НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 17.05.2016 № А05-2080/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

мая 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-2080/2016   

Резолютивная часть решения объявлена мая 2016 года

Решение в полном объёме изготовлено мая 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А. 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163000, <...>)

к контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; Россия, 163004, <...>)

о признании недействительным предписания от 22.12.2015 №01-22/2121,

В заседании суда принимали участие представители:

заявителя – Иванская О.А. по доверенности, Бабичева О.С. по доверенности;

ответчика – не явился, извещен .

Суд установил следующее:

государственное казенное учреждение Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания от 22.12.2015 №01-22/2121 контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, Инспекция, КРИ АО).

Учреждение в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует Трудовому кодексу Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы в сфере осуществляемой деятельности, поскольку предписывает восстановить на лицевой счет учреждения неправомерно, по мнению КРИ АО, использованные бюджетные средства по целевой статье 0717010, подстатье 211 «Заработная плата» в сумме 84 830 руб. и представить в установленный в нем срок отчет об исполнении предписания.

Ответчик заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве от 13.04.2016 №06-88/483 , ссылаясь на отсутствие у заявителя оснований для начисления и выплаты премий компенсационного характера работнику учреждения – Антошкиной И.В.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных судов в  соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание не явились представители КРИ АО для участия в судебном разбирательстве, заявив ходатайство о рассмотрении без их участия, дело рассмотрено без участия ответчика, извещённого о времени и месте судебного разбирательства, в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию предписания послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя от 19.11.2015 №01-08/211 в период с 23.11.2015 по 10.12.2015 сотрудниками Инспекции проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2014 год и январь-сентябрь 2015 года, о чем составлен акт от 11.12.2015.

По результатам проверки Инспекцией в отношении учреждения вынесено предписание от 22.12.2015 №01-22/2121 о выявленном нарушении статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 48 Положения об оплате труда работников учреждения, утвержденного приказом от 22.12.2014 №115, что привело к неправомерному использованию средств областного бюджета по целевой статье 0717010, подстатье 211 «Заработная плата» в сумме 84 830 руб., выразившееся в выплате премии за май, июнь, июль 2015 года в общей сумме 84 830 руб. заместителю директора учреждения ФИО3 без разрешения учредителя учреждения – Архангельской области в лице министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.

Статей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 145 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

Пунктами 45, 46, 48 Отраслевого положения об оплате труда в государственных казенных учреждениях Архангельской области в сфере содействия занятости населения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.10.2011 №394-пп, руководителям и заместителям руководителей государственных казенных учреждений, установлены стимулирующие выплаты, в том числе: -           премия за качественное руководство государственным казенным учреждением; - премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ.

     Премии за качественное руководство государственным казенным учреждением начисляются ежемесячно. Размеры премий определяются: в отношении руководителей - распоряжениями исполнительных органов государственной власти Архангельской области, которые от имени Архангельской области осуществляют функции и полномочия учредителя; в отношении заместителей руководителей - приказами руководителей государственных казенных учреждений.

В соответствии с Уставом учреждения учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.

Приказом директора учреждения от 22.12.2014 №115 утверждено Положение об оплате труда работников учреждения.

Пунктом 40 указанного Положения установлено, что к стимулирующим выплатам, устанавливаем директору и заместителю учреждения, относятся: премия за качественное руководство государственным казенным учреждением; премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ; надбавка за стаж непрерывной работы; премиальная выплата при награждении.

Пунктом 41 Положения установлено, что размеры премий за качественное руководство государственным казенным учреждением определяются: распоряжениями министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, в отношении - директора центра занятости; приказами директора центра занятости, в отношении - заместителя директора центра занятости.

Пунктом 42 Положения установлено, что премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ начисляется единовременно по итогам выполнения особо важных и сложных работ с целью поощрения за оперативность и качественный результат труда. Премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ начисляется в абсолютном размере или процентах к должностному окладу работника.

Размер премиальной выплаты за выполнение особо важных и сложных работ определяются: в отношении директора центра занятости - министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области; в отношении заместителя директора центра занятости - директором центра занятости.

На основании распоряжения министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 12.05.2015 №127-рл исполнение обязанностей директора учреждения было возложено на ФИО3 - заместителя директора, с 13.05.2015 до назначения по результатам конкурса директора учреждения.

При этом от должности заместителя директора учреждения ФИО3 освобождена не была и выполняла трудовые функции в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией.

Дополнительным соглашением от 27.02.2015 №54/19 к трудовому договору от 02.12.2002 №54 ФИО3, в соответствии с Положением установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе: премия за качественное руководство учреждением - ежемесячно; премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ - единовременно.

В соответствии с требованиями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор.

В соответствии с пунктом 41 Положения премия за качественное руководство учреждением не начисляется при применении дисциплинарного взыскания, административного наказания, применении мер материальной ответственности и прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 5-11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Иных оснований не начислять ежемесячную премию в Положении не содержится; не начисление премий без оснований, указанных в Положении, являлось бы нарушением трудового законодательства.

Поскольку ФИО3 в период с 13.05.2015 по 06.07.2015 не была назначена директором учреждения и не состояла в трудовых отношениях с министерством труда занятости и социального развития Архангельской области, в соответствии с пунктами 46 и 48 Отраслевого положения об оплате труда от 18.10.2011 №394-пп, премировать ФИО3 как заместителя директора должен был руководитель учреждения, исполняющим обязанности которого она в указанный период времени и являлась.

Учреждением были изданы приказы от 01.06.2015 №80-л «О премировании заместителя директора ФИО3 за качественное руководство государственным казенным учреждением за май 2015 года», от 01.07.2015 №99-л «О премировании заместителя директора ФИО3 за качественное руководство государственным казенным учреждением за июнь 2015 года», от 06.07.2015 №106-л «О премировании заместителя директора ФИО3 за выполнение особо важных и сложных работ».

Таким образом, издание приказов исполняющим обязанности директора учреждения о премировании заместителя директора учреждения за май, июнь и июль 2015 года, является правомерным.

Кроме того, необходимо отметить, что учреждение обращалось за разъяснениями по возникшему по результатам ревизии спорному вопросу в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области и государственную инспекцию труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе. Полученные учреждением ответы от 18.01.2016 №305/01-03/247 и от 12.01.2016 №10-107-16-ОБ, соответственно, подтвердили правомерность позиции учреждения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что учреждением выплаты работнику произведены в соответствии с действующим трудовым законодательством и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным, проверенное на соответствие нормам Трудового кодекса Российской Федерации, предписание от 22.12.2015 №01-22/2121, принятое Контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области в отношении государственного казенного учреждения Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска».

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя.

Взыскать с Контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области в пользу государственного казенного учреждения Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска» 3000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова