НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 02.08.2017 № А05-6783/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-6783/2017   

Резолютивная часть решения объявлена августа 2017 года

Решение в полном объёме изготовлено августа 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Хромцова В.Н. 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН 1022900532490; место нахождения: 163050, г. Архангельск, ул. Пирсовая, д. 27)

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; место нахождения: 163000, г Архангельск, ул. Свободы, 27)

о признании недействительным предписания от 07.03.2017 № 3/4/1-2.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: Камина Ю.А. (по доверенности от 09.01.2017),

ответчика: Маслянка Т.Ю. (по доверенности от 18.01.2017).

Суд установил:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным, вынесенного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее – ответчик, управление) предписания № 3/4/1-2 от 07.03.2017 по устранению нарушений, установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Поводом к оспариванию названного предписания послужили следующие фактические обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 30.01.2017 № 3 управлением в период с 06.02.2017 по 07.03.2017 проведена внеплановая выездная проверка учреждения, в том числе на предмет проверки исполнения выданного ранее предписания от 07.07.2014 № 18/4/1-3 по устранению нарушений установленных требований  в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По результатам проверки составлен акт от 07.03.2017 № 3/4/1-2 и вынесено предписания № 3/4/1-2 от 07.03.2017 по устранению нарушений, установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В пункте 1 названного предписания указано на то, что работники учреждения не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты, что повлекло нарушение учреждением пункта 9 приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты». Данное нарушение предложено устранить в срок до 01.03.2018.

В пункте 2 названного предписания указано на то, что уполномоченные работники учреждения не обучены способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, что повлекло нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), Приказа МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований» (далее – Приказ МЧС России № 19) и подпункта «д» пункта 4, пункта 5, подпункта «б» пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – постановление Правительства № 547). Данное нарушение предложено устранить также в срок до 01.03.2018.

Указанное предписание учреждение посчитало не основанным на законе, в связи с чем, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В обоснование предъявленных требований учреждение указало на нарушение управлением требований, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2, пункта 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно проведение внеплановой выездной проверки без согласования с органом прокуратуры.

 В ходе судебного разбирательства, представитель учреждения исключил из оснований заявленных требований ссылки на нарушение процедуры проведения внеплановой выездной проверки, согласившись с доводами и возражениями ответчика в этой части.

Оспаривая по существу требования, содержащиеся в пунктах 1 и 2 обжалуемого предписания, учреждение считает, что им не могли быть нарушены требования пункта 9 утратившего силу с 15.03.2015 приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» и соблюдены требования Закона № 68-ФЗ, Приказа МЧС России № 19 и подпункта «д» пункта 4, пункта 5, подпункта «б» пункта 6 постановления Правительства № 547.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 2 Закона № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 установлено, что обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

В силу пункта 9 Положения для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

Управлением вменено учреждению нарушение требований пункта 9 Положения.

Вместе с тем, как правильно указывает учреждение, названный приказ МЧС России от 21.12.2005 № 993, нарушение которого вменено учреждению, утратил силу с 15.03.2015 в связи с изданием Приказа МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого предписания (07.03.2017) у управления не было правовых оснований для вывода о нарушении учреждением пункта 9 приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

При указанных обстоятельствах, пункт 1 оспариваемого предписания подлежит признанию недействительным.

В пункте 2 оспариваемого предписания указано на то, что уполномоченные работники учреждения не обучены способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, что повлекло нарушение заявителем требований Закона № 68-ФЗ, Приказа МЧС России № 19 и подпункта «д» пункта 4, пункта 5, подпункта «б» пункта 6 постановления Правительства              № 547.

Как указано в статье 1 Закона № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу пункта «в» статьи 14 данного Закона организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Согласно подпункту «д» пункта 4 Положения «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного постановлением Правительства № 547, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченных работников - получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

В соответствии с пунктом 5 названного Положения для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

В силу подпункта «б» пункта 6 Положения «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного постановлением Правительства № 547, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

Обязанность соблюдения вышеназванных требований учреждение не оспаривает и представило в ходе судебного разбирательства пояснения о том, что на момент проверки у заявителя имелся уполномоченный работник, обученный способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях – заместитель начальника учреждения - Усынин Александр Павлович.

В подтверждения указанного довода, учреждение представило в материалы дела выданные муниципальным казенным учреждением  муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр гражданской защиты» указанному лицу удостоверения №№ 108 и 128 от 17.02.2017, подтверждающие прохождение обучения на курсах гражданской обороны и пожарной безопасности в период с 13.02.2017 по 17.02.2017 по программе: «Работники организаций специально уполномоченные решать задачи в области ГО». Также учреждение указало, что вышестоящей организацией утвержден План обучения сотрудников и работников УФСИН  России по Архангельской области в муниципальном казенном учреждении  муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр гражданской защиты» на 2017 год, в числе которых и сотрудник учреждения – Спицына Ю.А.

Доводы управления о не представлении учреждением указанных документов в период проверки отклоняются судом как не подтвержденные в порядке пункта 1 статьи 65 АПК РФ.    

При указанных обстоятельствах, пункт 2 оспариваемого предписания также подлежит признанию недействительным.

В силу пункта 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

При рассмотрении настоящего дела судом учитываются обстоятельства, подтверждающие правомерность позиции учреждения, установленные вступившим в законную силу постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 08.05.2017 по делу № 5-114/2017, принятым мировым судьей судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г.Архангельска Ненашевым А.А.

На основании изложенных обстоятельств, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным предписание № 3/4/1-2 от 07.03.2017 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принятое Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области».

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

             Судья

В.Н. Хромцов