НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 20.08.2008 № А05-3784/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-3784/2008

27 августа 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2008 года. Решение в полном объеме изготовлено 27 августа 2008 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Антоновой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассматривающим дело,

рассмотрев в судебном заседании 20 августа 2008 года дело по иску муниципального образования «Котлас»

к ответчикам:

1 - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ,

2 - Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области

о взыскании 198 791,23 руб.

при участии в заседании представителей:

от 1 ответчика – ФИО1 (доверенность от 10.01.2008),

от 2 ответчика – ФИО2 (доверенность от 14.01.2008),

установил: муниципальное образование «Котлас» обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчиков 198 791 руб. 23 коп. убытков, связанных с предоставлением льготы в виде освобождения от обязанности вносить родительскую плату за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях за период с 1.11.2007 по 31.12.2007 в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Истец в заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Спор рассмотрен без него в порядке статьи 156 п. 3 АПК РФ.

Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ иск не признает по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот в виде освобождения от обязанности вносить родительскую плату за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья является в силу статьи 52.2 ч.3 Закона РФ «Об образовании» расходным обязательством субъекта РФ; кроме того настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражному суде, так как касается бюджетных отношений.

Представитель Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области с иском также не согласен, ссылается на то, что указанные льготы не финансировались из федерального бюджета; также считает, что настоящее дело не может быть рассмотрено арбитражным судом.

Заслушав ответчиков, исследовав имеющиеся материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 51.1 п.2 Закона РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Данная льгота была введена в действие Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» с 1 января 2007 года.

Исполняя требования закона, а также Постановление Главы МО «Котлас» от 12.11.2007 № 1427, принятое во исполнение Федерального закона от 5.12.2006 207-ФЗ, муниципальное образование профинансировало расходы дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования, на питание детей с ограниченными возможностями здоровья, освобожденных от внесения родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за период с ноября по декабрь 2007 года на общую сумму 198 791,23 руб.

Размер расходов в заявленной истцом сумме полностью подтверждается представленными в материалы дела документами. Возражений по сумме иска ответчики не представили.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Возмещение расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения не относится.

Согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Судом установлено, что порядок компенсации расходов, связанных с содержанием детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения не разработан, источники финансирования не определены.

Суд не может согласиться с позицией представителя Министерства финансов РФ утверждавшего, что источник финансирования определен статьей 52.2 Закона РФ «Об образовании».

Как следует из статьи 52.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3299-1 «Об образовании», наравне со спорной льготой Федеральным законом 207-ФЗ от 5.12.2006 была введена льгота по родительской плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, размер которой не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. В статье 52.2 указанного Закона предусмотрен только порядок компенсации части родительской платы, которую вносят родители либо законные представители детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Именно во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 846 были утверждены Правила предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а на уровне Архангельской области принято Постановление администрации Архангельской области от 27.02.20098 № 48-па/4 «Об утверждении Порядка выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Поскольку плата за содержание детей с ограниченными возможностями не взимается, порядок компенсации затрат родителей, разработанный и утвержденный на уровне Правительства РФ и Архангельской области на спорные правоотношения не распространяется.

Из вышеизложенного следует, что законодателем при установлении льготы в виде освобождения от родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, не был определен источник финансирования расходов этих образовательных учреждений.

Представленная в материалы дела справка Федерального казначейства о размере субсидий, перечисленных Архангельской области в 2007 году на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка, не может быть принята судом в качестве доказательства наличия финансирования Российской Федерацией расходов, связанных с освобождением от родительской платы за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку касается финансирования иных льгот.

То обстоятельство, что МО «Котлас» не направляло заявки на финансирование льгот по предоставлению бесплатного содержания детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, не может освобождать Российскую Федерацию от обязанности возместить фактические затраты истца, которые не были ему компенсированы в установленном законом порядке.

Что касается довода ответчиков относительно неподведомственности настоящего спора арбитражному суду, суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры с участием государственных органов, органов местного самоуправления и другие дела, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением экономической деятельности в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Средства бюджета муниципального образования составляют его экономическую основу, и компенсация расходов на питание детей с ограниченными возможностями здоровья, выплаченная детским образовательным учреждениям, повлекло возникновение убытков у муниципального образования. Поэтому спорные правоотношения, по мнению суда, носят экономический характер.

Сторонами настоящего спора являются муниципальное образование, субъект РФ и Российская Федерация в лице уполномоченных органов, к которым могут быть заявлены исковые требования в порядке ст. 15 и 1069 ГК РФ.

Учитывая изложенное, спор по субъектному составу и предмету спора подведомствен арбитражному суду.

Поэтому расходы истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в соответствии со статьей 15 пунктом 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В иске, заявленном к Архангельской области в лице администрации Архангельской области, следует отказать по вышеизложенным основаниям.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на Российскую Федерацию в лице Министерства Финансов РФ.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «Котлас» 198 791 руб. 23 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот, 5 475 руб. 82 коп. расходов по госпошлине.

В иске, заявленном к Архангельской области в лице департамента финансов администрации Архангельской области, - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Антонова