НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 14.09.2004 № А05-2965/04-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск                                                                                  Дело №АО5-2965/04-17

Дата принятия (изготовления) решения 14 сентября 2004г.

Арбитражный суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Трубиной Н.Ю.

при ведении протокола  судебного заседания судьей,

рассмотрев  07 сентября 2004г. дело по иску Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Производственное жилищно-коммунальное объединение «Ягры»

к 1 ответчику  Управлению внутренних дел по Архангельской области

   2 ответчику Министерству внутренних дел Российской Федерации

   3 ответчику  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

   4 ответчику  Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области

   5 ответчику Муниципальному образованию «Северодвинск» в лице управления финансов

о взыскании 214 949 руб. 20 коп. 

при участии в заседании представителей:  

от истца        Удодова П.В. – доверенность от 31.12.2003г., Грибанова О.Н. – доверенность от 31.08.2004г.

от  1 ответчика       Пвшкин А.С. – доверенность от 09.03.2004г.

от 2 ответчика        Пышкин А.С. – доверенность от 06.05.2004г.

от 3 ответчика        Зыков Д.А. – доверенность от 30.12.2003г.

от 4 ответчика        Самодуров С.В. – доверенность от 15.01.2004г.

от 5 ответчика        не явился (извещен)

установил:    Заявлено требование  о взыскании  214 949 руб. 20 коп.  убытков, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг (содержание жилья, лифтов и коммунальным услугам), установленных Федеральным Законом от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992г. № 4202-1 за период с 01.01.2001г. по 31.12.2002г.

            На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил сумму иска, просит взыскать 183 871 руб. 42 коп. убытков, из них 164 497 руб. 47 коп. с 01.03.2001г. по 31.12.2001г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 19 373 руб.95 коп. с 01.04.2001г. по 31.12.2001г. с Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области.

Ответчики иск не признают по мотивам, изложенным в отзывах.                                                                                                               

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил:

В соответствии с частью 3 статьи 30  Федерального закона «О милиции»  и статей 54, 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации истец предоставлял скидки по оплате коммунальных услуг в размере 50% гражданам, проживающим в муниципальном образовании «Северодвинск» и имеющим право на указанную льготу.

Применяя указанный Закон, истец за период с 01.03.2001г. по 31.12.2001г. предоставил льготы по оплате коммунальных услуг на общую сумму  183 871 руб. 42 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что расходы от предоставления льгот истцу не возмещены, чем ему причинены убытки.

Размер убытков в заявленной истцом сумме подтверждается выписками из лицевых счетов, списками льготников и другими доказательствами. Право граждан на получение льгот подтверждается копиями справок, выданных по месту их службы. Каких-либо документов, опровергающих представленные истцом доказательства наличия убытков в заявленном размере, ответчики не представили.

   Предоставление скидки не ниже 50 процентов стоимости коммунальных услуг сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предусмотрено частью 3 статьи 30 Федерального закона от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», утратившей силу с 01.07.02 на основании Федерального закона от 30.06.02 N 78-ФЗ. Федеральным законом «О милиции» предусмотрено, что указанная льгота компенсируется из средств бюджета, за счет которого финансируется подразделение милиции.

Из справки о финансировании подразделений УВД города Северодвинска, подписанной заместителем начальника УВД, следует, что истец предоставил льготы сотрудникам милиции, которые проходят службу в 19 подразделениях милиции УВД города Северодвинска. Из них 13 подразделений финансируются только из федерального бюджета (милиция общественной безопасности, отдел уголовного розыска, экспертно-криминалистическое отделение, управление по борьбе с организованной преступностью, отряд милиции особого назначения, отделение по борьбе с экономической преступностью, следственное управление, отдел кадров, подразделение технического обеспечения, отдельная служба конвойной службы милиции, дежурная часть, пожарные, отдел вневедомственной охраны), 1 – из федерального и областного бюджетов (городское отделение милиции острова Ягры), 5 – из областного бюджета (подразделение по делам несовершеннолетних, отделение лицензионно-разрешительной работы, участковые, государственная инспекция безопасности дорожного движения, отделение по борьбе с правонарушениями и преступлениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства). 

Пенсионное обеспечение пенсионеров МВД осуществляется за счет федерального бюджета. Иной порядок для определения источников финансирования льгот пенсионерам МВД законом не предусмотрен. Поэтому убытки истца в сумме 41 646,82 руб. подлежат взысканию с федерального бюджета.

Убытки истца, возникшие от предоставления льгот сотрудникам вневедомственной охраны в сумме 2 244,16 руб. подлежат взысканию с федерального бюджета. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.02.1993 № 209 «О милиции общественной безопасности в Российской Федерации» отделы вневедомственной охраны при УВД входят в состав милиции общественной безопасности. В соответствии с п. 8 Указа финансирование милиции общественной безопасности и органов управления этой милиции осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, областных бюджетов краев и областей, а также за счет других средств местных бюджетов и средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, объекты которых охраняются по договорам. Таким образом, данное подразделение, как и иные подразделения милиции  общественной безопасности, финансируется из федерального, областного и местного бюджетов.

В соответствии со статьями 10, 11, 12 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 589 вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом, действующим законодательством не предусмотрена компенсация льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг сотрудникам указанной службы за счет средств, получаемых отделами вневедомственной охраны по договорам.

Истцом предоставлены льготы сотрудникам пожарной части УГПС-18 в размере 89 944,41 руб. Источником финансирования данного подразделения является федеральный бюджет, что подтверждается списком, заверенным начальником части. В связи с чем, убытки истца от предоставления льгот указанной категории граждан подлежат взысканию с федерального бюджета за счет Минфина РФ.

Из представленных суду доказательств следует, что Городское отделение милиции острова Ягры финансируется из двух бюджетов федерального и областного. Сумма, предъявленная к взысканию в отношении сотрудников данного подразделения в размере 931,27 руб. подлежит взысканию с федерального бюджета, поскольку законодателем не разработан порядок возмещения убытков от предоставления льгот при смешанном финансировании конкретного подразделения милиции.

Из приложения № 2 Указа Президента Российской Федерации от 12.02.1993 № 209 «О милиции общественной безопасности в Российской Федерации» следует, что государственная инспекция безопасности дорожного движения финансируется как из федерального, так и из областного бюджета. В связи с чем, суд считает, что убытки истца от предоставления льгот указанной категории граждан в размере 11 528,17 руб. подлежат взысканию с федерального бюджета.

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае смешанного финансирования подразделений из федерального и других нижестоящих бюджетов распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации совместных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Поскольку рассматриваемая льгота предоставлена на основании федерального закона, а порядка финансирования и распределения бюджетных средств разных уровней бюджета для возмещения организациям, ее предоставившим, законодателем до настоящего времени не разработано, понесенные истцом убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Доказательств того, что средства на реализацию льгот по оплате коммунальных услуг Министерство финансов Российской Федерации перечислило Министерству внутренних дел Российской Федерации, как главному распорядителю кредитов, в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, подлежат взысканию с Архангельской области за счет казны убытки в сумме 6 914,51 руб., возникшие у истца при предоставлении льгот сотрудникам подразделения по делам несовершеннолетних, отделения лицензионно-разрешительной работы, отделения по борьбе с правонарушениями и преступлениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, участковым.

Все вышеуказанные подразделения относятся к милиции общественной безопасности,  действующей на основании Указа Президента РФ от 12 февраля 1993 года  № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации». Согласно Приложению № 2 к данному Указу данные подразделения содержатся за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных бюджетов краев и областей.

Таким образом, финансирование названных подразделений милиции общественной безопасности возлагается на областной  бюджет в соответствии с законодательством. Согласно справке заместителя начальника УВД города Северодвинска указанные подразделения финансируются из областного бюджета.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в этом случае ответчиком в суде выступает соответствующий финансовый орган.

            В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Как указано в Определении Конституционного суда РФ от 09 апреля 2002 г.  № 68-О, пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации#S направлен на упорядочение бюджетного процесса и не может рассматриваться как исключающий возможность реализации льгот и компенсаций. Напротив, норма указанного пункта должна истолковываться как обязывающая органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов. Бездействие органов государственной власти не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.

            На основании изложенного, с Российской Федерации за счет казны подлежит взысканию 176 956 руб. 91 коп., с Архангельской области за счет казны подлежит взысканию 6 914 руб. 51 коп.       

            Довод ответчиков о необходимости вычитания налога на добавленную стоимость из предъявленных к взысканию сумм не нашел подтверждения в судебном заседании. Согласно решению Муниципального совета г.Северодвинска от 06.07.2000г. № 39, постановлению мэра г.Северодвинска от 23.04.2001г. № 56 ставки оплаты жилья населением, действовавшие в спорный период 2001 года,  установлены без учета НДС.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся 3 и 4 ответчиков. Государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит, поскольку они от ее уплаты освобожден на основании пункта 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине".

            Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                       Р   Е   Ш   И   Л   :

            Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за  счет казны в пользу Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Производственное жилищно-коммунальное объединение «Ягры» 176 956 руб. 91 коп. убытков.

            Взыскать с Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области за  счет казны в пользу Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Производственное жилищно-коммунальное объединение «Ягры» 6 914 руб. 51 коп. убытков.

            В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказать.

            Взыскать с Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Производственное жилищно-коммунальное объединение «Ягры»  в доход федерального бюджета 852 руб. 89 коп. государственной пошлины.      

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области в месячный срок с момента его принятия.

Судья                                                                                                                        Н.Ю.Трубина