НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 07.02.2005 № А05-13045/04

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-13045/04-18

Дата принятия (изготовления) решения 07 февраля 2005 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе: судья Чалбышева И.В.

при ведении протокола судебного заседания Чалбышевой И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело

заявитель - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области

ответчик - Шмелев Станислав Павлович

о взыскании 1833 рублей 30 копеек

при участии в заседании представителей:

от заявителя : извещен, не явился

от ответчика : извещен, не явился

установил:

Заявлено требование о взыскании с предпринимателя Шмелева С.П. 1833 рублей 30 копеек, в том числе 1800 рублей фиксированного платежа за 2003 года и 33 рубля 30 копеек пеней, за просрочку уплаты фиксированного платежа, на основании Федерального закона № 167-ФЗ.

Заинтересованным лицом- предпринимателем Шмелевым в материалы дела представлены возражения, в которых предприниматель просит отказать территориальному отделению Пенсионного Фонда в удовлетворении заявления.

Спор рассмотрен с учетом следующих обстоятельств.

Шмелев Станислав Павлович зарегистрирован в качестве предпринимателя в 1996 году, получено свидетельство о государственной регистрации.

06 января 2000 года Шмелевым С.П. получено свидетельство № 06604 серии 06, со сроком действия до 31 марта 2020 года. Виды деятельности, согласно свидетельству- торгово-закупочная, посредническая, транспортные услуги.

Как следует из представленных в дело документов и сведений, Шмелев С.П. зарегистрирован в территориальном отделении Пенсионного Фонда по городу Котласу 17 сентября 1993 года.

Таким образом, материалами дела подтверждается статус предпринимателя, а также факт регистрации предпринимателя в отделении Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Пенсионный Фонд, обращаясь с заявлением о взыскании 1800 рублей фиксированного платежа за 2003 год, а также 33 рублей 30 копеек, заявляет следующее.

Исходя из пункта 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, потере кормильца, и в иных случаях, установленных Законом.

При этом, как указано в пунктах 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из базовой, страховой, и накопительной частей, а трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает в себя совокупность только первых двух из них.

Деление трудовой пенсии на части связано с порядком их финансирования, который определен в статье 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон от 15.12.2001).

В соответствии с пунктом 3 данной статьи выплата базовой части осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а выплата страховой и накопительной частей - за счет страховых взносов, являющихся средствами бюджета Пенсионного фонда РФ.

Следовательно, страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости и инвалидности, так же как и страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца, являются обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона от 15.12.2001 индивидуальный предприниматель без образования юридического лица - ответчик выступает страхователем.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона от 15.12.2001 страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ страховщика) и вести учет, связанный с их начислением и перечислением в указанный бюджет. Иначе исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается, исходя из пункта 1 статьи 26 Закона от 15.12.2001, пенями.

Своевременность заключается в уплате фиксированного платежа за текущий год не позднее 31 декабря этого года (пункт 4 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 № 148).

Полнота означает, что, во-первых, исходя из пункта 3 статьи 28 Закона от 15.12.2001, минимальный размер фиксированного платежа определен: на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 100 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии -50 рублей, и является обязательным для уплаты.

Во-вторых, уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа производится страхователем отдельными квитанциями (пункт 5 статьи 24 Закона от 15.12.2001) по кодам бюджетной классификации доходов бюджетов РФ, определенной Федеральным законом от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Код 1010611 -страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии. Код 1010621 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

В-третьих, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац 6 пункта 2 статьи 24 Закона от 15.12.2001).

Заинтересованное лицо, возражая против заявленного требования, в представленном отзыве ссылается на то, что он является инвалидом второй группы и не обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, ссылается на Конституцию Российской Федерации, постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 23 декабря 1999 года.

Суд, изучив представленные документы и сведения, считает заявленные требования территориального отделения Пенсионного Фонда не подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.

Заявитель ссылается на то, что пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из базовой, страховой, и накопительной частей. Следовательно, страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости и инвалидности, так же как и страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца, являются обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию.

Однако, суд считает, что заинтересованное лицо обоснованно ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 23 декабря 1999 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1,2, 4 и 6 Федерального закона от 04 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год», в связи с жалобами граждан, общественных организаций и запросами судов.

При этом, суд принимает во внимание, что в пункте 8 указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что пункт «в» статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 года освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды перечисленные в ней категории самозанятых граждан - работающих инвалидов I, II и III групп только в том случае, если они получают пенсии по инвалидности. Это ставит работающих пенсионеров - инвалидов в неравное правовое положение в зависимости от вида получаемой ими пенсии - по инвалидности или по старости. Получение пенсии по старости лишает работающих инвалидов государственной поддержки в форме освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, что, по сути, необоснованно ограничивает их в выборе вида пенсии и, в конечном счете, приводит к ограничению конституционного права на получение пенсии по старости, которую они заработали своим предшествующим трудом.

Оспариваемая норма нарушает конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), из которого вытекает недопустимость установления для одной и той же категории граждан - работающих инвалидов -необоснованных различий и предпочтений в области их государственной поддержки, с одной стороны, и недопустимость дискриминации в реализации гарантированного каждому социального обеспечения по возрасту (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) - с другой.

В силу части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке нормативных положений, касающихся других категорий работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости, постольку, поскольку такие положения приводят к признанному дискриминационным непредоставлению им государственной поддержки в виде освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

В резолютивной части Постановления 18-П установлено: «Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (части 1 и 2), пункт "в" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости.

Согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений, носящих дискриминационный характер нормативных актов, в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости  , поскольку в этих актах не предусматривается их освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие акты в указанной части не подлежат применению судами и другими правоприменительными органами.»

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области.

Судья

Чалбышева И.В.