НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 01.10.2020 № А05-8917/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2020 года

г. Архангельск

Дело № А05-8917/2020   

Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года

Полный текст решения изготовлен октября 2020 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Печурой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании 01 октября 2020 года дело по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Урдомская средняя школа" (ОГРН 1022901364200; адрес: 165720, п.Урдома Ленского района, Архангельская область, ул.Вычегодская, дом 43А)

к контрольно-ревизионной инспекция Архангельской области (ОГРН 1082901015713; адрес: 163004, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 49)

об отмене постановления,

при участии представителей: от заявителя – Додонова В.А. (директор), от ответчика – Заостровцевой С.Г. по доверенности от 30.07.2019,

установил:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Урдомская средняя школа" (далее – заявитель, школа) обратилось в Вилегодский районный суд Архангельской с заявлением об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №3/20 от 09.06.2020, вынесенного контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области (далее – ответчик, инспекция), которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 109 519 руб. 71 коп.

Заявитель поддержал заявленное требование.

Ответчик с требованием не согласен, представил отзыв на заявление и копии материалов административного дела.

Изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Между министерством образования и науки Архангельской области и МО «Ленский муниципальный район» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субвенции из областного бюджета от 30.01.2018 №01-16/259.

Пунктом 1.1 указанного соглашения установлено, что его целью является доведение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до средней заработной платы в Архангельской области, доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в системе общего образования Архангельской области, доведение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей до средней заработной платы учителей в Архангельской области.

Между Министерством финансов Архангельской области и администрацией МО «Ленский муниципальный район» заключено соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование части дополнительных расходов на повышение МРОТ от 28.04.2018 №3 с дополнительным соглашением от 17.07.2018 №3/1, пунктом 4.3.1 которого установлено, что средства областного бюджета необходимо направить на выплату заработной платы с учетом расходов на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации работникам муниципальных учреждений и муниципальных органов, за исключением финансируемых за счет субвенций из областного и федерального бюджетов, в целях доведения их заработной платы до МРОТ с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки.

Между Отделом образования администрации МО «Ленский муниципальный район» и МБОУ «УСШ» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 22.01.2018 №1 (далее - Соглашение).

Предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг школой (пункт 1 Соглашения).

Из муниципального задания школы на 2018 год следует, что школа оказывает услуги: реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования (пункт 1.1), реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования (пункт 1.2); реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования (пункт 1.3); предоставление питания (пункт 1.4);  организация дополнительных общеразвивающих программ (пункт 1.5).

Как установлено инспекцией, школой за счет средств областного бюджета, выделенных в виде субвенции на реализацию образовательных программ (субсидии, выделенной на финансовое обеспечение государственного задания), осуществлены:

- выплата заработной платы сотрудникам учреждения, не включенным в Перечень должностей работников, осуществляющих реализацию общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оплата труда которых осуществляется за счет средств субвенции местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей общеобразовательных организациях (уборщикам служебных помещений, сторожам, вахтерам, гардеробщикам, уборщикам территории, юрисконсульту, специалисту по закупкам, механику);

- уплата начислений на заработную плату обслуживающему персоналу за сентябрь - декабрь 2018 года по коду строки 213 «Страховые взносы на обязательное страхование в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

-  расходы по содержанию имущества по коду строки 225 «Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества».

Таким образом, контрольно-ревизионная инспекция пришла к выводу, что МБОУ «УСШ», направив средства субсидии, выделенной из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в 2018 году в сумме 2 306 994,13 (494 922,48+683 805,47+1 128 266,18) рубля на цели, не соответствующие пункту 1 Соглашения, Перечню, пункту 2 Порядка предоставления и расходования субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию образовательных программ № 2-пп, пункту 2 Порядка предоставления и расходования субвенции из областного бюджета бюджетом МО «Ленский муниципальный район», утвержденном постановлением Администрации МО «Ленский муниципальный район» от 28.01.2015 №31, являющихся правовым основанием для представления указанных средств, нарушило пункт 1 статьи 306.4 БК РФ.

По данному факту 29.05.2020 заместителем начальника отдела внутреннего финансового контроля и правовой работы контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области Заостровцевой С.Г. в отношении  школы составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому школе вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №3/20 от 29.05.2020 получено директором школы.

Рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, руководитель инспекции Карпов С.В. вынес постановление от 09.06.2020 № 3/20, которым привлек заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 109519,71 руб., что составило 5 % от суммы средств, полученных из бюджета, использованных не по целевому назначению – 2190394,13 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, школа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене. По мнению заявителя, контрольно-ревизионная инспекция вышла за пределы своих полномочий. Кроме того, заявитель указывает, что школа не получала средств из областного бюджета, все расходы полностью соответствуют целевому назначению указанной субсидии, получателем целевой областной субвенции является МО «Ленский муниципальный район», именно муниципалитет, по мнению заявителя, должен нести ответственность в данном случае; нарушение совершено в условиях крайней необходимости.

Изучив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьёй 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (абзац 3 статьи 69.1 БК РФ).

Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (пункт 3 статьи 69.2 БК РФ).

Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью. лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

За нарушение пункта 1 статьи 306.4 БК РФ установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 15.14 КоАП РФ.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившихся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 15 и пункт 13 части 1 статьи 16) относит к вопросам местного значения муниципального района и городского округа организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособии, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании подпункта 1 пункта 8 Положения о контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 216-пп, инспекция осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших средства из областного бюджета в виде субсидии, бюджетных инвестиций или бюджетных кредитов.

Субсидии школе перечислялись из областного бюджета в следующем порядке.  

В соответствии со статьей 140 БК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьями 68 и 106 Областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», пунктом 18 статьи 5 Областного закона от 23 сентября 2008 года № 562-29-03 «О бюджетном процессе Архангельской области», пунктом 3 статьи 50 Областного закона от 2 июля 2013 года № 712-41-03 «Об образовании в Архангельской области» Правительством Архангельской области от 11.01.2011 утвержден Порядок предоставления и расходования субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию образовательных программ № 2-пп.

Согласно пункту 2 Порядка средства субвенции, предоставленные местным бюджетам, включают в себя расходы по подстатье 211 «Заработная плата», подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда», подстатье 226 «Прочие работы, услуги»; подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» на учебники и учебные пособия, на приобретение средств обучения, игр, игрушек, на материально-техническое обеспечение подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, на приобретение аттестатов об основном и среднем общем образовании; по выплате материальной помощи в размере оклада (должностного оклада), ставки заработной платы по основному месту работы (по основной должности) один раз в течение года и единовременного выходного пособия в размере трех окладов (должностных окладов), ставок заработной платы при выходе работника на пенсию по возрасту впервые или состоянию здоровья в соответствии с пунктом 3 статьи 38 областного закона от 2 июля 2013 года №712-41-03 «Об образовании в Архангельской области».

Аналогичное расходование закреплено в Порядке предоставления и расходования субвенции из областного бюджета бюджетом МО «Ленский муниципальный район», утвержденном постановлением Администрации МО «Ленский муниципальный район» от 28.01.2015 №31 (далее - Порядок №31).

В силу пункта 8 Порядка субвенции перечисляются в порядке межбюджетных отношений на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты и отражаются в расходах местных бюджетов в порядке, установленном министерством финансов.

Перечисление субвенций муниципальным автономным учреждениям и муниципальным бюджетным учреждениям, не являющимся получателями бюджетных средств, осуществляется в виде субсидий на выполнение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (пункт 9 Порядка, пункт 4 Порядка №31).

В соответствии с подпунктом 38.2 пункта 1 статьи 10 Областного закона от 2 июля 2013 года № 712-41-03 «Об образовании в Архангельской области» министерством образования и науки Архангельской области утвержден Перечень должностей работников, осуществляющих реализацию общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оплата труда которых осуществляется за счет средств субвенции местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей общеобразовательных организациях (далее – Перечень).

Между министерством образования и науки Архангельской области и МО «Ленский муниципальный район» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субвенции из областного бюджета от 30.01.2018 №01-16/259.

Пунктом 1.1 указанного соглашения установлено, что его целью является доведение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до средней заработной платы в Архангельской области, доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в системе общего образования Архангельской области, доведение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей до средней заработной платы учителей в Архангельской области.

Между министерством финансов Архангельской области и администрацией МО «Ленский муниципальный район» заключено соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование части дополнительных расходов на повышение МРОТ от 28.04.2018 №3 с дополнительным соглашением от 17.07.2018 №3/1, пунктом 4.3.1 которого установлено, что средства областного бюджета необходимо направить на выплату заработной платы с учетом расходов на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации работникам муниципальных учреждений и муниципальных органов, за исключением финансируемых за счет субвенций из областного и федерального бюджетов, в целях доведения их заработной платы до МРОТ с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки.

Между Отделом образования администрации МО «Ленский муниципальный район» и МБОУ «УСШ» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 22.01.2018 №1 (далее - Соглашение).

Предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг школой (пункт 1 Соглашения).

Таким образом, довод заявителя о том, что школа не получала денежные средства из областного бюджета является несостоятельным.

На основании Положения о порядке формирования муниципальных заданий муниципальными учреждениями Ленского района и порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий, утвержденного постановлением Администрации МО «Ленский муниципальный район» от 25.09.2015 №439, нормативные затраты на оказание муниципальной услуги рассчитываются исходя из базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов (пункт 15), базовый норматив затрат состоит из базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги (пункт 16, 19) и затрат на общехозяйственные нужды (пункт 16. 20), значение базового норматива на оказание муниципальной услуги утверждается общей суммой с выделением суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги (включая административно-управленческий и вспомогательный персонал, в случаях, установленных стандартами муниципальной услуги) и суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения муниципального задания (пункт 21. 22).

Пунктом 2.3.5 постановления Администрации МО «Ленский муниципальный район» от 28.07.2016 №435-н «Об утверждении Стандарта оказания муниципальной услуги по реализации основных общеобразовательные программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования», пунктом 2.3.5 постановления Администрации МО «Ленский муниципальный район» от 01.08.2016 №438-н «Об утверждении Стандарта оказания муниципальной услуги по реализации дополнительных общеразвивающих программ», пунктом 2.3.5 постановления Администрации МО «Ленский муниципальный район» от 28.07.2016 №436-н «Об утверждении Стандарта оказания муниципальной услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования установлено, что подбор персонала должен осуществляться в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов, служащих, разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.01.2010 №761н (далее - Приказ №761н).

В   Приказе   №761н   поименованы   должности руководителей (раздел 2), должности     педагогических     работников     (раздел вспомогательного    персонала:    дежурный    по    режиму,    вожатый,    помощник воспитателя, младший воспитатель, секретарь учебной части, диспетчер (раздел 4).

Таким образом, инспекция обоснованно пришла к выводу, что средства субвенции, предоставленные местным бюджетам на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях. общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях, а также на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение детьми-инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, включают в себя расходы, указанные в пункте 2 Порядка, пункте 2 Порядка №31, по тем работникам, должности которых включены в Перечень.

Общий объем субсидии на выполнение муниципального задания в 2018 году составил 86 312 285,10 рублей, из них 56 044 600,00 рублей - областная субвенция, 27 341 485,10 рублей - местный бюджет, областная субсидия на софинансирование части затрат дополнительных расходов на повышение МРОТ - 2 926 200.00 рублей (пункт 1 Соглашения, пункт 1 дополнительного соглашения №3 от 20.12.2018 к Соглашению).

Карточкой счета 205.00 за 2018 год подтверждается, что итоговая сумма по Соглашению составила 86 312 285,10 рублей.

По данным отчета о расходовании средств учреждением на 01.01.2019 субсидия на выполнение муниципального задания в сумме 86 312 285,10 рублей включает: 56 044 600,00 рублей - средства областного бюджета (КБК 0702 022 01 78620 611), местный бюджет - 27 341 485,10 рублей (КБК 0702 022 01 84050 611), 2 926 200,00 рублей - средства областного бюджета (КБК 0702 022 01 78080 611).

Как следует из Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год по коду строки 211 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений», отчета об исполнении учреждением Плана финансово-хозяйственной деятельности на 01.01,2019, пункта l.1 «Расчеты (обоснования) расходов на оплату труда» пункта 1 «Расчеты (обоснования) выплат персоналу» к Плану финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год объем, финансового обеспечения всего составил 48 997 871,67 рубль, из них субсидии на выполнение муниципального задания 40 458 153,55 рубля; оплата труда обслуживающего персонала- 7 859 807,67 рублей (6 376 213,60 + 1 483 594,07).

Как подтверждается отчетом о расходовании средств на 01.01.2019 по коду строки 211 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» расходы местного бюджета по оплате труда обслуживающего персонала составили 8539718,12 руб. (6336675,78+2203042,34), с учетом ошибки 8354730,15 руб. (5839718,12-184987,97 ошибочные).

По журналу операций №6 обслуживающему персоналу начислена заработная плата работникам в размере 8 354 730,15 руб.

Указанный факт подтверждается расчетно-платежными ведомостями за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, приложениями №1 к акту проверки, отчетом о состоянии лицевого счета бюджетного учреждения (выплаты - 49 075 295.53, поступления -77 423,86. Итого выплаты - 48 997 871,67).

Согласно Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения ф. 0503769 по средствам субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания кредиторская задолженность по заработной плате (счет 302.11 «Расчеты по заработной плате») в учреждении на отчетные даты отсутствовала.

Между тем, учреждением в нарушение пункта 1 Соглашения, Перечня, пункта 2 Порядка, пункта 2 Порядка №31 выплата заработной платы сотрудникам учреждения, не включенным в Перечень (уборщикам служебных помещений, сторожам, вахтерам, гардеробщикам, уборщикам территории, юрисконсульту, специалисту по закупкам, механику) произведена за счет средств субвенции областного бюджета в сумме 494 922,48 рублей (8 354 730,15-7 859 807,67), как разница между финансированием из местного бюджета и кассовыми расходами, включая кассовый расход за счет средств области.

Информацией на запрос о потребности средств бюджета кредиторской задолженности за 2018 год, направленной в Отдел образования администрации МО «Ленский муниципальный район», школой подтверждается, что из местного бюджета утвержден расход - 7 495 396,00 рублей, фактический расход - 8 539 718, 12 рублей, кассовый расход - 6 336 675, 78 рублей, в том числе, кассовый расход за счет средств областного бюджета - 494 922, 48 (679 910, 45- 184 987,97 рублей как ошибочно отраженные).

Как установлено инспекцией, согласно реестру денежных средств с результатами зачислений по реестру №134 от 25.12.2018 и платежному поручению №38313 от 25.12.2018 на сумму 578 690,90 рублей на банковские счета сотрудников, не поименованных в Перечне, учреждением переведена заработная плата за декабрь 2018 года.

Кроме того, средства субвенции на реализацию образовательных программ в нарушение пункта 1 Соглашения, Перечня, пункта 2 Порядка, пункта 2 Порядка № 31 использованы на уплату начислений на заработную плату обслуживающему персоналу за сентябрь – декабрь 2018 года по коду строки 213 «Страховые взносы на обязательное страхование в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В сентябре 2018 года за счет местного бюджета оплачено 219 102,15 рубля, за счет областного - 8 489,77 рублей (журнал операций № 6  за сентябрь 2018 года); в октябре 2018 гола - из областного бюджета 247 399,f 3 рублей (журнал операций №6 за октябрь 2018 года), в ноябре 2018 года - из областного бюджета 212 490,56 рублей (журнал операций №6 за ноябрь 2018 года), в декабре 2018 года - из областного бюджета 215 425,61 рублей (журнал операций №6 за декабрь 2018 года). Итого - 683 805,47 рублей (8 489,77+247 399,53-212 490,56+215 425,61).

Информацией на запрос о потребности средств бюджета кредиторской задолженности за 2018 год, направленной в Отдел образования администрации МО «Ленский муниципальный район», школой подтверждается, что кассовый расход в сумме 683 805,47 руб. произведен за счет средств областного бюджета.

МБОУ «УСШ» в нарушение пункта 1 Соглашения, Порядка, Порядка №31 средства субвенции из областного бюджета направлены на расходы по содержанию имущества по коду строки 225 «Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества» (расчет приведен в приложении №1 к акту проверки).

Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год по коду строки 225 «Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества» утверждено 1098843,38 рубля.

Карточкой счета 302.25. за 2018 год по КФО 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания кассовый расход составил 2 289 838,26 рублей.

Информацией на запрос о потребности средств бюджета кредиторской задолженности за 2018 год, направленной в Отдел образования администрации МО «Ленский муниципальный район», школой подтверждается, что кассовый расход по коду строки 225 «Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества» составил 2289838,26 рублей, в том числе, кассовый расход за счет средств областного бюджета — 1128266,18 руб.

Согласно пояснениям МБОУ «УСШ», представленных к письму от 20.03.2020 №84,  разница  сумм   по   карточке  счета  302.25   между   1 147 625,48  рублей  и 1  128 266.18 рублей в сумме 19 359,30 рублей образовалась в связи с тем, что услуги были частично оплачены за счет средств местного бюджета по виду поступления 0702 022 0184050 611.

Исходя из вышеизложенного, инспекция обоснованно пришла к выводу, что школа направила средства субсидии, выделенной из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в 2018 году в сумме 2 306 994,13 руб. (494 922,48+683 805,47+1128 266,18) на цели, не соответствующие пункту 1 Соглашения, Перечню, пункту 2 Порядка, пункту 2 Порядка №51, являющихся правовым основанием для представления указанных средств, нарушила пункт 1 статьи 306.4 БК РФ, тем самым, совершило административное правонарушение, административная ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 29.05.2020, актом проверки от 04.06.2019, соглашением от 22.01.2018 о порядке и условиях представления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, соглашением между министерством образования и науки Архангельской области и муниципальным образованием «Ленский муниципальный район» о порядке и условиях представления субвенции из областного бюджета от 30.01.2018, соглашением о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Ленский муниципальный район» на софинансирование части дополнительных расходов на повышение минимального размера оплаты труда от 28.04.2018 № 3, соглашение № 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания для муниципального учреждения Ленского муниципального района от 22.01.2018, платежными поручениями, выписками из лицевого счета бюджетного учреждения, расчетно-платежными ведомостями и иными доказательствами.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры, в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Суд учитывает, что в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ именно получатель бюджетных средств обладает полномочиями по обеспечению целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Именно школа направила средства субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования и перечисленной Отделу образования (главному распорядителю бюджетных средств), распределенной в виде субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальному бюджетному учреждению, не являющемуся получателем бюджетных средств, на цели, не соответствующие пункту 1 Соглашения, Перечню, пункту 2 Порядка, пункту 2 Порядка № 31. 

Довод учреждения о совершении рассматриваемых действий в состоянии крайней необходимости был оценен административным органом.

Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, признаками крайней необходимости являются: наличие опасности, угрожающей данному лицу, другому лицу, интересам общества или государства;  непосредственный характер угрозы; невозможность устранения опасности иными средствами; причиненный вред должен являться менее значительным, чем предотвращенный.

Для признания состояния крайней необходимости необходимо наличие всех вышеуказанных признаков.

 Следовательно, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена исключительно в результате совершения административного правонарушения.

Из анализа данной нормы следует, что важными условиями (критериями) для классификации и отнесения деяния к крайней необходимости являются предотвращение виновным лицом грозящей опасности и защита от еще большей опасности.

 Доводы заявителя не являются основанием для признания рассматриваемого нарушения крайней необходимостью, направленной на устранение опасности, угрожающей непосредственно школе или другим лицам, а также охраняемым законом интересам общества или государства. Доказательств наличия указанных обстоятельств, позволяющие сделать вывод о том, что вмененное учреждению в вину деяние совершено им в условиях крайней необходимости, в материалах дела отсутствуют.

 На основании изложенного, административным органом доказан состав правонарушения в действиях учреждения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Суд не усматривает предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения заявителя от административной ответственности, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности.

Привлечение к административной ответственности после истечение предусмотренного частью  1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности является недопустимым в силу нормы статьи 24.5 КоАП РФ.

Как правомерно установлено инспекцией, по нарушению по оплате работ, услуг по содержанию имущества, оплаченных платежными поручениями от 17.05,2018 № 758800 на сумму 37 800,00 рублей, №758798 на сумму 37 800,00 рублей, №758795 на сумму 41000,00 рублей на дату рассмотрения административного дела истек двухгодичный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности (всего на сумму 116 600,00 рублей).

Вместе с тем, в соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частями 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.

В оспариваемом постановлении указано, что временем совершения нарушения  по оплате работ, услуг по содержанию имущества является, в том числе 09.06.2018.

Таким образом, в рассматриваемом случае срок давности привлечения школы к административной ответственности по эпизоду оплаты работ, услуг по содержанию имущества платежными поручениями от 09.06.2018 на сумму 72850 руб. истек 08.06.2020, а потому постановление инспекции от 09.06.2020, принятое за пределами установленного срока привлечения к административной ответственности по данному эпизоду, не может быть признано законным.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются  по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности - 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо), подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (определения от 25.06.2018 № 304-АД18-7864, от 04.04.2017 № 305-АД16-16921) и Арбитражного суда Северо-Западного округа (постановление от 15.11.2018 по делу № А56-29081/2018). При этом не имеет значения, приходится ли окончание срока давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Санкция части 1 статьи 15.14 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Таким образом, размер административного штрафа составит 105877 руб. ((2190394,13 – 72850)*5%).   

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 этой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

Принимая во внимание такие обстоятельства, как наличие у заявителя статуса бюджетного учреждения, значительный размер минимального штрафа, суд считает возможным снизить размера административного штрафа на основании статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, и назначить школе наказание в виде наложения административного штрафа в размере 52939 рублей.

Суд приходит к выводу, что в данном случае достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, возможно при назначении административного штрафа в указанном размере.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

С учетом изложенного, заявленное требование подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и изменить постановление контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 3/20 от 09.06.2020, принятое в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Урдомская средняя школа", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901364200, находящегося по адресу: 165720, п.Урдома Ленского района, Архангельская область, ул.Вычегодская, дом 43А, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 52939 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская