НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 19.12.2014 № А05-8576/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 декабря 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-8576/2014

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2014 года

Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2014 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузьминой Н.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению по иску мэрии города Архангельска (ОГРН 1022900509521; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, дом 5)

к обществу с ограниченной ответственностью Группа компаний «Капитал» (ОГРН 1131840008893; место нахождения: 603155, г.Нижний Новгород, Набережная Верхне-Волжская, д.17, помещ.П7)

о взыскании 300000 рублей.

В заседании суда приняли участие:

от истца – Волова А.В. по доверенности от 20.08.2014 №002-38/872,

от ответчика – не явился, считается надлежащим образом извещённым в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд установил следующее:

мэрия города Архангельска (далее – истец, мэрия) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» о взыскании субсидии в размере 300000 руб., перечисленной по договору о предоставлении субсидий от 18.12.2012 №231.

Определением от 15.09.2014 по настоящему делу суд заменил ненадлежащего ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» (далее - ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика») на надлежащего ответчика - общество с ограниченной ответственностью Группа компаний «Капитал».

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В целях софинансирования мероприятий, отражённых в муниципальных программах развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в 2012 году, в соответствии с договором №11/9-13/001/85 от 28.06.2012 (пункт 1.1) бюджету муниципального образования «Город Архангельск» в соответствии с долгосрочной целевой программой «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Архангельске на 2010-2012 годы», утверждённой постановлением мэра города Архангельска от 29.10.2009 №434, в том числе, предоставлена субсидия на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» в размере 3600000 руб.

10.12.2012 комиссией по проведению конкурса на предоставление в 2012 году субсидий субсидии на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» (протокол заседания комиссии №3) было принято решение о предоставлении субсидии на создание собственного бизнеса субъекту малого предпринимательства ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» на реализацию бизнес-плана «Открытие и последующая модернизация рыбоперерабатывающего предприятия» в сумме 300000 руб. В соответствии с указанным бизнес-планом за счёт средств субсидии ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» планировало приобрести скороморозильник малый типа СУРИМИ для заморозки готовой продукции.

18.12.2012 между истцом и ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» был заключён договор о предоставлении субсидии №231, в соответствии с которым мэрия предоставляет получателю (ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика») субсидию на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» в целях реализации бизнес-проекта «Открытие и последующая модернизация рыбоперерабатывающего предприятия» в размере 300000 руб. (далее – субсидия).

Указанная субсидия была перечислена ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» на основании платёжного поручения от 24.12.2012.

ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» представило в департамент экономики мэрии города Архангельска квартальные отчеты о реализации бизнес-проекта по установленной форме 14.01.2013, 09.04.2013, 09.07.2013, 30.09.2013 (без копий платёжных документов, подтверждающих затраты в соответствии с бизнес-проектом). В отчётах за I, II кварталы 2013 года ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» отразило, что за счёт предоставленной субсидии осуществлён шеф-монтаж оборудования.

В связи с этим специалистами департамента экономики мэрии города Архангельска 03.09.2013 была проведена выездная проверка ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» как получателя субсидии, по результатам которой составлен акт от 03.09.2013. в данном акте отражено, что скороморозильное оборудование в помещениях, арендованных данным обществом отсутствует.

В адрес ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» истец направил требование от 22.10.2013 №686/031-172, в котором потребовал в течение 7 рабочих дней с даты его получения представить документы, подтверждающие приобретение скороморозильного аппарата.

Такие документы ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» в адрес истца представлены не были.

В связи с изложенным, а также непредставлением отчётности по состоянию на 10.10.2013 и 15.01.2014 истец 28.01.2014 направил в адрес ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» уведомление о расторжении договора о предоставлении субсидии и о возврате денежных средств, в котором указал, что ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» обязано возвратить субсидию в размере 300000 руб. в городской бюджет в срок до 07.02.2014. данное уведомление возвращено органом связи с отметкой об истечении срока хранения.

Поскольку средства субсидии ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» не были возвращены в добровольном порядке истец обратился с рассматриваемым иском в суд.

Судом установлено, что, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, размещённым на официальном сайте Федеральной налоговой службы в отношении общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Капитал» (ОГРН 1131840008893), ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» (ОГРН 1122901008757; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр-кт Новгородский, дом 74, офис 312) 20.05.2014 прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью Группа компаний «Капитал».

Пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ определено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При таких обстоятельствах, с учётом положений статей 57, 58 Гражданского кодекса РФ, определением от 15.09.2014 суд удовлетворил ходатайство заявителя о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего и заменил ненадлежащего ответчика - ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» на надлежащего ответчика - общество с ограниченной ответственностью Группа компаний «Капитал» (далее – Общество, ответчик).

При этом суд учитывает, что в соответствии с положениями статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ в пункте 5.3 договора о предоставлении субсидии №231 от 18.12.2012 сторонами определено, что неурегулированные самостоятельно сторонами споры и разногласия, возникшие при выполнении настоящего договора, рассматриваются в Арбитражном суде Архангельской области.

Суд полагает, что мэрия является надлежащим истцом по иску о взыскании денежных средств за ненадлежащее исполнение договора №231 от 18.12.2012 ввиду их нецелевого использования, нарушений условий предоставления (непредставление отчётности) по следующим основаниям:

- мэрия является муниципальным учреждением, обладает правами юридического лица, включена в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1022900509521);

- постоянно действующим исполнительным органом учреждения является мэр города Архангельска;

- в соответствии с пунктом 19 Правил, субсидии предоставляются на основании договоров, заключаемых мэрией;

- договор на предоставление субсидии №231 от 18.12.2012 заключён мэрией.

Представитель истца в заседании суда настаивал на заявленных требованиях, просил взыскать с ответчика сумму средств, выделенных в форме субсидий в пользу городского бюджета.

Суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статей 69, 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения Договора) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении должен быть определён нормативными правовыми актами, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам.

В развитие указанных положений Бюджетного кодекса РФ Постановлением мэрии г. Архангельска от 04.04.2012 №42 были утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск» (далее – Правила), которые определили условия и порядок предоставления в 2012 году за счет средств федерального, областного и городского бюджетов субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Архангельск», а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 2 Правил (действовавших в период рассматриваемых отношений) субсидии предоставляются начинающим предпринимателям на конкурсной основе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных подразделом 7.2 раздела 7 Перечня мероприятий долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Архангельске на 2010 - 2012 годы», утверждённой постановлением мэра города от 29.10.2009 №434 (с изменениями и дополнениями) (далее - Программа), в целях оказания муниципальной поддержки и увеличения количества предпринимателей в приоритетных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Архангельск" путем оказания адресной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства на начальном этапе развития бизнеса.

Как установлено пунктом 26 указанных Правил субъект малого предпринимательства (далее - СМП) - получатель субсидии ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в департамент экономики мэрии города Архангельска:

отчеты о реализации бизнес-проекта по форме согласно приложению N 11 к настоящим Правилам (далее - отчеты);

копии документов, подтверждающих затраты в соответствии с бизнес-проектом, с предъявлением оригиналов;

документы, подтверждающие ведение хозяйственной деятельности, уплату налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

копии документов налоговой отчетности с отметкой налоговых органов.

Отчеты с приложением необходимых документов представляются СМП - получателем субсидии в течение трех лет со дня заключения договора о предоставлении ему субсидии.

В соответствии с пунктом 28-31 Правил контрольно-ревизионное управление мэрии города Архангельска, департамент экономики мэрии города Архангельска вправе проводить проверки (ревизии) СМП - получателей субсидии. В случае установления по результатам указанной проверки (ревизии), фактов представления СМП - получателем субсидии недостоверных сведений и документов, которые привели к нарушению условий, установленных при предоставлении субсидии, неправильному определению ее размера, полученная СМП субсидия подлежит возврату в полном размере в городской бюджет в срок, указанный контрольно-ревизионным управлением мэрии города Архангельска. Возврат субсидии осуществляется СМП - получателем субсидии в двухнедельный срок со дня направления уведомления о возврате бюджетных средств путем их перечисления на лицевой счет мэрии города, указанный в договоре. Уведомление СМП - получателю субсидии о возврате средств направляется мэрией города по адресу, указанному в договоре, заказным письмом с уведомлением. В случае невозврата СМП - получателем субсидии средств субсидии в добровольном порядке взыскание субсидии производится в полном размере в судебном порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Поскольку в нарушение указанных норм правил и условий договора на предоставление субсидии №231 от 18.12.2012 ООО «Архангельская рыбоперерабатывающая фабрика» не подтвердило целевой характер расходования средств субсидии, не представляло квартальную отчётность, при этом добровольно средства субсидии в городской бюджет не возвратило, на основании пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 29-31 Правил, пункта 3.3.3 договора на предоставление субсидии №231 от 18.12.2012 300000 руб. предоставленной субсидии подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск».

В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Капитал» (ОГРН 1131840008893; место нахождения: 603155, г.Нижний Новгород, Набережная Верхне-Волжская, д.17, помещ.П7) в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» 300000 руб. в возврат субсидии.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Капитал» (ОГРН 1131840008893; место нахождения: 603155, г.Нижний Новгород, Набережная Верхне-Волжская, д.17, помещ.П7) в доход федерального бюджета 9000 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова