НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 12.07.2013 № А05-5561/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 июля 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-5561/2013

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного казенного учреждения Архангельской области "Центр занятости населения города Архангельска" (ОГРН 1022900516572; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Гайдара, дом 4, корп.1) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН 1022900521820; место нахождения: 163000, г.Архангельск, пр.Ломоносова, дом 60) об оспаривании решения,

установил:

государственное казенное учреждение Архангельской области "Центр занятости населения города Архангельска" (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – ответчик, управление, фонд) о признании недействительным решения фонда о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.03.2013 №11 в части предложения уплаты недоимки за 2010 год в сумме 9175 рублей 88 копеек.

Ответчик представил отзыв, в котором указал, что оснований для признания недействительным оспариваемого решения не имеется.

Суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900516572 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В отношении заявителя управление провело выездную плановую проверку за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.

В ходе проведенной проверки ответчик выявил, что заявитель в базу для начисления страховых взносов не включил в базу для начисления страховых взносов суммы оплаты компенсации ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, не связанные с увольнением, в размере 39 722 руб. 48 коп. Такое нарушения были допущены в 2010 году в отношении работников Староверова В.Б., Усольцевой И.М., Косоноговой Е.Н., Лукьяненко С.А., Сачек Т.В..

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 06.02.2013 №1, в котором зафиксировано выявленное нарушение, а также предложено привлечь заявителя к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон №212-ФЗ) в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов в части доначисленных страховых взносов по не принятым Фондом социального страхования Российской Федерации к зачету расходам, а также по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за 2010 год платежей.

Фонд сообщил заявителю о времени и месте рассмотрения материалов проверки уведомлением от 06.02.2013 №1. В этот же день акт и уведомление были получены директором учреждения лично, о чем свидетельствует его подпись на решении и требовании.

25 февраля 2013 года заявителем в адрес управления было направлено письмо №492/09, в котором учреждение изложило свои возражения относительно акта выездной проверки от 06.02.2013.

По результатам рассмотрения материалов проверки заместитель начальника управления Михайлова Я.Г. приняла решение №11 от 12.03.2013, которым предложила заявителю уплатить за 2010 год недоимку в следующих размерах: по страховым взносам на страховую часть на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации - в размере 7944 руб. 49 коп., по страховым взносам в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования - в размере 436 руб. 94 коп. и 794 руб. 45 коп. соответственно. Указанное решение управлением было направлено в адрес заявителя 14.03.2013, о чем свидетельствует копии почтовой квитанции №7 от 14.03.2013 и списка внутренних почтовых отправлений №13 от этой же даты.

Управление направило учреждению требование №12 от 08.04.2013, в котором предложило уплатить недоимку в течение 10 календарных дней со дня его получения.

Учреждение, не согласившись с решением фонда от 12.03.2013 №11, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. В обоснования требования учреждение ссылается на то, что компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск предусмотрена трудовым законодательством, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, следовательно, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

В отзыве ответчик указал, что денежная компенсация за неиспользованную часть отпуска выплачивается работодателем в рамках трудовых правоотношений в силу его материальной ответственности перед работником, соответственно, такая выплата не является компенсацией, предусмотренной статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), следовательно, суммы компенсации подлежат обложению страховыми взносами.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе организации.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ).

На основании части 1 статьи 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона №212-ФЗ.

В спорный период подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ было предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статьей 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами (статья 164 ТК РФ).

Согласно статье 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Из анализа указанных следует, что компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск предусмотрена трудовым законодательством, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, следовательно, не подлежит включению в базу при начислении страховых взносов.

Следует отметить, что Федеральный закон от 08.12.2010 №339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", дополнивший подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ и исключивший компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, из числа выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, вступил в законную силу с 01.01.2011.

Судом установлено, что проверка в отношении учреждения проводилась за период с 01.01.2010 по 31.12.2011. При этом оплата работникам заявителя компенсации ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, производилась в течение 2010 года.

Поскольку дополнения в пункт 2 статьи 9 Закона №212-ФЗ, касающиеся начисления страховых взносов на компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, были внесены только с 01 января 2011 года, действие указанной нормы не распространяется на рассматриваемые правоотношения, имевшие место в 2010 году.

Доводы ответчика о том, что денежная компенсация за неиспользованную часть отпуска выплачивается работодателем в рамках трудовых правоотношений в силу его материальной ответственности перед работником, и такая выплата не может быть признана компенсацией, предусмотренной статьей 164 ТК РФ, суд отклоняется на основании следующего.

В соответствии со статьей 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

При этом статья 126 ТК РФ прямо указывает, что замена ежегодного оплачиваемого отпуска производится денежной компенсацией.

Следовательно, денежная компенсация за неиспользованную часть отпуска, выплачиваемая работодателем в рамках трудовых правоотношений, является именно компенсацией, предусмотренной статьей 164 ТК РФ.

Таким образом, решение фонда о начислении за 2010 год недоимок по страховым взносам на страховую часть на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 7944 руб. 49 коп., а также по страховым взносам в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в размере 436 руб. 94 коп. и 794 руб. 45 коп. соответственно, является незаконным.

Указанный вывод подтверждается позицией судебных инстанций, выраженной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2012 №ВАС-3620/12, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2011 по делу №А05-5057/2011, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу №А52-2966/2012.

С учетом изложенного заявленное требование учреждения подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 197-201, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать недействительным проверенное на соответствие нормам Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске №11 от 12.03.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, принятое в отношении государственного казенного учреждения Архангельской области "Центр занятости населения города Архангельска" в части предложения уплаты недоимки за 2010 год в сумме 9 175 рублей 88 копеек.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного казенного учреждения Архангельской области "Центр занятости населения города Архангельска".

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина