НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 13.11.2012 № А05-13365/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 ноября 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-13365/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 20 ноября 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения:163000, <...>)

к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН <***>; место нахождения:163039, <...>)

о взыскании 1 273 211 рублей 58 копеек.

В заседании суда приняли участие:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 13.02.2012 №29/ТО-1;

ответчика: ФИО2 по доверенности от 01.04.2012.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании в бюджет задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных за их содержание в размере 1 273 211 рублей 58 копеек за период с 2008 года по 30.09.2012.

В обоснование требований заявитель ссылается на положения п. 2 ст. 160 Бюджетного кодекса РФ, выступает в споре как администратор взыскиваемых платежей.

Ответчик не согласен с заявлением по доводам, изложенным в отзыве, по мотиву обращения заявителя в суд после истечения сроков исковой давности.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

Дело в соответствии с положениями статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.

Согласно положениям пункт 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» обязано производить удержания и перечисление денежных средств из заработной платы осужденных, из пенсий осужденных в целях возмещения расходов по содержанию осужденных.

В связи с неисполнением ответчиком возложенной на него законодательством обязанности Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации как администратор поступлений в бюджет спорных платежей 07.06.2011 письмом №29/ТО/8-72б уведомил начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» ФИО3 о наличии за Учреждением по состоянию на 01.06.2011 задолженности по перечислению денежных средств, удержанных из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных за их содержание за период по 2011 годы в размере 23 604, 00 тыс. руб.

23.06.2011 письмом №29/ТО/8-4016 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обязало Учреждение выполнить график погашения задолженности и в срок до 28.06.2011 обеспечить перечисление денежных средств согласно графику в полном объёме.

30.09.2012 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области совместно с Учреждением произвело сверку расчётов по перечислению удержаний из заработной платы и пенсий осужденных в целях возмещения расходов бюджета на содержание осужденных. Согласно акту сверки по данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области задолженность Учреждения по перечислению в бюджет денежных средств, удержанных у осуждённых из заработной платы, пенсий, составляет на 30 сентября 2012 года 1 273 211 руб. 58 коп. Акт сверки подписан Учреждением с разногласиями.

В связи с неисполнением Учреждением требования Управления, изложенного в письме №29/ТО/8-4016 от 23.06.2011, не перечислением в полном объёме денежных средств согласно графику погашения задолженности, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обратилось в суд с заявлением о взыскании с Учреждения задолженности, образовавшейся за период с 2008 по 30.09.2012 года в размере 1 273 211 руб. 58 коп.

В обоснование заявления Управление ссылается наличие у Учреждения обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм из заработной платы, пенсий осужденных в возмещение расходов бюджета по содержанию осужденных, на факт администрирования указанных возмещений, на неисполнение Учреждением обязанности, на обоснованность заявленных требований и соответствие их действующему законодательству.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» заявленные требования не признаёт, ссылаясь на истечение срока данности взыскания задолженности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учётом мнения участвующих в деле лиц, суд пришёл к выводу об обоснованности и правомерности заявленных требований в части, заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в части.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ.

Как следует из статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Согласно положениям части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 661-О-О).

Исходя из анализа статьи 107, ч. 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что расходы по содержанию указанных категорий осужденных несет государство (федеральный бюджет), названные средства подлежат удержанию Учреждением исполнения наказаний из заработных плат или пенсий осужденных и перечислению Учреждением в федеральный бюджет.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказании, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта РФ для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания находящихся под стражей лиц, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания и т.п. (п. 1 Положения об УФСИН).

На основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) от 12.04.2006 №161 «Об администрировании и проведении мониторинга перечисления в доход федерального бюджета средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных в подразделениях уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами Федеральной службы наказаний закреплены полномочия администратора доходов федерального бюджета по отношению к подведомственным подразделениям уголовно-исполнительной системы по коду администратора доходов федерального бюджета 320.

Полномочия главного администратора доходов бюджета, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральными законами от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», от 13.12.2010 №357 –ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Приказом ФСИН России от 16.08.2010 №361 «об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» закреплены за территориальными органами ФСИН России полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.

Следовательно, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области является администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по кодам администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов обладает полномочиями по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам.

В ходе судебного следствия установлено, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в рамках предоставленных статьёй 160.1 Бюджетного кодекса РФ полномочий как администратор доходов бюджета предприняло меры по взысканию. Образовавшейся у Учреждения за период с 2008 по 2012 годы задолженности по перечислению в федеральный бюджет удерживаемых из заработной платы, пенсий, иных доходов осужденных денежных средств в счёт возмещения затрат федерального бюджета на питание, содержание осужденных. В связи с невозможностью урегулирования спора в обоюдном порядке, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности, образовавшейся за период с 2008 по 2012 годы, которая по расчётам Управления составила 1 273 211 руб. 58 коп.

Из материалов дела следует и представителем Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в судебном заседании не оспаривается факт неполного перечисления удерживаемых у осужденных в счёт возмещения затрат на содержание денежных средств.

В судебном заседании представителем Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» заявлено о пропуске заявителем срока исковой давности по требованиям взыскании задолженности в размере 1273211 руб. 58 коп.

Учреждение не оспаривает факт наличия задолженности в размере 586 740 руб. 53 коп., что подтверждается актом сверки расчётом от 01.10.2012.

Факт наличия у Учреждения задолженности установлен в ходе судебного исследования доказательств по делу.

В соответствии с положениями статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

С заявлением от 12.10.2012 №29/ТО/11-5215 о взыскании задолженности, образовавшейся за период с 2008 по 2012 год, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обратилось в арбитражный суд 12.10.2012, следовательно, заявление Управления обоснованно лишь в части требования по взысканию задолженности за период с 2009 по 2012 год в размере 7408 руб. 65 коп.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске за указанный период.

С учётом изложенных обстоятельств, требования Управления подлежат удовлетворению в части взыскания с Учреждения задолженности в размере 7408 руб. 65 коп.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Учреждение финансируется из федерального бюджета. Учреждение входит в уголовно-исполнительную систему и выполняет государственные функции органов по исполнению наказаний. В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что спор вытекает исключительно из правоотношений по исполнению данным учреждением функций государственного органа по исполнению наказаний, поскольку спор касается отчислений на содержание осужденных. В соответствии с положениями п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено в данном случае от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, расположенного по адресу: 163039, <...>, в доход бюджета соответствующего уровня 7408 руб. 65 коп. задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных по состоянию на 30.09.2012.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова