АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 сентября 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-5730/2013
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2013 года.
Решение в полном объёме изготовлено 17 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Земской М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: 163000, г.Архангельск) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>) об оспаривании требования и решения о взыскании 16 286 руб. 60 коп., при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО2 (доверенность от 01.06.2013),
от ответчика – не явился, извещен,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее - ответчик, управление, фонд) о признании недействительными требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам от 21.02.2013 №03900140229208 и решение фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков страховых взносов в банках, от 03.04.2013 №03900113 ВД 0068465 на сумму 16 286 руб. 60 коп.
В судебном разбирательстве заявитель свои требования поддержал.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился.
Суд установил следующие обстоятельства.
Предприниматель зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, и состоит в качестве страхователя на учете в управлении.
Как следует из материалов дела, фондом в адрес предпринимателя было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03900140229208 от 21.02.2013, в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 12.03.2013 уплатить недоимку по страховым взносам и пеням в сумме 16 286 руб. 60 коп., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии – 10 352 руб. 40 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 3104 руб. 92 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2638 руб. 93 коп., а также пени в сумме 159 руб. 14 коп., в том числе: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 122 руб. 42 коп., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть - 36 руб. 72 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 31 руб. 21 коп.
В ответ на указанное требование предприниматель направил в адрес фонда письмо, в котором сообщил, что в связи с прохождением срочной службы в Российской армии по призыву с 08.12.2011 по 09.12.2012 предпринимательская деятельность им не осуществлялась. В связи с этим заявитель просил отменить требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03900140229208 от 21.02.2013.
Управление 25 марта 2013 года направило в адрес предпринимателя письмо №30-168, в котором разъяснило, что требование было выставлено на законных основаниях, поскольку за расчетные периоды до 2013 года страховые взносы в фиксированных размерах должны быть уплачены.
В связи с неисполнением названного требования фонд в отсутствии предпринимателя 03 апреля 2013 года вынес решение №03900113 ВД 0068465 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках. В этот же день управление направило инкассовые поручения №№282219, 282221, 282223, 282224, 282225, 282226 в отделение №8637 Сбербанка России в г.Архангельске с целью списания указанных сумм задолженности с банковского счета предпринимателя.
Не согласившись с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам и решением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование своего требования заявитель указал, что в спорный период времени он не осуществлял предпринимательскую деятельность, так как проходил срочную военную службу.
Управление в своем отзыве указало, что положения законодательства не предусматривают освобождения предпринимателей от уплаты страховых взносов в случае прохождения ими срочной военной службы по призыву. Кроме этого, по мнению ответчика, заявитель не подтвердил факт неосуществления им предпринимательской деятельности справкой налогового органа, свидетельствующей об отсутствии дохода за спорный период, военным билетом и иными документами.
Исследовав материалы дела и проанализировав доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Закон №167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Из статьи 28 Закона №167-ФЗ следует, что страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон №212-ФЗ). Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Законом №212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 названной статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 упомянутого закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 Закона №212-ФЗ).
По буквальному смыслу данных нормативных положений фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями независимо от того, имеют ли они доходы от предпринимательской деятельности и осуществляется ли ими фактически эта деятельность.
Исходя из этого, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12.04.2005 №164-О, №165-О, от 12.05.2005 №182-О и №183-О, конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон №173-ФЗ) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Согласно части 1 статьи 3 Закона №173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Законом №167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом №173-ФЗ.
Закон №173-ФЗ связывает возникновение права на трудовую пенсию с наличием страхового стажа застрахованного лица, под которым согласно статье 2 названного закона понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Следовательно, пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в него могут быть зачтены также отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались. При этом периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в 11 Закона №173-ФЗ, в числе которых указан период прохождения военной службы (подпункт 1 пункта 1 статьи 11).
Из статьи 11 Закона №173-ФЗ следует, что правило о зачете в страховой стаж периода прохождения военной службы и условия такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Законом №167-ФЗ. Исключений для лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, названным законом не установлено.
Вместе с тем пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон №76-ФЗ) для военнослужащих установлен запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2005 №182-О, нормативные положения статьи 28 Закона №167-ФЗ во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Закона №173-ФЗ не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась. Данные положения в полной мере распространяются и на случаи прохождения индивидуальными предпринимателями военной службы, которая засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, за которые подлежат уплате страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Более того, в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 №107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указано, что индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Закона №173-ФЗ.
Судом установлено, что предприниматель в период с 09.12.2011 по 09.12.2012 проходил военную службу по призыву, что подтверждается копиями военного билета заявителя АС №1886630, удостоверения штаба воинской части 21557 от 21.01.2012. Следовательно, в силу запрета, установленного пунктом 7 статьи 10 Закона №76-ФЗ, заявитель не мог осуществлять предпринимательскую деятельность в указанный период времени.
Как следует из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2011 год предприниматель получал доход от своей деятельность в период до 31.11.2011. Кроме этого, согласно книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2012 год предприниматель не получал доход от своей деятельности. Подлинность сведений, содержащихся в названной книге, заверена штампом Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г.Архангельску и подписью сотрудника этой инспекции.
Поскольку основным условием для назначения пенсии является наличие страхового стажа, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполняемой на территории Российской Федерации (включая периоды прохождения военной службы по призыву), суд приходит к выводу об отсутствии у заявителя обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за спорный период 2012 года.
При таких обстоятельствах у фонда отсутствовали правовые основания для выставления требования от 21.02.2013 №03900140229208 и принятия решения от 03.04.2013 №03900113 ВД 0068465, поскольку оспариваемые требовании и решение не соответствует положениям Закона №167-ФЗ, Закона №173-ФЗ и Закона №212-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В данном случае требование и решение управления, на основании которых с предпринимателя было взыскано 16 286 руб. 60 коп., не соответствуют нормам статей 17, 28 Закона №167-ФЗ и статей 2, 3, 10 и 11 Закона №173-ФЗ, а также нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
признать недействительными требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 03900140229208 от 21 февраля 2013 года и решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков страховых взносов в банках, №03900113 ВД 0068465 от 03 апреля 2013 года, принятые государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Оспариваемые ненормативные правовые акты проверены на соответствие нормам Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 400 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Звездина