1123/2023-105571(2)
Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск Дело № А04-7550/2023
31 октября 2023 года изготовление решения в полном объеме
« 26 » октября 2023 г. резолютивная часть
Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича
рассмотрев в судебном заседании Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному казенному учреждению «Контрольно-ревизионная комиссия муниципального образования города Зея» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления в части
протокол вел: секретарь судебного заседания Бурдин В.В.,
при участии в заседании: участвующие лица не явились, извещены, установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратился Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи (далее – заявитель, Комитет, КУМИ г. Зеи) с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Контрольно-ревизионная комиссия муниципального образования города Зея» (далее – ответчик, Комиссия, Контрольно-ревизионная комиссия г. Зея) о признании недействительным представления контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования города Зеи от 20 июля 2023 года № 03 в части указанных в мотивировочной части следующих нарушений:
«- При фактическом отсутствии транспортных средств в количестве 5 единиц (раздел 2.2) из бюджета города Зеи на протяжении ряда лет производилась оплата транспортного налога. Так за 2022 год оплачен транспортный налог в сумме 5911,00 рублей. В соответствии со ст. 34 БК РФ расходы в сумме 5549,00 рублей признаются контрольно-ревизионной комиссией как неэффективное расходование средств бюджета города Зеи;
- Выявлены транспортные средства, не находящиеся на балансе казны и не отраженные в реестре муниципального имущества города Зеи в количестве 16 единиц, за которые из бюджета города Зеи, произведена оплата транспортного налога за 2022 год в сумме 79063,00 рублей. В соответствии со ст. 34 БК РФ расходы в сумме 79063,00 рублей признаются контрольно-ревизионной комиссией как неэффективное расходование средств бюджета города Зеи;
- Объекты бывшего ДОЛ «Салют» переданы в собственность ОАО «ЗеяИнвестЭнерго» в 2017 году (договор купли - продажи муниципального имущества от 01.03.2017 года № 59). Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями судей по делу на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru)
используйте секретный код:
Согласно договору в собственность переданы 5 зданий и 2 сооружения. Муниципальное имущество в количестве 17 единиц в собственность ОАО «ЗеяИнвестЭнерго» не передавалось. Также не переданы: канализация ДОЛ «Салют» (в реестре 2810412110151), наружный водопровод (в реестре 2810412110153). Местонахождение вышеназванного имущества установить не представляется возможным, однако имущество находится в реестре муниципального имущества;
- Выявлены объекты движимого имущества, которые были переданы в Отдел внутренних дел по городу Зее и Зейскому району для оборудования мебелью, оргтехникой и средствами связи помещений для работы участковых уполномоченных полиции. На 01.01.2023 года пункты полиции упразднены, имущество не возвращено в казну муниципального образования и не списано;
- В нарушение статьи 695 Гражданского кодекса РФ, пункта 10.1.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Зеи, утвержденного решением ЗГСНД от 07.05.2014 № 21/37 произведена уплата транспортного налога за счет средств бюджета города Зеи за транспортные средства, переданные в безвозмездное пользование МЧС России по Амурской области в сумме 17334,00 рублей, что в соответствии со ст. 34 БК РФ является неэффективными расходами бюджетных средств.».
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что при проведении проверки полноты данных, соблюдения порядка формирования и правомерности внесения изменений в реестр муниципального имущества города Зеи контрольный орган вышел за рамки данного контрольного мероприятия, поскольку указанные в представлениинарушения (оспариваемые заявителем) с предметом проведенной проверки не связаны и выводы о их совершении не могли быть сделаны по результатам данного контрольного мероприятия. Ни в оспариваемой части представления, ни в акте проверкиконтрольным органом не указано, какие нормы бюджетного законодательства или иных нормативных правовых актов нарушены Комитетом применительно к предмету проведенной проверки и к проверяемому периоду.
По мнению заявителя, представление в оспариваемой части нарушает права и законные интересы Комитета в сфере экономической деятельности, незаконно возлагая обязанности, связанные с осуществлением Комитетом функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Зеи.
Заявитель указал, что на момент подписания и внесения в Комитет оспариваемого представления председатель ответчика не отсутствовал, в связи с чем подписание представления аудитором ответчика незаконно и влечет недействительность представления.
Комитет пояснил, что отсутствие возражений на ряд указанных в акте проверки нарушений не свидетельствует о законности оспариваемого предписания.
Ответчик в отзыве указал на отмену оспариваемого представления распоряжением от 30.08.2023 № 11-од.
В судебное заседание 03.10.2023 заявитель направил уточнение требований, согласно которым наряду с первоначально заявленными требованиями, комитет просит признать недействительным акта проверки № 16 от 07.07.2023 в части указанных в пунктах 1-5 второй части заключительных выводов акта следующих нарушений:
«1. Объекты бывшего ДОЛ «Салют» переданы в собственность ОЛО «Зея Инвест Энерго» в 2017 году (договор купли - продажи муниципального имущества от 01.03.2017 года № 59). Согласно договору в собственность переданы 5 зданий и 2 сооружения. Муниципальное имущество в количестве 17 единиц в собственность ОЛО «Зея Инвест Энерго» не передавалось. Также не переданы: канализация ДОЛ «Салют» (в реестре 2810412110151). наружный водопровод (в реестре 2810412110153). Местонахождение вышеназванного имущества установить не представляется возможным, однако имущество находится в реестре муниципального имущества.
В 2023 году был объявлен электронный аукцион по продаже (приватизации) канализации ДОЛ «Салют», наружного водопровода (извещение 22000119340000000003 от 21.02.2023 года). Аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявителей.
Муниципальное имущество в количестве 17 единиц на момент проведения контрольного мероприятия не списано.
В 2023 году подписаны соглашения о расторжении договоров безвозмездного пользования, заключенные с МО МВД «Зейский». вышеназванное имущество списано (приказы о списании муниципального имущества находящегося в казне муниципального образования города Зеи от 21.06.2023 года № 180. 181.
В 2022 году КУМИ г. Зеи произведено списание 10 единиц автотранспортных средств.
В 2023 году легковой универсал УАЗ Патриот (В473НХ28) передан из собственности муниципального образования города Зеи в федеральную собственность (решение ЗГСНД от 23.03.2023 года № 92/17).».
Судом указанное уточнение не принято на основании ст. 49 АПК РФ, поскольку требование об оспаривании акта проверки является самостоятельным и вновь заявленным.
Кроме того, судом принято во внимание, что в рассматриваемом случае, при наличии вынесенного по результатам проверки представления самостоятельное оспаривание акта проверки не предусмотрено гл. 24 АПК РФ, поскольку акт проверки № 16 от 07.07.2023 не содержит каких-либо властных предписаний и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, подлежащих исполнению в установленный срок, а лишь фиксирует выводы проверяющего органа по итогам проведенной проверки.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в письменных пояснениях участников процесса.
В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
В период с 24 мая по 07 июля 2023 года на основании распоряжения председателя Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования города Зеи от 23.05.2023 № 7-од, аудитором Контрольно-ревизионная комиссия г. Зея было проведено контрольное мероприятие по проверке полноты данных, соблюдения порядка формирования и правомерности внесения изменений в реестр муниципального имущества города Зеи Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи.
По результатам проверки контрольным органом составлен акт № 16 от 07.07.2023 проверки полноты данных, соблюдения порядка формирования и правомерности внесения изменений в реестр муниципального имущества города Зеи. Комитет подписал указанный акт с возражениями.
Установлены нарушения, которые были выявлены контрольно ревизионной комиссией 2021,2022 годах, т.е. носящие системный характер:
№ 8: «При фактическом отсутствии транспортных средств в количестве 5 единиц (раздел 2.2) из бюджета города Зеи на протяжении ряда лет производилась оплата транспортного налога. Так за 2022 год оплачен транспортный налог в сумме 5911,00 рублей. В соответствии со ст. 34 БК РФ расходы в сумме 5549,00 рублей признаются контрольно-ревизионной комиссией как неэффективное расходование средств бюджета города Зеи».
№ 9: «Выявлены транспортные средства, не находящиеся на бачансе казны и не отраженные в реестре муниципального имущества города Зеи в количестве 16 единиц, за которые из бюджета города Зеи, произведена оплата транспортного налога за 2022 год в сумме 79063,00 рублей. В соответствии со ст. 34 БК РФ расходы в сумме 79063,00 рублей признаются контрольно-ревизионной комиссией как неэффективное расходование средств бюджета города Зеи».
№ 10: «Объекты бывшего ДОЛ «Салют» переданы в собственность ОАО «ЗеяИнвестЭнерго» в 2017 году (договор кути - продажи муниципального имущества от 01.03.2017 года № 59). Согласно договору в собственность переданы 5 зданий и 2 сооружения. Муниципальное имущество в количестве 17 единиц в собственность ОАО «ЗеяИнвестЭнерго» не передавалось. Также не переданы: канализация ДОЛ «Салют» (в реестре 2810412110151), наружный водопровод (в реестре 2810412110153). Местонахождение вышеназванного имущества установить не представляется возможным, однако имущество находится в реестре муниципального имущества».
№ 11: «Выявлены объекты движимого имущества, которые были переданы в Отдел внутренних дел по городу Зее и Зейскому району для оборудования .мебелью, оргтехникой и средствами связи помещений для работы участковых уполномоченных полиции. На 01.01.2023 года пункты полиции упразднены, имущество не возвращено в казну муниципального образования и не списано».
№ 12: «В нарушение статьи 695 Гражданского кодекса РФ, пункта 10.1.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Зеи, утвержденного решением ЗГСНД от 07.05.2014 № 21/37 произведена уплата транспортного налога за счет средств бюджета города Зеи за транспортные средства, переданные в безвозмездное пользование МЧС России по Амурской области в сумме 17334,00 рублей, что
в соответствии со ст. 34 БК РФ является неэффективными расходами бюджетных средств».
В резолютивной части представления от 20 июля 2023 года № 03 указаны мероприятия, которые необходимо исполнить в целях устранения нарушений и недопущения их в дальнейшей работе:
О принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах необходимо уведомить в письменной форме Комиссию, с приложением копий подтверждающих документов, не позднее одного месяца со дня получения представления.
Распоряжением от 30.08.2023 № 11-од представление от 20.07.2023 № 03 отменено.
Не согласившись с указанным представлением в части (пункты 8, 9, 10, 11, 12), заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Оценив изложенные обстоятельства, суд счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разделом 8.1 решения Зейского городского Совета народных депутатов от 12.08.2022 № 140 «Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования города Зеи» (далее - Положение) контрольно-ревизионная комиссия осуществляет полномочия по организации и осуществлению контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 9.1 Положения контрольные мероприятия проводятся контрольно-ревизионной комиссией г. Зеи в соответствии с планом работы контрольно-ревизионной комиссии г. Зеи. Сроки, объемы и способы проведения контрольных мероприятий определяются самостоятельно, с учетом предложений главы города, председателя Зейского городского Совета народных депутатов и депутатов городского Совета.
На основании пункта 9.4 Положения в ходе ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности финансово-хозяйственной деятельности, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности определяются своевременность, целевой характер и эффективность использования средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, федеральной территории, муниципальному образованию или возмещению причиненного
вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Судом установлено и заявителем не опровергнуто, что выявленные в ходе проверки оспариваемые нарушения, были выявлены и ранее в ходе проверок в 2021, 2022 годах и отражены в актах проверки полноты данных, соблюдения порядка формирования и правомерности внесения изменений в реестр муниципального имущества города Зеи № 5 от 04.08.2021 года и № 3 от 20.06.2022 года и в представлениях № 05 от 25.08.2021 года и № 02 от 05.07.2022 года. КУМИ г. Зеи признаны и разработаны планы мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений письма от 24.09.2021 № 07-07/1436 и от 04.08.2022 № 07-07/1181. Сроки исполнения мероприятий планов по устранению выявленных проверкой нарушений в 2021 году - 25.12.2021, в 2022 году - 31.12.2022.
Поскольку выявленные ранее нарушения заявителем не были устранены в 2023 году, проведена вновь проверка, результаты которой отображены в акте № 16 от 07.07.2023 года, и к таким нарушениям относятся:
Согласно пункту 12 плана мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений (письмо от 04.08.2022 № 07-07/1181) должно быть изъято, списано и утилизировано в срок до 31.12.2022 года, однако по состоянию на 01.01.2023 года не исполнено.
Согласно пункту 13 плана мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений (письмо от 04.08.2022 № 07-07/1181) в срок до 30.09.2022 должно быть проведены мероприятия по возврату и списанию. По состоянию на 01.01.2023 года не исполнено.
Согласно пункту 10 плана мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений (письмо от 04.08.2022 № 07-07/1181) в срок до 01.09.2022 должно быть установлено местонахождения транспортных средств, транспортные средства списаны, организована продажи лома черных и цветных металлов, образовавшегося в результате списания транспортных средств. Однако, по состоянию на 01.01.2023 года не исполнено.
Согласно пункту 11 плана мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений (письмо от 04.08.2022 № 07-07/1181) в срок до 01.09.2022 должно быть
установлено местонахождения транспортных средств, транспортные средства списаны, организована продажи лома черных и цветных металлов, образовавшегося в результате списания транспортных средств. По состоянию на 01.01.2023 года не исполнено.
Судом учтено, что приказами министерства финансов Амурской области от 26.07.2022 № 225, от 22.05.2023 № 152 в соответствии с частью 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2023 году и в 2024 году заявитель отнесен к перечню муниципальных образований, в бюджетах которых расчетная доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающим расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, замененной дополнительными нормативами отчислений, по отношению к объему доходов местных бюджетов, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальными районами и поселениями Амурской области, в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов и правомерно признаны контрольно - ревизионной комиссией как неэффективное расходование средств бюджета города Зеи.
Судом принято во внимание, что бюджетные средства, потраченные на уплату транспортного налога, на имущество, которого нет в наличии и оно не используется для нужд бюджета города Зеи, могли быть израсходованы в других целях, направленных на исполнение функций Комитета.
Суд пришел к выводу о том, что представление в части выявления оспариваемых нарушений не противоречило нормам действующего законодательства.
Судом принято во внимание, что распоряжением от 30.08.2023 № 11-од представление от 20 июля 2023 года № 03 было отменено.
При вынесении настоящего решения судом также учтено, что факты указанных выше нарушений заявитель в ходе проверки не оспаривал, а в ходе судебного процесса не опроверг.
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ комитетом не доказано, что оспариваемым представлением на момент его вынесения и до даты отмены его ответчиком были нарушены права заявителя.
При этом резолютивная часть представления не содержит указаний возлагающих на Комитет обязанностей, связанных с осуществлением функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Зеи, а также обязанностей по возврату денежных средств.
Представление от 20 июля 2023 года № 03 отменено ответчиком самостоятельно.
При таких обстоятельствах, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Определением суда от 17.08.2023 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Контрольно-ревизионной комиссии
муниципального образования города Зеи от 20 июля 2023 года № 03 в оспариваемой части, до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу № А04-7550/2023.
Пунктом 5 статьи 96 АПК РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Суд счел необходимым указать на отмену обеспечительных мер после вступления решения в законную силу.
В силу статьи 110 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 96, 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил в удовлетворении заявления отказать.
Отменить после вступления в законную силу решения суда обеспечительные меры, принятые на основании определения от 17.08.2023.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой
Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).
Судья П.А. Чумаков