НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 07.07.2016 № А05-3011/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

08 июля 2016 года

     г. Архангельск

Дело № А05-3011/2016

Резолютивная часть решения объявлена июля 2016 года  

Решение в полном объёме изготовлено июля 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Сметанина К.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лях Н.М.,

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования "Котлас" (ОГРН 1062904000026; место нахождения: Россия, 165300, г.Котлас, Архангельская область, пл.Советов, дом 3)

к ответчикам: 1. Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; место нахождения: Россия, 163000, г Архангельск, пр. Троицкий, дом 49)

2. министерству образования и науки Архангельской области (163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49, корп. 1)

о взыскании 1 030 000 руб.,

при участии представителей:

от истца: не явился (извещен, заявлено о рассмотрении в отсутствие),

от 1-го ответчика: Александрова Е.М.(доверенность от 18.04.2016),

от 2-го ответчика: Самодова А.А. (доверенность от 15.02.2016),

установил:

Администрация муниципального образования "Котлас" (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области  о взыскании 1 030 000 руб. убытков, связанных с предоставлением квартиры детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Определением суда от 04.05.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство образования и науки Архангельской области.

Истец заявил о рассмотрении дела без участия своих представителей в судебном заседании.

В ходе судебного разбирательства представители ответчиков иск не признали.

Заслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.  

Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Котласского городского суда Архангельской области от 10.12.2013 по делу № 2-3651 на МО «Котлас» в лице администрации возложена обязанность предоставить Пидченко Яне Евгеньевне, 1993 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Во исполнение указанного судебного акта и на основании постановления администрации МО «Котлас» от 17.11.2015 № 2789 Щелкановой (Пидченко) Яне Евгеньевне по договору найма специализированного жилого помещения была предоставлена однокомнатная квартира № 61 в доме № 64 по ул. Ленина в р.п. Вычегодский г. Котласа Архангельской области, общей площадью 30,8 кв. м. Договор найма специализированного жилого помещения от 20.11.2015 заключен с Щелкановой (Пидченко) Я.Е. на срок до 19.11.2020.

Указанная квартира является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2016 серии 29-АК № 071023.

Согласно выполненному оценщиком – предпринимателем Максименко Т.П. отчету от 22.12.2015 № 165/Н-15 рыночная стоимость квартиры № 61 в доме № 64 по ул. Ленина в р.п. Вычегодский, предоставленной Щелкановой (Пидченко) Я.Е., по состоянию на 17.12.2015 составляла 1 030 000 руб.

В письме от 25.01.2016 № 01-22/236 истец просил министерство финансов Архангельской области возместить стоимость указанной квартиры.

Получив отказ (письмо от 24.02.2016 № 06-11/42), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон № 159-ФЗ) предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно статье 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 46 областного закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" (далее - областной закон № 84-5-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 45 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ следует, что государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Следовательно, истец как орган местного самоуправления в 2015 году был наделен отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Вместе с тем, согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

На исполнение указанных государственных полномочий ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям утверждается областным законом "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.

Областным законом Архангельской области от 16.12.2014 № 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, на 2015 год муниципальному образованию "Котлас" предоставлена субвенция в размере 6 993 000 руб., в том числе за счет средств бюджета Архангельской области – 3 939 300 руб., за счет средств федерального бюджета – 3 053 000 руб. Также истцу на 2015 год был восстановлен остаток денежных средств из областного бюджета, не использованный на указанные цели в 2014 году, в размере 100 руб.

Согласно финансовому отчету по состоянию на 31.12.2015 истцом в 2015 году для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа приобретено за счет средств субвенции 5 жилых помещений общей стоимостью 6 993 000 руб., неосвоенный остаток средств составил 200 руб.

Таким образом, денежные средства, необходимые для предоставления жилого помещения Щелкановой (Пидченко) Я.Е., в виде субвенции истцу из бюджета Архангельской области не выделялись.

Пунктом 2 статьи 46 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ установлено, что в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований: 1). приобретают жилые помещения для предоставления их детям-сиротам путем:

- заключения договора купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья;

- заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря текущего финансового года;

2). включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; 3). заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений; 4). расторгают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений; 5). осуществляют контроль за использованием, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма либо собственниками или членами семьи собственников которых являются дети-сироты; 6) принимают решение о продлении с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений в связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; 7). исключают жилые помещения из специализированного жилищного фонда и относят жилые помещения к категории жилых помещений социального найма; 8). заключают с детьми-сиротами договоры социального найма жилых помещений.

Жилое помещение по адресу: г. Котлас, р.п. Вычегодский, ул. Ленина, д. 64 кв. 61 включено в специализированный жилищный фонд МО «Котлас» с присвоением статуса «жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на основании постановления администрации МО «Котлас» от 09.09.2015 № 2486.

В рассматриваемом случае жилое помещение Щелкановой (Пидченко) Я.Е. было предоставлено истцом в порядке, предусмотренном подпунктами 2 и 3 пункта 2  статьи 46 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ, в связи с чем довод ответчика о нарушении истцом положений названного закона отклоняется судом.

Довод ответчика о том, что право собственности муниципального образования "Котлас" на указанную квартиру не прекращено и истец не утратил возможность исполнять собственные полномочия за счет данного жилого помещения, также признается судом несостоятельным.

Предоставив жилое помещение Щелкановой (Пидченко) Я.Е., истец не может исполнить собственные обязательства согласно жилищному законодательству перед другими категориями граждан. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, истец будет вынужден приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.

Убытки истца составляют рыночную стоимость квартиры, предоставленной Щелкановой (Пидченко) Я.Е., на момент ее предоставления.

Убытки в сумме 1 030 000 руб. определены истцом исходя из отчета оценщика от 22.12.2015 № 165/Н-15 «Об определении рыночной стоимости квартиры, общей площадью 30,8 кв.м, по адресу:  г. Котлас, р.п. Вычегодский, ул. Ленина, д. 64 кв. 61».

Ссылка ответчика на то, что стоимость квартиры завышена в указанном отчете, документально не подтверждена. Не доверять отчету от 22.12.2015 № 165/Н-15 у суда нет оснований, поскольку он выполнен незаинтересованным лицом, результат оценки мотивирован и подтвержден объективными сведениями. Вывод о завышении стоимости квартиры может быть сделан только лицом, обладающим специальными познаниями в данной области. Ходатайства о проведении экспертизы ответчик не заявлял, свой расчет стоимости квартиры не представил.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Поскольку распорядителем бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а именно субвенций, выделенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство образования и науки Архангельской области, исковые требования подлежат удовлетворению за счет ответчика - Архангельской области в лице данного министерства.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с Архангельской области в лице министерства образования и науки Архангельской области (ОГРН 1082901012182) за счет казны Архангельской области  в пользу администрации муниципального образования "Котлас" (ОГРН 1062904000026) 1 030 000 руб. убытков.

В удовлетворении исковых требований к министерству финансов Архангельской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области.

       Судья                                                                             К.А. Сметанин