Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Архангельск Дело № АО5-4178/2008
18 июня 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 июня 2008 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе:
судьи Хромцова В.Н., ведущего протокол судебного заседания,
рассмотрев дело по заявлению закрытого акционерного общества «Архангельский фанерный завод»
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании частично незаконным решения № 12-10/1034 от 14.02.2008г.
при участии в заседании представителей:
от заявителя – Зыкина Н.В. (доверенность от 09.01.2008г.), Малышева В.П. (доверенность от 06.02.2008г.).
от ответчика – Кузнецова О.А. (доверенность от 07.06.2008г.).
Установил:
Закрытое акционерное общество «Архангельский фанерный завод» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявление о признании незаконным, вынесенного Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) решения № 12-10/1034дсп от 14.02.2008г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 151 099 руб. и штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в сумме 26 900 руб.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах согласно перечню налогов и сборов за период с 01.01.2005г. по 31.12.2006г., по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за период с 04.10.2005г. по 21.05.2007г., о чем составлен акт от 09.01.2008г. № 12-10/7дсп.
14.02.2008г. налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки принято решение № 12-10/1034дсп от 14.02.2008г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С названным решением налогового органа общество не согласно в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 151 099 руб. с услуг по шеф-монтажу, оказанных иностранной фирмой «T&FLLC» (США) и штрафа в сумме 26 900 руб., предусмотренного статьей 123 НК РФ за неперечисление данного налога, в связи с чем, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Спор рассмотрен с учетом следующих обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела между обществом и иностранной фирмой «T&FLLC» (США) был заключен договор мены № 10/01 от 10.01.2003г. в соответствии с условиями которого стороны обмениваются эквивалентными по стоимости товарами («оборудование» и «фанера») на условиях названного договора без использования денежных средств. Цена товара «оборудование» составила 993 741 долларов США, в том числе: услуги шеф-монтажа – 30 292,50 долларов США.
В соответствии с пунктом 3.2 договора указанного договора фирма «T&FLLC» (США) в течение двух месяцев с момента поступления оборудования на завод производит совместно с обществом монтаж котельного оборудования, шеф-монтаж, обучение персонала, ввод оборудования в эксплуатацию и направляет своих специалистов для проведения шеф-монтажных работ на территории Российской Федерации.
Спецификация, цены и объемы поставок фанеры обществом фирме «T&FLLC» (США) приведены в Приложении № 3 к договору.
Реализация товаров (работ, услуг) по названному договору мены подтверждена материалами дела и сторонами не оспаривается.
Налоговый орган, в подтверждение своей позиции о правомерности доначисления обществу НДС в связи с указанными обстоятельствами, ссылается на положения абзаца 2 пункта 4 статьи 174 НК РФ, где установлен особый порядок уплаты НДС налоговыми агентами, приобретающими у иностранных лиц работы (услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации, и выплачивающими (перечисляющими) таким иностранным лицам денежные средства. При этом налоговый орган указывает, что в отношении налоговых агентов, приобретающих у иностранных лиц товары (работы, услуги) по договорам мены, особенностей уплаты НДС нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено. По мнению налогового органа, уплата НДС в бюджет российскими организациями при исполнении ими обязанностей налогового агента в случае приобретения по договорам мены у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производится в общеустановленном порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 174 НК РФ, то есть не позднее 20-числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором осуществляется оплата товаров, принадлежащих иностранному лицу, неденежными средствами. Уплата налога, как указывает налоговый орган, производится за счет собственных средств российской организации.
Доводы налогового органа судом отклоняются как несостоятельные по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговый агент обязан удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации. Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
Согласно пункту 4 статьи 174 НК РФ в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Из совокупности изложенных норм следует, что российские организации обязаны выступать в качестве налогового агента и, соответственно, исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет НДС в случае выплаты денежных средств иностранным лицам за приобретенные у них товары, работы или услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации.
При этом в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что, когда доход получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика.
Как указано, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из денежных средств налогоплательщика при их фактической выплате.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В силу статьи 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.
Таким образом, ответственность, предусмотренная статьей 123 НК РФ, может применяться к налоговому агенту лишь в том случае, если он имел возможность удержать соответствующую сумму налога у налогоплательщика в момент выплаты последнему денежных средств.
Такой вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
В рассматриваемом случае, общество не выплачивало фирме «T&FLLC» (США) доход в виде денежных средств, поскольку расчеты между сторонами производились путем обмена эквивалентными по стоимости товарами («оборудование» и «фанера») на условиях договора мены № 10/01 от 10.01.2003г.
Соответственно, у общества отсутствовала возможность удержания суммы налога с фирмы «T&FLLC» (США) и перечисления ее в бюджет.
Несостоятельным является довод налогового органа об обязанности общества уплатить в бюджет НДС за счет собственных средств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; в случае если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ).
Таким образом, в случае неудержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике, и исполнение этой обязанности за счет средств налогового агента невозможно.
При таких обстоятельствах, следует признать, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления обществу НДС в сумме 151 099 руб. и штрафа, предусмотренного статьей 123 НК РФ в сумме 26 900 руб.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 112, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, вынесенное Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении закрытого акционерного общества «Архангельский фанерный завод» решение № 12-10/1034дсп от 14.02.2008г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 151 099 руб. и штрафа, предусмотренного статьей 123 НК РФ в сумме 26 900 руб.
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Архангельский фанерный завод».
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, расположенной по адресу: Архангельская область, г.Новодвинск, ул.Советов, д.26, в пользу закрытого акционерного общества «Архангельский фанерный завод» расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб., уплаченных по платежному поручению № 1700 от 22.04.2008г.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Судья: В.Н.Хромцов