества на связь не выходит.
Копия определения о назначении дела к судебному разбирательству, направленная ответчику по всем имеющимся адресам, возвращена органом связи с отметкой «Истек срок хранения». Определение суда дополнительно направлялось также по адресу учредителя и руководителя общества, имеющемуся в материалах дела, получено Бронским М.В. лично. Однако на момент проведения судебного заседания отзыв на заявление в материалы дела не поступил, явка представителя общества не обеспечена.
Заслушав позицию представителя истца, исследовав представленные в материалы дела документы и доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Архангельске на 2010-2012 годы» была утверждена постановлением мэра города Архангельска от 29.10.2009 №434.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления в 2012 году субсидий на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск», утвержденных постановлением мэрии от 04.04.2012 №42, субсидии предоставляются начинающим предпринимателям на конкурсной основе в целях оказания муниципальной поддержки и увеличения количества предпринимателей в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» путем оказания адресной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства на начальном этапе развития бизнеса. Определение получателей субсидий осуществляется комиссией по итогам проведения конкурса. Решение комиссии оформляется протоколом. На основании решения комиссии мэрия заключает договор с получателем о предоставлении субсидии.
10.12.2012 комиссией по проведению конкурса на предоставление в 2012 году субсидий субсидии на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» (протокол заседания комиссии №3) было принято решение о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса субъекту малого предпринимательства ООО «Антикафе» (в дальнейшем изменившем наименование на общество с ограниченной ответственностью «Мера и Красота», ООО «МЕКР») на реализацию бизнес - проекта «Создание сети антикафе «Time» в размере 300 000 руб. В соответствии с указанным бизнес - проектом средства субсидии должны быть направлены за запуск проекта: аренды помещения, закупку необходимого инвентаря и т.п.
18.12.2012 между истцом и ООО «Антикафе» (в дальнейшем – ООО «МЕКР») был заключён договор о предоставлении субсидии №261, в соответствии с которым мэрия предоставляет получателю (ООО «Антикафе») субсидию на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» в целях реализации бизнес - проекта «Создание сети антикафе «Time» в размере 300 000 руб. (далее – субсидия). Указанная субсидия была перечислена ООО «Антикафе» на основании платёжного поручения №4106050 от 24.12.2012.
Срок действия договора определен пунктом 5.1 с момента его подписания и до 31 января 2016 года. В течение срока действия договора и в соответствии с пунктом 3.3 Договора получатель субсидии обязуется: - выполнять мероприятия, предусмотренные бизнес – проектом «Создание сети антикафе «Time», и соблюдать условия настоящего договора;
- представить в департамент экономики мэрии не позднее 3 месяцев со дня получения субсидии копии платежных документов, подтверждающих вложение в предпринимательскую деятельность собственных средств в соответствии с бизнес – проектом в размере не менее 50 процентов от общей суммы затрат по бизнес – проекту;
- представить в департамент экономики отчетность до 15 января, 10 апреля 10 июля, 10 октября 2013-2015 годов и 15 января 2016 года, в состав которой входят следующие документы: отчет о реализации бизнес – проекта по форме согласно Приложению №1 к настоящему договору; копии платежных документов, подтверждающих затраты в соответствии с бизнес – проектом за отчетный период с предъявлением оригиналов; документы, подтверждающие ведение хозяйственной деятельности, уплату налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов за отчетный период с предъявлением оригиналов; копии документов налоговой отчетности с отметкой налоговых органов за отчетный период. Копии документов должны быть заверены подписью руководителя юридического лица и скреплены печатью юридического лица.
ООО «МЕКР» представило в департамент экономики мэрии квартальные отчеты о реализации бизнес - проекта по установленной форме 15.01.2013 (за 4 квартал 2012 года), 09.04.2013 (за 1 квартал 2013 года), 08.07.2013 (за 2 квартал 2013 года), 08.10.2013 (за 3 квартал 2013 года), 27.01.2014 (за 4 квартал 2013 года), 08.04.2014 (за 1 квартал 2014 года), 10.07.2014 (за 2 квартал 2014 года).
При этом, в 4 квартал 2012 года и 1 квартале 2013 года обществом представлялась информация и документы в подтверждение факта приобретения оборудования и аренды помещения для реализации бизнес - проекта. Однако уже в отчете за 2 квартал 2013 года общество указало, что «в настоящий момент деятельность по адресу: Новгородский , 171, не осуществляется в связи с форс-мажорными обстоятельствами (затопление помещения). Подыскивается новое помещение для продолжения деятельности по другому адресу». В 3 квартал 2013 года деятельность обществом была временно приостановлена по причине отсутствия нового помещения. В 4 квартале 2013 года – деятельность не велась, оборудование не приобреталось. Начиная с 3 квартала 2013 года и по 2 квартал 2014 года общество представляло мэрию нулевую отчетность по реализации бизнес - проекта.
Квартальная отчетность по состоянию на 10.10.2014 и 15.01.2015 в мэрию не представлялась, общество по ранее указанным им в документах адресам деятельность не осуществляет, на телефонные звонки не отвечает.
Согласно абзацу 7 пункта 3.3. договора при непредставлении обществом отчета о реализации бизнес – проекта с приложением подтверждающих документов в срок, предусмотренные абзацем 1 настоящего пункта, а также в случае установления по результатам проверки (ревизии) фактов представления получателем субсидии недостоверных сведений и документов, которые привели к нарушению условий, установленных при предоставлении субсидии, неправильному определению ее размера, ответчик обязан возвратить субсидию в городской бюджет в срок, указанный мэрией в уведомлении о возврате бюджетных средств, путем их перечисления на лицевой счет мэрии, указанный в договоре. В случае невозврата обществом бюджетных средств взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с невыполнением ответчиком существенных условий договора мэрия направила в его адрес уведомление от 20.10.2014 №906/031-172 о расторжении договора о предоставлении субсидии и возврате бюджетных средств. Указанным уведомлением обществу предлагалось в соответствии с пунктом 3.3.3 договора осуществить возврат субсидии в городской бюджет в размере 300 000 руб. в срок до 10 ноября 2014 года путем ее перечисления на лицевой счет мэрии согласно указанным платежным реквизитам.
Поскольку средства субсидии обществом не были возвращены в добровольном порядке, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
В соответствии с положениями статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ в пункте 5.3 договора о предоставлении субсидии №236 от 18.12.2012 сторонами определено, что неурегулированные самостоятельно сторонами споры и разногласия, возникшие при выполнении настоящего договора, рассматриваются в Арбитражном суде Архангельской области.
Суд считает, что мэрия является надлежащим истцом по иску о взыскании денежных средств за ненадлежащее исполнение договора №236 от 18.12.2012 ввиду нарушения условий предоставления (непредставление отчётности) по следующим основаниям:
- мэрия является муниципальным учреждением, обладает правами юридического лица, включена в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1022900509521);
- постоянно действующим исполнительным органом учреждения является мэр города Архангельска;
- в соответствии с пунктом 19 Правил, субсидии предоставляются на основании договоров, заключаемых мэрией;
- договор на предоставление субсидии №236 от 18.12.2012 был заключён мэрией.
Представитель мэрии в судебном заседании настаивала на предъявленных требованиях, просила взыскать с ответчика в пользу городского бюджета средства субсидии, выделенные обществу на реализацию бизнес - проекта.
Суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 69, 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора №236) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, должен быть определён нормативными правовыми актами, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам.
В развитие указанных положений Бюджетного кодекса РФ Постановлением мэрии г.Архангельска от 04.04.2012 №42 были утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» (далее – Правила), которые определили условия и порядок предоставления в 2012 году за счет средств федерального, областного и городского бюджетов субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск», а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 2 Правил (действовавших в период рассматриваемых отношений) субсидии предоставляются начинающим предпринимателям на конкурсной основе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных подразделом 7.2 раздела 7 Перечня мероприятий долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Архангельске на 2010 - 2012 годы», утверждённой постановлением мэра города от 29.10.2009 №434 (с изменениями и дополнениями) (далее - Программа), в целях оказания муниципальной поддержки и увеличения количества предпринимателей в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Архангельск" путем оказания адресной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства на начальном этапе развития бизнеса.
Как установлено пунктом 26 указанных Правил субъект малого предпринимательства (далее - СМП) - получатель субсидии ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в департамент экономики мэрии города Архангельска:
отчеты о реализации бизнес - проекта по форме согласно приложению №11 к настоящим Правилам (далее - отчеты);
копии документов, подтверждающих затраты в соответствии с бизнес-проектом, с предъявлением оригиналов;
документы, подтверждающие ведение хозяйственной деятельности, уплату налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
копии документов налоговой отчетности с отметкой налоговых органов.
Отчеты с приложением необходимых документов представляются СМП - получателем субсидии в течение трех лет со дня заключения договора о предоставлении ему субсидии.
В соответствии с пунктом 28-31 Правил контрольно-ревизионное управление мэрии города Архангельска, департамент экономики мэрии города Архангельска вправе проводить проверки (ревизии) СМП - получателей субсидии. В случае установления по результатам указанной проверки (ревизии), фактов представления СМП - получателем субсидии недостоверных сведений и документов, которые привели к нарушению условий, установленных при предоставлении субсидии, неправильному определению ее размера, полученная СМП субсидия подлежит возврату в полном размере в городской бюджет в срок, указанный контрольно-ревизионным управлением мэрии города Архангельска. Возврат субсидии осуществляется СМП - получателем субсидии в двухнедельный срок со дня направления уведомления о возврате бюджетных средств путем их перечисления на лицевой счет мэрии города, указанный в договоре. Уведомление СМП - получателю субсидии о возврате средств направляется мэрией города по адресу, указанному в договоре, заказным письмом с уведомлением. В случае невозврата СМП - получателем субсидии средств субсидии в добровольном порядке взыскание субсидии производится в полном размере в судебном порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Поскольку в нарушение указанных норм правил и условий договора на предоставление субсидии №236 от 18.12.2012 ООО «МЕКР» перестало представлять квартальную отчетность, фактическую деятельность по реализации бизнес - проекта не осуществляет со 2 квартала 2013 года, при этом, добровольно средства субсидии в городской бюджет не возвратило, на основании пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 29-31 Правил, пункта 3.3.3 договора на предоставление субсидии №236 от 18.12.2012 средства предоставленной субсидии в размере 300 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск».
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика, при этом, суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию с ответчика госпошлины до 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мера и Красота» (ОГРН 1122901021913; место нахождения: Россия 163002, г.Архангельск, пр.Московский, дом 4, корп.1, кв.50) в пользу мэрии г.Архангельска (ОГРН 1022900509521; место нахождения: Россия 163000, г.Архангельск, пл.Ленина, дом 5) 300 000 руб. субсидии, предоставленной по договору от 18.12.2012 №236.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мера и Красота» (ОГРН 1122901021913; место нахождения: Россия 163002, г.Архангельск, пр.Московский, дом 4, корп.1, кв.50) в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | В.А. Калашникова |