НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 14.11.2013 № А05-9757/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 ноября 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-9757/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2013 года.

Решение в полном объёме изготовлено 18 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирновой Г.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1022901003070; место нахождения: 164900, Архангельская область, г.Новодвинск, ул.Мельникова, дом 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1072901006463; место нахождения: 163013, г.Архангельск, ул.Адмирала Кузнецова, дом 15, корп.1) о признании частично недействительным решения, при участии в заседании суда представителей:

от заявителя - Смирнов Д. В. (доверенность от 29.12.2012), Смирнов Е. В. (доверенность от 28.02.2013), Шушкова Н. В. (доверенность от 09.10.2013), Окулова Е. В. (доверенность от 04.09.2013),

от ответчика - Ханталина Л. С. (доверенность от 13.05.2013), Карпов Н. С. (доверенность от 11.12.2012), Овсянникова С.А. (доверенность от 01.04.2013),

установил:

открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 07-09/01211 от 26.03.2013 в части:

- доначисления налога на прибыль организаций за 2010 год в сумме 64 730 890 рублей (пункты 1.2 и 1.3 описательно-мотивировочной части и пункт 1 раздела 1 резолютивной части решения);

- доначисления налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 398 405 рублей (пункт 1.4 описательно-мотивировочной части и пункт 1 раздела 1 резолютивной части решения);

- доначисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 10 268 027 рублей (пункт 2.14 описательно-мотивировочной части и пункт 2 раздела 1 резолютивной части решения).

Кроме этого, общество просило обязать инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.

Ответчик заявленные требования не признал.

Поводом к частичному оспариванию решения послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. В ходе проверки инспекция, в частности, установила, что общество в 2010 году занизило налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, и налог на имущество за этот же период в связи с неправильным применением налоговой ставки (применением пониженных ставок налога). В связи с этим инспекция пришла к выводу, что общество неправомерно не уплатило в 2010 году налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 64 730 890 рублей и налог на имущество в сумме 10 268 027 рублей. Кроме этого, ответчик установил, что в 2011 году общество также занизило налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в связи с применением пониженной ставки и не уплатило в бюджет этот налог в размере 47 398 405 рублей. По результатам проверки инспекция составила акт, в котором среди прочих отражены упомянутые нарушения обществом налогового законодательства.

По итогам рассмотрения возражений общества заместителем начальника инспекции принято решение №07-09/01211 от 26.03.2013 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением заявителю, в частности, по эпизодам неправильного применения налоговых ставок доначислены налог прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 64 730 890 рублей за 2010 год и в размере 47 398 405 рублей за 2011год, налог на имущество за 2010 год в размере 10 268 027 рублей.

Решением Управления ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 05.06.2013 №07-10/1/06261 по итогам рассмотрения апелляционной жалобы решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.

Общество, не согласившись с решением инспекции по эпизодам начисления налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, за 2010 и 2011 годы и налога на имущество за 2010 год, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

В ходе проверки инспекция установила, что общество допустило неполную уплату налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2010 год, в размере 64 730 890 руб. в результате неправомерного применения льготной ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13,5 %. При этом инспекция проанализировала положения Закона Архангельской области от 24.06.2009 № 52-4-ОЗ «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области», согласно которому льготная ставка по налогу на прибыль применяется организациями, осуществившими вложения для производственных целей после 01.01.2009. Поскольку, по мнению инспекции, общая сумма вложений общества за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 составила 289 789 160 руб., что подтверждается уведомлением о включении инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Архангельской области, а льготная ставка по налогу на прибыль применяется организациями, осуществившими вложения для производственных целей после 01.01.2009, общество должно было применить налоговую ставку в размере 15,5 %.

Общество, не оглашаясь с позицией ответчика, указывало на то, что оно соответствовало требованиям, дающим право на применение указанной налоговой ставки, поскольку после 01 января 2009 г. сумма вложений для производственных целей превысила 500 миллионов рублей. В связи с этим ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляет 13,5%, а не 15,5%, как полагала инспекция.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

В развитие данной нормы положениями статей 2 и 3 Закона Архангельской области № 52-4-ОЗ от 24.06.2009 «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области» (далее - Закон о налоговых льготах) предусмотрена возможность применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13,5 % для организаций, осуществивших после 1 января 2009 года вложения для производственных целей, если сумма таких вложений превышает 500 миллионов рублей.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 3 Закона о налоговых льготах право на применение ставок налога на прибыль организаций, предусмотренных настоящей статьей, возникает у организации, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит более 500 миллионов рублей в течение двух календарных лет.

Из положений пункта 1 статьи 2 Закона о налоговых льготах следует, для целей настоящего закона под вложениями понимаются приобретение и ввод в эксплуатацию не эксплуатировавшихся ранее на территории Архангельской области основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция, модернизация и ввод в эксплуатацию основных средств.

Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Закона о налоговых льготах сумма вложений определяется стоимостью основных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и ее расчет осуществляется с учетом следующих особенностей:

1) объекты основных средств, учитываемые на балансе организации и введенные в эксплуатацию на территории Архангельской области, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для реконструированных или модернизированных объектов основных средств - в размере увеличения их первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета;

2) сумма вложений уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе организации, эксплуатировавшихся на территории Архангельской области и отчужденных (выбывших) за период, в котором осуществлялись вложения. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз.

Из анализа приведенных положений следует, что налоговую ставку 13,5 % по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, могут применять организации, которые осуществили после 01.01.2009 года ввод в эксплуатацию приобретенных или реконструированных (модернизированных) основных средств, первоначальная стоимость (сумма увеличения первоначальной стоимости) которых превышает 500 миллионов рублей.

Согласно пункту 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

В соответствии с пунктом 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 №91н (далее – Приказ №91н), первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Пунктом 41 Приказа №91н установлено, что изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. В пункте 42 Приказа №91н указано, что затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы. По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, либо увеличивают первоначальную стоимость этого объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств, либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат.

Аналогичная норма содержится в пункте 27 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", согласно которому затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Таким образом, из системного анализа Закона о налоговых льготах и правил бухгалтерского учета вытекает, что для целей Закона о налоговых льготах сумма вложений определяется как сумма увеличения первоначально стоимости реконструированного основного средства на момент завершения реконструкции и ввода реконструированного объекта в эксплуатацию.

Как следует из материалов дела, общество в 2008-2009 годах осуществляло вложения в инвестиционный проект «Реконструкция оборудования ОАО «Архангельский ЦБК». Реконструкция объектов основных средств в рамках упомянутого проекта завершена после 01.01.2009. Реконструированные объекты основных средств введены обществом в эксплуатацию, что подтверждается актами о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1 и ОС-30 за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 (том 5, л.144-150, том 6, л.1-199) и не оспаривается инспекцией.

Иные первичные документы общества (договоры с поставщиками товаров, работ, услуг; товарные и товарно-транспортные накладные; грузовые таможенные декларации; международные товарно-транспортные накладные; акты о приемке оборудования, о выполненных работах, о передаче оборудования в монтаж), подтверждающие факт ввода реконструированных объектов в эксплуатацию после 01.01.2009 и факт увеличения суммы первоначальной стоимости реконструированных основных средств более чем на 500 миллионов рублей, были представлены инспекции и исследованы последней в ходе проверки. Инспекция не оспаривала ни реальность осуществленных вложений, ни их размер.

При этом общая сумма вложений общества за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 составила 292 295 173 руб., за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 вложения составили 289 789 160 руб. Следовательно, сумма увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате завершенной обществом после 01 января 2009г. реконструкции (т.е. сумма вложений) составила 582 084 333 рублей.

Таким образом, поскольку сумма осуществленных после 01.01.2009 вложений общества превысила 500 миллионов рублей, заявитель в 2010 году был вправе применить по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Архангельской области, пониженную ставку налога в размере 13,5%.

В связи с этим довод инспекции о том, что заявитель не имел права в 2010 году применять налоговую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13,5%, суд считает ошибочным.

Довод ответчика о том, что поскольку Министерство экономического развития Архангельской области выдало обществу уведомление о включении инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов Архангельской области, подтверждающее сумму вложений в размере 289 789 160 руб., а не 582 084 333 руб., то заявитель в 2010 году имел право на применение льготной ставки по налогу на прибыль в размере 15,5%, а не 13,5%, суд считает неубедительным в связи со следующим.

Как следует из пункта 2 статьи 3 Закона о налоговых льготах, пониженная ставка налога на прибыль организаций может быть применена при выполнении двух условий: организация осуществляет определенные виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001; выручка организации от указанных видов экономической деятельности составляет не менее 70% от общего объема выручки организации от реализации товаров (услуг).

Согласно положениям пункта 8 статьи 3 Закона о налоговых льготах (в редакции, действовавшей в 2010 году) для применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организация представляет в налоговый орган в составе отчетности за первый отчетный период, в котором применена указанная ставка налога на прибыль организаций, расчет суммы вложений, произведенный в соответствии со статьей 2 настоящего закона и включающий в себя:

1) наименование и первоначальную стоимость, дату ввода в эксплуатацию объектов основных средств;

2) документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости объектов основных средств;

3) документы, подтверждающие, что объем выручки организации от осуществления необходимых видов экономической деятельности составляет не менее 70 процентов общей выручки организации от реализации товаров (работ, услуг).

Инспекция не отрицала факт представления обществом в налоговый орган всех вышеперечисленных документов.

Из анализа существующих редакций Закона о налоговых льготах следует, что в редакции Закона о налоговых льготах, вступившей в законную силу с 01 января 2011 года, содержится требование о необходимости представления в налоговый орган, помимо упомянутых выше документов, уведомления о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданное уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере экономического развития (далее – уведомление).

Однако, в редакции Закона о налоговых льготах, действовавшей в 2010 году, положения пункта 8 статьи 3 не содержат требование о необходимости представления инспекции такого уведомления.

Суд отмечает, что требование о необходимости обязательного представления уведомления было введено положениями дефиса 2 подпункта 3 пункта 2 статьи 2 Закона Архангельской области от 28.06.2010 № 172-14-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2.1 областного закона "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" и статьи 2 и 3 областного закона "О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области" (далее Закон № 172-14-ОЗ). Данный закон принят Архангельским областным Собранием депутатов 23.06.2010 и вступал в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций.

Следовательно, с учетом положений статьи 5 НК РФ Закон № 172-14-ОЗ вступил в силу с 01.01.2011, а налогоплательщики, воспользовавшиеся в 2010 год налоговыми льготами, предусмотренными статьей 3 Закона о налоговых льготах, при использовании указанных налоговых льгот в отношении налоговых периодов, начавшихся со дня вступления в силу или после вступления в силу Закона № 172-14-ОЗ, должны представлять в налоговый орган в составе отчетности за первый отчетный период, начавшийся не ранее 1 января 2011 года, документы, предусмотренные пунктом 8 статьи 3 Закона о налоговых льготах, в том числе и уведомление.

Поскольку в данном случае речь идет об исчислении налога на прибыль организаций за 2010 год, у общества не было необходимости представления в налоговый орган уведомления о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданное уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере экономического развития.

Довод ответчика о том, что при оценке правомерности применения заявителем льготной налоговой ставки необходимо руководствоваться иным законодательством об инвестиционной деятельности, помимо Закона о налоговых льготах, суд отклоняет. Из анализа положений Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», на который ссылался ответчик, следует, что он регулирует вопросы инвестиционной деятельности, но не налогообложения в этой сфере. Отношения в области применения налоговых льгот регулируются только Законом о налоговых льготах, который содержит понятия, присущие именно этому закону, в частности, понятие «вложения».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что общество полностью соответствовало критериям для применения льготной налоговой ставки в размере 13,5% по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, за 2010 год.

На основании изложенного решение инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций за 2010 год в сумме 64 730 890 рублей является недействительным.

В ходе проверки инспекция установила, что обществом занижен налог на имущество организаций за 2010 год в связи с неправомерным применением ставки этого налога в размере 0% в отношении имущества, образованного в процессе инвестиционной деятельности. Неуплата налога на имущество составила 10 268 027 руб. При этом инспекция в своем решении обосновала неправомерность применения льготной ставки теми же доводами, которые были приведены по налогу на прибыль организаций за 2010 год, а именно тем, что у общества после 01.01.2009 вложения для производственных целей составили 289 789 160 рублей, следовательно, ставка налога на имущество должна составлять 2,2%.

Общество, не соглашаясь с позицией ответчика, указывало, что оно соответствовало требованиям, дающим право на применение указанной налоговой ставки; при этом заявитель приводил те же доводы, что и по эпизоду, связанному с начислением налога на прибыль за 2010 год.

Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций на территории Архангельской области установлены положениями Закона Архангельской области от 14.11.2003 № 204-25-ОЗ «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области» (далее - Закон о налоге на имущество).

Согласно положениям дефиса 11 статьи 2 Закона о налоге на имущество в отношении имущества, образовавшегося в процессе инвестиционной деятельности, в случае соблюдения условий, предусмотренных статьей 2.1. Закона о налоге на имущество, применяется налоговая ставка 0 %.

В соответствии со статьей 2.1 Закона о налоге на имущество право на применение указанной налоговой ставки предоставляется организациям, отвечающим одновременно двум условиям: организация осуществляет определенные виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001; выручка организации от указанных видов экономической деятельности составляет не менее 70% от общего объема выручки организации от реализации товаров (услуг).

Ранее в настоящем решении суд пришел к выводу о том, что заявитель в 2009 году соответствовал указанным требованиям, в подтверждение этого ответчику был представлен полный пакет документов, что инспекция не оспаривает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество право на применение ставки налога на имущество организаций возникает у организации с первого числа календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит:

1) не менее 100 миллионов рублей в течение календарного года - для организаций, имеющих право на применение ставки по налогу на имущество организаций в соответствии с дефисами первым и вторым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи;

2) не менее 500 миллионов рублей в течение двух календарных лет - для организаций, имеющих право на применение ставки по налогу на имущество организаций в соответствии с дефисами третьим - пятнадцатым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку суд в настоящем решении пришел к выводу о том, что сумма вложений общества для производственных целей после 1 января 2009 года превысила 500 миллионов рублей, то общество имело право в 2010 году применять льготную ставку по налогу на имущество организаций в размере 0%.

На основании изложенного решение инспекции в части доначисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 10 268 027 рублей является недействительным.

В ходе проверки инспекция установила, что общество допустило неполную уплату налога на прибыль за 2011 год в размере 47 398 405 руб. в результате неправомерного применения льготной ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 15,5 %. Инспекция считала, что общество должно было применить налоговую ставку в размере 18%.

В качестве правового основания такого вывода инспекция в оспариваемом решении указала, что заявитель не имел права на получение налоговой льготы потому, что общая сумма налогов, не уплаченных обществом в результате применения льготных ставок, превысила 25% вложений, послуживших основанием для их применения. Сумма капитальных вложений, подтвержденная обществом, составила 289 789 160 руб., поэтому 25% от этой суммы составляет 72 447 290 руб. Инспекцией определена сумма налога на прибыль, рассчитанная без применения понижающих ставок и с учетом пониженной ставки налога на прибыль и установлено, что за 2010 год сумма неуплаченного налога на прибыль превысила 25% от суммы капитальных вложений. Сумма неуплаченного налога на прибыль составила 82 644 46 руб., т.е. превышен порог, установленный статьей 5 Закона о налоговых льготах.

Кроме этого, инспекция указывала, что по вложениям, осуществленным обществом в 2010 году, для получения налоговой льготы по налогу на прибыль необходимо было наличие уведомления о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере экономического развития (далее – уведомление). Такое уведомление обществу не выдавалось, следовательно, общество не выполнило обязательные условия, предусмотренные подпунктом 6 пункта 8 статьи 3 и статьи 5 Закона о налоговых льготах для применения пониженной ставки, а также иные нормы законодательства об инвестиционной деятельности.

Не соглашаясь с позицией ответчика, общество указывало, что в период с 1 января по 31 декабря 2010 года оно осуществило реализацию на территории Архангельской области инвестиционного проекта «Модернизация оборудования АЦБК» в сумме 289 789 160 рублей. В рамках указанного инвестиционного проекта для производственных целей были приобретены, построены, модернизированы (реконструированы) и введены в эксплуатацию объекты основных средств, не эксплуатировавшиеся ранее. Поэтому право на применение налоговых льгот у общества возникло с 1 января 2011 года.

Заявитель также отмечал, что изменения в Закон о налоговых льготах, предусматривающие наличие уведомления, применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2011 или после этой даты. Поскольку общество применило налоговую льготу к вложениям, произведенным в налоговый период 2010 года, на 01.01.2011 инвестиционный проект был уже полностью реализован, то внесение этого инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов с целью получения налоговой льготы по налогу на прибыль не требовалось. По вложениям 2010 года льготная ставка применяется с 2011 года, поэтому сумму налогов, исчисленных по льготной ставке, можно установить не ранее окончания 2011 года и до 31 марта 2012 года. Следовательно, заявитель имел право применять налоговую льготу по налогу на прибыль без предоставления налоговому органу уведомления.

Позиция инспекции относительно превышения суммы неуплаченного налога на прибыль на 25% от суммы капитальных вложений обществом не оспаривается, однако, по мнению заявителя, такое превышение не имеет правового значения, поскольку в 2009 и 2010 году общество осуществляло вложения в разные объекты основных средств.

Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 5 Закона о налоговых льготах право организации на применение ставок налога на прибыль организаций, предусмотренных статьей 3 настоящего закона, прекращается, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором общая сумма налогов, не уплаченных организацией в результате применения указанных налоговых ставок, превысит 25 процентов вложений, послуживших основанием для их применения.

Следовательно, право применения льготной ставки прекращается в связи с превышением суммы льготы, являющейся разницей между суммой налогов, подлежащих уплате по обычной налоговой ставке (18%), и суммой налогов по льготной ставке (15,5% или 13,5%), предельного значения суммы вложений, размер которого составляет 25%. При этом право применения льготной ставки прекращается, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором такое превышение состоялось.

Общество не оспаривало тот факт, что оно утратило право на применение льготной ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество, право применения которых основано на вложениях 2009 года. В то же время заявитель не согласен с мнением ответчика о том, что при существующем результате применения льготы в 2010 году по вложениям 2009г. общество утратило право на налоговые льготы в последующие налоговые периоды, в частности, по вложениям 2010 года - в 2011, 2012 и 2013 годах.

Из смысла Закона о налоговых льготах вытекает, что право на применение налоговой льготы зависит от основания для применения льготы, которым является сумма вложений и объекты вложений.

Как подтверждается материалами дела, в 2009 году общество осуществляло вложения в такие объекты основных средств, как «Модернизация локальной системы оповещения», «Монтаж тренажера в теплодымокамере ПГСС», «Модернизация к/а №2 ТЭС-3» и т.д., что подтверждается актами о приеме-сдаче модернизированных основных средств и перечнем объектов (том 5, л.145-150, том 6, л.1-199). В то же время в 2010 году общество осуществляло вложения в иные объекты основных средств, такие как «Модернизация АСУТП цех хлора и хлоропродуктов», «Замена главного паропровода ст.№13», «Монтаж системы р/к «Янтарь-2СН» и пр., что следует из актов о приеме-сдаче модернизированных основных средств и перечня объектов (том 5, л.19-143).

Поскольку в 2010 году общество осуществляло вложения в иные основные средства, чем в 2009 году, у него появилось и иное (новое) основание для применения льготной налоговой ставки.

При этом суд отмечает, что Закон о налоговых льготах не содержит запрета на применение льготных ставок по другим (новым) основаниям. В противном случае такой запрет противоречил бы целям и задачам Закона о налоговых льготах, поскольку именно вложения (приобретение, ввод в эксплуатацию, реконструкция и модернизация основных средств) являются частью развития экономики региона.

Учитывая, что сумма вложений в 2010 году составила 252 244 564,59 руб. (т.е. превысила 100 миллионов рублей), у общества в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона о налоговых льготах имелись основания для применения льготной ставки по налогу на прибыль в размере 15,5%.

Что касается довода ответчика о том, что общество не представило уведомление о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданное уполномоченным государственным органом исполнительной власти Архангельской области в сфере экономического развития, то суд считает такой довод не соответствующим требованиям Закона о налоговых льготах.

Как уже упоминалось, для целей Закона о налоговых льготах под вложениями понимаются приобретение и ввод в эксплуатацию не эксплуатировавшихся ранее на территории Архангельской области основных средств, строительство, реконструкция, модернизация и ввод в эксплуатацию основных средств.

Согласно статье 3 Закона о налоговых льготах (в редакции от 28.05.2010) право на применение ставки налога на прибыль организаций в размере 15,5 %, возникает у организации, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом (двумя календарными годами), в котором (которых) сумма вложений составит от 100 миллионов рублей до 500 миллионов рублей.

Организация для применения ставки налога на прибыль, предусмотренной подпунктом 1 пункта 5 статьи Закона о налоговых льготах, обязана согласно подпункту 6 пункта 8 статьи 3 упомянутого закона представить в налоговый орган по месту налогового учета в составе отчетности за первый отчетный период, в котором применена указанная ставка налога на прибыль организаций, пакет документов, в том числе уведомление о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов, выданное уполномоченным государственным органом исполнительной власти Архангельской области в сфере экономического развития (в отношении каждого инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения).

Суд отмечает, что подпункт 6 пункта 8 статьи 3 Закона о налоговых льготах был введен Законом Архангельской области от 28.06.2010 N 172-14-03 «О внесении изменений и дополнений в статью 2.1 областного закона «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области» и статьи 2 и 3 областного закона «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области» и вступил в силу с 01.01.2011 года.

Общество в период с 1 января по 31 декабря 2010 года осуществило реализацию на территории Архангельской области инвестиционного проекта «Модернизация оборудования АЦБК» на сумму 252 244 546,59 руб. В рамках указанного инвестиционного проекта для производственных целей были приобретены, построены, модернизированы (реконструированы) и введены в эксплуатацию в 2010 году объекты основных средств, не эксплуатировавшиеся ранее. Следовательно, право на применение налоговых льгот у общества возникло с 1 января 2011 года.

Поэтому в период планирования реализации и на стадии реализации инвестиционного проекта у общества не возникло обязанности подачи заявки о включении проекта «Модернизация оборудования АЦБК» в реестр инвестиционных проектов Архангельской области, так как до 01.01.2011 для получения льготной ставки налога на прибыль необходимости предоставления в налоговый орган уведомления о включении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлены вложения, в реестр инвестиционных проектов законодательством предусмотрено не было.

На основании изложенного решение инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 398 405 рублей является недействительным.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать недействительным решение №07-09/01211 от 26 марта 2013 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" в части

- доначисления налога на прибыль организаций за 2010 год в сумме 64 730 890 рублей;

- доначисления налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 47 398 405 рублей;

- доначисления налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 10 268 027 рублей.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат".

Оспариваемое решение проверено на соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 52-4-ОЗ «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" расходы по государственной пошлине в размере 2000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина