НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 12.05.2012 № А05-3205/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 мая 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-3205/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 12 мая 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело № А05-3205/2012

по заявлению Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (ОГРН 1022900529783; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Попова, дом 22)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (ОГРН 1042900051094; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Логинова, дом 29)

при участии в деле третьего лица – государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Архангельске,

о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчётов №7045 по состоянию на 01.01.2012, содержащей недостоверную информацию по наличию недоимки по пени и штрафам, невозможной к взысканию в связи с истечением сроков взыскания.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – Иорданская Т.Г. по доверенности №1 от 29.02.2012;

ответчика – Сынчиков Д.Н. по доверенности от 29.12.2011 №2.4-08/047444;

третьего лица - не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчётов №7045 по состоянию на 01.01.2012, содержащей недостоверную информацию и обязании выдать справку, отражающую достоверную информацию с указанием на утрату Инспекцией возможности взыскания спорных сумм либо без отражения спорных сумм.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала.

Представитель ответчика заявленные требования полагает не подлежащими удовлетворению. Ответчик представил отзыв на заявление, в котором указал на то, что данные о наличии задолженности по налогам и пени указаны им в соответствии с данными лицевого счёта, представил объяснения и документы по каждой конкретной сумме задолженности, указал на то, что налоговым органам не предоставлено право произвольно признавать долги по налогам и пени нереальными к взысканию и исключать из лицевого счёта налогоплательщика соответствующие суммы без наличия на то правовых оснований.

Третье лицо в письме от 16.04.2012 №04-39/1495, ссылаясь на то, что на 16.04.2012 заявитель не имеет задолженности по страховым взносам, просит рассмотреть дело без участия его представителя.

Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области зарегистрировано в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900529783.

Инспекция предоставила заявителю справку №7045 о состоянии расчётов на 01.01.2012, содержащую информацию о наличии у заявителя задолженности по страховым взносам, пени, штрафам. Справка подписана заместителем начальника инспекции.

Согласно справке №7045 у учреждения имеется задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, по штрафу в Фонд социального страхования..

Учреждение считая, что срок для взыскания указанной в справке задолженности истек и инспекцией утрачена возможность принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке, по существу обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отражении в справке задолженности без указания о невозможности её взыскания. Отражение спорной задолженности в справке затрагивает права учреждения на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявитель просит признать налоговую инспекцию утратившей право на принудительное взыскание указанных в справке недоимок по пени, штрафам.

Суд рассматривает настоящий спор как заявление об оспаривании действий (бездействия) ответчика, не указавшего в справке, что возможность принудительного взыскания сумм задолженности налоговым органом утрачена.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) незаконными является наличие двух фактов в совокупности: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки утверждена Приказом ФНС России от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@ «Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению».

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Соответствующая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.09.2009 №4381/09.

С учётом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.09.2009 №4381/09, в справке должна быть отражена объективная информация о состоянии расчётов, в том числе указание на утрату инспекцией возможности взыскания задолженности в случае, если такая возможность налоговым органом утрачена.

Исходя из изложенной позиции, судом проанализированы указанные в справке суммы недоимок и пени, штрафов, установлено следующее.

1.   Задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 11 руб. 30 коп.  , сложилась из сумм программно начисленных пени за период с 16.08.2005 по 25.09.2005 на недоимки в размере 602 руб. 72 коп., 2064 руб. 71 коп.

Ответчик пояснил, что наличие задолженности подтвердить документально не имеет возможности в связи с истечением сроков хранения документации (5 лет), в судебном порядке взыскание сумм задолженности не производилось.

Срок для взыскания недоимки и пени в судебном порядке на момент выдачи справки истёк, в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 отсутствует информация о том, что налоговая инспекция утратила право на взыскание с заявителя указанных сумм.

2  . Задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 27 руб. 18 коп.  , сложилась из сумм программно начисленных пени за период с 17.02.2004 по 25.09.2005 на недоимку в размере 1206 руб. 14 коп.

Ответчик пояснил, что наличие задолженности подтвердить документально не имеет возможности в связи с истечением сроков хранения документации (5 лет), в судебном порядке взыскание сумм задолженности не производилось.

Срок для взыскания недоимки и пени в судебном порядке на момент выдачи справки истёк, в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 отсутствует информация о том, что налоговая инспекция утратила право на взыскание с заявителя указанных сумм.

3.   Задолженность по пени по недоимке, пени, штрафам, иным финансовым санкциям по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 736 085 руб. 95 коп.  , сложилась из сумм: принятых на 15.01.2001 пеней в размере 574790 руб. 00 коп. и в начисленных пени в программе PRO в размере 120472 руб. 73 коп. за период с 15.01.2001 по 31.12.2003.

Налоговым органом не представлены документы в обоснование наличия задолженности по пени. Налоговый орган ссылается на то, что в соответствии со статьей 288 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, утвержденного приказом МНС России от 21.04.2002 года № САЭ-3-18/297, срок хранения указанных документов является 5 (пять) лет.

В судебном порядке взыскание сумм задолженности не производилось.

Срок для взыскания недоимки и пени в судебном порядке на момент выдачи справки истёк, в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 отсутствует информация о том, что налоговая инспекция утратила право на взыскание с заявителя указанных сумм.

4  . Задолженность по пени по недоимке, пени, штрафам, иным финансовым санкциям по взносам в Фонд социального страхования в размере 2351 руб. 48 коп.  , сложилась из сумм: принятых на 01.01.2001 пеней в размере 728 руб. 00 коп. и начисленных пени в программе PRO в размере 1056 руб. 79 коп. за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Задолженность по пени в размере 80 015 руб. 00 коп. образовалась вследствие принятия задолженности на 01.01.2001 в размере 80 015 руб. 00 коп.

Налоговым органом не представлены документы в обоснование наличия задолженности по пени. Налоговый орган ссылается на то, что в соответствии со статьей 288 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, утвержденного приказом МНС России от 21.04.2002 года № САЭ-3-18/297, срок хранения указанных документов является 5 (пять) лет.

В судебном порядке взыскание сумм задолженности не производилось.

Срок для взыскания недоимки и пени в судебном порядке на момент выдачи справки истёк, в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 отсутствует информация о том, что налоговая инспекция утратила право на взыскание с заявителя указанных сумм.

6  . Задолженность по пени по недоимке, пени, штрафам, иным финансовым санкциям по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 370 руб. 62 коп.  , сложилась из сумм: принятых на 01.01.2001 пеней и начисленных пени в программе PRO в размере 241 руб. 29 коп. за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Также учтены пени, начисленные за период с 01.01.2004 по28.09.2006.

Налоговым органом не представлены документы в обоснование наличия задолженности по пени. Налоговый орган ссылается на то, что в соответствии со статьей 288 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, утвержденного приказом МНС России от 21.04.2002 года № САЭ-3-18/297, срок хранения указанных документов является 5 (пять) лет.

В судебном порядке взыскание сумм задолженности не производилось.

Срок для взыскания недоимки и пени в судебном порядке на момент выдачи справки истёк, в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 отсутствует информация о том, что налоговая инспекция утратила право на взыскание с заявителя указанных сумм.

7  . Задолженность по пени по недоимке, пени, штрафам, иным финансовым санкциям по взносам в территориальные фонд обязательного медицинского страхования в размере 321 891 руб. 69 коп.  , сложилась из сумм: принятых на 01.01.2001 пеней в размере 288245 руб. 73 коп. и начисленных пени в программе PRO в размере 21901 руб. 12 коп. за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Также учтены пени, начисленные за период с 01.01.2004 по 28.09.2006.

Налоговым органом не представлены документы в обоснование наличия задолженности по пени. Налоговый орган ссылается на то, что в соответствии со статьей 288 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, утвержденного приказом МНС России от 21.04.2002 года № САЭ-3-18/297, срок хранения указанных документов является 5 (пять) лет.

В судебном порядке взыскание сумм задолженности не производилось.

Срок для взыскания недоимки и пени в судебном порядке на момент выдачи справки истёк, в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 отсутствует информация о том, что налоговая инспекция утратила право на взыскание с заявителя указанных сумм.

8  . Задолженность по пени в Государственный фонд занятости населения в размере 3613 руб. 34 коп.  , сложилась из сумм: принятых на 01.01.2001 пеней в размере 1643 руб. 16 коп. и начисленных пени в программе PRO в размере 1282 руб. 41 коп. за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Также учтены пени, начисленные за период с 01.01.2004 по 28.09.2006 в размере 687 руб. 70 коп..

Налоговым органом не представлены документы в обоснование наличия задолженности по пени. Налоговый орган ссылается на то, что в соответствии со статьей 288 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, утвержденного приказом МНС России от 21.04.2002 года № САЭ-3-18/297, срок хранения указанных документов является 5 (пять) лет.

В судебном порядке взыскание сумм задолженности не производилось.

Срок для взыскания недоимки и пени в судебном порядке на момент выдачи справки истёк, в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 отсутствует информация о том, что налоговая инспекция утратила право на взыскание с заявителя указанных сумм.

В справке отсутствует информация о том, что налоговым органом утрачено право на её принудительное взыскание.

Справками Управления Пенсионного фонда по г. Архангельску от 16.04.2012 №04-39/1495 и №30-992 подтверждается отсутствие у ответчика задолженности по страховым взносам на 16.04.2012.

В соответствии с пп.4 п.1 ст. 59 НК РФ одним из оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, безнадежными к взысканию является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания указанно недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

На основании изложенного, заявленное учреждением требование подлежит удовлетворению.

Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя устанавливает суд.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску, выразившиеся в отражении в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию расчётов на 01.01.2012 у Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области задолженности:

- по пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии в сумме 11 руб. 30 коп.,

- по пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии в сумме 27 руб. 18 коп.,

- по страховым взносам и пени за нарушение срока уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 736 085 руб. 95 коп.,

- по пени за нарушение срока уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования в сумме 2351 руб. 48 коп., по штрафу в сумме 80 015 руб. 00 коп.;

- по пени за нарушение срока уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 370 руб. 62 коп.,

- по пени за нарушение срока уплаты страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 321 891 руб. 69 коп.,

- по пени за нарушение срока уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 3613 руб. 34 коп.

без указания в справке о невозможности принудительного взыскания данной задолженности.

Признать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Архангельску утратившей возможность взыскания недоимки по налогам, взносам, пени в указанных выше размерах, отражённой в справке №7045 о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию расчётов на 01.01.2012.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова