НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 14.01.2014 № А05-10232/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 января 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-10232/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2014 года

Решение в полном объёме изготовлено 15 января 2014 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А05-10232/2013

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: 165300, Архангельская область, г.Котлас)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 165300, <...>)

о признании недействительным решения №05-16/11838 от 17.04.2013 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов посредством возмещения из федерального бюджета 151 510 руб. налога на добавленную стоимость.

В заседании суда не принимали участие представители сторон.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Инспекция, ответчик) о признании недействительным решения №05-16/11838 от 17.04.2013 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и обязании возвратить из федерального бюджета 151 510 руб. налога на добавленную стоимость (3 квартал 2012 года).

Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения судом дела, в том числе публично, посредством размещения информации о движении дела на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ. Стороны ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует нормам подпункта 17.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает его права налогоплательщика.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь в отзыве на законность и обоснованность принятого решения, занижение предпринимателем налоговой базы по НДС в 3 квартале 2012 года на сумму 841722 руб., что привело к неисчислению налога в сумме 151510 руб., невозможность применения льготы, установленной пунктом 17.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации по причине отсутствия у заявителя аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств.

Заявитель зарегистрирован в статусе индивидуального предпринимателя, включён в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию решения №05-16/11838 от 17.04.2013 послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела:

Заявитель, являясь налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 22.10.2012 представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2012 года, в которой сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 1 919 568 руб.

05.12.2012 предприниматель представил в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию (корректировка №1) за 3 квартал 2012 года, в которой сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 1 876 686 руб.

Налоговая инспекция, камерально проверив представленную декларацию (уточненную, корректировка №1), установила, что налогоплательщик не исчислил налог и занизил налоговую базу на сумму 841 722 руб. на сумму выручки от реализации услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в нарушение подпункта 17.2 пункта 2 статьи 149, пункта 1 статьи 153, пункта 1 статьи 154, пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем налоговым органом уменьшен налог, предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах, на сумму 151 510 руб. за 3 квартал 2012 года.

Налоговым органом вынесено решение №05-16/11838 от 17.04.2013 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым налоговым органом отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, предпринимателю предложено внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учёта, уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 151 510 руб. за 3 квартал 2013 года.

Предприниматель, не согласившись с выводами налогового органа, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкого автономного округа (№30 от 13.05.2013). По результатам рассмотрения апелляционной жалобы вынесено решение от 06.06.2013 №07-10/2/06289, которым решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании принятого в отношении него решения полагая, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует нормам подпункта 17.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, он в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспорта» осуществляет деятельность по техническому обслуживанию транспортных средств, включён в реестр операторов технического осмотра.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам:

В соответствии с подпунктом 17.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01 января 2012 года не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по проведению технического осмотра, оказываемых операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств   (пп. 17.2 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ) оператором технического осмотра признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

На основании ч. 7 ст. 32 Закона N 170-ФЗ организации, которые на день вступления в силу Закона N 170-ФЗ прошли в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, до 1 января 2014 года вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра с учетом особенностей, установленных ч. 8 ст. 32 Закона N 170-ФЗ. До 1 января 2014 года указанные организации должны пройти аккредитацию в соответствии с Законом N 170-ФЗ. С 1 января 2012 года указанные организации вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра транспортных средств только при условии, если они включены в реестр операторов технического осмотра.

Минфин России в письмах от 05.04.2012 N 03-07-11/101 и от 19.10.2012 №ЕД-4-3/17723@ указал, что НДС не облагаются услуги по проведению технического осмотра, оказываемые операторами технического осмотра, прошедшими соответствующую аккредитацию. А услуги, оказываемые организациями, указанными в ч. 7 ст. 32 Закона N 170-ФЗ, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

Однако аккредитация обязательным условием для оказания услуг по проведению технического осмотра для организаций, включённых в реестр операторов технического осмотра, станет только с 1 января 2014 года.

До 1 января 2014 года оказывать данные услуги организация вправе, если она включена в реестр операторов технического осмотра в соответствии с ч. 8 ст. 32 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 170-ФЗ технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с Законом N 170-ФЗ профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Закона №170-ФЗ под техническим осмотром транспортных средств понимается проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

В силу ст. 14 Закона N 170-ФЗ оператор технического осмотра обязан:

- оказывать услугу, связанную с проведением технического осмотра, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места регистрации транспортного средства;

- отказывать в выдаче талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств;

- передавать в порядке, установленном ч. 4 ст. 12 Закона N 170-ФЗ, информацию, необходимую для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра;

- обеспечивать учет, хранение и уничтожение бланков талонов технического осмотра и бланков международных сертификатов технического осмотра в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- обеспечивать сохранность транспортного средства, представленного для проведения технического осмотра.

Факт осуществления предпринимателем деятельности по техническому осмотру транспортных средств в 2012 году с выдачей соответствующих талонов технического осмотра установленного образца подтверждается представленными в дело копиями первичных документов (актами на выполнение работ-услуг в отношении юридических лиц, предпринимателей и физических лиц, счетами-фактурами, договорами на проведение технического осмотра, реестром бланков талонов технического осмотра за 2 квартал 2012 года), подтверждается и налоговой инспекцией в ходе налоговой проверки. Предприниматель ФИО1 по данным официального сайта Российского союза автостраховщиков включён в реестр операторов ТО (№ОТО 02658). Данное обстоятельство также подтверждено в ходе проверки налоговым органом. В настоящее время предприниматель обратился с соответствующим заявлением в Российский союз автостраховщиков с заявлением о предоставлении аттестата аккредитации, заявление находится в стадии рассмотрения (представлена копия письма от 19.07.2013 №И-29060).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Условия предоставления льготы по налогу заявителем выполнены, так как он осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Закона №170-ФЗ, до 01.01.2014 обладает статусом оператора технического осмотра ввиду включения его в соответствующий реестр, принимает меры к получению соответствующей аккредитации.

Поскольку в настоящее время (до 1 января 2014 г.) аккредитация не является обязательным условием для оказания услуг по проведению технического осмотра для лиц, включённых в реестр операторов ТО, все остальные требования, установленные Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ для операторов технического осмотра, организация выполняет, то она вправе применять в отношении реализации оказываемых услуг по проведению технического осмотра положения пп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ. Нормами Налогового кодекса Российской Федерации предоставление льготы по налогу не поставлено в прямую зависимость от наличия аккредитации, нарушений законодательства о техническом осмотре заявителем при осуществлении деятельности не допущено.

Иное толкование положений пп. 17.2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации повлекло бы ущемление прав налогоплательщиков, занимающихся в соответствии с законодательством о техническом осмотре транспортных средств одной деятельностью с учётом публичного характера договоров (типовой формы договора), выдачи по результатам осмотра документа установленного образца и того, что пунктом 7 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации "О проведении технического осмотра транспортных средств" от 05.12.2011 №1008 размер платы за проведение технического осмотра и размер платы за проведение повторного технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливаются оператором технического осмотра и не могут превышать предельный размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам.

Кроме того, заявителем в дело представлена копия аттестата аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств №02224, выданного ФИО1 29.08.2013, что свидетельствует о выполнении заявителем требований законодательства об аккредитации.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение налоговой инспекции, которым уменьшен заявленный к возмещению из бюджета НДС за 3 квартал 2012 года на сумму 151 510 руб., исчисленный от реализации услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, подлежит признанию недействительным.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению, нарушения прав и интересов налогоплательщика подлежат устранению путём возмещения из бюджета суммы НДС.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным проверенный на соответствие нормам подпункта 17.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт – решение № 05-16/11838 от 17 апреля 2013 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятый в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, возместить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 151 510 руб. налога на добавленную стоимость.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 200 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова