НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 26.10.2023 № А04-7550/2023

1123/2023-105571(2)





Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск Дело № А04-7550/2023
31 октября 2023 года изготовление решения в полном объеме
« 26 » октября 2023 г. резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича 

рассмотрев в судебном заседании Комитета по управлению муниципальным имуществом  города Зеи (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному казенному  учреждению «Контрольно-ревизионная комиссия муниципального образования города Зея»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления в  части 

протокол вел: секретарь судебного заседания Бурдин В.В.,

при участии в заседании: участвующие лица не явились, извещены,  установил: 

в Арбитражный суд Амурской области обратился Комитет по управлению  муниципальным имуществом города Зеи (далее – заявитель, Комитет, КУМИ г. Зеи) с  заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Контрольно-ревизионная комиссия  муниципального образования города Зея» (далее – ответчик, Комиссия, Контрольно-ревизионная комиссия г. Зея) о признании недействительным представления контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования города Зеи от 20 июля 2023 года № 03 в  части указанных в мотивировочной части следующих нарушений: 

«- При фактическом отсутствии транспортных средств в количестве 5 единиц (раздел 2.2)  из бюджета города Зеи на протяжении ряда лет производилась оплата транспортного налога.  Так за 2022 год оплачен транспортный налог в сумме 5911,00 рублей. В соответствии со ст.  34 БК РФ расходы в сумме 5549,00 рублей признаются контрольно-ревизионной комиссией  как неэффективное расходование средств бюджета города Зеи; 

- Выявлены транспортные средства, не находящиеся на балансе казны и не отраженные в  реестре муниципального имущества города Зеи в количестве 16 единиц, за которые из  бюджета города Зеи, произведена оплата транспортного налога за 2022 год в сумме 79063,00  рублей. В соответствии со ст. 34 БК РФ расходы в сумме 79063,00 рублей признаются  контрольно-ревизионной комиссией как неэффективное расходование средств бюджета  города Зеи; 

- Объекты бывшего ДОЛ «Салют» переданы в собственность ОАО «ЗеяИнвестЭнерго» в  2017 году (договор купли - продажи муниципального имущества от 01.03.2017 года № 59).  Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями судей  по делу на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) 

используйте секретный код:


Согласно договору в собственность переданы 5 зданий и 2 сооружения. Муниципальное  имущество в количестве 17 единиц в собственность ОАО «ЗеяИнвестЭнерго» не  передавалось. Также не переданы: канализация ДОЛ «Салют» (в реестре 2810412110151),  наружный водопровод (в реестре 2810412110153). Местонахождение вышеназванного  имущества установить не представляется возможным, однако имущество находится в реестре  муниципального имущества; 

- Выявлены объекты движимого имущества, которые были переданы в Отдел внутренних  дел по городу Зее и Зейскому району для оборудования мебелью, оргтехникой и средствами  связи помещений для работы участковых уполномоченных полиции. На 01.01.2023 года  пункты полиции упразднены, имущество не возвращено в казну муниципального  образования и не списано; 

- В нарушение статьи 695 Гражданского кодекса РФ, пункта 10.1.5 Положения о порядке  управления и распоряжения муниципальным имуществом города Зеи, утвержденного  решением ЗГСНД от 07.05.2014 № 21/37 произведена уплата транспортного налога за счет  средств бюджета города Зеи за транспортные средства, переданные в безвозмездное  пользование МЧС России по Амурской области в сумме 17334,00 рублей, что в соответствии  со ст. 34 БК РФ является неэффективными расходами бюджетных средств.». 

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что при проведении проверки  полноты данных, соблюдения порядка формирования и правомерности внесения изменений  в реестр муниципального имущества города Зеи контрольный орган вышел за рамки данного  контрольного мероприятия, поскольку указанные в представлениинарушения (оспариваемые  заявителем) с предметом проведенной проверки не связаны и выводы о их совершении не  могли быть сделаны по результатам данного контрольного мероприятия. Ни в оспариваемой  части представления, ни в акте проверкиконтрольным органом не указано, какие нормы  бюджетного законодательства или иных нормативных правовых актов нарушены Комитетом  применительно к предмету проведенной проверки и к проверяемому периоду. 

По мнению заявителя, представление в оспариваемой части нарушает права и законные  интересы Комитета в сфере экономической деятельности, незаконно возлагая обязанности,  связанные с осуществлением Комитетом функций по управлению и распоряжению  муниципальным имуществом города Зеи. 

Заявитель указал, что на момент подписания и внесения в Комитет оспариваемого  представления председатель ответчика не отсутствовал, в связи с чем подписание  представления аудитором ответчика незаконно и влечет недействительность представления. 

Комитет пояснил, что отсутствие возражений на ряд указанных в акте проверки  нарушений не свидетельствует о законности оспариваемого предписания. 

Ответчик в отзыве указал на отмену оспариваемого представления распоряжением от  30.08.2023 № 11-од. 

В судебное заседание 03.10.2023 заявитель направил уточнение требований, согласно  которым наряду с первоначально заявленными требованиями, комитет просит признать  недействительным акта проверки № 16 от 07.07.2023 в части указанных в пунктах 1-5 второй  части заключительных выводов акта следующих нарушений: 

«1. Объекты бывшего ДОЛ «Салют» переданы в собственность ОЛО «Зея Инвест Энерго» в 2017  году (договор купли - продажи муниципального имущества от 01.03.2017 года № 59). Согласно  договору в собственность переданы 5 зданий и 2 сооружения. Муниципальное имущество в  количестве 17 единиц в собственность ОЛО «Зея Инвест Энерго» не передавалось. Также не  переданы: канализация ДОЛ «Салют» (в реестре 2810412110151). наружный водопровод (в  реестре 2810412110153). Местонахождение вышеназванного имущества установить не представляется  возможным, однако имущество находится в реестре муниципального имущества. 

В 2023 году был объявлен электронный аукцион по продаже (приватизации) канализации ДОЛ  «Салют», наружного водопровода (извещение 22000119340000000003 от 21.02.2023 года). Аукцион  признан несостоявшимся по причине отсутствия заявителей. 


Муниципальное имущество в количестве 17 единиц на момент проведения контрольного  мероприятия не списано. 

В 2023 году подписаны соглашения о расторжении договоров безвозмездного пользования,  заключенные с МО МВД «Зейский». вышеназванное имущество списано (приказы о списании  муниципального имущества находящегося в казне муниципального образования города Зеи от  21.06.2023 года № 180. 181. 

В 2022 году КУМИ г. Зеи произведено списание 10 единиц автотранспортных средств. 

В 2023 году легковой универсал УАЗ Патриот (В473НХ28) передан из собственности  муниципального образования города Зеи в федеральную собственность (решение ЗГСНД от  23.03.2023 года № 92/17).». 

Судом указанное уточнение не принято на основании ст. 49 АПК РФ, поскольку  требование об оспаривании акта проверки является самостоятельным и вновь заявленным. 

Кроме того, судом принято во внимание, что в рассматриваемом случае, при наличии  вынесенного по результатам проверки представления самостоятельное оспаривание акта  проверки не предусмотрено гл. 24 АПК РФ, поскольку акт проверки № 16 от 07.07.2023 не  содержит каких-либо властных предписаний и не возлагает на заявителя каких-либо  обязанностей, подлежащих исполнению в установленный срок, а лишь фиксирует выводы  проверяющего органа по итогам проведенной проверки. 


Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного  заседания извещены надлежащим образом. 

Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в письменных пояснениях  участников процесса. 

В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть  дело в отсутствие сторон. 

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

В период с 24 мая по 07 июля 2023 года на основании распоряжения председателя  Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования города Зеи от 23.05.2023   № 7-од, аудитором Контрольно-ревизионная комиссия г. Зея было проведено контрольное  мероприятие по проверке полноты данных, соблюдения порядка формирования и  правомерности внесения изменений в реестр муниципального имущества города Зеи  Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи. 

По результатам проверки контрольным органом составлен акт № 16 от 07.07.2023  проверки полноты данных, соблюдения порядка формирования и правомерности внесения  изменений в реестр муниципального имущества города Зеи. Комитет подписал указанный  акт с возражениями. 

Установлены нарушения, которые были выявлены контрольно ревизионной  комиссией 2021,2022 годах, т.е. носящие системный характер: 

 № 8: «При фактическом отсутствии транспортных средств в количестве 5 единиц  (раздел 2.2) из бюджета города Зеи на протяжении ряда лет производилась оплата  транспортного налога. Так за 2022 год оплачен транспортный налог в сумме 5911,00 рублей.  В соответствии со ст. 34 БК РФ расходы в сумме 5549,00 рублей признаются контрольно-ревизионной комиссией как неэффективное расходование средств бюджета города Зеи». 

 № 9: «Выявлены транспортные средства, не находящиеся на бачансе казны и не  отраженные в реестре муниципального имущества города Зеи в количестве 16 единиц, за  которые из бюджета города Зеи, произведена оплата транспортного налога за 2022 год в  сумме 79063,00 рублей. В соответствии со ст. 34 БК РФ расходы в сумме 79063,00 рублей  признаются контрольно-ревизионной комиссией как неэффективное расходование средств  бюджета города Зеи». 

 № 10: «Объекты бывшего ДОЛ «Салют» переданы в собственность ОАО  «ЗеяИнвестЭнерго» в 2017 году (договор кути - продажи муниципального имущества от  01.03.2017 года № 59). Согласно договору в собственность переданы 5 зданий и 2  сооружения. Муниципальное имущество в количестве 17 единиц в собственность ОАО  «ЗеяИнвестЭнерго» не передавалось. Также не переданы: канализация ДОЛ «Салют» (в  реестре 2810412110151), наружный водопровод (в реестре 2810412110153).  Местонахождение вышеназванного имущества установить не представляется возможным,  однако имущество находится в реестре муниципального имущества». 

 № 11: «Выявлены объекты движимого имущества, которые были переданы в Отдел  внутренних дел по городу Зее и Зейскому району для оборудования .мебелью, оргтехникой  и средствами связи помещений для работы участковых уполномоченных полиции. На  01.01.2023 года пункты полиции упразднены, имущество не возвращено в казну  муниципального образования и не списано». 

 № 12: «В нарушение статьи 695 Гражданского кодекса РФ, пункта 10.1.5 Положения о  порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Зеи,  утвержденного решением ЗГСНД от 07.05.2014 № 21/37 произведена уплата транспортного  налога за счет средств бюджета города Зеи за транспортные средства, переданные в  безвозмездное пользование МЧС России по Амурской области в сумме 17334,00 рублей, что 


в соответствии со ст. 34 БК РФ является неэффективными расходами бюджетных средств». 

В резолютивной части представления от 20 июля 2023 года № 03 указаны  мероприятия, которые необходимо исполнить в целях устранения нарушений и  недопущения их в дальнейшей работе: 

О принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах  необходимо уведомить в письменной форме Комиссию, с приложением копий  подтверждающих документов, не позднее одного месяца со дня получения представления. 

Распоряжением от 30.08.2023 № 11-од представление от 20.07.2023 № 03 отменено. 

Не согласившись с указанным представлением в части (пункты 8, 9, 10, 11, 12),  заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением. 

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел заявленные требования не подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии с разделом 8.1 решения Зейского городского Совета народных  депутатов от 12.08.2022 № 140 «Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионной  комиссии муниципального образования города Зеи» (далее - Положение) контрольно-ревизионная комиссия осуществляет полномочия по организации и осуществлению  контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а  также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской  Федерации. 

На основании пункта 9.1 Положения контрольные мероприятия проводятся  контрольно-ревизионной комиссией г. Зеи в соответствии с планом работы контрольно-ревизионной комиссии г. Зеи. Сроки, объемы и способы проведения контрольных  мероприятий определяются самостоятельно, с учетом предложений главы города,  председателя Зейского городского Совета народных депутатов и депутатов городского  Совета. 

На основании пункта 9.4 Положения в ходе ревизий и проверок на основе  документального подтверждения законности финансово-хозяйственной деятельности,  достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской  (финансовой) отчетности определяются своевременность, целевой характер и  эффективность использования средств местного бюджета и имущества, находящегося в  муниципальной собственности. 

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих  принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской  Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» контрольно-счетные  органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы  государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы  федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы,  проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия  мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков,  предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации,  федеральной территории, муниципальному образованию или возмещению причиненного 

вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных  нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. 

В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники  бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны  исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием 


наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). 

Судом установлено и заявителем не опровергнуто, что выявленные в ходе проверки  оспариваемые нарушения, были выявлены и ранее в ходе проверок в 2021, 2022 годах и  отражены в актах проверки полноты данных, соблюдения порядка формирования и  правомерности внесения изменений в реестр муниципального имущества города Зеи № 5 от  04.08.2021 года и № 3 от 20.06.2022 года и в представлениях № 05 от 25.08.2021 года и №  02 от 05.07.2022 года. КУМИ г. Зеи признаны и разработаны планы мероприятий по  устранению выявленных проверкой нарушений письма от 24.09.2021 № 07-07/1436 и от  04.08.2022 № 07-07/1181. Сроки исполнения мероприятий планов по устранению  выявленных проверкой нарушений в 2021 году - 25.12.2021, в 2022 году - 31.12.2022. 

Поскольку выявленные ранее нарушения заявителем не были устранены в 2023 году,  проведена вновь проверка, результаты которой отображены в акте № 16 от 07.07.2023 года,  и к таким нарушениям относятся: 

Согласно пункту 12 плана мероприятий по устранению выявленных проверкой  нарушений (письмо от 04.08.2022 № 07-07/1181) должно быть изъято, списано и  утилизировано в срок до 31.12.2022 года, однако по состоянию на 01.01.2023 года не  исполнено. 

Согласно пункту 13 плана мероприятий по устранению выявленных проверкой  нарушений (письмо от 04.08.2022 № 07-07/1181) в срок до 30.09.2022 должно быть  проведены мероприятия по возврату и списанию. По состоянию на 01.01.2023 года не  исполнено. 

Согласно пункту 10 плана мероприятий по устранению выявленных проверкой  нарушений (письмо от 04.08.2022 № 07-07/1181) в срок до 01.09.2022 должно быть  установлено местонахождения транспортных средств, транспортные средства списаны,  организована продажи лома черных и цветных металлов, образовавшегося в результате  списания транспортных средств. Однако, по состоянию на 01.01.2023 года не исполнено. 

Согласно пункту 11 плана мероприятий по устранению выявленных проверкой  нарушений (письмо от 04.08.2022 № 07-07/1181) в срок до 01.09.2022 должно быть 


установлено местонахождения транспортных средств, транспортные средства списаны,  организована продажи лома черных и цветных металлов, образовавшегося в результате  списания транспортных средств. По состоянию на 01.01.2023 года не исполнено. 

Судом учтено, что приказами министерства финансов Амурской области от 26.07.2022   № 225, от 22.05.2023 № 152 в соответствии с частью 5 статьи 136 Бюджетного кодекса  Российской Федерации в 2023 году и в 2024 году заявитель отнесен к перечню  муниципальных образований, в бюджетах которых расчетная доля дотаций из других  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по  дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающим расчетного объема  дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, замененной дополнительными  нормативами отчислений, по отношению к объему доходов местных бюджетов, за  исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на  осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии  с соглашениями, заключенными муниципальными районами и поселениями Амурской  области, в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50  процентов и правомерно признаны контрольно - ревизионной комиссией как  неэффективное расходование средств бюджета города Зеи. 

Судом принято во внимание, что бюджетные средства, потраченные на уплату  транспортного налога, на имущество, которого нет в наличии и оно не используется для  нужд бюджета города Зеи, могли быть израсходованы в других целях, направленных на  исполнение функций Комитета. 

Суд пришел к выводу о том, что представление в части выявления оспариваемых  нарушений не противоречило нормам действующего законодательства. 

Судом принято во внимание, что распоряжением от 30.08.2023 № 11-од представление  от 20 июля 2023 года № 03 было отменено. 

При вынесении настоящего решения судом также учтено, что факты указанных выше  нарушений заявитель в ходе проверки не оспаривал, а в ходе судебного процесса не  опроверг. 

В нарушение положений ст. 65 АПК РФ комитетом не доказано, что оспариваемым  представлением на момент его вынесения и до даты отмены его ответчиком были нарушены  права заявителя. 

При этом резолютивная часть представления не содержит указаний возлагающих на  Комитет обязанностей, связанных с осуществлением функций по управлению и  распоряжению муниципальным имуществом города Зеи, а также обязанностей по возврату  денежных средств. 

Представление от 20 июля 2023 года № 03 отменено ответчиком самостоятельно.

При таких обстоятельствах, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения  требований. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в  удовлетворении заявленного требования. 

Определением суда от 17.08.2023 были приняты обеспечительные меры в виде  приостановления действия представления Контрольно-ревизионной комиссии 


муниципального образования города Зеи от 20 июля 2023 года № 03 в оспариваемой части,  до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу № А04-7550/2023. 

Пунктом 5 статьи 96 АПК РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении  иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу  соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу  арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об  отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в  удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства  по делу. 

Суд счел необходимым указать на отмену обеспечительных мер после вступления  решения в законную силу. 

В силу статьи 110 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ государственная пошлина по делу  взысканию не подлежит. 

Руководствуясь ст.ст. 96, 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил в удовлетворении  заявления отказать. 

Отменить после вступления в законную силу решения суда обеспечительные меры,  принятые на основании определения от 17.08.2023. 

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой
Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).
Судья П.А. Чумаков