НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 14.09.2009 № А05-11659/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Архангельск

Дело №

А05-11659/2008

21 сентября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бушевой Н.М.,

при ведении протокола заседания судьей, рассматривающим дело,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебяжском районе Кировской области

к ответчику – областному государственному учреждению «Государственный архив Архангельской области»

о взыскании 11 392 руб. 40 коп.

при участии в заседании: от истца – Запольских Д.М. (доверенность от 11.09.2009); от ответчика – Ломакиной Е.В. (доверенность от 14.09.2009),

установил: заявлено требование о взыскании 11 392 руб. 40 коп. ущерба, возникшего в связи с излишним перечислением страховой части трудовой пенсии по старости Мигалескул Д.М. за период с 01.12.2005 по 30.04.2008.

Решением от 02.02.2009 Арбитражный суд Архангельской области отказал в удовлетворении заявленного истцом требования.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009 решение суда от 02.02.2009 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа своим постановлением от 07.07.2009 отменил состоявшиеся по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела представитель истца в судебном заседании поддержал заявленное истцом требование.

Ответчик с требованием истца не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Изучив доказательства по делу и заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд установил, что иск подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) с 24 мая 2004 года гражданке Мигалескул Д.М. назначена трудовая пенсия по старости.

Спустя год, в июне 2005 года, названная гражданка обратилась к ответчику (далее – Архив) с заявлением о выдаче архивной справки о размере заработной платы за период ее работы в Маймаксанском лесном порту Двинского производственного лесосплавного объединения «Двиносплав» с 1984 года по 1989 год включительно.

Архив выдал Мигалескул Д.М. справку от 11.07.2005 № 965 (л.д. 15-16) о размере заработной платы помесячно за 1984-1989 годы. Согласно архивной справке ее заработная плата за сентябрь 1986 года составила 3 111,55 руб.

В ноябре 2005 года Мигалескул Д.М. подала в Отдел Пенсионного фонда заявление о перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев за период с 1 января 1984 года по 31 декабря 1989 года, приложив полученную в Архиве архивную справку. На основании заявления и приложенной к нему архивной справки от 11.07.2005 №965 Отдел Пенсионного фонда осуществил перерасчет размера пенсии, подлежащей выплате с 01.12.2005.

В марте – апреле 2008 года контролером-ревизором Отдела Пенсионного фонда проведена проверка правильности назначения (перерасчета) и выплаты пенсий и других социальных выплат (акт от 16.04.2008 - л.д. 58). В ходе проверки документов, имеющихся в пенсионном деле Мигалескул Д.М., выявлено, что размер ее заработной платы за сентябрь 1986 года, указанный в справке Архива от 11.07.2005 № 965, превышает установленный по стране коэффициент СМЗ (15,097).

Названный факт явился основанием для направления в Архив соответствующего запроса. После получения архивной справки со сведениями о размере заработной платы за сентябрь 1986 года, Отдел Пенсионного фонда пришел к выводу, что первоначально выданная Архивом гражданке Мигалескул Д.М. архивная справка содержит недостоверные сведения о размере заработной платы за сентябрь 1986 года: вместо 311,55 руб. указано 3111,55 руб. Это привело к излишней выплате Мигалескул Д.М. трудовой пенсии по старости за период с 01.12.2005 по 30.04.2008 в сумме 11 392 руб. 40 коп.

Поскольку излишне выплаченная Мигалескул Д.М. сумма за период с 01.12.2005 по 30.04.2008 является ущербом, причиненным Пенсионному фонду по вине Архива, предоставившего гражданке справку с недостоверными сведениями, Отдел Пенсионного фонда обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ), физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.

В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации, наступает, если представлены недостоверные сведения; эти сведения повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий; имеется вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.

Под достоверностью сведений понимается соответствие указанных сведений действительности, без искажения информации, то есть соответствие информации, содержащейся в представленных органам Пенсионного фонда Российской Федерации документах (справках, выписках, приказах и пр.), фактическим данным и обстоятельствам.

Поскольку в пункте 1 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» речь идет о сведениях, представляемых физическими и юридическими лицами для назначения пенсии или ее перерасчета, достоверность сведений означает достоверность информации о стаже, заработке, возрасте, о нахождении лиц на иждивении, о трудоспособности, о перечисляемых пенсионных взносах и т.п.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

По заявлению гражданки Мигалескул Д.М. о перерасчете пенсии с учетом ее среднемесячного заработка за 60 месяцев за период с 1 января 1984 года по 31 декабря 1989 года Отдел Пенсионного фонда произвел оценку ее пенсионных прав с уточнением размера страховой части трудовой пенсии.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, которые должны быть представлены гражданином, определен во исполнение требований пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па.

В пункте 26 вышеназванного Перечня документов указано, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.

Если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В рассматриваемом случае организация, где работала гражданка Мигалескул Д.М., ликвидирована, поэтому среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд за 1984 – 1989 годы может быть подтвержден архивной справкой, выданной на основании первичных документов.

Архивная справка, как следует из пунктов 10.2.4 и 10.2.6 Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главархива СССР от 05.06.1985 № 263, является официально заверенным документом, имеющим юридическую силу и содержащим сообщение (подтверждение) об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса, с указанием поисковых данных документов. Архивные справки составляются на основании документов (подлинников и заверенных копий), хранящихся в ведомственном архиве и относящихся к вопросу заявления.

В соответствии с пунктом 10.4.2 названных Правил гражданам по их заявлениям выдаются архивные справки, в том числе о заработной плате. Для наведения справок о размере заработной платы используются лицевые счета рабочих и служащих, а при их отсутствии – ведомости на выдачу зарплаты, машинограммы на выдачу зарплаты, расчетные книжки (пункт 10.4.7 Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главархива СССР от 05.06.1985 № 263).

Материалами дела подтверждается, что Архив по запросу Мигалескул Д.М. выдал архивную справку от 11.07.2005 № 965 о размере ее заработной платы помесячно за 1984 – 1989 годы, в которой указал недостоверные, то есть не соответствующие действительности, сведения о размере заработной платы за сентябрь 1986 года.

По мнению Архива, в причинении Пенсионному фонду ущерба нет его вины. Выданная им архивная справка от 11.07.2005 № 965 не содержит недостоверных сведений: при ее изготовлении была всего лишь допущена опечатка при указании размера заработной платы за сентябрь 1986 года. Виноваты другие – гражданка Мигалескул Д.М., которая, получив архивную справку, не могла не заметить допущенной опечатки, но не сообщила территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о допущенной ошибке, а также Отдел Пенсионного фонда, который обязан был оценить содержащиеся в архивной справке данные, провести их проверку и при необходимости – запросить у Архива соответствующую справку.

По мнению ответчика, причинной связи между расходами Отдела Пенсионного фонда по выплате Мигалескул Д.М. страховой части трудовой пенсии по старости за период с 01.12.2005 по 30.04.2008 в завышенном размере и выдачей Архивом справки от 11.07.2005 № 965 не имеется, поскольку непосредственной причиной излишней выплаты Мигалескул Д.М. пенсии является произведенный Отделом Пенсионного фонда перерасчет пенсии, а не справка, выданная Архивом, с недостоверными сведениями.

Между тем, именно архивная справка в данном случае является документом, необходимым для перерасчета пенсии. Непредставление пенсионером этой справки повлекло бы отказ Отдела Пенсионного фонда в перерасчете гражданке Мигалескул Д.М. размера трудовой пенсии.

Согласно пунктам 2 и 4 статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязан в пятидневный срок рассмотреть заявление пенсионера о перерасчете трудовой пенсии. Течение этого срока начинается со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами. В названный пятидневный срок должно быть принято решение о перерасчете пенсии либо об отказе в удовлетворении заявления о перерасчете.

Как указано в пунктах 28 и 33 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17/19пб (далее - Правила обращения за пенсией), перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в пятидневный срок. Распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о перерасчете размера пенсии выносится не позднее последнего дня этого срока.

При этом в разделе V «Порядок перерасчета размера пенсии» (пункты 27-35) Правил обращения за пенсией не установлена обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации перепроверять сведения, указанные в представляемых пенсионерами документах, в том числе в архивных справках, выданных специально уполномоченным на то государственным органом.

Поэтому довод ответчика о том, что содержащиеся в архивной справке сведения не являлись для Отдела Пенсионного фонда основанием для перерасчета трудовой пенсии, не основан на нормах действующего законодательства.

Пункт 3 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Территориальный орган Пенсионного фонда может выявить несовпадение данных в документах, представленных гражданином при обращении за перерасчетом пенсии, с данными индивидуального персонифицированного учета, то есть в результате сличения сведений индивидуального (персонифицированного) учета со справками, выданными уполномоченными юридическими лицами. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» вступил в законную силу с 01.01.1997.

Однако по заявлению Мигалескул Д.М. о перерасчете пенсии учитывался ее заработок не за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а за период с 1 января 1984 года по 31 декабря 1989 года, то есть период до регистрации Мигалескул Д.В. в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно положениям статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Для возмещения ущерба необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.

Изложенные выше обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб подлежит возмещению ответчиком, выдавшим гражданке Мигалескул Д.М. справку, содержащую недостоверные сведения о размере заработной платы за сентябрь 1986 года, поскольку содержащиеся в архивной справке сведения являлись для Отдела Пенсионного фонда основанием для перерасчета трудовой пенсии.

Таким образом, причиной выплаты излишней суммы пенсии за указанный истцом период стала справка, содержащая недостоверные сведения о размере заработной платы за сентябрь 1986 года, поэтому у суда нет оснований считать, что такая выплата произошла не по вине ответчика и что между расходами истца по выплате взыскиваемой им суммы и выдачей ответчиком справки № 965 от 11.07.2005 нет причинной связи.

Ссылка ответчика на то, что в рассматриваемом случае имеются факты недобросовестного поведения гражданки Мигалескул Д.М., не может быть принята судом во внимание, поскольку данные факты не нашли своего документального подтверждения.

Кроме того, поскольку излишне незаконно полученные суммы пенсии являются неосновательным обогащением, в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Исключения составляют случаи, предусмотренные статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При изложенных обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 156, 163, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с областного государственного учреждения «Государственный архив Архангельской области» в пользу Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Лебяжском районе Кировской области 11 392 руб. 40 коп. убытков.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области в месячный срок с момента его принятия.

Судья

Н.М. Бушева