АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
13 октября 2023 года
г. Архангельск
Дело № А05-4045/2023
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Тарасовой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шваревой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании 06.10.2023 и 13.10.2023 (с объявлением перерыва) дело по заявлению государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения" (ОГРН 1031628213099; ИНН 1659048020; адрес: Россия 420059, г Казань, Республика Татарстан, ул. Оренбургский тракт, дом 5)
к ответчику – открытому акционерному обществу "Котласский химический завод" (ОГРН 1022901140789; ИНН 2905000843; адрес: Россия 165653, г.Коряжма, Архангельская область, Магистральное шоссе, дом 34)
о взыскании 20 132 руб. 43 коп.,
при участии в судебном заседании: не явились, извещены,
установил:
государственное бюджетное учреждение "Безопасность дорожного движения" (далее – учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Котласский химический завод" (далее – ответчик, общество) о взыскании 20 132 руб. 43 коп. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования регионального значения (заявленные требования изложены с учетом уточнения по ходатайству, представленному 04.07.2023 через сервис "Мой Арбитр"; уточнение принято протокольным определением от 13.07.2023).
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени им месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.02.2019 № 129 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.10.2019 №901) учреждение является организацией, уполномоченной осуществлять расчет платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам тяжеловесным транспортом, в Республике Татарстан.
28.04.2020 тяжеловесное транспортное средство марки MAN TGS 19/400 (государственный регистрационный знак К624ХС/29), полуприцеп марки SCHMITZ SCS 24/L (государственный регистрационный знак АЕ1697/29) под управлением водителя Задорина Д.В., осуществляло движение по маршруту «Казань-Мамыково-Нурлат-гр.Самарской обл.» по региональной автодороге общего пользования.
Указанные транспортные средства принадлежат на праве собственности ответчику, что подтверждается свидетельством о регистрации 2914 № 825236 и 29XP 482388.
На пункте весового контроля «ППВК 42» на 91 км автомобильной дороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» истцом установлено превышение значений допустимых весовых параметров транспортного средства.
По данному факту составлен акт № 50 от 28.04.2020 определения весовых параметров транспортного средства, в соответствии с которым ответчик осуществлял перевозку тяжеловесного груза с нарушениями - превышением транспортным средством установленных ограничений нагрузки на ось. В акте № 50 от 28.04.2020 указано, что при нормативной нагрузке на вторую ось 6 тонн, фактическая нагрузка составила 9,09 тонн, превышение допустимой нагрузки составило 51,50%.
Как указано в данном акте, взвешивание транспортных средств осуществлялось на весах марки BA-15C2 з/н 1733, BA-15C з/н 1761. Истцом в материалы дела представлены свидетельства о поверке № 9938987, № 9939048, действительны до 23.09.2020.
Истец, руководствуясь постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.2010 № 699 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Татарстан, о внесении изменений в отдельные нормативные акты Кабинета Министров Республики Татарстан», произвел расчет размера вреда, причиненного автомобилем, который согласно расчетному листу к акту (л.д. 34) составил 26 878 руб. 61 коп.
В связи с изложенным, истец направил в адрес ответчика требование № 15 НР, которым предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Поскольку требование оставлено ответчиком без удовлетворения, учреждение обратилось в суд с требованием о взыскании 21 878 руб. 61 коп., рассмотренным в настоящем деле.
В ходе рассмотрения дела истец произвел уточненный расчет платы за проезд тяжеловесного автотранспортного средства (л.д. 98) и уменьшил заявленные требования до 20 132 руб. 43 коп.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, поскольку отсутствуют правовые основания для их удовлетворения, заявленные требования не соответствуют указанным в иске обстоятельствам и не подтверждены необходимыми доказательствами. Ответчик указывает, что нарушений правил перевозки им не допущено. Кроме того, у истца не было полномочий на остановку 28.04.2020 автотранспортного средства ответчика, акт о превышении транспортным средством установленных ограничений № 50 от 28.04.2020 не соответствует требованиям законодательства на дату проведения взвешивания.
Изучив доводы истца и ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению с учетом следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности.
Из положений статьи 1064 ГК РФ следует, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела, в частности, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (статья 1082 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление № 25), по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Таким образом, для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между первым и вторым элементами; вину причинителя вреда.
Обязанность доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и противоправными действиями причинителя вреда лежит на истце. Соответственно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.
Отношения, связанные с использованием автомобильных дорог и осуществлением автомобильной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ), которым установлена обязанность владельцев транспортных средств возмещать вред, причиняемый транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.
В силу частей 2 и 3 названной статьи автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно части 8 статьи 5 Закона № 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату составления акта № 50 от 28.04.2020) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами
В соответствии с частями 12, 13 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения возложено на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи (часть 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ в редакции, действовавшей на 28.04.2020).
Для получения специального разрешения требуется: 1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; 2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи; 3) наличие уведомления о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (часть 6 статьи 31 Закона № 257-ФЗ в редакции, действовавшей на 28.04.2020).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 67 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов (далее - Правила № 67), которые применяются при осуществлении расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 67, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно пункту 3 Правил № 67 осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
На основании пункта 4 Правил № 67 размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учетом: а) превышения установленных Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений: допустимой массы транспортного средства; допустимой нагрузки на ось транспортного средства; б) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; в) базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно пункту 5 Правил № 67 размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по установленной формуле.
Из пункта 7 части 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ следует, что размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
На территории Республики Татарстан размер вреда определяется в соответствие с порядком, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.2010 № 699 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Татарстан, о внесении изменений в отдельные нормативные акты Кабинета Министров Республики Татарстан».
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2020 № 189 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, расположенных на территории Республики Татарстан, в 2020 году», в период с 01.04.2020 по 30.04.2020 введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам регионального значения, расположенных на территории Республики Татарстан, с превышением временно установленной предельно допустимой нагрузкой на ось транспортного средства - 6 тонн.
В силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.02.2019 № 129 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.10.2019 № 901) учреждение является организацией, уполномоченной осуществлять расчет платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам тяжеловесным транспортом, в Республике Татарстан.
Изложенное свидетельствует, что ограничение движения транспортных средств с превышением осевых нагрузок в спорный период введено на территории Республики Татарстан в порядке, предусмотренном действующим на тот момент нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Таким образом, истец при осуществлении своих функций в сфере использования автомобильных дорог вправе требовать возмещения ущерба, причиненного в результате повреждения автомобильной дороги в Республике Татарстан транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесных грузов с превышением установленных предельно допустимых ограничений по общей массе транспортного средства и (или) нагрузке на оси транспортного средства без соответствующего специального разрешения.
Ответчик, возражая против требований истца, указал, что Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ М.Ш. Хуснуллина от 16.03.2020 № МХ-П16-23пр высшим должностным лицам субъектов РФ было предписано обеспечить принятие решений о неприменении на весенний период 2020 года временного ограничения движения по автомобильным дорогам регионального и местного значения (пункт 6 протокола).
Суд отклоняет данный довод ответчика, поскольку указанный протокол не является нормативным актом, не регулирует спорные правоотношения.
Довод ответчика о том, что дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" на автомобильной дороге регионального значения «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» 28.04.2020 установлено не было, также отклоняется судом.
Как следует из информации, представленной государственным казенным учреждением "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" (ответ № 3908 от 27.06.2023), автомобильная дорога Чистополь - Аксубаево - Нурлат является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Республики Татарстан и находится в оперативном управлении ГКУ «Главтатдортранс». На автодороге Чистополь - Аксубаево - Нурлат дорожные знаки 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» были установлены на км 7+000 - км 115+355.
Кроме того, из пояснений истца следует, что пользователи автомобильными дорогами были проинформированы о введенных ограничениях путем размещения на сайтах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на официальном сайте уполномоченного органа - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, соответствующей информации.
Вместе с тем суд считает обоснованными доводы ответчика относительно проведения проверочных мероприятий с целью определения превышения значений допустимых весовых параметров транспортного средства неуполномоченным лицом, а также относительно нарушения порядка составления акта результатов измерения весогабаритных параметров транспортного средства ответчика.
Так, в силу Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения" право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также: уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14.2 пунктах транспортного контроля; уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если технически допустимая максимальная масса указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, в местах на территории Российской Федерации, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1, с соблюдением правил и требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
В статье 12 Закона № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Согласно части 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ (в редакции, действующей на дату составления акта № 50 от 28.04.2020) порядок осуществления весового и габаритного контроля устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанного положения приказом Минтранса России от 29.03.2018 был утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок № 119), действовавший на момент составления акта № 50 от 28.04.2020.
В силу пункта 7 Порядка № 119 весогабаритный контроль осуществляется уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий.
Пунктом 12 Порядка № 119 установлено, что должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа самостоятельно либо во взаимодействии с владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК) проводится инструментальный контроль, включающий:
1) измерение габаритов транспортного средства (длина, ширина и высота);
2) измерение расстояний между осями;
3) определение сближенных осей и (или) осевых групп;
4) определение типа подвески (пневматическая или эквивалентная ей);
5) определение скатности колес на каждой оси транспортного средства;
6) измерение нагрузки на одиночную ось, сближенные оси и (или) осевые группы;
7) измерение общей массы.
В соответствии с пунктами 2.4.2 - 2.4.2.6 Устава Учреждения, утвержденного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.02.2019 № 129 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.10.2019 № 901), истец осуществляет выполнение работ в соответствии с решениями органов государственной власти Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог, в части осуществления полномочий, отнесенных Законом № 257-ФЗ и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных ими учреждений, в том числе:
- инструментальное и программное обеспечение мероприятий по весовому и габаритному контролю, в том числе с помощью автоматизированных систем (далее - АСВГК), осуществляемому уполномоченными контрольно-надзорными органами на автомобильных дорогах общего пользования Республики Татарстан в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- внедрение и строительство систем взимания платы (СВП) с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 3,5 и 12 тонн, а также сбор, обработка, хранение и передача в автоматическом режиме данных о проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Татарстан;
- проведение расчетов оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами;
- разработка и согласование маршрута движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;
- выдача специального разрешения, в том числе в электронной форме, на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Татарстан, в том числе в период действия временных ограничений движения по автомобильным дорогам в рамках предоставленных полномочий.
Разработка систем предоставления государственных и муниципальных услуг (услуг в электронном виде) по принципу "одного окна" по выдаче специального разрешения на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан в электронной форме;
- обеспечение исполнения установленного порядка использования придорожных полос и полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 3 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2020 № 189 Учреждению предписано обеспечить взвешивание транспортных средств на пунктах весового и габаритного контроля при осуществлении: Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения; Средне-Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта надзора в области весового и габаритного контроля транспортных средств.
Согласно должностной инструкции сотрудников учреждения, проводивших взвешивание, в их должностные обязанности входит, в том числе, обеспечение функционирования пунктов весового контроля территориального управления в соответствии с действующими требованиями, проведения проверки работоспособности весового оборудования и программного обеспечения, системы АИС КТГ, средств измерений габаритов, исправности оргтехники, наличия метрологической поверки средств измерений; обеспечение сохранности, надлежащего состояния весового оборудования, средств измерения габаритных параметров транспортных средств в соответствии с технической документацией по их эксплуатации; установка автомобиля ППВК и дорожных знаков согласно утвержденной схеме расположения на автомобильной дороге, проверка соответствия площадки требованиям, установленным для весового оборудования.
Также в должностной инструкции закреплена обязанность по оказанию содействия сотруднику ГИБДД в определении весовых и габаритных параметров транспортных средств в следующем порядке:
- проверять соответствие площадки требованиям, установленным для весового оборудования;
- инициализировать (включать) автоматические и автоматизированные системы взвешивания, проверять работоспособность весового оборудования;
- заполнять диалоговую форму соответствующей программы весового оборудования (тип, марку, модель транспортного средства, нормативы (предельные значения) весовых и (или) габаритных параметров, измеренные межосевые значения транспортных средств, в соответствии с которыми определяются фактические весовые и (или) габаритные значения транспортного средства и другие параметры, необходимые для составления акта определения весовых и габаритных параметров);
- фиксировать в автоматизированной информационной системе АИС «КТГ» полученное от сотрудника ГИБДД специальное разрешение на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, количество проездов транспортного средства и направление движения по указанному маршруту с проставлением соответствующей отметки в специальном разрешении;
- заверять подписью распечатанный акт определения весовых и габаритных параметров транспортного средства о работоспособности весового оборудования и наличие действующего свидетельства о метрологической поверке, передавать сотруднику ГИБДД.
Из изложенного следует, что Учреждение и его сотрудники не уполномочены самостоятельно проводить контрольные мероприятия в области весового и габаритного контроля транспортных средств, а также останавливать транспортные средства и в отсутствии сотрудника уполномоченного контрольно-надзорного органа проводить весогабаритные измерения транспортного средства.
Так, из приведенных положений нормативных актов следует наличие у учреждения полномочий по проведению инструментального контроля совместно с должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа и составление актов результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства. Иными словами, учреждение уполномочено на обеспечение взвешивания транспортных средствах на пунктах весового контроля при осуществлении уполномоченным контрольно-надзорным органом соответствующих мероприятий (государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляемого ГИБДД МВД по Республике Татарстан, а также надзора в области весового контроля транспортных средств, осуществляемого Средне-Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), фиксации результатов такого взвешивая путем составления актов в соответствии с Порядком № 119, что согласуется с целями деятельности Учреждения, закрепленными в его Уставе, для достижения которых на сотрудников Учреждения возложены соответствующие обязанности, закрепленные в их должностных инструкциях.
Как следует из пояснений сотрудника истца, Мавютова Р.Р., взвешивание транспортного средства ответчика и составление акта № 50 от 28.04.2020 производилось в отсутствие сотрудника уполномоченного контрольно-надзорного органа.
Следовательно, мероприятия по установлению превышения значений допустимых весовых параметров транспортного средства ответчика в рассматриваемом случае были произведены неуполномоченным лицом.
При этом, согласно пункту 21 Порядка № 119 по результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа или владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК) составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.
Пунктом 22 Порядка № 119 установлено, что в акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства указываются:
1) номер, дата, время составления, наименование и адрес балансодержателя пункта весогабаритного контроля, наименование оператора и (или) уполномоченного контрольно-надзорного органа;
2) принадлежность СПВГК или ППВГК к контролируемой автомобильной дороге (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку;
3) адрес (место) дислокации СПВГК или ППВГК, в том числе координаты ГЛОНАСС/GPS (при наличии);
4) наименование, тип и серийный номер средства измерения, год выпуска, свидетельство об утверждении типа средства измерения (номер, срок действия, регистрационный номер), номер и срок действия свидетельства о поверке;
5) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа);
6) тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд);
7) владелец транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа (полуприцепа) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, телефон, номер свидетельства о регистрации транспортного средства) и сведения о документе, подтверждающем право владения транспортным средством;
8) должностное лицо, ответственное за перевозку (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений);
9) водитель транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер водительского удостоверения);
10) грузоотправитель (наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений);
11) организация, осуществившая погрузку груза в транспортное средство (наименование, адрес и телефон) (при наличии сведений);
12) характеристики груза (наименование, делимый/не делимый, масса и габариты) по транспортным документам;
13) применяемая величина массы транспортного средства или автопоезда (т);
14) применяемая величина осевой нагрузки и нагрузки на группы осей (т) с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях;
15) применяемая величина длины, ширины и высоты транспортного средства или автопоезда (м);
16) фактически зафиксированная величина массы, осевой нагрузки и нагрузки на группы осей транспортного средства или автопоезда с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях;
17) фактически зафиксированный вид сопровождения (автомобиль прикрытия, автомобиль Госавтоинспекции);
18) фактически зафиксированные особые условия движения;
19) маршрут и направление движения с указанием пройденного расстояния по маршруту движения контролируемой автомобильной дороги (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку (в км).
Согласно пункту 25 Порядка № 119 должностное лицо уполномоченного контрольно-надзорного органа обязано внести в раздел "Особые отметки контролирующих органов" специального разрешения на движение ТКТС сведения о проверке (место, дата, время, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника, номер нагрудного знака сотрудника уполномоченного контрольно-надзорного органа).
Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с указанными в нем сравнениями весовых и габаритных параметров, а также результатами выполнения иных установленных и разрешенных условий движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств составляется в трех экземплярах, подписывается лицом, составившим его, водителем транспортного средства (пункт 26 Порядка № 119).
Акт № 50 от 28.04.2020 не содержит подписи лица, его составившего.
Истец в ходе рассмотрения дела пояснил, что подпись сотрудника, составлявшего акт № 50 от 28.04.2020, ранее не была предусмотрена, так как акт заполнялся в автоматическом режиме через систему АИСЕ КТГ.
Вместе с тем, вопреки доводам истца, приведенные выше положения пункта 26 Порядка № 119 (действовавшего в момент составления акта № 50) прямо указывает на необходимость подписи акта лицом его составившим.
Более того, как указано в пояснениях к иску от 29.06.2023 и следует из приложенных к ним должностной инструкции, в должностные обязанности сотрудников, проводивших взвешивание транспортного средства по акту № 50 входит оказание содействия сотруднику ГИБДД в определении весовых и габаритных параметров транспортного средства в определенном инструкции порядке, завершением которого является заверение подписью распечатанного акта определения весовых и габаритных параметров транспортного средства о работоспособности весового оборудования и наличии действующего свидетельства о метрологической поверке, передаваемых сотруднику ГИБДД.
Помимо изложенного, суд находит заслуживающими внимание доводы ответчика относительно иных допущенных при составлении акта № 50 от 28.04.2020 нарушениях. В частности, указание на свидетельства о поверке весового оборудования №№ 9817009, 9817129 с истекшим сроком поверки (нарушение подпункта 4 пункта 22 Порядка № 119), отсутствует указание пройденного расстояния по маршруту движения контролируемой автомобильной дороги (нарушение подпункта 19 пункта 22 Порядка № 119), указано только общее пройденное расстояние.
Кроме того, акт № 50 содержит неполную информацию, а именно, не указаны адрес балансодержателя пункта весогабаритного контроля, наименование оператора и (или) уполномоченного контрольно-надзорного органа (подпункт 1 пункта 22 Порядка № 119), адрес, телефон владельца транспортного средства, номер свидетельства о регистрации транспортного средства и сведения о документе, подтверждающим право владения транспортным средством (подпункт 7 пункта 22 Порядка № 119), имя и отчество водителя, серия и номер водительского удостоверения (подпункт 9 пункта 22 Порядка № 119), масса и габариты груза по транспортным документам (подпункт 12 пункта 22 Порядка № 119).
Также необходимо отметить, что суд неоднократно запрашивал у истца копии свидетельств №№ 9817009, 981729 о поверке весового оборудования в подтверждение доводов об ошибочной ссылки на свидетельства с истекшим сроком поверки. Такие документы истцом не представлены, что не позволяет сопоставить данные о поверке с весовым оборудованием, на использование которого ссылается истец, проследить последовательность поверки конкретного весового оборудования, достоверно установить заводские номера применяемых весов. Наличие названных противоречий исключает возможность достоверного определения примененных средств измерения, правильность и достоверность результатов проведенных взвешиваний и фактически указывает на нарушение процедуры проверки.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Частями 1, 4 статьи 75 АПК РФ установлено, что письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Документы, представляемые в арбитражный суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов.
Из пункта 7 статьи 12, части 13 статьи 31 Закона № 257-ФЗ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с частью 12 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ (в редакции, действующей на дату составления акта № 50 от 28.04.2020) порядок осуществления весового и габаритного контроля устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанного положения приказом Минтранса России от 29.03.2018 был утвержден Порядок № 119.
Таким образом, при движении транспортного средства по региональной автодороги общего пользования с превышением значений допустимых весовых параметров размер вреда определяется уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (уполномоченной таким органом на осуществление расчета платы в счет возмещения вреда организацией) в порядке, установленном Правительством РФ. При этом расчет данной платы должен производиться на основании данных весового и габаритного контроля, проведенного в соответствии с требованиями уполномоченного органа. На дату составления акта № 50 от 28.04.2020 такие требования устанавливались Порядком № 119.
Из пунктов 21, 26 Порядка № 119 следует, что документом, фиксирующим данные результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа или владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК), является акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства, подписанный составившим его лицом.
Такой акт в силу пункта 29 Порядка № 119 учитывается при осуществлении расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда за пройденный транспортным средством путь.
Согласно пункту 30 Порядка № 119 результаты инструментального контроля, на основании которых должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа осуществляет анализ и сравнение на наличие или отсутствие превышений фактически измеренных весовых и габаритных параметров транспортного средства над допустимыми весовыми и габаритными нормами, установленными Правилами, применительно к конкретному участку автомобильной дороги, на котором осуществлялся инструментальный контроль, должны быть оформлены в виде акта результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.
Таким образом, акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства, подписанный составившим его лицом, является доказательством, на основании которого допустимо констатировать факт превышения весогабаритных параметров транспортного средства над допустимыми или разрешенными весогабаритными параметрами.
Вместе с тем, материалы дела не содержат надлежащим образом оформленного акта определения весовых параметров транспортного средства, составленного при проведении, в полном соответствии с установленными законодательством правилами, контрольно-надзорных мероприятий, и подписанного составившим его лицом, как того требуют установленные Порядком № 119 правила оформления результатов весогабаритного контроля транспортных средств.
Следовательно, истцом в нарушении статей 64, 65, 68, 71 АПК РФ не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих превышение осевых нагрузок принадлежащего ответчику транспортного средства при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения 28.04.2020.
При этом суд также отмечает, что в расчетном листе к акту № 50 использован показатель протяженности 1,3429 (сотни километров), в то время как расчет расстояния, пройденного по контролируемым дорогам, 134,29 км не представлен. В ходе рассмотрения дела истец представил расчет расстояния по региональным дорогам протяженностью 134,1 км и уменьшил заявленные требования, применив показатель протяженности 1,341, а также исключив из расчета превышение допустимой нагрузки по первой оси (6717,25руб. согласно расчетному листу к акту № 50). В акте № 50, как отмечено ранее, в нарушение подпункта 19 пункта 22 Порядка № 119 не указано пройденное расстояние по маршруту движения контролируемой автомобильной дороги, указано общее пройденное расстояние - 225 км.
Кроме того, в расчетном листе к акту № 50, в требовании № 15 НР указан размер платы в счет возмещения вреда автодороги 26878,61руб. В просительной части поданного в суд заявления содержится требование о взыскании 21878,61руб. в счет возмещения указанного вреда, расчет не представлен, в пояснениях от 25.04.2023 истец ссылается на техническую ошибку в просительной части искового заявления, а также указывает на протяженность маршрута по региональной дороге общего пользования - 134,29 км. Вместе с тем, в возражениях на отзыв от 05.05.2023 истец просит взыскать с ответчика 21878,61руб. В последующем, в ходатайстве об уточнении исковых требований, представленном через сервис "Мой Арбитр" 04.07.2023, просит приять уменьшение размера исковых требований до 20132,43руб. в связи с допущенной арифметической ошибкой в расчетах.
Истец в ходе рассмотрения дела неоднократно ссылался на наличие многочисленных ошибок, связанных как с составлением акта № 50, так и с расчетом размера вреда (при указании номеров свидетельств о поверки в акте, при определении расстояния, пройденного по региональной дороге общего пользования, при расчете суммы определения нагрузки на первую ось, в том числе относительно факта превышения такой нагрузки). Истец указывает на заполнение данных для составления акта вручную, на невнимательность сотрудников, на допущенные ими ошибки в расчете.
Изложенное свидетельствует о противоречивости позиции истца в части используемых при определении размера вреда параметров, которая не может быть устранена в ходе рассмотрения дела в связи с отсутствием надлежащим образом составленного акта результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства, на основании которого должны быть определены такие параметры, а также допущенных грубых нарушений при проведении указанных измерений в отсутствие должностного лица уполномоченного контрольно-надзорного органа.
Принимая во внимание, что акт № 50 от 28.04.2020 не может быть признан надлежащим доказательством по делу, отсутствие допустимых и достоверных доказательств в обоснование обстоятельств, влияющих как на установление факта причинения вреда, так и на определение его размера, суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта превышения транспортным средством установленных ограничений по весу, а также причинения ответчиком вреда автомобильной дороги общего пользования регионального значения.
С учетом изложенного, основания для взыскания с ответчика 20 132 руб. 43 коп. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, отсутствуют, в связи с чем заявленный иск не подлежит удовлетворению.
По результатам рассмотрения дела и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать государственному бюджетному учреждению "Безопасность дорожного движения" в удовлетворении заявления о взыскании с открытого акционерного общества "Котласский химический завод" 20 132 руб. 43 коп. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
А.С. Тарасова