НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 15.03.2007 № А05-1635/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-1635/2007

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2007 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 марта 2007 года   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота"

к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску

о признании недействительными решений и требований,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Мокиевский В.И., по доверенности от 19.01.2007г. №1,

от ответчика – извещен, не явился,

установил:

            открытое акционерное общество «Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску с заявлением о признании недействительными решений №13-23-8513, №13-23-8520, № 9496 – 9500, требований №188529, 188530, 188548, 188549.

            В судебном заседании представитель общества поддержал требования. В обоснование он указал, что общество правомерно не включило в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в декларации за июль 2006г. авансовые платежи, полученные им в сентябре и октябре 2005г. в рамках экспортного контракта №0604-05. Данная позиция основана на положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в соответствии с которым налоговая база по НДС не увеличивается на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих выполненных работ, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев в порядке, определенном Правительством РФ. Авансовый платеж по данному контракту за июль 2005г., который общество не включило в налогооблагаемую базу по НДС, был предметом рассмотрения арбитражным судом по делу №А05-2592/2006-34.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее по тексту – налоговый орган, ответчик, инспекция) представила в материалы дела отзыв относительно заявленных требований. Из содержания возражений следует, что на момент получения авансовых платежей в сентябре и октябре 2005г. по указанному контракту документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров по контракту №0604-05 от 11.04.2005г., у заявителя отсутствовал. Поэтому общество обязано было включить в налогооблагаемую базу по НДС суммы, полученные в счет оплаты по нему.

Суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Общество заключило с иностранной фирмой «Ruyvenv. о. f.» (Нидерланды) контракт №0604-05 от 11.04.2005г. на постройку толкаемой баржи для внутренних водных путей. Указанным контрактом предусмотрено внесение авансовых платежей по установленному графику (пункт 3.1. контракта).

Заявитель представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС по ставке 0% за июль 2006г., по которой заявлены вычеты по налогу за указанный период. В данной декларации  содержались размеры авансовых платежей по внутреннему рынку за сентябрь и октябрь 2005г., поступившие в счет операций по реализации на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, определенному Правительством Российской Федерации в рамках контракта №0604-05. Так, в сентябре 2005г. обществу в счет оплаты по контракту поступило 253 773 Евро или по курсу ЦБ РФ 34, 7805 руб.  за 1 Евро - 8 826 351, 83 руб., в октябре 2005г. – 253 773 Евро  или по курсу ЦБ РФ 34, 1843 за 1 Евро - 8 675 052, 36 руб.

По результатам камеральной проверки данной декларации инспекция составила сообщение №13-23/550 от 26.10.2006г., в котором указала, что поскольку Заключение о длительности производственного цикла было подписано 14.11.2005г., а авансовые платежи за сентябрь 2005г. получены 15.09.2005г. в размере 8 826 351, 83 руб. и за октябрь 2005г. соответственно - 06.10.2006г. в размере 8 675 052, 36 руб., то данные платежи увеличивают налоговую базу по НДС. Заявитель представил возражения на сообщение инспекции.

По результатам рассмотрения материалов проверки без учета заявленных обществом разногласий инспекцией 01.12.2006г. были вынесены решения №13-23-8513 и №13-23-8520 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за  неполную уплату НДС за июль 2006г. по внутреннему рынку за сентябрь 2005г. и октябрь 2005г. в виде взыскания штрафа соответственно в размере 198 512, 40 руб. (992 562 руб. * 20%) и 193 583, 60 руб. (967 918 руб.*20%),  доначислении НДС в сумме 2 669 706 руб. (за сентябрь 2005г. – 1 346 393 руб., за октябрь  2005г. – 1 323 313 руб.) и соответствующих пеней в сумме 237 357, 64 руб.

На основании указанных решений налоговым органом были выставлены 04.12.2006г. требования №№188529, 188548 об уплате налога и пеней и №№188530, 188549 об уплате налоговых  санкций.

Во исполнение требований инспекцией 25.12.2006г. были приняты решения о взыскании доначисленных сумм НДС, пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке и одновременно решениями №9496, 9497,  9498, 9499, 9500 были приостановлены операции по счетам общества в кредитных учреждениях.

Общество посчитало указанные ненормативные акты незаконными и обратилось в суд с заявлением об их оспаривании.

   Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав объяснения представителя заявителя в судебных заседаниях, суд приходит к следующим выводам, основанным на фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах.

   В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящего выполнения работ. Указанные положения не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящего выполнения работ, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001г. №602 (далее – Постановление №602) утверждены Порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (далее - Порядок), а также Перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев.

Согласно пункту 2 Постановления №602 авансовые или иные платежи, полученные организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, не включаются в налоговую базу по НДС только после документального подтверждения организациями - экспортерами их поступления.

Пунктом 3 Постановления №602 установлено, что организация-экспортер в целях подтверждения получения авансовых или иных платежей представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период следующие документы:

а) контракт (копия контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера) организации-экспортера с иностранным лицом, предусматривающий внесение авансовых или иных платежей;

б) выписку банка, подтверждающую поступление на счет организации-экспортера в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок на экспорт товаров;

в) документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров, выданный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, подписанный заместителями министров и заверенный круглой печатью этих министерств. Указанный документ выдается в двухнедельный срок со дня обращения организации-экспортера.

Постановлением Правительства РФ от 06.04.2005г. №189 в подпункт «в» пункта 3 Порядка внесены изменения, вступившие в силу 12.05.2005г. (по истечении месяца со дня официального опубликования), в соответствии с которыми установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным выдавать документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров, в целях определения налоговой базы при обложении налогом на добавленную стоимость, является Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (далее – Минпромэнерго России).

   Обществом в материалы дела и в инспекцию были представлены следующие документы, подтверждающие правомерность исключения из налоговой базы по НДС за сентябрь и октябрь  2005 года авансовых платежей: контракт от 11.04.2005г. № 0604-05 на постройку одной толкаемой баржи для внутренних водных путей, заключенный с иностранной фирмой "Ruyven v.o.f" (Нидерланды); сообщения банка о поступлении от "Ruyven v.o.f" валютной выручки в суммах 253 773 Евро и 253 773 Евро; выписки банка, подтверждающие поступление на счет общества в российском банке авансового платежа от "Ruyven v.o.f" в счет оплаты предстоящих поставок на экспорт товаров в размере 30 процентов от стоимости контракта и заключение №221, выданное Министерством промышленности и энергетики РФ и подтверждающее, что длительность производственного цикла изготовления на экспорт товара (баржи) по контракту от 11.04.2005г. №0604-05 составляет 9 месяцев.

При этом судом установлено, что на момент представления обществом декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль 2006 года, в которой указаны авансовые платежи за сентябрь и октябрь 2005г., у общества имелся в наличии документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемого на экспорт товара более шести месяцев (заключение № 221).

   Согласно статье 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается и совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания).

Общеизвестно и неоднократно подтверждено судебной практикой то обстоятельство, что невозможность получения налогоплательщиками документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров в срок, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Порядка, в период с марта 2004 года до окончания первого полугодия 2005 года была обусловлена проводимой реформой в части разграничения полномочий органов исполнительной власти на основании Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ №314). Данный факт не нуждается в специальных средствах доказывания.

В соответствии с Указом №314 полномочия по выдаче заключений экспортерам изъяты из компетенции Минэкономразвития России и переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, что сделало невозможным своевременность получения обществом соответствующего заключения.

Судом установлено, что общество 19.07.2005г. обратилось с соответствующим заявлением в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, в Федеральное агентство по промышленности РФ, а также в Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений Федеральной таможенной службы (далее – Управление) для подтверждения кода ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства РФ №602 от 21.08.2001г.

Письмом от 17.08.2005г. (исх. № 06-30/28418) Управление подтвердило классификацию товара по контракту от 11.04.2005г. №0604-05 в товарной позиции 8901 ТН ВЭД России. Копия данного документа направлена Управлением и в адрес Минэкономразвития. В то же время заключение о длительности производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров  №221 Министерством промышленности и энергетики РФ было выдано только 14.11.2005г.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что общество своевременно предприняло все необходимые меры для получения соответствующего заключения, а, соответственно, своевременно совершило и все действия, необходимые для документального подтверждения права на применение ставки 0 процентов.

По мнению суда, изменение административного законодательства в части перераспределения полномочий по выдаче заключений между министерствами не может являться обстоятельством, препятствующим реализации права налогоплательщика на применение ставки 0 процентов, которое предусмотрено нормой законодательства о налогах и сборах, имеющей прямое действие.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу №А05-2592/2006-34 от 18.04.2006г.

   Следовательно, решения инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности №13-23-8513 и №13-23-8520 от 01.12.2006г. не основаны на нормах действующего законодательства о налогах и сборах и нарушают его права в сфере экономической деятельности.

            Требования об уплате налога  №188529, №188548, требования об уплате налоговой санкции №188530, №188549 и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке №9496, №9497, №9498, №9499 и №9500 от 25.12.2006г., выставлены ответчиком на основании незаконных решений, что является основанием для признания их недействительными, так как ввиду отсутствия задолженности по НДС у налогового органа отсутствовали правовые основания для выставления требований и принятии решений о приостановлении операций по счетам.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать недействительными как не соответствующее нормам Налогового кодекса РФ следующие ненормативные акты, вынесенные   инспекцией ФНС по г.Архангельску в отношении открытого акционерного общества «Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота»:

- решения о привлечении к налоговой ответственности №13-23-8513 и №13-23-8520 от 01.12.2006г.,

- решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке № 9496, № 9497, № 9498, № 9499 и № 9500 от 25.12.2006г.,

- требования об уплате налога  №188529 и № 188548,

- требования об уплате налоговой санкции № 188530 и № 188549.

Обязать инспекцию ФНС России по г.Архангельску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота».

         Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 4 000 рублей, уплаченной по платежным поручениям № 105 от 29.01.2007г. и № 267 от 22.02.2007г.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина