НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 10.02.2015 № А05-14952/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2015 года

г. Архангельск

Дело № А05-14952/2014   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой И.А., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" (ОГРН <***>; <...>) об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; <...>),

установил: заявитель (далее также – общество) обратился в арбитражный суд, оспаривая постановление административного органа от 25 ноября 2014 года № 341 о назначении административного наказания.

В обоснование указал, что применение штрафа в размере 40000 руб. носит неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины лица, привлечённого к ответственности.

Административный орган в отзыве не согласился с доводами заявителя, просил отказать в удовлетворении заявления.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

На основании поручения от 6.11.2014 № 125 сотрудники административного органа провели проверку по вопросу использования обществом специального банковского счёта для осуществления соответствующих расчётов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей денежных средств для зачисления на специальный банковский счёт. По итогам проверки составлен акт.

14 ноября 2014 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 341. В протоколе указано на нарушение пункта 18 статьи 4 и пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 3.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами", пункта 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платёжной системе".

25 ноября 2014 года административный орган вынес постановление № 341 о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб. Заявителю вменено неиспользование специального банковского счёта для приёма платежей от физических лиц  и платёжных агентов.

Не согласившись с постановлением, заявитель оспорил его в суде.

Суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Часть 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами", банковскими платёжными агентами и банковскими платёжными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платёжной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а равно неиспользование платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Право должностных лиц налоговых органов составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 15.1 КоАП РФ предусмотрено в статье 28.3 Кодекса (часть 1). Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 15.1 КоАП РФ, как указано в статье 23.5.

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" поставщик при осуществлении расчётов с платёжным агентом при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Поставщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого Федерального закона является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с данным Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Платёжный агент, как указано в пункте 3 статьи 2, это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц. Платёжный агент, то есть юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, является согласно пункту 4 статьи 2 оператором по приёму платежей.

 В силу пункта 4 статьи 8  Федерального закона "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" получение поставщиком денежных средств, принятых платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4, не допускается.

Как следует из договора на приём платежей от 13.02.2014 № 40, общество является поставщиком, а ФГУП "Почта России" - платёжным агентом.

Административный орган установил, и заявитель не оспаривает, что в период с 1.10.2014 по 31.10.2014 общество получало денежные средства, принятые платёжным агентом, на банковский счёт, не являющийся специальным банковским счётом.

Противоправное деяние в виде неиспользования поставщиком специального банковского счёта для осуществления соответствующих расчётов материалами дела подтверждается.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что общество приняло все зависящие от него меры в целях соблюдения Федерального закона "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами", материалы административного дела не содержат.

Ссылку заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П суд признаёт несостоятельной. В постановлении говорится штрафах, превышающих сто тысяч рублей.

В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Как следует из оспариваемого постановления, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Тогда как нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влекущее ответственность по части 1 статьи 15.1, из материалов дела не усматривается. Виновность общества в таком правонарушении не установлена.

 В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациив случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Установив в деянии заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, административный орган признал заявителя виновным в совершении иного правонарушения - предусмотренного частью 1 этой статьи. Между тем основания для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 отсутствовали.

Суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаёт оспариваемое постановление незаконным и отменяет его.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25 ноября 2014 года № 341о назначении  административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Онега-Водоканал" (ОГРН <***>; <...>).

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение десяти дней со дня принятия.

  Судья                                                                                                   И.А. Меньшикова