НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 15.02.2021 № А05-12028/20

1910/2021-9544(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2021 года 

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А., 

рассмотрев в судебном заседании 08, 12 и 15 февраля 2021 года дело по заявлению  администрации муниципального образования «Северодвинск» (ОГРН 1032901000703;  адрес: 164501, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Плюснина, д.7) 

к контрольно-счетной палате муниципального образования «Северодвинск» (ОГРН  1142932000122; адрес: 164501, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Бойчука, д.3,  оф.411), 

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора, муниципального автономного учреждения «Молодежный центр» (ОГРН  1112932000543; адрес: 163513, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Первомайская,  д.13А), 

о признании недействительным представления в части,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – Черненко О.А. по  доверенности от 22.12.2020, Леонтьева И.Д. по доверенности от 29.12.2020; от ответчика –  председателя Жирикова Р.В.; от третьего лица – директора Клюжник Т.Н. 

установил:

администрация муниципального образования «Северодвинск» (далее – заявитель,  администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением  к контрольно-счетной палате муниципального образования «Северодвинск» (далее –  ответчик) о признании недействительным представления от 09.09.2020 № П-16/2020 в  части пунктов 1, 3, 4 описательно-мотивировочной части, а также пунктов 2, 2.1, дефиса 3  пункта 2.2, пункта 2.3, дефиса 2 пункта 3, пункта 4 итоговой части. Заявленное требование  изложено с учетом его уточнения от 13.01.2021. 

Заявитель в судебном заседании предъявленное требование поддержал.

Ответчик с требованием заявителя не согласился по основаниям, изложенным в  отзыве на заявление и дополнениях к отзыву. 

Муниципальное автономное учреждение «Молодежный центр» (далее -  учреждение) поддержало позицию заявителя. 

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства. 

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Плана работы Контрольно-счетной палаты  муниципального образования «Северодвинск» на 2020 год, утвержденного приказом  председателя Контрольно-счетной палаты Северодвинска от 27.12.2019 № 49-п (в 


редакции от 27.07.2020), проведено контрольное мероприятие «Проверка  выделения и использования средств местного бюджета на поддержку деятельности  народных дружин в рамках муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на  2016-2021 годы» за 2019 год». 

Объектами контрольного мероприятия явились Администрация муниципального  образования «Северодвинск», муниципальное автономное учреждение «Молодёжный  центр». 

- не в соответствии с целями ее предоставления - в сумме 299 551,00 рублей:  - с нарушением муниципального правового акта - в сумме 64 160,00 рублей. 

- исключить норму об установлении расходного обязательства муниципальному  автономному учреждению «Молодежный центр»; 

- установить порядок финансового обеспечения мер поддержки и стимулирования  народных дружин; 

- исключить меру поддержки деятельности народных дружин в виде приобретения  форменной одежды. 

- применения бюджетной классификации Российской Федерации при отражении в  ведомственной структуре расходов местного бюджета расходов на поддержку  деятельности народных дружин; 


- определения объема и условий предоставления из бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации субсидий бюджетным и автономным учреждениям на  иные цели. 

О принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах  Администрация Северодвинска обязана уведомить в письменной форме с приложением  подтверждающих документов Контрольно-счетную палату Северодвинска в течение  одного месяца со дня получения представления. 

Не согласившись с вынесенным представлением в части, администрация  обратилась в суд с настоящим заявлением. 

Заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд  пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований на основании  следующего. 

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие  оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному  правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением,  действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств,  послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного  самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений,  совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или  должностное лицо. При этом в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо,  участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на  основание своих требований и возражений. 

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового  акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи  201 АПК РФ). 

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает  решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК  РФ). 

В соответствии со статьей 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,  регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный  (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и  внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере  бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно 


Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований. 

В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего  государственного финансового контроля относится контроль за соблюдением бюджетного  законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,  регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета. 

Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах  организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ). 

Как предусмотрено пунктом 3.1 статьи 270.2 БК РФ, представления органов  внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам  контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной  палате Российской Федерации» и Законом № 6-ФЗ. 

В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно- счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные  полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление  контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью)  использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным  бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской  Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и  распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе  охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами  индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию. 

В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные  органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить  организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия  мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения  материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию  или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных  лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и  предупреждению нарушений (часть 1). 

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской  Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также  организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить  в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения  представления решениях и мерах (часть 3). 

Оспариваемое представление контрольно-счетной палаты обладает признаками  ненормативного правового акта, поскольку содержит властные указания по устранению  выявленных проверкой нарушений, порождает для заявителя правовые последствия,  обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его  экономической деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и  законных интересов. 

По пункту 1 описательно-мотивировочной части представления

В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Конституции  Российской Федерации, пункта 37 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации», Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране  общественного порядка» мероприятия по оказанию поддержки и осуществлению 


материального стимулирования деятельности народных дружин включены в  муниципальную программу «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы», что не  соответствует цели данной муниципальной программы (дефис первый пункта 1  описательно-мотивировочной части представления). 

В соответствии с подпунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской  Федерации вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности  отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской  Федерации. Статьей 132 Конституции Российской Федерации также установлено, что  осуществление охраны общественного порядка относится и к ведению местного  самоуправления. 

Пунктом 37 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06,-10.2003 № 131-ФЗ «О  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения  муниципального, городского округа относится оказание поддержки гражданам и их  объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для  деятельности народных дружин. 

Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на  период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской  Федерации от 29.11.2014 № 2403-р, установлена системная поддержка программ и  проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых  граждан, вовлечение молодежи в деятельность гражданско-патриотических объединений. 

Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в  соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в  охране общественного порядка» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), который  устанавливает: принципы и основные формы участия граждан в охране общественного  порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести; особенности создания и  деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью  которых является участие в охране общественного порядка; порядок и особенности  создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных  дружинников. 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 44-ФЗ народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного  порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными  правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного  самоуправления; народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся  членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного  порядка. 

Согласно статье 7 Федерального закона № 44-ФЗ народные дружины и  общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в  региональный реестр, который ведет территориальный орган федерального органе  исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренню  дел, по месту создания народной дружины или общественного объединение  правоохранительной направленности. 

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ основными  направлениями деятельности народных дружин являются: 

- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным  органам в охране общественного порядка; 

- участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту  создания народной дружины; 


- участие в охране общественного порядка в случаях возникновения  чрезвычайных ситуаций; 

- распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных  местах. 

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона № 44-ФЗ органы местного  самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными федеральным  законодательством, законами субъектов Российской Федерации и муниципальным  нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединения,  участвующим в охране общественного порядка создают условия для деятельности  народных дружин. 

Частью 2 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что органы  местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материального  технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным  дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые да  осуществления их деятельности. 

Кроме того, частью 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что  органы местного самоуправления за счет местного бюджета могут осуществлять  материальное стимулирование деятельности народных дружинников, 

Администрация Северодвинска является исполнительно-распорядительным  органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов  местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий,  переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами  Архангельской области. 

Согласно пункту 1.37 статьи 9 Устава городского округа Архангельской  области «Северодвинск» к вопросам местного значения относится оказание поддержки  гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание  условий для деятельности народных дружин. 

Решением Совета депутатов Северодвинска от 25.09.2014 № 75 «О границах  территорий, на которых могут быть созданы народные дружины» в г. Северодвинске  определены три территории, на которых могут быть созданы народные дружины. 

Согласно данным официального сайта Управления МВД России по Архангельской  области (29.мвд.рф), а также информации, представленной МАУ «Молодёжный центр»,  на территории г. Северодвинска действуют три народные дружины: «Правопорядок»,  свидетельство № 1 от 27.10.2014; «Каскад», свидетельство № 2 от 05.11.2014; «Ягры»,  свидетельство № 15 от 31.03.2015. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ, статьями 5 и  10 Областного закона № 171-Ю-ОЗ решением Совета депутатов Северодвинска с  18.12.2014 № 114 создан штаб народных дружин Северодвинска. 

жизнь муниципального образования «Северодвинск» утверждена муниципальная  программа «Молодежь Северодвинска». 

Целью муниципальной программы является создание правовых, социально- экономических, организационных и информационных условий для самореализации,  социального становления и развития молодых граждан в различных сферах  жизнедеятельности города. 


Ответственным исполнителем (с 1 января 2019 года), а также участником  программы является Управление общественных связей и молодежной политики  Администрации Северодвинска. 

Реализация муниципальной программы связана с выполнением следующих  подпрограмм: подпрограмма 1 «Я гражданин»; подпрограмма 2 «Я профессионал»;  подпрограмма 3 «Я молодой»; подпрограмма 4 «Молодежная инфраструктура». 

Одной из задач подпрограммы «Я гражданин» муниципальной программы  «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы» является задача «Развитие гражданско- патриотического воспитания молодежи». Частично данная задача реализуется через  вовлечение молодежи в деятельность гражданско-патриотических объединений, в том  числе и народных дружин. 

Решение задачи осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий  подпрограммы: 2.01 «Проведение мероприятий патриотической направленности»; 2.02  «Поддержка военно-патриотических молодежных объединений»; 2.06 «Поддержка  деятельности народных дружин». 

Одним из целевых показателей муниципальной программы «Молодежь  Северодвинска» является снижение доли лиц в возрасте 14-29 лет, совершивших  преступления, в общей численности молодежи. 

При таких обстоятельствах, включение в муниципальную программу «Молодежь  Северодвинска» мероприятий, направленных на поддержку деятельности народных  дружин соответствует целям и задачам данной муниципальной программы. 

Таким образом, вывод КСП о том, что деятельность МАУ «Молодёжный центр»  по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране  общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин и их  штаба, осуществлению материально-технического обеспечения и материального  стимулирования деятельности народных дружинников не соответствует основам  государственной молодежной политики и не направлена на достижение цели  муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы», суд находит  необоснованным, требование заявителя в указанной части подлежит удовлетворению. 

Как установлено в ходе проверки, в нарушение пункта 1.37 статьи 9, статьи 47,  пункта 5 статьи 48 Устава муниципального образования «Северодвинск» деятельность  правоохранительной направленности отнесена к задачам Управления общественных  связей и молодежной политики Администрации Северодвинска, что противоречит  функциям данного управления (дефис второй пункта 1 описательно-мотивировочной  части). 

Управление общественных связей и молодежной политики Администрации  Северодвинска (далее - Управление) является функциональным органом Администрации  Северодвинска. 

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что народная  дружина -основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране  общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и 


иными правоохранительными органами, органами государственной власти и  органами местного самоуправления. 

Пунктом 37 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится оказание  поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного  порядка, создание условий для их деятельности. 

Уставами действующих народных дружин Северодвинска определено, что  народная дружина является добровольной общественной организацией граждан и решает  стоящие перед ней задачи во взаимодействии с органами государственной власти,  органами местного самоуправления, правоохранительными и иными органами и  общественными объединениями граждан на основе принципов добровольности,  законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. 

Таким образом, суд соглашается с позицией заявителя о возможности включения  задачи Управления общественных связей и молодежной политики Администрации  Северодвинска «Оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в  охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин» в  положение об Управлении. 

При таких обстоятельствах вывод КСП о необоснованности отнесения  деятельности правоохранительной направленности к задачам Управления общественных  связей и молодежной политики Администрации Северодвинска, что противоречит  функциям данного управления, является необоснованным. Требование заявителя в  указанной части подлежит удовлетворению. 

На основании изложенного пункт 2.3 итоговой части представления, которым  заявителю предложено рассмотреть вопрос об исключении мероприятий по оказанию  поддержки и осуществлению материального стимулирования деятельности народных  дружин, то есть деятельности правоохранительной направленности, из муниципальной  программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021» и задач Управления общественных  связей и молодежной политики Администрации Северодвинска, как противоречащих  целям муниципальной программы и функциям данного управления, также подлежит  признанию недействительным. 

Как установлено КСП, в нарушение статей 6 и 86 Бюджетного кодекса Российской  Федерации расходное обязательство установлено автономному учреждению (дефис  третий пункта 1 описательно-мотивировочной части представления). 

Постановлением Администрации Северодвинска от 06.08.2017 № 327-па  утверждено Положение о мерах поддержки народных дружин Северодвинска и  материальном стимулировании членов народных дружин, принимающих участие в охране  общественного порядка на территории муниципального образования «Северодвинск»  (далее – Положение № 327-па). 

Согласно пункту 1.6 Положения № 327-па материальное стимулирование народных  дружинников осуществляется за счет средств местного бюджета в пределах ассигнований,  предусмотренных на поддержку деятельности народных дружин, в рамках  муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы». 

В соответствии с пунктом 1.7 Положения № 327-па финансовое обеспечение  расходов, связанных с выплатой материального стимулирования народным дружинникам,  является расходным обязательством МАУ «Молодёжный центр». 

При этом согласно абзацу 20 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации  (далее - БК РФ) под расходным обязательством понимаются обусловленные законом,  иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-


правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации  муниципального образования) или действующего от имени казенного учреждения  предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовом;  образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. 

Статьей 86 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального  образования возникают в результате: 

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным  вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы  местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени  муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; 

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного  самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; 

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений)  муниципальными казенными учреждениями. 

Согласно 41 абзацу статьи 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель  средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный  орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного  самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного  распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право  на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового  образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено  настоящим Кодексом. 

Под бюджетным обязательством понимается расходное обязательство, подлежащее  исполнению в соответствующем финансовом году. 

На основании вышеизложенного, финансовое обеспечение расходов, связанных с  выплатой материального стимулирования народным дружинникам, может являться  расходным обязательством муниципального образования или муниципального казенной  учреждения. 

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации,  Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»  автономные учреждения не являются получателями средств соответствующего бюджета. 

Таким образом, КСП обоснованно установило, что в нарушение положений статей  6 и 86 БК РФ Администрацией Северодвинска пунктом 1.7 Положения № 327-па  установлено расходное обязательство автономному учреждению - МАУ «Молодёжный  центр». 

КСП также установлено, что мера поддержки народных дружин в виде  приобретения форменной одежды установлена с нарушением пункта 1 статьи 16  Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране  общественного порядка» и Закона Архангельской области от 26.09.2014 № 171-10-ОЗ «О  поддержке граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка на  территории Архангельской области» (дефис четвертый пункта 1 описательно- мотивировочной части представления). 

Пунктом 2.2 итоговой части представления под дефисом третьим заявителю  предписано привести Положение о мерах поддержки народных дружин Северодвинска и  материальном стимулировании членов народных дружин, принимающих участие в охране  общественного порядка на территории муниципального образования «Северодвинск»,  утвержденное постановлением Администрации Северодвинска от 06.08.2018 № 327-па, в  соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и  законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области 


оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране  общественного порядка: исключить меру поддержки деятельности народных дружин в  виде приобретения форменной одежды. 

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что народные  дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе  удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или)  использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок  выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики  народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. 

Таким образом, орган местного самоуправления не обладает полномочиями по  установлению меры поддержки народных дружин в виде приобретения форменной  одежды без соответствующего установления ее на уровне субъекта Российской  Федерации. 

Областным законом № 171-10-ОЗ «О поддержке граждан и их объединений,  участвующих в охране общественного порядка на территории Архангельской области»  (статьи 6 и 7) установлены только образцы удостоверения и отличительной символики  народного дружинника. 

Таким образом, Положением № 327-па мера поддержки народных дружин в виде  приобретения форменной одежды установлена с нарушением пункта 1 статьи 16  Федерального закона № 44-ФЗ и Областного закона № 171-10-ОЗ. 

На основании изложенного оснований для признания недействительными дефиса  четвертого пункта 1 описательно-мотивировочной части и дефиса третьего пункта 2.2  итоговой части представления у суда не имеется. 

Как следует из оспариваемого представления, в нарушение Федерального закона  от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Закона  Архангельской области от 26.09.2014 № 171-10-ОЗ «О поддержке граждан и их  объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории  Архангельской области» не установлен порядок финансового обеспечения мер поддержки  и стимулирования народных дружин, за исключением расходов, связанных с выплатой  материального стимулирования народным дружинникам (дефис пятый пункта 1  описательно-мотивировочной части представления). 

Во исполнение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации по  установлению расходного обязательства по оказанию за счет средств местного бюджета  мер поддержки деятельности народных дружин и материальном стимулировании членов  народных дружин, принимающих участие в охране общественного порядка, в целях  реализации полномочий, предусмотренных пунктом 37 статьи 16 Федерального закона от  06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации», пунктом 1.37 статьи 9 Устава муниципального образования  «Северодвинск», с учетом положений Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ и  Закона Архангельской области от 26.09.2014 № 171-10-ОЗ принято постановление  Администрации Северодвинска от 06.08.2017 № 327-па «Об утверждении Положения о  мерах поддержки народных дружин Северодвинска и материальном стимулировании  членов народных дружин, принимающих участие в охране общественного порядка на  территории муниципального образования «Северодвинск». 

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 44-ФЗ органы местного  самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим  Федеральным законом, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными  нормативными правовым актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, 


участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности  народных дружин. 

При этом Федеральный закон № 44-ФЗ разделяет следующие направления  поддержки, которые могут осуществляться за счет средств местного бюджета:  финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин  (статья 21); материальное стимулирование, предоставление льгот и компенсаций народным  дружинникам (статья 26). 

Как пояснил ответчик, указанные меры поддержки, с учетом различия субъектов  получения средств, цели предоставления, могут быть отнесены к разным направлениям  бюджетных ассигнований, определенных статьей 69 БК РФ. В случае, если средства  выделяются на финансирование материально-технического обеспечения деятельности  народных дружин, предусматриваются ассигнования на предоставление субсидий  юридическим лицам, по установленным порядкам. Материальное стимулирование,  предоставление льгот и компенсаций народным дружинникам осуществляется за счет  бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. 

В соответствии с пунктом 1.4 Положения № 27-па меры поддержки  стимулирования деятельности народных дружин могут осуществляться в форме: 

 материального стимулирования народных дружинников;

приобретения и предоставления проездных билетов на общественный транспорт  (кроме такси) в пределах территории муниципального образования «Северодвинск» во  время исполнения обязанностей народного дружинника; 

приобретения форменной одежды, отличительной символики;  приобретения бланков удостоверений народных дружинников;  приобретения средств связи; 

приобретения бланков грамот и ценных подарков;
приобретения ГСМ для специализированной техники;

приобретение страховки жизни и здоровья на период исполнения обязанностей  народного дружинника. 

Таким образом, пунктом 1.4 Положения № 327-па установлены формы  осуществления «мер поддержки и стимулирования деятельности народных дружин»  сплошным перечислением, без отнесения применения их к дружинам или дружинникам, в  связи с чем создается неопределенность их отнесения к видам бюджетных ассигнований. 

Требование об установлении порядка финансового обеспечения мер поддержки  народных дружин обусловлено необходимостью их отнесения к конкретным видам  бюджетных ассигнований. 

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ  порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской  Федерации и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и  компенсаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. 

В соответствии с БК РФ, Федеральным законом № 44-ФЗ, Областным законом №  171-10-ОЗ, Уставом Северодвинска и Положением № 327-па меры поддержки и  стимулирования деятельности народных дружин являются расходным обязательством  муниципального образования «Северодвинск» в лице Администрации Северодвинска. 

Однако в нарушение статей 65, 69, 86 БК РФ Положением № 327-па не установлен  порядок финансового обеспечения мер поддержки и стимулирования народных дружин. 


Доводы заявителя о том, что порядок финансового обеспечения мер поддержки и  стимулирования деятельности народных дружин, указанных в пункте 1.4 Положения №  327-па, осуществляется в соответствии с иными нормативно-правовыми актами  администрации, например, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением  Администрации Северодвинска от 25.04.2019 № 138-па, судом отклоняется. Данным  постановлением утвержден Порядок определения объема и условий предоставления  субсидии на иные цели муниципальным автономным учреждениям, функции и  полномочия учредителя которых осуществляют функциональные органы Администрации  Северодвинска. 

Таким образом, оснований для удовлетворения требования заявителя в указанной  части не имеется. 

По пункту 3 описательно-мотивировочной части представления

КСП установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016- 2021 годы», Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные  цели муниципальным автономным учреждениям, функции и полномочия которых  осуществляют функциональные органы Администрации Северодвинска, утвержденного  постановлением Администрации Северодвинска от 25.04.2019 № 138-па, Положения №  327-па: несоответствие Соглашения № 123 по содержанию требованиям, установленным  Порядком № 138-па. 

Между Администрацией Северодвинска в лице начальника Управления  общественных связей и молодежной политики Администрации Северодвинска и МАУ  «Молодёжный центр» заключено соглашение № 123 от 17.05.2019 о порядке и условиях  предоставления субсидий на иные цели (далее - Соглашение № 123), в соответствии с  которым Учреждению предоставлена субсидия на мероприятие «Развитие гражданско- патриотического воспитания молодежи, в том числе поддержка народных дружин» в  размере 1 885 500,00 рублей, в том числе по видам расходов; 13 «Иные выплаты, за  исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно  законодательству для выполнения отдельных полномочий» -1 065 200,00 рублей; 244  «Прочая закупка товаров, работ и услуг» - 820 300,00 рублей. 

Требования к содержанию соглашения установлены пунктом 6 Порядка  определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным  автономным учреждениям, функции и полномочия которых осуществляют  функциональные органы Администрации Северодвинска, утвержденного постановлением  Администрации Северодвинска от 25.04.2019 № 1.38-па (далее - Порядок № 138-па), в  соответствии с которым соглашение должно содержать: наименования сторон  соглашения; права, обязанности и ответственность сторон соглашения; объем и цели  (направления расходования) субсидии; условия предоставления субсидии; сроки  использования субсидии; перечень основных мероприятий, источником финансового  обеспечения которых является субсидия; периодичность перечисления субсидии:  периодичность представления и форму отчетности об использовании субсидии, право  Администрации Северодвинска и органов муниципального финансового контроля  муниципального образования «Северодвинск» на проведение проверок соблюдения  учреждением целей, порядка и условий предоставления субсидии, определенных  настоящим Порядком и заключенными соглашениями; порядок возврата суммы субсидии  в случае установления фактов использования не в соответствии с целями и (или)  условиями, порядком Предоставления субсидии; условия изменения соглашения, далее  вместе именуемые элементами соглашения. 

Фактически Соглашение № 123 от 17.05.2019 содержит следующие пункты  (разделы): 1. Предмет соглашения, 2. Права и обязанности сторон, 3. Ответственность 


сторон, 4. Срок действия соглашения, 5. Заключительные положения, 6. Платежные  реквизиты сторон, 7. Приложения 1-3. 

При рассмотрении текста Соглашения КСП установлено, что в нем содержатся:  наименования сторон соглашения, права, обязанности и ответственность сторон  соглашения, объем и цели (направления расходования) субсидии; перечень основных  мероприятий, источником финансового обеспечения которых является субсидия,  периодичность перечисления субсидии, периодичность представления и форма  отчетности об использовании субсидии; право Администрации Северодвинска и  органов муниципального финансового контроля муниципального образования  «Северодвинск» на проведение проверок соблюдения учреждением целей, порядка и  условий предоставления субсидии, определенных настоящим Порядком и заключенными  соглашениями, порядок возврата суммы субсидии в случае установления фактов  использования не в соответствии с целями и (или) условиями, порядком предоставления  субсидии, условия изменения соглашения. 

В нарушение пункта 6 Порядка № 138-па Соглашение № 123 не содержит условия  предоставления субсидии и сроки ее использования. Доказательств обратного заявителем  не представлено. При этом суд соглашается с позицией ответчика о том, что срок  использования субсидии не равнозначен сроку действия соглашения. Кроме того, при  анализе положений подпункта 2.3 Соглашения, на который в обоснование своей позиции  ссылается заявитель, Контрольно-счетная палата не усмотрела их связь с условиями  предоставления субсидии. По мнению КСП, положения подпункта 2.3.1 не имеют смысла,  поскольку заявка уже представлена, рассмотрена и принято решение о заключении  соглашения. Кроме того, условием предоставления субсидии может быть не обязанность  совершать действие после заключения соглашения, а наличие на определенную дату до  подписания соглашения установленных документов. Положения подпункта 2.3.2  относятся к элементу «обязанность сторон» и не могут быть оценены при предоставлении  субсидии. 

Оснований для удовлетворения заявленного требования в указанной части не  имеется. 

Как установлено КСП, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016- 2021 годы», Порядка № 138-па, Положения № 327-па: включение в Соглашение № 123 в  объем субсидии на иные цели расходов, финансовое обеспечение которых не является  расходным обязательством муниципального автономного учреждения «Молодёжный  центр» и не предусмотрено муниципальной программой «Молодежь Северодвинска на  2016-2021 годы». 

В соответствии с пунктом 1.4 Положения № 327-па меры поддержки и  стимулирования деятельности народных дружин могут осуществляться в форме:  материального стимулирования народных дружинников; приобретения и предоставления  проездных билетов на общественный транспорт (кроме такси) в пределах территории  муниципального образования «Северодвинск» во время исполнения обязанностей  народного дружинника; приобретения форменной одежды, отличительной символики;  приобретения бланков удостоверений народных дружинников; приобретения средств  связи; приобретения бланков грамот и ценных подарков; приобретения ГСМ для  специализированной техники; приобретение страховки жизни и здоровья на период  исполнения обязанностей народного дружинника. 

Согласно пункту 1.6 Положения № 327-па материальное стимулирование народных  дружинников осуществляется за счет средств местного бюджета в пределах ассигнований,  предусмотренных на поддержку деятельности народных дружин, в рамках  муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы». 


В соответствии с пунктом 1.7 Положения № 327-па финансовое  обеспечение расходов, связанных с выплатой материального стимулирования народным  дружинникам, является расходным обязательством МАУ «Молодёжный центр». 

В ходе контрольного мероприятия установлено, что МАУ «Молодёжный центр»  предоставлена субсидия на иные цели на финансовое обеспечение реализации  мероприятия «Развитие гражданско-патриотического воспитания молодежи, в том числе  поддержка народных дружин», за счет средств которой приобретены одежда (не  форменная), ценные подарки (призы) и полис страхования от несчастных случаев  (застрахованы 22 народных дружинника). 

Однако Положением № 327-па не установлен порядок финансового обеспечения  данных мер поддержки народных дружин. 

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, второго абзаца пункта 5  Порядка № 138-па Администрацией Северодвинска субсидия на иные цели в части  поддержки народных дружин предоставлена на мероприятия, финансовое обеспечение  которых не является расходным обязательством учреждения.  

Оснований для удовлетворения требования заявителя в указанной части не  имеется. 

По пункту 4 описательно-мотивировочной части представления

Как установлено КСП, в нарушение пункта 15 Порядка определения объема и  условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным автономным  учреждениям, функции и полномочия которых осуществляют функциональные органы  Администрации Северодвинска, утвержденного постановлением Администрации  Северодвинска от 25.04.2019 № 138-па, распоряжения Администрации Северодвинска от  09.04.2018 № 65-р «Об утверждении Положения об Управлении общественных связей и  молодежной политики Администрации Северодвинска» не осуществлен контроль за  целевым использованием Учреждением субсидий на иные цели. 

Вывод о ненадлежащем осуществлении Управлением общественных связей и  молодежной политики Администрации Северодвинска функций и полномочий учредителя  муниципального автономного учреждения сделан Контрольно-счетной палатой  Северодвинска в связи с установлением в ходе контрольного мероприятия факта  нецелевого использования муниципальным автономным учреждением «Молодёжный  центр» субсидии на иные цели. 

Материалами дела подтверждаются выявленные в ходе проверки нарушения в  части нецелевого расходования средств. 

Заявленное требование в указанной части не подлежит удовлетворению.
По подпункту 2.1 пункта 2 резолютивной части представления

 В соответствии с оспариваемым пунктом заявителю необходимо принять меры по  устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской  Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе: по возврату  муниципальным автономным учреждением «Молодёжный центр»  в местный бюджет субсидии на иные цели (на поддержку деятельности народных  дружин), использованными: 

не в соответствии с целями ее предоставления - в сумме 299 551,00 рублей:  с нарушением муниципального правового акта - в сумме 64 160,00 рублей. 

Статьей 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлен принцип  адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные 


ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных  получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. 

Согласно статье 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевым  использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета  бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не  соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о  бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой,  договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием  предоставления указанных средств. 

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов  Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных  фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми  актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми  актами местной администрации. 

Решением Совета депутатов Северодвинска от 13.12.2018 № 132 «О местном  бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в рамках муниципальной  программы «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы», утвержденной  постановлением Администрации Северодвинска от 31.12.2015 № 655-па, предусмотрено  предоставление субсидии на иные цели МАУ «Молодежный центр» в сумме 1810500,00  руб. 

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ органы местного  самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического  обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам  помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления  их деятельности. 

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране  общественного порядка» установлено, что народные дружинники при участии в охране  общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а  также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику  народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной  одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются  законом субъекта Российской Федерации. 

Как определено в статье 10 Областного закона № 171-10-ОЗ, органы местного  самоуправления поселений, муниципальных округов и городских округов Архангельской  области вправе оказывать поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в  охране общественного порядка на территориях соответственно поселений,  муниципальных округов, городских округов Архангельской области, при осуществлении  ими своей деятельности, создавать условия для деятельности народных дружин в  соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом, иными  областными законами и муниципальными правовыми актами за счет средств местных  бюджетов. 

Областным законом № 171-10-ОЗ «О поддержке граждан и их объединений,  участвующих в охране общественного порядка на территории Архангельской области»  (статьи 6 и 7) установлены только образцы удостоверения и отличительной символики  народного дружинника. 

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, МАУ «Молодёжный центр»  приобретена одежда для народных дружинников на  сумму 279 551,00 рублей по договорам с ООО «Регионстройснаб», в том числе:  


№ 76 от 19.12.2019 на сумму 99 400,00 рублей (куртки Барс (черный) - 28  штук); 

 № 78 от 23.12.2019 на сумму 96 633,00 рубля (толстовка Helikon Patriot (серый) - 20  штук, бейсболка (серая) - 1 штука); 

 № 79 от 23.12.2019 на сумму 83 518,00 рублей (толстовка Helikon Patriot (серый) - 8  штук, бейсболка (серая) - 27 штук, футболка поло (серая) - 28 штук). 

В соответствии с пунктом 1.4 Положения № 327-па меры поддержки и  стимулирования деятельности народных дружин могут осуществляться в форме  приобретения форменной одежды 

Как уже указано выше, мера поддержки народных дружин в виде приобретения  форменной одежды установлена с нарушением пункта 1 статьи 16 Федерального закона №  44-ФЗ и Областного закона № 171-10-ОЗ. 

Образцы форменной одежды должны устанавливаться законом субъекта  Российской Федерации, вместе с тем Областным законом № 171-10-ОЗ установлены  только образцы удостоверения и отличительной символики народного дружинника,  образцы форменной одежды для народных дружинников не установлены. 

Орган местного самоуправления не обладает полномочиями по установлению меры  поддержки народных дружин в виде приобретения форменной одежды без  соответствующего установления ее на уровне субъекта Российской Федерации. 

Кроме того, на основании первичных документов КСП установлено, что  приобретенная одежда форменной не является. Форменная одежда должна  символизировать функцию ее носителя и его принадлежность к организации. 

Довод заявителя о том, что предоставление одежды относится в соответствии с  пунктом 1.4 Положения № 327-па к мерам материального стимулирования, судом не  принимается, поскольку указанным перечнем предусмотрена самостоятельная мера  поддержки и стимулирования как закупка форменной одежды. При этом согласно пункту  1.5 Положения № 327-па материальное стимулирование народных дружинников  осуществляется в форме денежного вознаграждения на условиях и в порядке,  определенных настоящим Положением. 

Таким образом, вывод ответчика о том, что субсидия на иные цели в сумме 279 551  руб. израсходована Учреждением не в соответствии с целями ее предоставления, является  обоснованным, требование заявителя в указанной части удовлетворению не подлежит. 

Как установлено КСП, согласно акту № 14 от 30.11.2019, утвержденному  директором МАУ «Молодёжный центр», по результатам проведения конкурса на звание  «Лучший дружинник - 2019» победителям вручены сувениры на общую сумму 22 150  руб., в том числе приобретенные за счет субсидии на иные цели - 20 000 руб. (7  сувениров). 

В соответствии с Положением о конкурсе на звание «Лучший дружинник - 2019»  (далее - Положение о конкурсе), утвержденным начальником УОСиМП Администрации  Северодвинска 22.11.2019, по итогам конкурса определяются шесть призовых мест: 3 - мужчины, 3 - женщины. Победители награждаются дипломами 1, 2 и 3 степеней. То есть  условиями Положения о конкурсе не предусмотрено вручение победителям или  участникам призов и сувениров. 

Довод заявителя о том, что субсидия на приобретение сувенирной продукции была  предоставлена для приобретения ценных подарков (сувениров) для поощрения членов  народных дружин, активно участвовавших в деятельности дружин в 2019 году,  опровергаются материалами дела. Согласно акту № 14 от 29.11.2019 материальные запасы  списаны для награждения участников и победителей конкурса «Лучший дружинник». 


Кроме того, указанные заявителем обстоятельства также учитывались при  оценке конкурсанта. Так, согласно Положению о конкурсе на звание «Лучший  дружинник-2019» оценка конкурсанта проводится по регулярности выходов на дежурство  (чел./выходы), участию дружинника в деятельности народных дружин по основным  направлениям содействия органам внутренних дел в выполнении функций по охране  общественного порядка, количеству поощрений различными видами наград (грамот,  благодарственных писем и тп.) и спортивных достижений участника (на основании заявки  на участие в конкурсе). 

Таким образом, суд находит обоснованным довод КСП о том, что субсидия на  иные цели в сумме 20 000 руб. израсходована Учреждением с нарушением условий  Положения о конкурсе и не в соответствии с целями ее предоставления. Оснований для  удовлетворения требования заявителя в указанной части не имеется. 

Относительно эпизода расходования средств в сумме 64160 руб. с нарушением  муниципального правового акта, в том числе: страхование народных дружинников на  сумму 5 940 руб., выплата денежного вознаграждения народным дружинникам на сумму  58 200 руб. суд учитывает следующее. 

Согласно полису страхования от несчастных случаев ООО «СК «Согласие»   № 2046071-0436536/19-НСБЮ от 09.12.2019 МАУ «Молодёжный центр» застрахованы 22  народных дружинника на сумму 5 940 руб. 

По мнению ответчика, средства субсидии на иные цели в сумме 5 940,00 рублей  израсходованы Учреждением с нарушением пункта 1.7 Положения № 327-па. 

Вместе с тем, суд не усматривает в действиях третьего лица по расходованию  субсидии на иные цели в сумме 5940 руб. нарушений данной нормы. Пункт 1.7  Положения № 327-па предусматривает лишь то, что расходным обязательством МАУ  «Молодёжный центр» является финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой  материального стимулирования народным дружинникам. Нецелевое расходование  бюджетных средств в данном случае ответчиком не было установлено. 

Согласно пункту 6 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ органы  государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного  самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на  период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать  дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и  социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного  дружинника в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка, а также  использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не  противоречащие законодательству Российской Федерации. 

Пунктом 1.4 Положения № 327-па предусмотрена мера поддержки и  стимулирования деятельности народных дружин в форме приобретения страховки жизни  и здоровья на период исполнения обязанностей народного дружинника. 

При таких обстоятельствах требование КСП о принятии мер по устранению  выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации и иных  нормативных правовых актов по возврату учреждением в местный бюджет субсидии на  иные цели, в сумме 5940 руб. является необоснованным, требование заявителя в  указанной части подлежит удовлетворению. 

На момент направления заявки на получение субсидии на иные цели в рамках  реализации мероприятий муниципальной программы «Молодежь Северодвинска на 2016- 2021 годы» действовали: Положение № 327-па и Положение о мерах поддержки народных  дружин Северодвинска и материальном стимулировании членов народных дружин,  принимающих участие в охране общественного порядка на территории муниципального 


образования «Северодвинск», утвержденное приказом директором МАУ «Молодёжный  центр» от 21.08.2018 № 407 (далее - Положение № 407). 

Условия и порядок выплаты материального стимулирования народных  дружинников установлены разделом 2 Положения № 327-па 

Согласно пункту 2.1 Положения № 327-па право на получение денежного  вознаграждения имеют народные дружинники, совершившие не менее 20 выходов на  дежурство (не менее 2 часов) в течение квартала. 

Как определено в пункте 2.2 Положения № 327-па, поощрение денежным  вознаграждением народных дружинников осуществляется ежеквартально на основании  приказа директора МАУ «Молодёжный центр» по представлению руководителя штаба  народных дружин Северодвинска в соответствии с количеством выходов на дежурство. 

Выплата денежного вознаграждения народным дружинникам производится МАУ  «Молодежный центр» в течение 14 календарных дней с даты подписания  соответствующего приказа. 

Согласно пункту 2.2 Положения № 327-па денежное вознаграждение народных  дружинников осуществляется в зависимости от количества выходов на дежурство, в том  числе: от 20 до 35 – не более 5600 руб., от 36 до 50 – не более 5600 руб., от 51 до 70 – не  более 11200 руб., от 71 до 100 – не более 16000 руб., от 101 до 125 – не более 20000 руб.,  от 126 до 150 – не более 24000 руб. 

В проверяемом периоде выплата денежного вознаграждения народным  дружинникам производилась на основании приказов директора МАУ «Молодежный  центр», в том числе: № 581 от 12.12.2019 за 4 квартал 2019 года на сумму 177680 руб. 

По результатам проверки КСП было установлено, что размер поощрения за 4  квартал 2019 года, указанный в представлениях командиров народных дружин и приказе  директора МАУ «Молодёжный центр» от 12.12.2019 № 581 «О выплате денежного  вознаграждения народным дружинникам», в отношении 8 дружинников не соответствует  размеру, определенному Положениями № 327-па и № 407, в связи с чем ответчик пришел к  выводу о расходовании денежных средств в размере 58200 руб. с нарушением  муниципального правового акта. 

Вывод о несоответствии размера выплаченного вознаграждения установленному  пунктом 2.2 Положения № 327-па сделан КСП на основании данных графы «Количество  выходов», отраженных в представлениях командиров народных дружин. 

Вместе с тем, согласно доводам администрации командирами народных дружин  при подаче сведений о выходах дружинников на дежурство допущена неточность и  вместо количества выходов фактически было указано количество дней. Так, из пояснений  заявителя и третьего лица следует, что обязанность по сбору и обобщению данных по  выплате денежного вознаграждения народным дружинникам возложена на начальника  штаба народных дружин. В отсутствие начальника штаба в 4 квартале 2019 года, сводные  данные подавались командирами народных дружин впервые, в связи с чем была допущена  неточность в указании выходов на дежурства, а именно вместо выходов было указано  количество дней, в которые осуществлялось дежурство совместно с сотрудниками  ОБППС ОМВД России по г.Северодвинску (по данным журналов учета ОБППС), без  учета других подразделений полиции, а также выходов на дежурство по охране  общественного порядка на массовых мероприятиях. 

Заявитель представил расчет сумм денежного вознаграждения народным  дружинникам за 4 квартал 2019 года на основании графиков дежурств за октябрь, ноябрь  и декабрь 2019 года, согласно которому сумма поощрений в отношении народных  дружинников Иванова С.В., Мысова А.П., Коломеец О.Е., Белозор В.А. соответствует  объему денежного вознаграждения, определенному пунктом 2.2 Положения № 327-па, с 


учетов количества выходов по табелю. При таких обстоятельствах вывод КСП о  нарушении расходования денежных средств в отношении данных лиц в размере 49880  руб. является необоснованным. 

В отношении народных дружинников Галушина Н.А., Бахшалиева Н.Ф.о.,  Сотникова Д.В. и Захарова А.В. расчетом заявителя подтверждено превышение суммы  поощрения над установленным объемом денежного вознаграждения на общую сумму  8320 руб. (1120 руб. + 1120 руб. + 2320 руб. + 3760 руб. соответственно). 

При этом при расчете денежного вознаграждения народным дружинникам  Галушину Н.А., Бахшалиеву Н.Ф.о., Захарову А.В. судом учтен максимальный размер  вознаграждения при количестве выходов на дежурство от 36 до 50 – не более 5600 руб.,  как определено в пункте 2.2 Положения № 327-па, а не 8500 руб., как указывает заявитель. 

Кроме того, как следует из акта проверки (стр.18) при расчете итоговый суммы  денежных средств, израсходованных с нарушением муниципального правового акта в  размере 64160 руб., ответчиком допущена арифметическая ошибка, следовало указать  64140 руб. (58200 руб. + 5940 руб.), в связи с чем вывод ответчика о необоснованном  расходовании 20 руб. является неправомерным. 

Таким образом, требование заявителя о признании недействительным  представления в части подпункта 2.1 пункта 2 итоговой части представления в части  требования принятия мер по возврату муниципальным автономным учреждением  «Молодежный центр» в местный бюджет субсидии на иные цели (на поддержку  деятельности народных дружин), использованной с нарушением муниципального  правового акта, в размере 55840 (5940 руб. + 49880 руб. + 20 руб.), подлежит признанию  недействительным. 

По пункту 3 итоговой части представления дефис второй 

Согласно указанному пункту в оспариваемой части заявителю необходимо принять  меры по предупреждению и пресечению нарушений законодательства и  иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе обеспечить  соблюдение порядка: определения объема и условий предоставления из бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации субсидий бюджетным и автономным  учреждениям на иные цели. 

Как пояснил ответчик, пунктом 2.3 Соглашения № 123 определены обязанности  МАУ «Молодёжный центр», как стороны соглашения. 

В пункте 2.3.1 Соглашения № 123 отражены сроки и состав представляемых  учредителю документов для подтверждения МАУ «Молодёжный центр» необходимости и  потребности в расходах за счет субсидии при составлении проекта местного бюджета или  внесения в него изменений. 

Пунктом 2.3.3 Соглашения № 123 установлены сроки и формы предоставления  МАУ «Молодёжный центр» отчетности об использовании субсидии. 

Данные обязанности МАУ «Молодёжный центр» не связаны с выполнением  установленных Порядком № 138-па требований к учредителю по содержанию  соглашения. 

Заявитель не представил правового обоснования оспаривания данного пункта.  Оснований для признания его недействительным у суда не имеется. 

По пункту 4 итоговой части представления

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно- счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в  органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской 


Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы,  проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их  рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков,  предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации,  муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к  ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по  пресечению, устранению и предупреждению нарушений. 

Таким образом, предложение о рассмотрении вопроса о применении мер  дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим нарушения норм действующего  законодательства, основано на законе и не может быть признано недействительным. 

С учетом изложенного заявленное требование о признании недействительным  представления в части подлежит частичному удовлетворению. В остальной части  заявленного требования суд отказывает. 

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области 

РЕШИЛ:

 Признать недействительным проверенное на соответствие нормам действующего  законодательства, представление контрольно-счетной палаты муниципального  образования «Северодвинск» от 09.09.2020 № П-16/2020, внесенное в адрес  администрации муниципального образования «Северодвинск», в части пункта 1  описательно-мотивировочной части представления в части вывода о неправомерном  включении мероприятий по оказанию поддержки и осуществлению материального  стимулирования деятельности народных дружин в муниципальную программу  «Молодежь Северодвинска на 2016-2021 годы», в части вывода о неправомерном  отнесении деятельности правоохранительной направленности к задачам Управления  общественных связей и молодежной политики Администрации Северодвинска, в части  подпункта 2.1 пункта 2 итоговой части представления в части требования принятия мер  по возврату муниципальным автономным учреждением «Молодежный центр» в местный  бюджет субсидии на иные цели (на поддержку деятельности народных дружин),  использованной с нарушением муниципального правового акта, в размере 58160 руб., в  части подпункта 2.3 пункта 2 итоговой части представления в части требования  рассмотреть вопрос об исключении мероприятий по оказанию поддержки и  осуществлению материального стимулирования народных дружин, то есть деятельности  правоохранительной направленности, из муниципальной программы «Молодежь  Северодвинска на 2016-2021 годы» и задач Управления общественных связей и  молодежной политики Администрации Северодвинска, как противоречащих целям  муниципальной программы и функциям данного управления. 

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя. 

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный  апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд  Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия. 

Судья И.С. Юринская