Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск
Дело №
А04-7298/2023
25 октября 2023 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 25.10.2023. Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2023.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вистеровой Анастасией Алексеевной,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации Сковородинского муниципального округа (ИНН: 2808004955, ОГРН: 1222800006110)
к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области
о признании недействительным предписания,
третье лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ОГРН 1042800035541, ИНН 2801100184),
при участии в заседании:
стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация Сковородинского муниципального округа (далее – заявитель, администрация) с заявлением о признании недействительными пунктов 1-19,21,23 предписания отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области (далее – ответчик) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 20/1 от 28.07.2023.
В письменном отзыве ответчик возражал против удовлетворения требований, указал на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения надлежаще извещены.
Заявитель и ответчик направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела и доводы сторон, суд установил следующее.
06.03.2023 года на основании статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также пункта 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки № 16.
Проверка проведена в период с 23.03.2023 года по 04.04.2023 года в отношении территорий населенных пунктов Сковородинского муниципального округа Амурской области, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства и огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров на 2023, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области № 207 от 02.03.2023 года.
Населенные пункты, подверженные угрозе лесных пожаров согласно постановлению Правительства Амурской области № 207 от 02.03.2023 г.: г. Сковородино, ж.д. ст. Мадалан, ж.д. ст. Ульручьи, ж.д. разъезд Аячи, п. Лесной, п. Ольдой, п. Солнечный, п. Таёжный, п.г.т. Уруша, с. Джалинда, с. Игнашино, с. Невер, с. Осежено, с. Тахтамыгда.
Населенные пункты, подверженные угрозе ландшафтных (природных) пожаров: ж.д. ст. Большая Омутная, ж.д. ст. Бам, п. Среднерейновский, п.г.т. Ерофей Павлович,
с. Албазино, с. Талдан.
04.04.2023 составлен акт выездной внеплановой проверки № 16.
По результатам выездной внеплановой проверки выявлено 76 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, администрации округа выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 16/1 от 04.04.2023.
Постановлением от 12.04.2023 года № 22 юридическое лицо - администрация Сковородинского муниципального округа Амурской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Данная проверка администрацией Сковородинского муниципального округа не обжаловалась предписание принято в работу. Срок устранения нарушений - 02.05.2023 года.
10.05.2023 года на основании статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также пункта 2.6 части 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки № 17.
15.05.2023 первым заместителем прокурора Амурской области Герасимовым Д.А. согласовано проведение указанного внепланового контрольно (надзорного) мероприятия в отношении администрации Сковородинского муниципального округа Амурской области.
Проверка проводилась с 16.05.2023 года по 29.05.2023 г.
29.05.2023 составлен акт выездной внеплановой проверки № 17.
По результатам проведенной проверки в отношении территорий населенных пунктов Сковородинского муниципального округа установлено, что выявленные ранее нарушения обязательных требований пожарной безопасности устранены не в полном объёме, а именно, из 76 нарушений устранено 28 нарушений, 48 нарушений были не устранены, в связи с чем, выдано повторное предписание № 17/1 от 29.05.2023 об устранении со сроком исполнения 23.06.2023 года, 30.05.2023 в отношении администрации Сковородинского муниципального округа Амурской области составлен протокол об административном правонарушении № 40 по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
15.06.2023 г. постановлением об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей Амурской области по Сковородинскому окружному судебному участку
№ 2 Ломанцевой Т.А. по делу № 5-231/2023 юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа 90 000 рублей.
Проверка администрацией Сковородинского муниципального округа не обжаловалась.
11.07.2023 года на основании статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также пункта 2.6 части 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществлениягосударственного контроля (надзора), муниципального контроля» вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки № 20.
12.07.2023 заместителем прокурора Амурской области Лисенковым О.С. вынесено решение о согласовании проведения данного внепланового контрольно (надзорного) мероприятия.
Проверка проведена с 17.07.2023 года по 28.07.2023 г.
28.07.2023 составлен акт выездной внеплановой проверки № 20.
По результатам проверки установлено, что выявленные ранее обязательные требования пожарной безопасности устранены не в полном объёме, а именно, из 48 нарушений устранено 25 нарушений, 23 не устранены.
По итогам проведения контрольно – надзорного мероприятия выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 20/1 от 28.07.2023 г., срок устранения нарушений установлен до 15.09.2023 года. В отношении юридического лица 28.07.2023 составлен протокол об административном правонарушении № 51 по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением об административном правонарушении, вынесенным судьей Сковородинского районного суда Амурской области Назарчуком А.В по делу № 5-69/2023, администрация Сковородинского Муниципального округа Амурской области привлечена к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Представитель юридического лица - Администрации Сковородинского муниципального округа на составление и рассмотрение протоколов по ч. 1 ст. 20.4, ч. 12 ст. 19.5, ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ не явился, представил ходатайства о рассмотрении без его участия. Постановления не обжаловались и вступили в законную силу.
Не согласившись с пунктами 1-19, 21, 23 предписания № 20/1 от 28.07.2023 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, администрация Сковородинского муниципального округа обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в совокупности представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в судебном порядке с учетом предусмотренной законом компетенции судов могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления:
федеральных органов государственной власти: представительного и законодательного органа власти Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;
С учетом установленной законом компетенции судов могут быть оспорены, в частности, решения, действия (бездействие):
наделенных публичными полномочиями органов, не имеющих статуса юридического лица (например, межведомственных комиссий, экзаменационных, призывных комиссий, Высшей аттестационной комиссии, комиссий по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования);
организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (например, медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, медицинских противотуберкулезных организаций, медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний, медицинских организаций, осуществляющих медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, созданных субъектом Российской Федерации бюджетных учреждений, наделенных полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости).
В судебном порядке могут быть также оспорены решения, действия (бездействие) должностных лиц вышеназванных органов, государственных (муниципальных) служащих.
В связи с тем, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором Сковородинского района по пожарному надзору – инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району Асфандьяровой Дарьей Дмитриевной, и требования заявителя предъявлены к структурному подразделению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области - отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области, ответчиком по данному делу является отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области.
Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный Закон № 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание вносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы и содержать конкретные указания, конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В пункте 1 оспариваемого предписания указано, что в Сковородинском муниципальном округе Амурской области не разработан и не утвержден нормативно - правовой акт, реализующий полномочия по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Заявителем указано, что в рамках проведённой проверки 28.07.2023 инспектору отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району был представлен нормативно правовой акт - Постановление № 1405 от 19.07.2023 «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Сковородинского муниципального округа», реализующий полномочия по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Судом установлено, что в указанное постановление № 1405 от 19.07.2023 содержит раздел, поименованный как «Принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы», вместе с тем, в данном разделе отсутствует порядок реализации конкретных действий и полномочий населения и добровольной пожарной дружины по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделения ГПС.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.
В пункте 2 Предписания указано, что лица, состоящие в добровольной пожарной охране в Сковородинском муниципальном округе Амурской области, привлекающие к участию в тушении пожаров, в проведении аварийно - спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим не имеют статуса добровольного пожарного (физические лица не внесены в реестр добровольных пожарных, подтверждающие документы не представлены).
Заявитель полагает, что действующее законодательство не налагает на орган местного самоуправления обязанности регистрации физического лица в реестре добровольных пожарных.
Предметом регулирования Федерального закона № 100 от 06.05.2011 года «О добровольной пожарной охране» являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательныхработ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Постановлением № 473 от 23.03.2023 «Об утверждении Положения о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа» установлен порядок создания и контроля добровольной пожарной охраны Сковородинского округа.
Пунктом 1 вышеуказанного Постановления утверждено Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа.
Пунктом 2 Директорам Муниципальных казенных учреждений, таких как МКУ «Албазинский и Джалиндинский сельсовет», МКУ «п.г.т. Ерофей Павлович», МКУ «Неверский сельсовет», МКУ «Талданский сельсовет», МКУ «Тахтамыгдинский и Солнечный сельсовет», МКУ «п.г.т. Уруша» поручено организовать работу по созданию добровольной пожарной охраны на территориях населенных пунктов Сковородинского муниципального округа Амурской области.
Пунктом 3 Глава Сковородинского муниципального округа контроль за исполнением данного постановления оставил за собой.
Статьей 55 Устава Сковородинского муниципального округа Амурской области (принятого решением Совета народных депутатов Сковородинского муниципального округа от 09.11.2022 г. № 69 (зарегистрированного 28.11.2022 рег.
№ RU287090002022001) установлены отношения органов местного самоуправления с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности муниципального округа, предусмотрено, что муниципальные образования осуществляют функции и полномочия Сковородинского муниципального округа в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Указанное подтверждает тот факт, что согласно положению о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа муниципальные казенные учреждения от лица Сковородинского муниципального округа обязаны внести добровольных пожарных в реестр.
Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа содержит следующие пункты:
- п. 1.5 Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений добровольной пожарной охраны осуществляются за счет средств бюджета Сковородинского муниципального округа;
- п. 3.1 Подразделение добровольной пожарной охраны создается на территориях населенных пунктов Сковородинского муниципального округа;
- п. 3.3 Лицо, зачисленное в состав подразделение добровольной пожарной охраны, приобретает статус добровольного пожарного, и регистрируются в Реестре добровольных пожарных населенного пункта. Реестр добровольных пожарных ведется по форме согласно приложению № 1 к настоящему положению.
При проверке населенных пунктов представители муниципальных казенных учреждений от лица Сковородинского муниципального округа Амурской области на территориях поселений Сковородинского округа предоставили на добровольных пожарных страхование, медицинское освидетельствование, обмундирование добровольного пожарного, а также обучение в ГПС, которые закреплены в населенных пунктах, но не подтвердили факт включения добровольных пожарных в реестр.
Финансирование на приобретение одежды, обучение, страхование добровольных пожарных выделялось за счет средств Сковородинского муниципального округа Амурской области, что подтверждает тот факт, что орган местного самоуправления в лице Сковородинского муниципального округа не внес в реестр добровольных пожарных в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 100 от 06.05.2011 года «О добровольной пожарной охране».
Поскольку муниципальным округом принят нормативный акт - Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа, а контроль за исполнением данного постановления глава Сковородинского муниципального округа оставил за собой, с уд считает, что не регистрация добровольных пожарных в реестре допущено в связи с ненадлежащим контролем за исполнением принятого постановления.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что указанный пункт предписания является законным и обоснованным.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В пункте 3 Предписания указано, что в населенном пункте г. Сковородино противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов составляют менее 30 метров (юго-западная, южная, юго-восточная часть населенного пункта г. Сковородино).
Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 утвержден свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Согласно п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м.
При внеплановой выездной проверке, проводимой с 23.03.2023 по 04.04.2023, представителем Сковородинского муниципального округа представлены документы, согласно которым установлено, что 25.03.2021 границы г. Сковородино изменены, в связи с чем образовались участки, граничащие с лесными насаждениями (не разделенные тридцатиметровым барьером) в юго-западной, южной и юго-восточной части населенного пункта.
Пунктом 1.1 свода правил установлено, что его требования применяются исключительно при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.
Границы г. Сковородино изменены 25.03.2021, таким образом, указанное нарушение возникло после утверждения свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», в связи с чем положения свода правил распространяются на указанные объекты защиты.
Доводы Администрации о том, что предписание не содержит границ территории застройки, на которых противопожарные расстояния не соответствуют законодательно установленным размерам, суд находит несостоятельными. В предписании указан конкретный населенный пункт, расстояние от границ застройки которого до лесных насаждений составляет менее 30 метров, что позволяет выполнить предписание. С заявлением о разъяснении предписания администрация в административный орган не обращалась.
Правовая неопределенность для администрации Сковородинского муниципального округа как обязанного лица при исполнении предписания в данном случае отсутствует.
В случае неблагоприятного развития событий при возникновении ландшафтных (природных) пожаров, техногенных пожаров отсутствие противопожарного расстояния между застройками до лесных насаждений создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью и имуществу граждан проживающих в
г. Сковородино Сковородинского муниципального округа.
Согласно п. 70 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
При проведении проверки в отношении Администрации округа в период с 23.03.2023 по 04.04.2023 года установлен факт изменения границ территории населенного пункта города Сковородино, а также то, что ранее созданная минерализованная полоса находится не вокруг территории населенного пункта г. Сковородино, а за ее пределами, в связи с чем указанное нарушение включено в предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 16/1 от 04.04.2023 г.
Нарушение имеет длительный характер, администрацией округа с марта 2023 года по настоящее время не исполнено.
Довод заявителя о том, что на орган местного самоуправления задача по созданию (обновлению) минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров вокруг территории населенных пунктов возложена именно при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима основан на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку статьей 70 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры создаются (обновляются) в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, в том числе до начала пожароопасного периода.
Доводы Администрации о том, что предписание не содержит границ территории населенных пунктов, на которых размер минерализованных полос не соответствует законодательно установленным размерам, суд находит несостоятельными. В предписании указан конкретный населенный пункт – город Сковородино, вокруг территории которого не создана противопожарная минерализованная полоса шириной 10 метров или отсутствует иной противопожарный барьер. С заявлением о разъяснении предписания администрация в административный орган не обращалась.
Правовая неопределенность для администрации Сковородинского муниципального округа как обязанного лица при исполнении предписания в данном случае отсутствует.
Согласно п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020
№ 1479, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
В п. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 Предписания указано, что на территории города Сковородино в границах населенного пункта не в полном объеме произведена своевременная уборка мусора, покос травы: район ул. Октябрьская; район ул. Партизанская – ул. Коммунистическая; район ул. Трудовая между территориями домовладений № 2 и № 6; район ул. Набережная участок напротив домовладений № 18, 16, 14; район ул. Лазо – ул. Западная (угол между территориями домовладений № 6 и № 14; район ул. Западная вблизи железнодорожных путей); район ул. Западная открытая территория напротив домовладения № 9 по ул. Западная; район пер. Мирный – пер. Зеленый; район домовладений № 23 и № 15 по переулку Мирный; район ул. Амурских – Партизан открытая территория напротив домовладения № 25; район ул. Амурских – Партизан (вдоль всей незаселенной части улицы в западном направлении); район пер. Мирный заброшенные участки № 3,5,7/7,4).
В п. 17 Предписания указано, что на территории населенного пункта города Сковородино имеются неэксплуатируемые строения (бесхозные, заброшенные дома, строительный мусор), расположенные по следующим адресам: г. Сковородино, ул. Советская, д. 18, 22, 27, 49, 25; пер. Лесной д. 9; ул. Партизанская, д. 8, 16, 30, 7, 105; пер. Зеленый д. 10, ул. Смоленская д. 16; ул. Амурских – Партизан д. 23, 32, 11; д. 17, 7; ул. Воровского д. 36; ул. Лазо д. 19, 86, ул. Западная д. 9, пер. Мирный д. 3, 4, 5, ул. Сахина
д. 8.
Согласно п. 68 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020
№ 1479 на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
В п. 18 Предписания указано, что допускается устройство свалок горючих отходов в виде бытового мусора (гаражный массив в районе ул. Сурнина).
Вопреки доводам заявителя, в пунктах нарушений, указанных в предписании, определены участки, расположенные в границах города Сковородино.
В соответствии с п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» в целях настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых подлежат федеральному государственному пожарному надзору, а также изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы, подлежащие федеральному государственному пожарному надзору.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации» объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 128 «Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований» определен порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации (далее - разрешительная деятельность), оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы) (далее - реестр).
Объекты надзора - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные, в соответствии с п.п. «г» п. 18 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» отнесены к низкой категории риска, земельные участки граждан, если на них не осуществляется деятельность, подлежащая федеральному государственному пожарному надзору, не являются объектами федерального государственного пожарного надзора, федеральный государственный пожарный надзор юридически и фактически на указанных объектах не осуществляется.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, относится к предмету регулирования на уровне муниципальных административных комиссий.
В соответствии со ст. 4.7.1 и ст. 9.5 закона Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ непринятие мер по очистке от мусора, опавшей листвы, сухой травянистой растительности, порубочных остатков деревьев и кустарников земельных участков, находящихся в собственности (владении, пользовании) физических и юридических лиц, а также на территориях, прилегающих к указанным земельным участкам относится к компетенции муниципальных административных комиссий.
В соответствии со ст. 10.2 закона Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ составлять протоколы по ст. 4.7.1 уполномочены члены административных комиссий муниципальных районов и городских округов.
Нарушения, указывающие на ненадлежащее содержание земельных участков в черте Сковородинского муниципального округа Амурской области, в том числе при установленных правообладателях земельных участков, на которых имеются нарушения требований пожарной безопасности в части несвоевременной уборки мусора, сухой растительности и покоса травы, подлежат проверке Административной комиссией Сковородинского муниципального округа Амурской области. На основании изложенного указанные нарушения вменены к исполнению Администрации округа законно и обоснованно.
П. 19 Предписания установлено, что на территории населенного пункта
г. Сковородино система оповещения находится в неисправном состоянии.
Судом установлено, что в рамках внеплановой проверки, проводимой с 23.03.2023 года по 04.04.2023, администрацией округа не представлены документы, подтверждающие исправность системы оповещения г. Сковородино. При последующих проверках в мае и июле 2023 года документы также не предоставлялись.
Заявителем в суд не представлено доказательств, позволяющих достоверно установить, что система оповещения на территории населенного пункта г. Сковородино находится в исправном состоянии. Акт проверки средств оповещения населения на территории МКУ «г. Сковородино» датирован 27.01.2023 – в период, предшествующий проведению внеплановой выездной проверки с 17.07.2023 года по 28.07.2023.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
Глава Сковородинского муниципального округа является руководителем юридического лица – администрации Сковородинского муниципального округа и как руководитель обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность. При проведении проверки с 23.03.2023 года по 04.04.2023 установлено, что главой Сковородинского муниципального округа не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность. В рамках трех проверок данное нарушение не устранено.
Пунктом 71 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479, установлено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Органом местного самоуправления Администрацией Сковородинского муниципального округа Амурской области не обеспечено содержание в технически исправном состоянии (в любое время года) дороги, ведущей в населённый пункт
с. Осежено, что в случае возникновения пожара делает невозможным проезд пожарной техники для ликвидации возгорания в населенном пункте.
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Администрация Сковородинского муниципального округа Амурской области наделена полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, соответственно обязана обеспечить исправное содержание (в любое время года) дорог и проездов, для беспрепятственного проезда пожарной техники.
При проверке с 23.03.2023 года по 04.04.2023 сотрудникам отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району не представилось возможным проехать по автодороге, проходящей в населенный пункт с. Осежено, ведущей от с. Албазино в с. Осежено, так как возможность проезда в населенный пункт существует только в зимний период времени, при оттаивании грунта на поверхности дорожного полотна возникают глубокие трещины и разломы, что является препятствием для проезда техники.
Кроме того, судом установлено, что постановлением об административном правонарушении, вынесенным судьей Сковородинского районного суда Амурской области Назарчуком А.В по делу № 5-69/2023, администрация Сковородинского Муниципального округа Амурской области привлечена к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 17/1 от 29.05.2023 года, пункты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 20, 24, 26, 29, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 45, 46, 47, 48, срок исполнения которых истек 23.06.2023.
Постановление не было обжаловано и вступило в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
На основании указанной нормы суд принимает в качестве обстоятельств, не требующих дальнейшего доказывания тот факт, что администрация Сковородинского муниципального округа повторно не выполнила в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 17/1 от 29.05.2023 года, пункты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 20, 24, 26, 29, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 45, 46, 47, 48, таким образом, требования предписания № 17/1 от 29.05.2023 являются законными и обоснованными.
Учитывая, что предписание № 17/1 от 29.05.2023 включало в себя пункты 1-19, 21, 23 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 20/1 от 28.07.2023, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований, изложенных в пунктах 1-19, 21, 23 предписания № 20/1 от 28.07.2023.
На основании изложенного, предписание отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области № 20/1 от 28.07.2023 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, является законным и обоснованным, следовательно, требование администрации Сковородинского муниципального округа не подлежит удовлетворению.
Заявитель от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский