НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 18.02.2014 № А05-15090/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  18 февраля 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-15090/2013

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

к ответчику – государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

о признании недействительным решения от 24.09.2013 № 113 в части,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – ответчик, Фонд) о признании недействительным решения от 24.09.2013 № 113 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления штрафа в сумме 23 358 руб. 52 коп. в размере, превышающем 100 руб.

Определением суда от 16.12.2013 указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Фонд представил в суд копии материалов проверки и отзыв на заявление, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заявитель, являясь организацией, производящей выплаты в пользу физических лиц, в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и, следовательно, плательщиком страховых взносов.

Фондом принято решение от 08.08.2013 № 132 о проведении плановой выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов Управлением Росреестра за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. Указанное решение получено заявителем 08.08.2013.

Требованием от 08.08.2013 № 136 у заявителя были запрошены необходимые для проверки документы.

16.08.2013 Государственным учреждением – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации составлена справка о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения, согласно которой не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо не подтвержденные документами в установленном порядке за 2010-2012 года в сумме 30 204 руб. 52 коп. (в том числе, 26 340 руб. 91 коп. – за 2010 год; 3827 руб. 67 коп. – за 2011 год; 35 руб. 94 коп. – за 2012 год). К справке о результатах проверки от 16.08.2013 прилагается реестр сведений о не принятых к зачету расходах.

23.08.2013 Фондом составлена справка № 127 о проведенной выездной проверке, копия которой 23.08.2013 получена руководителем Управления Росреестра.

По результатам проведенной Фондом в отношении заявителя плановой выездной проверки 23.08.2013 специалистами Фонда составлен акт № 1279, в котором зафиксировано нарушение Управлением Росреестра пункта 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ и части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), а именно занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 30 204 руб. 52 коп., в результате которой неуплата (неполная уплата) сумм страховых взносов оставила 7284 руб. 74 коп. (в том числе: 5510 руб. 19 коп. – на страховую часть трудовой пенсии, 761 руб. 01 коп. – на накопительную часть трудовой пенсии; 410 руб. 25 коп. – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 603 руб. 29 коп. – в территориальный фонд обязательного медицинского страхования), а также представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010-2012 года в отношении сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 5 физических лиц за 1 полугодие 2010 года, на 8 физических лиц за 2 полугодие 2010 года, на 7 физических лиц за 1 квартал 2011 года, на 4 физических лиц за 2 квартал 2011 года, на 2 физических лиц за 3 квартал 2011 года, на 1 физическое лицо за 4 квартал 2011 года, на 1 физическое лицо за 1 квартал 2012 года. Также в ходе выездной проверки было установлено представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010-2012 годы в части исчисления страхового стажа в отношении работников заявителя – ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4

Указанный акт проверки одновременно с уведомлением от 23.08.2013 № 101 о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки получены руководителем Управления Росреестра 23.08.2013.

29.08.2013 Управление Росреестра представило в Фонд возражения по акту выездной проверки от 23.08.2013 № 127, в которых не согласилось с выводами, содержащимися в акте проверки, так как все расчеты произведены в соответствии с законодательством Российской Федерации, а при исчислении штрафных санкций необходимо принять во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, такие как: отсутствие неблагоприятных экономических последствий, материального ущерба, умысла на совершение правонарушения; статус страхователя как федерального органа государственной власти, финансируемого из федерального бюджета; несоразмерность санкции последствиям совершенного нарушения.

19.09.2013 Государственным учреждением – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации составлена справка о результатах рассмотрения материалов выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения с учетом возражений, представленных плательщиком страховых взносов (страхователем), согласно которой не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010-2012 года в сумме 6376 руб. 05 коп. (в том числе, 2512 руб. 44 коп. – за 2010 год; 3827 руб. 67 коп. – за 2011 год; 35 руб. 94 коп. – за 2012 год). К справке о результатах проверки от 16.08.2013 прилагается реестр сведений о не принятых к зачету расходах.

23.09.2013 Управлением Росреестра в адрес Фонда были представлены корректирующие сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже за 1 полугодие 2010 года и за 2012 год в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, в соответствии с которыми были откорректирова­ны первоначальные сведения о стаже указанных работников заявителя.

На основании акта от 23.08.2013 № 127 Фондом вынесено решение от 24.09.2013 № 113, которым заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 закона № 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 356 руб. 07 коп. и по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в сумме 23 358 руб. 52 коп. Кроме того, в соответствии с указанным решением Управлению Росреестра доначислено 1780 руб. 36 коп. страховых взносов (1150 руб. 91 коп. – страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии; 354 руб. 59 коп. – страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии; 148 руб. 14 коп. – страховых взносов, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 126 руб. 72 коп. – страховых взносов, зачисляемых в территориальный фонд обязательного медицинского страхования), 458 руб. 44 коп. пеней по состоянию на 24.09.2013.

Указанное решение направлено Управлению Росреестра по почте 26.09.2013, что подтверждается представленными в материалы дела копиями списка внутренних почтовых отправлений и квитанции почты.

На основании решения от 24.09.2013 № 113 в адрес Управления Росреестра выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое направлено заявителю по почте 25.10.2013, что подтверждается представленными в материалы дела копиями списка внутренних почтовых отправлений и квитанции почты.

Управление Росреестра обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения от 24.09.2013 № 113 в части начисления штрафа по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в размере, превышающем 100 руб.

Не оспаривая по существу выявленные нарушения, заявитель в обоснование предъявленного требования указывает, что при вынесении оспариваемого решения в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, Фонд не учел наличие следующих смягчающих ответственность обстоятельств: совершение данного правонарушения впервые; отсутствие неблагоприятных экономических последствий, материального ущерба и умысла на совершение правонарушения; статус Управления Росреестра как федерального органа государственного власти, финансируемого из федерального бюджета; несоразмерность санкции последствиям совершенного нарушения.

Ответчик с предъявленными требованиями не согласился, указав в отзыве на заявление, что при вынесении решения Фондом была дана надлежащая оценка обстоятельств, указанных в статье 44 Закона № 212-ФЗ; оснований смягчающих ответственность заявителя установлено не было; возможность снижения штрафной санкции до 100 руб. ни чем не обоснована; доказательств чрезмерности примененной санкции не представлено. Удовлетворение требований заявителя, по мнению ответчика, приведет к безнаказанности, вседозволенности и допустимости совершения повторных правонарушений.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений пункта 1 статьи 54 Закона № 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.

Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, изложенные в заявлении, возражения ответчика, указанные в отзыве на заявление, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.

В пункте 1 статьи 2 Закона № 167-ФЗ определено, что Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Пунктом 3 статьи 2 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом № 212-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ (подпункт 2 пункта 1 статьи 29 данного Закона).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Закона № 212-ФЗ названные органы проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов.

Статьей 35 Закона № 212-ФЗ определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов – территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации выездных проверок плательщиков страховых взносов, а статьей 39 – порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Из норм статей 35, 38, 39 Закона № 212-ФЗ следует, что законом установлена последовательная процедура привлечения к ответственности и взыскания санкций, состоящая из этапов, каждый из которых должен быть осуществлен в установленном порядке и сроки, что обеспечивает стабильность в рассматриваемых отношениях.

Судом не установлено нарушений процедуры проведения проверки и рассмотрения ее результатов, Управлению Росреестра была предоставлена возможность присутствовать на рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения.

В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ определена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В статье 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации в качестве плательщиков указанных страховых взносов сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Этой же статьей установлен перечень представляемых в Пенсионный фонд сведений. Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и указанные в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь обязан представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения об уплаченных страховых взносах представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Такие формы и инструкции утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».

Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Исходя из анализа указанной нормы, следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, составляет: нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета; представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, для заявления требования о взыскании с Управления штрафа на основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ заявителю необходимо представить доказательства того, что Управление представило в Фонд сведения с нарушением установленного пенсионным законодательством срока, либо представило сведения неполные (недостоверные), не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.

Согласно решению от 24.09.2013 № 113 Управлению Росреестра вменено представление в Фонд недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010-2012 года.

В ходе выездной проверки установлено, что заявителем не начислены страховые взносы за 2010-2012 годы на расходы в сумме 6376 руб. 05 коп. (в том числе, 2512 руб. 44 коп. – за 2010 год; 3827 руб. 67 коп. – за 2011 год; 35 руб. 94 коп. – за 2012 год), не принятые территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации к зачету.

Фонд пришел к выводам о том, данное нарушение повлекло занижение базы для начисления страховых взносов и, соответственно, неполную уплату страховых взносов, а также представление Управлением Росреестра недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Также Фондом было установлено, что Управлением Росреестра сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010-2012 года предоставлялись в Фонд с неверным указанием периодов работы застрахованных лиц. 23.09.2013 заявителем были исправлены сведения о стаже (без изменения сумм начисленных страховых взносов), так как в первоначально представленных сведениях были неверно указаны периоды работы застрахованных лиц с соответствующими кодами «особых условий труда» (МКС – работа в местностях приравненных к районам Крайнего Севера) на ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4

Выявленные в результате проверки ошибки указаны Фондом в акте от 23.08.2013 № 127, решении от 24.09.2013 № 113 и Управлением Росреестра по существу не оспариваются.

Суд приходит к выводу об отсутствии у Фонда оснований для привлечения заявителя в ответственности на основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ по эпизоду представления страхователем недостоверных индивидуальных сведений в отношении 5 физических лиц за 1 полугодие 2010 года, на 8 физических лиц за 2 полугодие 2010 года, на 7 физических лиц за 1 квартал 2011 года, на 4 физических лиц за 2 квартал 2011 года, на 2 физических лиц за 3 квартал 2011 года, на 1 физическое лицо за 4 квартал 2011 года, на 1 физическое лицо за 1 квартал 2012 года в части страховых взносов.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы пенсионного фонда) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах (статья 15 Закона № 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ к числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

С учетом положений пункта 1 статьи 8, пункта 2 статьи 11, статьи 15, части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Произведенные заявителем спорные выплаты не включались в базу для исчисления страховых взносов, соответственно, страховые взносы не начислялись. Следовательно, Управление Росреестра и не могло представить такие сведения.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2012 № 7828/12, обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон № 27-ФЗ не предусматривает.

Содержащееся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел (Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2011 № 52).

При таких обстоятельствах оснований для привлечения Управление Росреестра к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ по указанному эпизоду у Фонда не имелось.

При этом сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В связи с изложенным обжалуемое решение в указанной части является недействительным.

В соответствии с решением Фонда Управлению Росреестра вменяется предоставление недостоверных сведений в части указания в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2010-2012 года сведений о стаже в отношении 4 физических лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включая досрочную трудовую пенсию по старости за работу на Крайнем Севере, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено в абзаце втором пункта 5 Правил, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Перечень кодов для заполнения дополнительных сведений для исчисления страхового стажа утвержден в приложении 1 к постановлению Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» (далее – Инструкция № 192п).

В соответствии с Приложением № 1 к Инструкции № 192п в форме СЗВ-1 в графе «дополнительные сведения» в соответствии с листками временной нетрудоспособности необходимо выделить период получения пособия по временной нетрудоспособности, используя код основания «ВНЕТРУД», отпуск без сохранения заработной платы необходимо выделять используя код основания «АДМИНИСТР», отпуск по уходу за ребенком необходимо выделять используя код основания «ДЕТИ».

Из материалов дела следует, что в представленных индивидуальных сведениях не выделены периоды отпуска без сохранения заработной платы, т.е. представлены недостоверные сведения за 2010 год в части страхового стажа в отношении ФИО2, неверно указаны периоды работы с указанием кода МКС (РКС), т.е. представлены недостоверные сведения за 2010 год в части страхового стажа в отношении ФИО1, ФИО2, за 2012 год в отношении ФИО3 и ФИО4

Предоставление недостоверных сведений в отношении 4 физических лиц (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) за 2010 и 2012 года в части сведений о стаже материалами дела подтверждается, заявителем не оспаривается, в связи с чем суд считает доказанным событие нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого, предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Поскольку ошибка, допущенная ответчиком при предоставлении сведений, касается 4 застрахованных лиц, штраф подлежит исчислению от суммы страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующие периоды в части застрахованных лиц, в отношении которых выявлены недостоверные сведения. Как следует из решения Фонда, сумма начисленных страховых взносов за указанных работников составила 54 250 руб. 08 коп. С учетом применения части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ штраф за совершенное ответчиком правонарушение на момент вынесения оспариваемого решения должен был составлять 5425 руб.

В вязи с изменением с 01.01.2014 редакции части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 20.04.2006 № 4-П и Определениях от 16.01.2001 № 1-О, от 10.10.2013 № 1485-О, а также разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 01.01.2014 может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкции, предусмотренной с 01.01.2014 за такое правонарушение (5 % от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода).

Вместе с тем, суд, руководствуясь положениями статьи 44 Закона № 212-ФЗ, усматривает наличие оснований для снижения размера санкций, подлежащих взысканию с ответчика.

В силу части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ суд вправе признать смягчающими ответственность за совершение правонарушения иные, помимо установленных пунктами 1-3 части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ, обстоятельства, перечень которых не определен.

Кроме того, при привлечении лица к ответственности необходимо соблюдать установленные статьей 19 (часть 1) и статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям.

Как указал Конституционный суд в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Соблюдение названных принципов гарантирует недопустимость чрезмерных ограничений конституционных прав, в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Право относить те или иные фактические обстоятельства, прямо не предусмотренные статьей 44 Закона № 212-ФЗ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность, и устанавливать по результатам их оценки размер, в том числе и кратность, снижения санкции, установленной законом, предоставлено суду. Примененная мера ответственности за совершение правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, а также, руководствуясь принципами справедливости и целесообразности при назначении наказания, суд считает необходимым снизить размер подлежащего взысканию штрафа до 500 руб. в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, судом принято во внимание, что Управление совершило данное правонарушение впервые, приняло меры к устранению допущенного им нарушения. В результате совершения правонарушения реального ущерба Пенсионному фонду Российской Федерации не причинено.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным уменьшить размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, до 500 руб.

Суд считает, что привлечение заявителя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере, превышающем 500 руб., произведено ответчиком в нарушение положений статьи 44 Закона № 212-ФЗ.

В связи с изложенным обжалуемое решение подлежит признанию недействительным в части начисления штрафа по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в размере, превышающем 500 руб.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске от 24.09.2013 № 113 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления штрафа по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в размере, превышающем 500 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Оспариваемый ненормативный правовой акт проверен на соответствие нормам Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова