НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Амурской области от 29.06.2010 № А04-2560/10

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2560/2010

30 июня 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 30 июня 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи М.А. Басос

при участии секретаря судебного заседания А.А. Бугрилова

рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к

индивидуальному предпринимателю Широкову Николаю Викторовичу

о привлечении к административной ответственности

3-и лица: -

протокол вел: секретарь судебного заседания А.А. Бугрилов

при участии в заседании: от заявителя – Македон Н.Г., доверенность от 12.03.2009, удостоверение № 00096; ответчик не явился, извещен.

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – заявитель, УГАДН по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Широкова Николая Викторовича (далее по тексту – ответчик, ИП Широков Н.В., предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель указал, что предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации нарушены лицензионные требования и условия, о чем 07.06.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 412-Ц.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, вместе с тем, признал, что отсутствие в личной карточке водителя Казанцева Д.С. сведений о допущенном им 30.01.2010 нарушении не может быть основанием для признания отсутствия со стороны ИП Широкова Н.В. учета, анализа и устранения причин нарушений водителями требований правил дорожного движения, поскольку Казанцев Д.С. состоит в трудовых отношениях с предпринимателем с 01.03.2010.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве, представленном к судебному заседанию, указал на признание заявленных требований в полном объеме, с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении, согласился, вину признал. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом ходатайство ответчика удовлетворено.

В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Широков Николай Викторович, 23.06.1961 года рождения, зарегистрирован Межрайонной ИМНС России № 1 по Амурской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 10.09.2004 за основным государственным регистрационным номером 304280125400508, ИНН 280100347500.

ИП Широков Н.В. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС 28 009539 от 29.02.2008. Срок действия лицензии – до 01.03.2013.

В период с 02.06.2010 по 07.06.2010 на основании приказа заместителя начальника УГАДН по Амурской области от 13.04.2010 № 308-лиц/Ц в отношении ИП Широкова Н.В. проведена плановая проверка с целью оценки соответствия осуществляемой предпринимателем деятельности обязательным требованиям, лицензионным требованиям и условиям.

В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предъявляемых к перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, а именно:

1) не организовано проведение ежемесячных сверок по дорожно-транспортным происшествиям (далее – ДТП) с органами ГИБДД (в представленном для проверки журнале учета ДТП отсутствуют отметки работников ГИБДД о проведении сверок);

2) не организован учет, анализ и устранение причин нарушений водителями требований правил дорожного движения (далее – ПДД): в личной карточке водителя Казанцева Д.С. отсутствуют отметки о нарушениях ПДД, допущенных им 30.01.2010, 03.04.2010; в личной карточке водителя Алешкова Д.В. отсутствуют отметки о нарушениях ПДД, допущенных им 23.03.2010, 25.03.2010, и сведения о принятых по ним мерах; -^

3) не организовано проведение инструктажей с водителями по безопасности дорожного движения: с водителем Канухиным А.В. вводный и первичный инструктажи проведены за 4 дня до приема его на работу;

4) не организованы и не проведены занятия по повышению квалификации водителей по безопасности дорожного движения (срок действия имеющихся свидетельств о проведении таких занятий в ПУ 24 закончился 29.05.2010);

5) не обеспечено надлежащее техническое состояние автобусов (к перевозкам пассажиров допущены: 18.03.2010 автобус ГАЗ 322131, государственный номер АВ793, с неисправным замком задней двери салона; 23.03.2010 – автобус ГАЗ 322132, государственный номер АВ861, с высотой рисунка протектора менее 2 мм.; 25.03.2010 – автобус ГАЗ 322131, государственный номер АВ583, без огнетушителя; 26.03.2010 – автобус ГАЗ 322131, государственный номер АВ861, с неработающими в установленном режиме внешними световыми приборами; 03.06.2010 – автобус ГАЗ 322132, государственный номер АВ861, с трещинами на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя);

6) не осуществляется контроль за своевременным выездом на линию и возвращением автомобилей с линии: водитель Каралаш И.Ю. 28.05.2010 в соответствии с путевым листом № 249 работал на маршруте с 09 час. 11 мин. до 18 час. 45 мин., в то время как по расписанию должен работать с 07 час. 09 мин. до 21 час. 07 мин., 29.05.2010 в соответствии с путевым листом № 251 работал на линии с 09 час. 11 мин. до 18 час. 45 мин., а согласно расписанию обязан работать с 07 час. 09 мин. до 21 час. 07 мин.; водитель Алешков Д.В. 31.05.2010 в соответствии с путевым листом № 253 работал на маршруте с 07 час. 12 мин. до 18 час. 45 мин., в то время как по расписанию должен работать с 09 час. 27 мин. до 22 час. 15 мин.; водитель Казанцев Д.С. 31.05.2010 в соответствии с путевым листом № 254 работал на маршруте с 07 час. 05 мин. до 19 час. 30 мин., тогда как согласно расписанию обязан работать с 07 час. 19 мин. до 22 час. 07 мин.;

7) не исполняется обязанность по составлению ежемесячных графиков работы (сменности) на линии для водителей с установлением необходимых параметров;

8) не обеспечено внутреннее оформление автотранспортных средств: на автобусе ГАЗ 322132, государственный номер АВ861, отсутствуют таблички с указанием мест для детей и инвалидов, стоимости провоза багажа);

9) не обеспечено надлежащее оформление остановочных пунктов маршрута № 25 (на конечном остановочном пункте «Тепличный комбинат» отсутствуют указатели маршрута с указанием наименования остановочного пункта, номера маршрута, расписания движения, адресами и контактными телефонами контролирующих организаций).

Допущенные нарушения зафиксированы в акте плановой проверки лицензиата от 07.06.2010 № 308-лиц/Ц.

По факту выявленных нарушений инспектором государственного автодорожного надзора по Амурской области 07.06.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 412-Ц.

В графе протокола «объяснение физического лица» имеется удостоверенная подписью Широкова Н.В. запись следующего содержания: «С изложенным в протоколе согласен, вину признаю».

Действиям предпринимателя дана правовая оценка по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд считает требования Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Частью 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б» пункта 4).

В соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения организации, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Обязанность предпринимателя по организации и проведению учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, нарушений водителями и работниками предпринимателя требований безопасности движения, а также обязанность по выявлению и устранению причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения установлены частью 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения, пунктами 2.2, 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, в числе основных требований, предъявляемых к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, предусматривает проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению.

Согласно пункту 3.4.3 приведенного Положения предприниматель организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации; оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм.

Обязанность организации проводить инструктажи с водителями установлена Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27. Согласно пункту 3.4.1 Положения организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

Разделом 10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, (далее – Межотраслевые правила по охране труда) установлена обязанность работодателя обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами (пункт 10.5).

Согласно пункту 10.6 Межотраслевых правил по охране труда инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. В соответствии с пунктом 10.7 Межотраслевых правил по охране труда вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом. Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.

Пунктом 10.8 Межотраслевых правил по охране труда предусмотрено, что первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов. Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.

Согласно пункту 10.9 Межотраслевых правил по охране труда каждый работник, имеющий профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы прикрепляется на 2 - 5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск к самостоятельной работе.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, по созданию условий для повышения квалификации водителей закреплена частью 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей отнесена к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя (для водителя – предпринимателя достаточно наличия лицензии на соответствующий вид перевозок).

Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

Согласно пункту 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава, в том числе, за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.

В соответствии со статьей 16 Закона о безопасности дорожного движения техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Согласно пункту 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.

Как следует из пунктов 4.2, 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организации и водители-предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

Пунктом 2.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии, в том числе, за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки и своевременного устранения технических неисправностей транспортных средств.

Пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров –Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, (далее – Основные положения) определено, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по технической эксплуатации.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст в пункте 4.7.2 устанавливает, что наличие трещин на ветровых стеклах автотранспортного средства в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды (часть 1 ГОСТа).

Пункт 11 Основных положений запрещает эксплуатацию автомобилей, автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

Так, запрещается эксплуатация транспортного средства в случаях, если не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели (пункт 3.3 Перечня); шины автобусов имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 2 мм (пункт 5.1 Перечня); не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины (пункт 7.4 Перечня); отсутствует огнетушитель (пункт 7.7 Перечня).

Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств предусмотрены также разделом 6 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28.

Согласно пункту 6.1.1 Правил техническое состояние, оборудование и укомплектованность АТС всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов. Пунктом 6.1.12 Правил установлено, что двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения. Из пункта 6.1.5 Правил следует, что техническое состояние электрооборудования автотранспортного средства должно обеспечивать, в том числе, безотказную работу приборов освещения.

Обязанность предпринимателя по осуществлению контроля за своевременным выходом и возвращением автомобилей с линии предусмотрена пунктом 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, пунктом 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2.

Как следует из пункта 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет, в том числе, контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения.

В соответствии с пунктом 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

Обязанность работодателя по составлению ежемесячных графиков работы (сменности) на линии предусмотрена пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15. Данные графики составляются для всех водителей на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Требования к внутреннему оформлению транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, предусмотрены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112. В соответствии с пунктом 37 приведенных Правил внутри транспортного средства размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора – также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Согласно пункту 14 Правил перевозок остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.

В соответствии с пунктом 15 Правил перевозок на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Помимо приведенной информации может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа (пункт 16 Правил перевозок).

Нарушение ИП Широковым Н.В. нормативных актов в области автомобильного транспорта при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 07.06.2010 № 412-Ц, подтверждается актом плановой проверки лицензиата от 07.06.2010 № 308-лиц/Ц; журналом учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств; личными карточками водителей Казанцева Д.С. и Алешкова Д.В.; информацией ГИБДД УВД по Амурской области о допущенных нарушениях ПДД; трудовыми договорами с водителями; журналом регистрации инструктажа на рабочем месте; свидетельствами о прохождении водителями техминимума по безопасности дорожного движения; представлениями о нарушении АДД (условий лицензирования), постановлениями о наложении административного штрафа; актом проверки на линии транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа, от 03.06.2010 № 248; путевыми листами от 28.05.2010 № 249, от 29.05.2010 № 251, от 31.05.2010 №№ 253, 254; расписанием движения транспортных средств по маршруту № 25т; актами обследования транспортного средства на соответствие установленным техническим требованиям, предъявляемым к назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию, от 07.06.2010; иными доказательствами, и не оспаривается ответчиком.

Вместе с тем, судом признано необоснованным вменение ИП Широкову Н.В. нарушения, выразившегося в отсутствии в личной карточке водителя Казанцева Д.С. отметки о нарушениях ПДД, допущенных им 30.01.2010, поскольку данное нарушение допущено Казанцевым Д.С. до принятия его на работу к ИП Широкову Н.В.: согласно пункту 4 трудового договора, заключенного с данным водителем, начало работы – 01.03.2010.

Кроме того, суд приходит к выводу о неправомерном вменении предпринимателю неорганизованного проведения инструктажей с водителями по безопасности дорожного движения в связи с проведением вводного и первичного инструктажей с водителем Канухиным А.В. за 4 дня до приема его на работу. В соответствии с пунктами 10.7, 10.8, 10.9, 10.16 Межотраслевых правил по охране труда прохождение вводного и первичного инструктажей предшествует допуску работников к самостоятельной работе. Требования о прохождении указанных инструктажей непосредственно перед приемом на работу или при приеме на работу Межотраслевые правила по охране труда не содержат.

Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).

Вина ответчика в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности ИП Широкова Н.В.

Указанные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена. Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении судом проверены

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих ответственность предпринимателя, суду не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Широкова Николая Викторовича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, применить штраф в размере 3 000 рублей.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Широкова Николая Викторовича, 23.06.1961 года рождения в г.Благовещенске Амурской области, зарегистрированного Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 10.09.2004 за основным государственным регистрационным номером 304280125400508, ИНН 280100347500, с местом жительства по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Раздольная, 58/4 (г.Благовещенск, пер.Зеленый, 4), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2801030057 КПП 280101001 р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10410000000 Код 10611690040040000140.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос