АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
мая 2020 года | г. Архангельск | Дело № А05-590/2020 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Керниченко Т.Л.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; адрес: Россия 165650, г.Коряжма, Архангельская область)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес:Россия 165300, г.Котлас, Архангельская область, ул.Карла Маркса, дом 14)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Коряжме Архангельской области (межрайонное) (ОГРН <***>; адрес: Россия 165650, г.Коряжма, Архангельская область, ул.Гоголя, дом 24)
о возврате излишне уплаченных страховых взносов
при участии в заседании представителей: не явились, извещены;
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Архангельской области к заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 130 275 руб. 60 коп.
Налоговый орган с заявленным требованием не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 представил в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДФЛ за 2015 год, в которой скорректировал сумму дохода, что повлекло за собой изменение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и излишнюю уплату страховых взносов в пенсионный фонд за 2015 год.
Полагая, что страховые взносы за 2015 год им уплачены излишне в размере 130 275,60 руб., предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования ИП ФИО1 ссылается на наличие у него права на обращение в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченных страховых взносов с момента, когда он узнал или должен был узнать о факте переплаты, который он связывает с подачей уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2015 год, представленной в связи с проведением в отношении него выездной налоговой проверки.
Инспекция, возражая против доводов заявителя, ссылается на пропуск срока давности обращения в суд с рассматриваемым заявлением, поскольку корректировка налогооблагаемой базы в части профессионального налогового вычета за период с 21.04.2016 по 27.03.2018 по итогам выездной налоговой проверки является волеизъявлением налогоплательщика, следовательно, представление уточненных налоговых деклараций по НДФЛ не свидетельствует о том, что в этот период он узнал о наличии переплаты.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Коряжме Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление ПФ), возражая против позиции предпринимателя, указало, что решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год принято Отделением ПФ по Архангельской области в пределах его компетенции с учетом установленного пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) срока.
Суд оценил доводы сторон с учетом следующего.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 в 2015 году применял общепринятую систему налогообложения.
21.04.2016 предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2015 год, в которой отразил полученный доход в размере 190 777 303 руб. и понесенные расходы в размере 190 355 292 руб.
Страховые взносы за 2015 год в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300000 руб. (130275,60 руб.), предпринимателем самостоятельно рассчитаны и уплачены 18-28.03.2016.
Налоговые обязательства налогоплательщика за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 были предметом выездной налоговой проверки, проводившейся в период с 28.09.2017 по 24.05.2018 (решение от 28.11.2018).
27.03.2018 ИП ФИО1 представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию №4 по НДФЛ за 2015 год, где отразил полученный доход в размере 190 777 303 руб. и понесенные расходы в размере 208 698 940 руб.
Полагая, что страховые взносы за 2015 год уплачены им в завышенном размере (с размера доходов без учета понесенных расходов, с учетом выводов Конституционного Суда РФ 30.11.2016, изложенных в постановления №27-П, ИП ФИО1 24.07.2019 обратился в Управление фонда по месту регистрации с заявлением о возврате.
Уведомлением №204 от 09.08.2019 Управление фонда сообщило ИП ФИО1 о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 07.08.2019 №694 в сумме 130275,60 руб. в связи с истечением трехлетнего срока уплаты.
Не согласившись с решением (уведомлением) Управления фонда об отказе в возврате переплаты, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Решением от 31.10.2019 по делу №А05-10607/2019 Арбитражный суд Архангельской области отказал заявителю в удовлетворении требований к Управлению фонда.
При этом суд указал, что поскольку фонд по истечении трехлетнего срока давности не вправе вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, требование о возврате взносов из бюджета в порядке гражданского (арбитражного) судопроизводства подлежит заявлению к администратору платежей – налоговому органу. Заявитель не лишен права до истечения срока давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) обратиться в арбитражный суд с требованием об обязании налоговый орган по месту учета налогоплательщика возвратить суммы излишне уплаченных страховых взносов в установленном порядке.
С учетом решения суда по делу №А05-10607/2019, вступившего в законную силу, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании налоговый орган возвратить ему излишне уплаченные страховые взносы.
Суд находит заявление предпринимателя подлежащим удовлетворению.
В 2015 году отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Законом №212-ФЗ.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона № 212-ФЗ.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. определяется в фиксированном размере, плюс 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В соответствии с подпунктом 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, определяется в соответствии со статьей 227 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 №27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Следовательно, для расчета размера страховых взносов за 2015 год надлежит учитывать как доходы предпринимателя, отраженные в налоговой декларации, так и понесенные им расходы.
Принимая во внимание, что размер расходов предпринимателя за 2015 год превышает размер доходов, страховые взносы подлежат уплате в фиксированном размере, без уплаты 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В рассматриваемом случае заявителем уплачено 130 275,60 руб. сверх фиксированного платежа. Указанная сумма является излишне уплаченной и подлежит возврату предпринимателю.
Что касается срока давности обращения в суд с рассматриваемым заявлением, установленного пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, суд находит его не пропущенным с учетом следующего.
Действительно, выводы о том, что для расчета размера страховых взносов надлежит учитывать как доходы предпринимателя, отраженные в налоговой декларации, так и понесенные им расходы, изложены в постановлении в Конституционного Суда Российской Федерации №27-П, принятом 30.11.2016, то есть трехлетний срок исковой давности истек до даты подачи предпринимателем рассматриваемого заявления.
Вместе с тем, действительные налоговые обязательства ИП ФИО1 были установлены налоговым органом в ходе налоговой проверки, проводившейся в период с 28.09.2017 по 24.05.2018.
Подачу 27.03.2018 корректирующей налоговой декларации №4 по НДФЛ за 2015 год предприниматель связывает с проводимой проверкой. Налоговый орган в отзыве указанный факт не отрицает, как не отрицает и наличие у заявителя права на профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ, заявленные в декларации.
С учетом скорректированных сведений у предпринимателя отсутствует доход за 2015 год, подлежащий обложению НДФЛ, поскольку размер расходов превышает размер доходов, и предпринимателем реализовано право на применение налоговых вычетов.
При этом, разница между размером доходов и расходов по первоначально поданной декларации, составляла 422 011 руб., что свидетельствовало об обязанности предпринимателя уплатить не только фиксированный платеж, но 1% от суммы дохода, превышающей 300000 руб.
Доказательств тому, что уточненная декларация №4 не принята налоговым органом, или сведения, отраженные в ней, являются недостоверными, материалы дела не содержат. Налоговый орган на них не ссылается.
Следовательно, с 27.03.2018 налогоплательщиком определены размеры доходов и расходов за 2015 год, подлежащие учету в целях определения размера подлежащих уплате налогов и страховых взносов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, срок давности, определенный пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, не пропущен, его надлежит исчислять с 27.03.2018.
Поскольку в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам, требование об обязании возвратить излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы подлежит удовлетворению инспекцией.
С учетом изложенного, суд обязывает инспекцию осуществить возврат предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 130 275 руб. 60 коп.
В соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ, пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ суд полагает возможным освободить инспекцию от уплаты государственной пошлины по настоящему делу и возвратить предпринимателю 4908 руб. государственной пошлины из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>) возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>) из соответствующего бюджета 130 275 руб. 60 коп. излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>) из федерального бюджета 4908 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления в суд.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.А.Чурова |