Именем Российской Федерации | ||||||||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||||||||
Арбитражный суд Амурской области | ||||||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-718/07-10/124 | ||||||||||||||
“ | 24 24 | “ | мая мая | 2007г. 2007г. | Объявлена резолютивная часть решения Решение изготовлено в полном объеме | |||||||||||
Арбитражный суд в составе судьи | О.А.Шишов | |||||||||||||||
(Фамилия И.О. судьи) | ||||||||||||||||
Арбитражных заседателей | ||||||||||||||||
при участии помощника судьи | ||||||||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление | ООО «Луч 2» | |||||||||||||||
(наименование истца) | ||||||||||||||||
к | Финансовому Департаменту Администрации Амурской области(произведена замена ответчика) | |||||||||||||||
(наименование ответчика) | ||||||||||||||||
о взыскании 557 632 руб. 70 коп. | ||||||||||||||||
3-и лица: МУ «Отдел здравоохранения Администрации муниципального образования Белогорского района»;МУ Финансовое управление Администрации муниципального образования Белогорского района | ||||||||||||||||
Протокол вел: О.А.Шишов | ||||||||||||||||
(Фамилия И.О., должность лица) | ||||||||||||||||
При участии в заседании: Истец: Мусиенко А.Б. – ген.директор, протокол учредителей от 17.01.07г., паспорт №1002 464 729; Шишковская Я.В. – довер. от 12.03.07г. №07/07, сроком на 1 год, права ст.62 АПК РФ; Третье лицо – Отдел здравоохранения: Симакова Л.А. – довер. от 09.04.07г. №174, сроком по 31.12.07г., права ст.62 АПК РФ; Ответчик – Финдепартамент: Савина И.Е. - довер. от 25.05.2006г. №13-10/147, сроком на один год, права ст.62 АПК РФ; Третье лицо – Финуправление Белогорского района: Слабоузова Г.И., довер. от 27.02.07г. № 89, действительна по 31.12.2007г. | ||||||||||||||||
установил: | ||||||||||||||||
ООО «Луч 2» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Муниципальному учреждению «Отдел здравоохранения администрации муниципального образования Белогорского района» о взыскании задолженности за оказанные услуги по состоянию на 01.01.07г. в сумме 67 630 руб. 57 коп., в соответствии со ст.ст.309, 314 ГК РФ.
Истец в предварительном судебном заседании 21.03.07г. заявил ходатайство (заявление от 21.03.07г. №9) об изменении предмета исковых требований, просил в соответствии со ст.ст.16, 1069 ГК РФ, Закона Амурской области №99-ОЗ от 05.12.2005г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» взыскать убытки (вред) за период с 01.03.06г. по 31.12.06г. в сумме 67 630 руб. 57 коп., понесенные в результате предоставления льгот по оплате 100% ЖКУ отдельным категориям граждан, в т.ч. медицинским и фармацевтическим специалистам, пенсионерам государственных и муниципальных организаций, учреждений здравоохранения, проживающим в сельской местности Белогорского района.
Арбитражный суд, рассмотрев данное ходатайства истца (заявление от 21.03.07г. №9) об изменении предмета исковых требований в силу п.1 ст.49, ст.159 АПК РФ его удовлетворил, уточнения принял, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Свои требования истец обосновывал тем, что между ним и отделом здравоохранения был заключен договор №12 от 01.03.2006г. по предоставлению мер социальной поддержки по предоставлению ЖКУ, согласно Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» № 99-ОЗ от 05.12.2005г., включенных в областной регистр.
Согласно условий заключенного договора, отдел здравоохранения обязался в пределах выделенных на указанные цели субвенций областного бюджета производить оплату понесенных истцом расходов, по мере их поступления на счета бюджета муниципального образования, однако, оплата не производилась, задолженность составляет в сумме 67 630 руб. 57 коп., в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные требования.
Истец в предварительном судебном заседании 21.03.07г. заявил ходатайство (заявление от 21.03.07г), в котором просил суд привлечь в качестве второго ответчика по делу Финансовый Департамент Администрации Амурской области.
Арбитражный суд рассмотрев данное ходатайство истца в силу ст.46, ст.159 АПК РФ его удовлетворил и определением от 21.03.07г. привлек к участию в деле в качестве второго ответчика - Финансовый Департамент Администрации Амурской области.
Истец в предварительном судебном заседании 25.04.2007г. заявил ходатайство (заявление от 18.04.07г.) об отказе от исковых требований в отношении ответчика - МУ «Отдел здравоохранения администрации МО Белогорского района».
Судом были разъяснены правовые последствия отказа от иска в отношении указанного ответчика и прекращения производства по делу в данной в части.
В силу п.2, п.5 ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
В силу п.2, п.5 ст.49 АПК РФ арбитражный суд, рассмотрев ходатайство истца об отказе от исковых требований в отношении ответчика - МУ «Отдел здравоохранения администрации МО Белогорского района» его удовлетворил, отказ от иска в данной части принял, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем, производство по делу по п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ в отношении указанного ответчика подлежит прекращению.
Истец в предварительном судебном заседании 25.04.07г. заявил ходатайство (заявление от 18.04.07г. №28) об уточнении исковых требований, просил в соответствии со ст.ст.16, 1069 ГК РФ, Закона Амурской области №99-ОЗ от 05.12.2005г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» взыскать с Амурской области в лице Финансового Департамента Администрации Амурской области за счет средств Казны Амурской области убытки за период с 01.03.06г. по 31.12.06г. в сумме 67 630 руб. 57 коп.
Арбитражный суд рассмотрев данное ходатайства истца об уточнении исковых требований в силу ст.49, ст.159 АПК РФ его удовлетворил, уточнения принял.
Арбитражный суд в силу ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора для выяснения необходимых обстоятельств по делу, определениями от 21.03.07г., от 25.04.2007г. привлек: МУ Финансовое управление Администрации муниципального образования Белогорского района, МУ «Отдел здравоохранения Администрации муниципального образования Белогорского района».
Дело рассматривается в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Истец в судебном заседании на иске настаивал в полном объеме.
Ответчик - Финансовый Департамент Администрации Амурской области, согласно отзыва на иск от 02.05.2007г. № 13-02/245, сообщил, что Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2006 год» муниципальным образованиям в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено 157 393 000 руб., из них муниципальному образованию Белогорский район - 3 872 000 руб.
На основании отчета об использовании субвенций, предоставленном муниципальным образованием Белогорский район, сумма фактических затрат за 2006г. составила 6 920 100 руб. (в том числе медицинским работникам 1430 100 руб.). Фактически из областного бюджета выделено средств в сумме 3 872 000 руб.
Третье лицо- МУ «Отдел здравоохранения Администрации муниципального образования Белогорского района», согласно отзыва на иск от 19.03.07г. №126 и от 09.04.07г. №177, указывает на то обстоятельство, что задолженность перед истцом возникла в результате предоставления им за период 2006 года льгот по оплате 100% ЖКУ отдельным категориям граждан (медицинским работникам), проживающим в сельской местности Белогорского районе, согласно Закона Амурской области №99-ОЗ от 05.12.2005г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» и заключенного договора №12 от 01.03.06г. Оплата данных льгот осуществляется из средств областного бюджета.
Третье лицо- МУ Финансовое управление Администрации муниципального образования Белогорского района, согласно отзыва на иск от 21.05.07г. № 207, сообщило, что учреждение здравоохранения не может являться ответчиком по данному делу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев и исследовав доказательств по делу, арбитражный суд установил следующее:
Как установлено материалами дела, 01.03.2006г. между ООО «Луч-2» и МУ «Отдел здравоохранения Администрации муниципального образования Белогорского района» был заключен договор №12 по предоставлению мер социальной поддержки по предоставлению ЖКУ, согласно Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» № 99-ОЗ от 05.12.2005г., льгот гражданам, включенных в областной регистр медицинским и фармацевтическим специалистам, пенсионерам государственных и муниципальных организаций, учреждений здравоохранения, проживающим в сельской местности Белогорского района (п.1.1., п.1.1.1. договора).
Согласно условий заключенного договора, МУ «Отдел здравоохранения Администрации муниципального образования Белогорского района» производит возмещение расходов истцу по оплате 100%
стоимости предоставленных льгот на ЖКУ гражданам, в пределах регионального стандарта нормативной площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (техобслуживание, найм, отопление и плата за
твердое топливо при печном отоплении), в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005г. № 99-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области» (п.1.2 договора).
В соответствии с п.2.2. договора учреждение здравоохранения обязуется в пределах выделенных на указанные цели субвенций областного бюджета производить оплату понесенных истцом расходов после проверки предоставленных платежных документов, указанных в п.2.1. договора, по мере их поступления на счета бюджета муниципального образования, открытого в отделении федерального казначейства по г. Белогоску.
В связи с не возмещением расходов за период с 01.03.06г. по 31.12.06г. на общую сумму 67 630 руб. 57 коп. за предоставленные льготы согласно Закону Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.2005 г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (с изменениями от 03.04.2006 г.) истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены счета-фактуры, списки начисленных льгот на оплату оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием основания предоставления льгот, количества граждан, имеющих право на получение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, акты сверок взаимных расчетов от 13.03.2007г., от 17.04.2007г., подписанные без возражений на сумму 67 630 руб. 57 коп.
Возражений по представленным документам, по периоду и сумме задолженности от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанных категорий граждан.
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Закон Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее по тексту Закон 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в частности пунктом 9 определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки: специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
В приложении № 1 к вышеуказанному Закону № 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе граждан указанным в п. 9 части 1 ст. 1 Закона № 99-ОЗ в размере 100 % уменьшения оплаты коммунальных услуг.
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Согласно Закону Амурской области № 128-ОЗ от 23.12.2005 г. (в ред. 13.12.2006 г.) в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселка), по оплате жилья и коммунальных услуг Белогорскому району предусмотрено выделение субвенций в размере 3872 тыс. руб., фактически из областного бюджета Белогорскому району было выделено субвенций в размере 3872 тыс. руб., в т.ч. отделу здравоохранения в размере 974,3 тыс. руб., потребность Белогорского района по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги на 2006г. составила 6920,1 тыс. руб., в т.ч. работникам учреждений здравоохранения в размере 1430,1 тыс. руб.
Полученные из областного бюджета в 2006 г. средства на реализацию Закона № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» были полностью распределены, что отражено в отчете об исполнении бюджета по Белогорскому району за 2006г.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Белогорского района в средствах необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом муниципального образования Белогорского района денежных средств не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Муниципальное учреждение «Отдел здравоохранения Администрации муниципального образования Белогорского района» и Муниципальное учреждение «Финансовое управление Администрации муниципального образования Белогорского района» в 2006 г. не имели возможности направлять средства на реализацию Закона № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2006 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с правилами ст.170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что в тех случаях, когда публично- правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично – правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку муниципальному образованию Белогорского района в 2006 г. в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закона № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в сумме 67 630 руб. 57 коп. в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2006 г. медицинским и фармацевтическим специалистам, государственных и муниципальных организаций, учреждений здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности льгот по оплате коммунальных услуг должна нести Амурская область в лице Финансового департамента Администрации Амурской области в силу ст. 136 БК РФ, ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного Кодекса).
Согласно Порядка предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельным категориям, утвержденным Постановлением губернатора Амурской области № 702 от 23.12.2005г. главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона № 99-ОЗ от 05.12.2005г. является Финансовый департамент администрации области.
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
Истцу определением суда от 26.02.2007г. в соответствии со ст. 102 АПК РФ была предоставлена отсрочка от уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ ответчик как орган государственной власти, выступающий в защиту государственных и общественных интересов, освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем, госпошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь п.2, п.5 ст.49, п.4 ч.1 ст.150, ст.ст.167-171, 176, 180, 105, 110 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Амурской области, в лице Финансового Департамента Администрации Амурской области за счет средств Казны Амурской области в пользу ООО «Луч 2» убытки, в связи с предоставлением льгот согласно Закона Амурской области №99-ОЗ от 05.12.2005г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», за период с 01.03.06г. по 31.12.06г. в сумме 67 630 руб. 57 коп.
В отношении ответчика – Муниципального учреждения «Отдел здравоохранения Администрации муниципального образования Белогорского района» производство по делу прекратить, в связи с отказом от иска в отношении данного ответчика.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области, либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья О.А. Шишов