АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 июля 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-5006/2013
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2013 года
Полный текст решения изготовлен (решение принято) 12 июля 2013 года
Арбитражный суд Архангельской области
в составе судьи Чуровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН 1022900521820; место нахождения: 163000, г.Архангельск, пр.Ломоносова, дом 60)
к ответчику – Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Выучейского, дом 18)
о взыскании 32 234 руб. 81 коп.,
при участии в заседании представителей: не явились, извещены
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – пенсионный фонд, Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство) 32 234 руб. 81 коп., из которых:
- 6884 руб. 91 коп. финансовой санкции (из них: за неполную уплату страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в результате занижения в размере базы 5090 руб. 49 коп.; за неполную уплату страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в результате занижения в размере базы 696 руб. 87 коп.; за неполную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в результате занижения базы в размере 667 руб. 14 коп.; за неполную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в результате занижения базы в размере 430 руб. 41 коп.);
- 25 349 руб. 90 коп. финансовой санкции за предоставление неполных и недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Размер требований указан с учетом его уменьшения фондом в письме от 30.05.2013 №04-45/1990, принятого судом.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела по результатам плановой выездной проверки Агентства Фондом вынесено решение №82 от 28.12.2012, которым установлена неуплата страховых взносов в размере 4975 руб. 32 коп., начислены пени в размере 3822 руб. 81 коп., наложен штраф по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) в размере 25349 руб. 90 коп., штраф по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) в размере 6884 руб. 91 коп.
В целях уплаты доначисленных сумм в добровольном порядке Управление фонда направило в адрес Агентства требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №4 от 01.02.2013.
В связи с неисполнения ответчиком требования в установленный в нем срок, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования Управление ПФ ссылается на выявленные в ходе выездной проверки недостоверные сведения индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц в связи с невключением страхователем в базу для начислений суммы оплаты к месту отдыха и обратно за пределами территории РФ, а также неполная уплата страховых взносов по указанному основанию.
Агентство, возражая против заявленного требования, указывает на отсутствие недоимки по уплате страховых взносов, поскольку с суммы выплат, превышающих 463 000 руб. страховые взносы не взимаются в любом случае.
Суд оценил доводы сторон с учетом следующего.
Как следует из акта выездной проверки №91 от 30.11.2012 Управлением фонда установлено, что в течении 2010 – 2011 годов Агентство оплачивало работникам и членам их семей проезд к месту отдыха и обратно в соответствии с Постановлением Администрации Архангельской области от 25.07.2006 №21-па «Об утверждении порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, органах государственной власти Архангельской области и иных государственных органах Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В 2011 году в базу для начисления страховых взносов включены компенсации проезда к месту отдыха работникам, в то время, как компенсации на проезд детей к месту отдыха за пределами территории РФ не облагались страховыми взносами.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что компенсация проезда двум работникам ответчика начислена в июне 2011 года, а страховые взносы в июле, т.е. в более поздние сроки.
По расчету Фонда занижение базы для исчисления страховых взносов в 2011 году составило 15997,77 руб.
Решением Управления ПФ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах №82 от 28.12.2012, вынесенным по итогам проверки, Агентство привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за представление полных и (или) недостоверных сведений в виде финансовой санкции в размере 25349,90 руб. (10% причитающихся уплате платежей за 2011 год), а также по статье 47 Закона №212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в размере 6884,91 руб. (20% неуплаченной суммы).
В соответствии со статьей 2 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (пересчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, определенные указанным Законом.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ответчик сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, направлял в пенсионный фонд своевременно и отражал в них данные о выплатах, включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Доказательства расхождения учета Агентства и сведений, представленных в Фонд за 2011 год, в материалах дела отсутствуют. В решении такие обстоятельства не отражены.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон №27-ФЗ не предусматривает.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения Агентства к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ у Управления фонда не имелось.
Изложенный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 №7828/12 по делу №А05-11287/2011.
В удовлетворении заявленного требования о взыскании 25349,90 руб. финансовой санкции по части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ суд отказывает.
Кроме того, суд не согласен с позицией Фонда о необходимости включения в состав базы для исчисления страховых взносов всей стоимости компенсации проезда к месту отдыха и обратно работникам Агентства и членам их семей.
Исходя из положений статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, органах государственной власти Архангельской области и иных государственных органах Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержден постановлением Администрации Архангельской области от 25.07.2006 №21-па.
Согласно пункту 2 указанного Порядка лица, работающие в государственных учреждениях Архангельской области, органах государственной власти Архангельской области и иных государственных органах Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка компенсации подлежат, в том числе, фактические расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно к месту постоянного жительства (месту пребывания), подтвержденные проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов), авиационным пассажирским транспортом - не выше стоимости перелета экономическим классом. При проезде авиационным пассажирским транспортом более высокого класса (бизнес-класс, первый класс) расходы компенсируются на основании справки перевозчика о стоимости перелета по этому же маршруту экономическим классом или справки туроператора (турагента), продавшего путевку. Расходы на получение указанной справки компенсации не подлежат.
Работодатели также оплачивают один раз в два года стоимость проезда к месту отдыха и обратно и провоза багажа весом до 30 килограммов неработающих членов семьи работника (несовершеннолетних детей), проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени и места использования отпуска работником (пункт 4).
Компенсация стоимости проезда несовершеннолетних детей к месту отдыха и обратно производится по правилам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящего Порядка.
Для окончательного расчета работник организации обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска (несовершеннолетних детей - прибытия с отдыха) представить отчет о произведенных расходах с приложением проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы.
Пунктом 14 Порядка определено, что при проведении отпуска (отдыха) в составе группы по туристическим путевкам (включая туристические поездки) и отсутствии проездного документа (билета), когда стоимость проезда включена в общую стоимость туристической путевки (проезда группы), стоимость проезда работника (его несовершеннолетних детей) компенсируется на основании справки перевозчика или туроператора (турагента), продавшего путевку, о стоимости проезда.
Таким образом, работники Агентства и члены их семей имеют право на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, независимо от того, где такой отдых проводился.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами или коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.
Вместе с тем, в решении по итогам выездной проверки Фонд указал, что неполная уплата страховых взносов и занижение базы для их исчисления совершены Агентством в связи с необложением страховыми взносами сумм компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно детей сотрудников в 2011 году.
По мнению Управления ПФ, обложением взносами подлежит вся сумма компенсации стоимости перелета от международного аэропорта (г.Москва) до места отдыха за пределами территории РФ.
Суд не согласен с позицией заявителя.
Статьей 325 Трудового кодекса РФ, пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ предусмотрены компенсации, не подлежащие обложению страховыми взносами, за проезд к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации, определение размера компенсации исходя из территориального нахождения пункта пропуска, влечет нарушение конституционного принципа равенства перед законом.
Компенсации за проезд к месту отдыха и обратно за пределы территории Российской Федерации, исчисленные до государственной границы Российской Федерации в соответствии с проездными документами и справками перевозчика, не подлежат обложению страховыми взносами.
Аналогичная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума от 02.10.2012 №7828/12.
По мнению суда, в рассматриваемой ситуации страховыми взносами не должны облагаться выплаты, производимые для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения Государственной границы и обратно. Компенсация стоимости перелета от места пересечения Государственной границы до места отдыха за пределами территории РФ обложению страховыми взносами подлежит.
Таким образом, Агентство в 2011 году неправомерно не включило в базу для начисления страховых взносов стоимость компенсации перелета от места пересечения Государственной границы до места отдыха за пределами территории РФ в отношении двух застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Управление Фонда решением №82 от 28.12.2012 привлекло ответчика к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ за 2012-2011 год в размере 6884,91 руб. Указанная сумма заявлена ко взысканию в настоящем деле.
Вместе с тем, ни в решении, ни в заявлении в суд не отражено, в чем выразилось занижение суммы страховых взносов в 2010 году.
Согласно представленным в материалы дела документам, размер недоимки по страховым взносам за 2011 год составил 4975,32 руб. (в базу для исчисления страховых взносов не включено 15997,77 руб.).
Принимая во внимание, что 6884,91 руб. - это 20% неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ), размер недоимки должен составлять 34424,55 руб. Доказательства наличия у Агентства недоимки в указанной сумме материалы дела не содержат.
Суд не может принять составленный Управлением ПФ расчет суммы финансовой санкции по пункту 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ, как документально не подтвержденный.
Более того, исходя из позиции суда, изложенной выше, размер недоимки по страховым взносам за 2011 год определен Фондом неверно (по полной стоимости компенсации перелета). В определении от 26.06.2013 суд запрашивал у заявителя расчеты сумм страховой базы и страховых взносов, составленные с учетом ортодромии, с приложением соответствующих доказательств. Требование суда Фондом не исполнено. В материалах дела отсутствуют справки туристических агентств и авиационных компаний о стоимости перелета от международного аэропорта до пункта пересечения Государственной границы РФ.
При таких обстоятельствах у суда отсутствует возможность самостоятельно произвести расчет финансовой санкции, подлежащей взысканию по пункту 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ.
Расчет суммы штрафа в размере 6884,91 руб. является необоснованным ни по праву, ни по размеру, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворении заявленного требования о его взыскании.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
А.А. Чурова