Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск
Дело №
А04-9818/2023
23 января 2024 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 23.01.2024.
Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2024.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Воробьёвой В.С.,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хаританюк А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Амурский центр опережающей профессиональной подготовки" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Министерству финансов Амурской области (ИНН: <***>, 1072801008928) о признании недействительными предписания, представления в части,
третьи лица:
Правительство Амурской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), Министерство проектного управления и кадровой политики Амурской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
при участии в заседании:
до и после перерыва
от заявителя: ФИО1 генеральный директор на основании приказа о приёме на работу, паспорт; ФИО2 по доверенности № б/н от 01.09.2023, уд.адвоката;
от ответчика: ФИО3 по доверенности № 13-04/01 от 04.12.2023, диплом, св-во о закл.брака, сл.уд.; ФИО4 по доверенности № 13-04/02 от 04.12.2023, диплом, паспорт;
от третьего лица: от Министерства проектного управления – ФИО5 по доверенности № 51 от 22.06.2023, диплом, паспорт;
от Правительства Амурской области: не явились, извещены надлежащим образом.
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилась автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Амурский центр опережающей профессиональной подготовки" (далее – заявитель, АНО ДПО «АЦОПП») с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 Представления министерства финансов Амурской области (далее – ответчик) от 09.10.2023 № 07-05/5104 по устранению нарушений и принятии мер по устранению причин и условий нарушений по итогам плановой выездной проверки за 2022 год соблюдения порядка, целей и условий предоставления субсидии АНО ДПО «АЦОПП» на выполнение государственного задания на оказание государственной услуги по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области, проведенной в соответствии с приказом от 12.07.2023 № 223.
Уточнив заявленные требования, АНО ДПО АЦОПП в дополнение к требованиям, изложенным в заявлении АНО ДПО «АЦОПП» от 24.10.2023 о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 Представления, просит признать недействительным Предписание министерства финансов Амурской области от 16.11.2023 по итогам плановой выездной проверки за 2022 год соблюдения порядка, целей и условий предоставления субсидии АНО ДПО «АЦОПП» на выполнение государственного задания на оказание государственной услуги по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области, проведенной в соответствии с приказом от 12.07.2023 № 223, по тем же основаниям.
Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований указано, что оплата услуг ФИО6, ФИО7, ФИО8 по разработке образовательных программ производилось в соответствии с полученными разъяснениями главного распорядителя средств субсидии, указанные расходы соответствуют финансовому плану на 2022 год, необходимость разработки данных программ была обусловлена поручением губернатора Амурской области, Управления государственной гражданской службы Амурской области. По достигнутой договоренности образовательные программы разрабатывались ФИО6, ФИО7, ФИО8 на протяжении 2021 и 2022 годов, части данных программ были включены в уже имеющиеся образовательные программы и произведена их апробация, госслужащие прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Поскольку полученный результат был признан удовлетворительным, в декабре 2022 года с указанными гражданами были заключены гражданско-правовые договоры на оказание услуг по разработке программ курсов повышения квалификации и оплачены данные услуги на общую сумму 500 000 рублей. Еще 100 000 рублей были уплачены в качестве страховых взносов. Нарушение правил бухгалтерского учета не образует нецелевое расходование бюджетных средств. Приобретение блоков питания для системных блоков и оперативной памяти, ручек, календарей, ежедневников и иной полиграфической продукции непосредственно связано с оказанием государственной услуги. Данная продукция по договоренности с поставщиками без оплаты поставлялась в периоды проведения конкретных курсов с гарантией оплаты в течение года. Фактически расчет за товарно-материальную продукцию произведен в конце декабря 2022 года и объем данных накладных расходов соответствует параметрам согласованного финансового плана на 2022 год. Расходы на оплату госпошлины понесены за счет средств субсидии, так как необходимость внесения изменений в учредительные документы вызвана инициативой Управления государственной гражданской службы Амурской области как главного распорядителя средств областного бюджета по предоставлению данной субсидии, которое в целях более эффективного ее расходования разработало проект изменений в Устав организации, в связи с чем не является нецелевым расходованием средств. Полагают несостоятельными доводы ответчика о неправомерном расходовании средств субсидии, связанного с оплатой расходов на оказание образовательных услуг лицами, не имеющими лицензии и оплатой банковских комиссий, так как данные специалисты в большинстве своем являются штатными работниками образовательных организаций Российской Федерации и не осуществляют педагогическую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Доводы ответчика о фактическом невыполнении государственного задания – на 252 человеко-часов меньше по двум программам, не соответствуют действительности. Показатель объема государственной услуги выполнен в полном объеме, жалоб от получателей услуги в проверяемом периоде не поступало. Годовой отчет за 2022 год АНО ДПО «АЦОПП» утвержден учредителями единогласно, без замечаний.
В судебном заседании представители заявителя требования поддерживают в полном объеме.
Представители министерства финансов Амурской области с заявленными требованиями не согласились по доводам письменного отзыва. Указали, что АНО ДПО «АЦОПП» 16.12.2022 были заключены договоры гражданско - правового характера (далее - договоры ГПХ) на оказание услуг по разработке программ курсов повышения квалификации с физическими лицами ФИО6, ФИО7 и ФИО8 на общую сумму 500 000,00 рублей. На основании актов приема-сдачи услуг от 26.12.2022 и платежного поручения от 27.12.2022 № 413 указанные услуги были в полном размере оплачены за счет субсидии. При этом все курсы повышения квалификации, на которых проходили обучение государственные гражданские служащие области в рамках оказания государственной услуги в объеме 10232 человеко-часов, были проведены до оказания вышеуказанных услуг по разработке программ курсов повышения квалификации (оформления актов приема-сдачи услуг от 26.12.2022). Исполнители разрабатывали программы курсов повышения квалификации: «Совершенствование навыков эффективной коммуникации и делового письма», «Эффективный руководитель на государственной гражданской службе», «Бухгалтер государственного сектора», «Бережливое управление в исполнительных органах государственной власти», «Вопросы взаимодействия государственных органов с общественностью и СМИ», которые ранее фактически проводили другие организации, индивидуальные предприниматели и физические лица по договорам ГПХ. Также при проведении курсов повышения квалификации «Эффективный руководитель на государственной гражданской службе» с ФИО7 были заключены договоры на оказание образовательных услуг, предусматривающие, в том числе, методическое сопровождение деятельности. Однако, в соответствии с пояснениями организации (письмо от 07.08.2023 № 70) разработка и рецензирование программ, обеспечение издания и рецензирования учебно-методических пособий входило в функции обеспечивающего персонала, привлекаемого по договорам гражданско-правового характера для сопровождения проведения учебных курсов. Таким образом, расходы организации на оказание услуг по разработке программ курсов повышения квалификации, оплаченные в адрес физических лиц ФИО6, ФИО7 и ФИО8 с учетом начисления взносов на выплату вознаграждения в размере 20 % на общую сумму 600 000,00 рублей, не связаны с оказанием в 2022 году государственной услуги «Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области» в объеме 10232 человеко-часов. Настаивают, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ возврату подлежит вся сумма нецелевым образом израсходованных средств субсидии, в том числе, 100 000 рублей, уплаченные в качестве страховых взносов. Оплата государственной пошлины за внесение изменений в учредительные документы должна производиться за счет субсидии в виде имущественного взноса и не отвечает целям п. 4 Порядка № 818 и Соглашения от 26.01.2022 № 1, не связана с оказанием государственной услуги. Приобретение товарно-материальных ценностей также осуществлено после завершения курсов повышения квалификации и данные товары фактически не могли быть использованы при проведении курсов. Документы, подтверждающие осуществление данных расходов в целях оказания государственной услуги, не представлены. По произведенным расходам на оказание образовательных услуг по договорам гражданско-правового характера и оплаты услуг банка поддержали доводы письменного отзыва.
Представитель третьего лица Министерства проектного управления и кадровой политики Амурской области поддержала доводы письменного отзыва. Поддерживает позицию ответчика, кроме доводов в отношении средств субсидии в сумме 4 149 995 рублей, израсходованных на оплату физическим лицам, осуществлявшим предоставление услуги преподавателей (лекторов). В указанной части Министерство подтверждает участие физических лиц при выполнении госзадания.
Представитель Правительства Амурской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, ходатайств не заявлено. Представлен письменный отзыв, согласно которому поддерживает позицию ответчика, кроме доводов в отношении средств субсидии в сумме 4 149 995 рублей, израсходованных на оплату физическим лицам, осуществлявшим предоставление услуги преподавателей (лекторов). В указанной части подтверждает позицию Министерства проектного управления и кадровой политики Амурской области.
На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Амурский центр опережающей профессиональной подготовки» (далее - учреждение, организация) является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольного имущественного взноса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В проверяемом периоде организация осуществляла свою деятельность на основании Устава, утвержденного:
- решением единственного учредителя от 01.11.2019 - с 01.01.2022 по 01.02.2022;
- решением общего собрания учредителей (протокол от 02.02.2022 № 4) – с 02.02.2022 по 21.11.2022;
- решением общего собрания учредителей (протокол от 22.11.2022 № 6) – с 22.11.2022 по настоящее время.
Организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № ОД 5828 от 28.04.2020, выданной Министерством образования и науки Амурской области (приказ от 28.04.2020 № 427) на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования:
- дополнительное образование детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование.
Учредителями организации являются: Министерство проектного управления и кадровой политики Амурской области; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет»; Министерство образования и науки Амурской области; Управление занятости населения Амурской области.
На основании приказа Управления государственной гражданской службы Амурской области от 19.01.2022 № 6-од принято решение о предоставлении субсидии заявителю в размере 13 500 000,00 рублей.
Управлением с заявителем заключено Соглашение от 26.01.2022 № 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным учреждением (далее - Соглашение от 26.01.2022 № 1) в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Амурской области от 20.12.2017 № 289, к которому в проверяемом периоде были заключены дополнительные соглашения от 18.11.2022 № 1, от 29.12.2022 № 2.
Предметом Соглашения от 26.01.2022 № 1 является предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в размере 13 500 000,00 рублей.
На основании платежного поручения от 31.01.2022 № 26 субсидия перечислена управлением в адрес организации в полном размере, что соответствует установленному пунктом 14 Порядка № 818 сроку.
Приказом Управления государственной гражданской службы Амурской области от 26.01.2022 № 8-од утверждено государственное задание для АНО ДПО «АЦОПП» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в которое в проверяемом периоде были внесены изменения на основании приказов управления от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од в части корректировки показателей, характеризующих объем государственной услуги.
Государственным заданием организации доведено оказание государственной услуги «Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области» в объеме 10232 человеко-часов на 2022 год.
Государственным заданием установлена периодичность и сроки предоставления отчетов о выполнении государственного задания, в соответствии с которыми отчет за год предоставляется до 15 января следующего года.
Согласно отчету о выполнении государственного задания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов показатели государственного задания, характеризующие качество и объем оказываемой услуги, достигнуты.
На основании приказа Министерства финансов Амурской области от 12.07.2023 № 223 «О назначении планового контрольного мероприятия» проведена плановая выездная проверка автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Амурский центр опережающей профессиональной подготовки» на тему «проверка соблюдения порядка, целей и условий предоставления субсидии автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Амурский центр опережающей профессиональной подготовки» на выполнение государственного задания на оказание государственной услуги по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области» за 2022 год.
Срок проведения контрольного мероприятия, не включая периоды его приостановления, составил 20 рабочих дней с 17.07.2023 по 11.08.2023.
В ходе проведения указанной проверки выявлен ряд нарушений при использовании предоставленных автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Амурский центр опережающей профессиональной подготовки" средств, составлен акт от 28.08.2023 г.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение пункта 4 Порядка предоставления субсидии из областного бюджета АНО ДПО «АЦОПП» на выполнение государственного задания на оказание государственной услуги по проведению мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 03.12.2020 № 818, Соглашения от 26.01.2022 № 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным учреждением, Государственного задания для АНО ДПО «АЦОПП» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденного приказом управления государственной гражданской службы Амурской области от 26.01.2022 № 8-од (в ред. приказов от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од), статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организацией допущено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 1 064 257,99 рубля, выразившееся в осуществлении за счет субсидии из областного бюджета следующих расходов, не связанных с оказанием государственной услуги:
- оплата услуг по разработке программ курсов повышения квалификации (с учетом начислений взносов на выплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера в размере 20 %) на общую сумму 600 000,00 рублей;
- приобретение товарно-материальных ценностей (комплектующие для системных блоков и полиграфическая продукция) на общую сумму 462 657,99 рубля;
- оплата государственной пошлины за внесение изменений в учредительные документы на сумму 1 600,00 рублей.
2. Организацией допущено неправомерное использование средств субсидии из областного бюджета на общую сумму 6 379 532,39 рубля, связанное с осуществлением следующих расходов:
- оплата расходов на оказание образовательных услуг по договорам гражданско-правового характера в адрес физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, обладающими правом на осуществление образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на общую сумму 6 346 785,00 рублей;
- оплата банковских комиссий в общей сумме 27 047,39 рубля за перечисление денежных средств на счета физических лиц по договорам гражданско-правового характера при отсутствии правового основания на данные расходы согласно соответствующим договорам ГПХ;
- переплата в адрес поставщика ИП ФИО9 в размере 5 700,00 рублей за полученный товар на основании первичных учетных документов.
3. Организацией не оплачен договор ГПХ на оказание образовательных услуг с ФИО10 на сумму 30 500,00 рублей, который согласно акту приема-сдачи услуг был исполнен в полном объеме.
4. В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственное задание для АНО ДПО «АЦОПП» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденное приказом управления государственной гражданской службы Амурской области от 26.01.2022 № 8-од (в ред. приказов от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од), является фактически невыполненным в связи с недостижением установленного в нем показателя, характеризующего объем оказываемой государственной услуги (на 252 человеко-часов меньше), вследствие отсутствия документально подтвержденного оказания учреждением образовательных услуг по программам повышения квалификации «Бережливое управление в исполнительных органах государственной власти» (4 часа обучения) и «Вопросы взаимодействия государственных органов с общественностью и СМИ» (16 часов обучения).
Копия акта плановой выездной проверки получена заявителем 28.08.2023.
08.09.2023 заявителем принесены письменные возражения с пояснениями на акт выездной проверки.
Письмом от 06.10.2023 Министерство финансов Амурской области признано возражения с пояснениями автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Амурский центр опережающей профессиональной подготовки" необоснованными.
По результатом проведенного контрольного мероприятия 09.10.2023 Министерством финансов Амурской области в адрес автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Амурский центр опережающей профессиональной подготовки" внесено представление № 07-05/5104 об устранении нарушения, указанного в пункте 1 перечня выявленных нарушений и принятии мер по устранению его причин и условий в срок до 09.11.2023; принятии мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах2-4 перечня выявленных нарушений в срок до 09.11.2023.
Копия представления получена заявителем 09.10.2023.
16.11.2023 исх. 07-05/5822 Министерством финансов Амурской области в адрес автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Амурский центр опережающей профессиональной подготовки" вынесено предписание о принятии мер по возмещению причиненного ущерба Амурской области в срок до 17.01.2024.
Не согласившись с указанными пунктами 1, 2, 4 Представления министерства финансов Амурской области от 09.10.2023 № 07-05/5104, Предписанием министерства финансов Амурской области от 16.11.2023, принятыми по итогам плановой выездной проверки за 2022 год соблюдения порядка, целей и условий предоставления субсидии АНО ДПО «АЦОПП» на выполнение государственного задания на оказание государственной услуги по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области, проведенной в соответствии с приказом от 12.07.2023 № 223, заявитель обратился в суд.
Оценив представленные по делу доказательства и установленные судом обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, в суд с требованиями о признании незаконными пунктов 1, 2, 4 Представления министерства финансов Амурской области от 09.10.2023 № 07-05/5104, Предписания министерства финансов Амурской области от 16.11.2023, заявитель обратился 24.10.2023, срок обращения в суд не пропущен.
Согласно подпункту 3.1.32 Положения о Министерстве финансов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора области от 03.08.2007 № 461, Минфин АО, являющийся исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляет внутренний государственный финансовый контроль как орган внутреннего государственного финансового контроля и финансовый орган Амурской области.
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. В соответствии с частью 3 статьи 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 г. № 100, должностные лица органа контроля обязаны направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Как следует из пункта 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.
Таким образом, Минфин Амурской области при проведении контрольного мероприятия и при вынесении оспариваемых представления, предписания действовал в рамках возложенных полномочий.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Амурской области от 03.12.2020 № 818 «О мерах по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах Амурской области» утвержден Порядок предоставления субсидии из областного бюджета АНО ДПО «АЦОПП» на выполнение государственного задания на оказание государственной услуги по проведению мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах Амурской области (далее - Порядок № 818, субсидия).
В соответствии с пунктами 2, 4 Порядка № 818 (в редакции от 08.07.2021) субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета управлением государственной гражданской службы Амурской области (далее управление) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных управлению, в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания АНО ДПО «АЦОПП» на оказание государственной услуги по проведению мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих (далее - государственная услуга), формируемого управлением в порядке, предусмотренном статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области (далее - государственное задание).
Согласно п. 15, 18, 20 Порядка № 818, субсидия носит целевой характер и не может использоваться на цели, не предусмотренные пунктом 4 настоящего Порядка.
Управление государственной гражданской службы Амурской области осуществляет проверку соблюдения АНО ДПО "АЦОПП" порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, а также орган государственного финансового контроля Амурской области осуществляет проверку соблюдения порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Не использованные в отчетном финансовом году остатки субсидии подлежат возврату в областной бюджет.
Законом Амурской области от 09.12.2021 № 48-03 «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» управлению предусмотрены соответствующие бюджетные ассигнования в размере 13 500,00 тысяч рублей.
Установлено, что на основании приказа Управления государственной гражданской службы Амурской области от 19.01.2022 № 6-од принято решение о предоставлении субсидии заявителю в размере 13 500 000,00 рублей.
Управлением государственной гражданской службы Амурской области с заявителем заключено Соглашение от 26.01.2022 № 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным учреждением (далее - Соглашение от 26.01.2022 № 1) в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Амурской области от 20.12.2017 № 289, к которому в проверяемом периоде были заключены дополнительные соглашения от 18.11.2022 № 1, от 29.12.2022 № 2.
Предметом Соглашения от 26.01.2022 № 1 является предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в размере 13 500 000,00 рублей.
На основании платежного поручения от 31.01.2022 № 26 субсидия перечислена управлением в адрес организации в полном размере, что соответствует установленному пунктом 14 Порядка № 818 сроку.
Приказом Управления государственной гражданской службы Амурской области от 26.01.2022 № 8-од утверждено государственное задание для АНО ДПО «АЦОПП» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в которое в проверяемом периоде были внесены изменения на основании приказов управления от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од в части корректировки показателей, характеризующих объем государственной услуги.
Государственным заданием организации доведено оказание государственной услуги «Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области» в объеме 10232 человеко-часов на 2022 год.
АЦОПП в рамках выполнения государственного задания проведены следующие курсы повышения квалификации:
1. «Эмоциональный интеллект» - с 25.04.2022 по 28.04.2022;
2. «Методы и инструменты профилактики профессионального выгорания» - с 28.11.2022 по 05.12.2022, с 12.12.2022 по 16.12.2022;
3. «Эмоциональный интеллект и ресурсы стрессоустойчивости в профессиональной сфере» - с 17.12.2022 по 24.12.2022;
4. «Совершенствование навыков эффективной коммуникации и делового письма» - с 21.06.2022 по 24.06.2022, с 24.10.2022 по 27.10.2022;
5. «Технологии эффективного командообразования» - с 06.06.2022 по 09.06.2022, с 21.06.2022 по 24.06.2022, с 10.10.2022 по 14.10.2022, с 24.10.2022 по 27.10.2022;
6. «Эффективный руководитель на государственной гражданской службе» - с 14.04.2022 по 15.04.2022, с 22.09.2022 по 23.09.2022;
7. «Практика внедрения антимонопольного комплаенса и применения антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления» - с 16.06.2022 по 19.06.2022;
8. «Бухгалтер государственного сектора» - с 21.11.2022 по 25.11.2022;
9. «Бережливое управление в исполнительных органах государственной власти» - с 21.10.2022 по 10.12.2022;
10. «Вопросы взаимодействия государственных органов с общественностью и СМИ» - с 19.09.2022 по 26.09.2022.
Установлено, что заявителем 16.12.2022 были заключены договоры гражданско-правового характера на оказание услуг по разработке программ вышеуказанных курсов повышения квалификации с физическими лицами ФИО6, ФИО7, ФИО8 на общую сумму 500 000 рублей. На основании актом приема-сдачи услуг от 26.12.2022 и платежного поручения от 27.12.2022 № 413 указанные услуги были в полном размере оплачены за счет субсидии.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 818 субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания АНО ДПО «АЦОПП» на оказание государственной услуги по проведению мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих.
Предметом Соглашения от 26.01.2022 № 1 является предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Государственным заданием, утвержденным приказом управления от 26.01.2022 № 8-од, с учетом изменений на основании приказов управления от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од, на 2022 год АНО ДПО АЦОПП доведено оказание государственной услуги «Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области» в объеме 10232 человеко-часов.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что все курсы повышения квалификации, на которых проходили обучение государственные гражданские служащие области в рамках оказания государственной услуги в объеме 10232 человеко-часов, были проведены до заключения вышеуказанного договора ГПХ от 16.12.2022 и оформления актов приема-сдачи услуг от 26.12.2022.
Выражая несогласие с предписанием и представлением Министерства финансов Амурской области, заявитель приводит доводы о том, что образовательные программы разрабатывались ФИО6, ФИО7, ФИО8 на протяжении 2021 и 2022 годов, части данных программ были включены в уже имеющиеся образовательные программы и произведена их апробация в 2022 году, госслужащие прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Поскольку полученный результат был признан удовлетворительным, в декабре 2022 года с указанными гражданами были заключены гражданско-правовые договоры на оказание услуг по разработке программ курсов повышения квалификации и оплачены данные услуги.
Суд находит указанные доводы несостоятельными, так как из материалов дела следует, что исполнители разрабатывали программы курсов повышения квалификации: «Совершенствование навыков эффективной коммуникации и делового письма», «Эффективный руководитель на государственной гражданской службе», «Бухгалтер государственного сектора», «Бережливое управление в исполнительных органах государственной власти», «Вопросы взаимодействия государственных органов с общественностью и СМИ», которые ранее на протяжении 2022 году фактически проводили другие организации, индивидуальные предприниматели и физические лица по договорам ГПХ. Также при проведении курсов повышения квалификации «Эффективный руководитель на государственной гражданской службе» с ФИО7 были заключены договоры на оказание образовательных услуг, предусматривающие, в том числе, методическое сопровождение деятельности. Однако, в соответствии с пояснениями организации (письмо от 07.08.2023 № 70) разработка и рецензирование программ, обеспечение издания и рецензирования учебно-методических пособий входило в функции обеспечивающего персонала, привлекаемого по договорам гражданско-правового характера для сопровождения проведения учебных курсов.
Таким образом, ответчик пришел к правильному выводу, с которым согласен суд, что расходы организации на оказание услуг по разработке программ курсов повышения квалификации, оплаченные в адрес физических лиц ФИО6, ФИО7 и ФИО8 с учетом начисления взносов на выплату вознаграждения в размере 20 % на общую сумму 600 000,00 рублей, не связаны с оказанием в 2022 году государственной услуги «Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области» в объеме 10232 человеко-часов.
Таким образом, в нарушение пункта 4 Порядка № 818, Соглашения от 26.01.2022 № 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным учреждением, Государственного задания для АЦОПП на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденного приказом управления от 26.01.2022 № 8-од в ред. приказов от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од, АЦОПП при оплате услуг по разработке программ курсов повышения квалификации направлены средства субсидии в сумме 600 000,00 рублей на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением, являющимся правовым основанием их предоставления.
Как следует из материалов дела, АНО ДПО «АЦОПП» на основании платежных поручений от 06.12.2022 № 294, от 27.12.2022 № 318 была оплачена государственная пошлина за внесение изменений в учредительные документы в общей сумме 1 600,00 рублей, которые согласно данным бухгалтерского учета организации были приняты к учету в качестве расходов за счет субсидии.
По мнению ответчика, указанные расходы не связаны с оказанием государственной услуги, осуществлены в нарушение пункта 4 Порядка № 818 и Соглашения от 26.01.2022 № 1 и являются нецелевым использованием бюджетных средств.
Возражая против данных выводов, заявитель указывает, что расходы на оплату госпошлины понесены за счет средств субсидии, так как необходимость внесения изменений в учредительные документы вызвана инициативой Управления государственной гражданской службы Амурской области как главного распорядителя средств областного бюджета по предоставлению данной субсидии, которое в целях более эффективного ее расходования разработало проект изменений в Устав организации, в связи с чем не является нецелевым расходованием средств.
Рассматривая позиции сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 818 субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания АНО ДПО «АЦОПП» на оказание государственной услуги по проведению мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих.
Предметом Соглашения от 26.01.2022 № 1 является предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Государственным заданием, утвержденным приказом управления от 26.01.2022 № 8-од, с учетом изменений на основании приказов управления от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од, на 2022 год АНО ДПО «АЦОПП» доведено оказание государственной услуги «Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате Губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области» в объеме 10232 человеко-часов.
Оплата госпошлины за осуществление регистрационных действий, связанных с внесением изменений в учредительные документы АНО ДПО «АЦОПП» не связана с выполнением государственного задания и целям спорной субсидии не отвечает, вне зависимости от того, кто являлся инициатором данных изменений.
Кроме того, установлено, что заявитель является также получателями субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 05.12.2019 № 689 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии в виде имущественного взноса из областного бюджета автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Амурский центр опережающей профессиональной подготовки».
Согласно п. 1.3 названного Порядка № 689 субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат на обеспечение функционирования Центра и обеспечения функционирования цифровой платформы в сети Интернет в части выплаты заработной платы и начислений на заработную плату сотрудникам Центра, оплаты административных и командировочных расходов сотрудников Центра, расходов на повышение квалификации сотрудников, расходов на приобретение расходных материалов, оплаты по договорам гражданско-правового характера, уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами Министерства финансов Амурской области, что оплата государственной пошлины за внесение изменений в учредительные документы в общей сумме 1 600,00 рублей должна была производиться за счет субсидии в виде имущественного взноса.
Доводы истца об обратном основаны на неверной оценке представленных доказательств с точки зрения целевого использования бюджетных средств.
Также из материалов дела следует, что согласно представленным к проверке документам (сметам затрат на оказание образовательных услуг) и данным бухгалтерского учета АНО ДПО «АЦОПП» в проверяемом периоде приняты к учету в качестве расходов за счет субсидии следующие расходы:
- в рамках проведения курса повышения квалификации по программе «Бережливое управление в исполнительных органах государственной власти» (период проведения 21 октября - 10 декабря 2022 года): приобретение у ООО «Открытие» блоков питания для системных блоков в количестве 13 шт. на сумму 96 460,00 рублей и оперативной памяти Kingston 64 Гб в количестве 13 шт. на сумму 196 459,99 руб. (товарно-материальные ценности приняты на основании товарных накладных от 22.12.2022 № 333, от 14.12.2022 № 331 и оплачены платежными поручениями от 28.12.2022 №№ 419, 420 на общую сумму 292 919,99 рубля);
- в рамках проведения курса повышения квалификации по программе «Эмоциональный интеллект и ресурсы стрессоустойчивости в профессиональной сфере» (в период с 17 по 24 декабря 2022 года): приобретение ручек с логотипом в количестве 600 шт. на сумму 40 200,00 рублей и блокнотов А5, 30 листов в количестве 600 шт. на сумму 43 200,00 рублей (приняты у ООО «Бегемот» на основании универсальных передаточных документов от 05.12.2022 № 955, от 15.12.2022 № 1016, оплачены платежными поручениями от 20.12.2022 № 339, от 22.12.2022 № 358); печать 70 календарей и 30 ежедневников в соответствии с бренд буком организации на сумму 59 338,00 рублей (изготовитель ООО «Одеон», универсальный передаточный документ от 08.12.2022 № 4946, платежное поручение от 20.12.2022 № 359); изготовление полиграфической продукции: квартальные календари в количестве 50 шт. на сумму 19 500,00 рублей (изготовитель ИП ФИО11, товарная накладная от 28.11.2022 № 134, платежное поручение от 07.12.2022 № 297);
- в рамках проведения курса повышения квалификации по программе «Бухгалтер государственного сектора» (период проведения 21-25 ноября 2022 года): приобретение у ООО «Бегемот» ручек в количестве 100 шт. на сумму 7 500,00 рублей (приняты на основании универсального передаточного документа от 28.10.2022 № 867, оплачены платежным поручением от 29.11.2022 № 275).
Ответчиком установлено, что товарно-материальные ценности (блоки питания и оперативная память для системных блоков в количестве 13 шт. на общую сумму 292 919,99 рубля) получены и оплачены заявителем после завершения соответствующего курса повышения квалификации и фактически данные товары не могли быть использованы при его проведении. Количество приобретаемой продукции (ручки и блокноты) не соответствует числу слушателей курсов «Эмоциональный интеллект и ресурсы стрессоустойчивости в профессиональной сфере» (12 человек) и «Бухгалтер государственного сектора» (21 человек), а также общему числу гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образование в проверяемом периоде (359 человек). Копии документов, подтверждающих использование указанных товарно-материальных ценностей, в том числе их выдачу слушателям курсов, в ходе проведения проверки, а также при ответе на запрос Минфина АО от 02.08.2023 № 07-05/3920 заявителем предоставлены не были. Приобретение комплектующих для системных блоков (блоков питания и оперативной памяти) на общую сумму 292 919,99 руб. связано с улучшением либо обновлением материально-технической базы организации и по своему содержанию является затратами по уставной деятельности организации. Данные расходы не связаны с непосредственным оказанием государственной услуги. Приобретение полиграфической продукции (ручки, блокноты, календари, ежедневники с логотипами в соответствии с бренд буком АНО ДПО «АЦОПП») на общую сумму 169 738,00 руб. является сувенирной продукцией и также не связано с непосредственным оказанием государственной услуги. Контролирующему органу в период проверки заявителем не были представлены первичные учетные документы (товарные накладные, универсальные передаточные документы), подтверждающие фактические даты поставок вышеуказанной продукции.
С учетом данных обстоятельств Минфин Амурской области пришел к выводу, что достоверное документальное подтверждение осуществления вышеуказанных расходов в целях оказания государственной услуги отсутствует.
Материалы проверки содержат платежные документы (от 28.12.2022 № 419, № 420) и документы поставки (товарная накладная от 22.12.2022 и 14.12.2022), подтверждающие получение и оплату товарно-материальных ценностей (блоки питания и оперативная память для системных блоков в количестве 13 шт. на общую сумму 292 919,99 рубля) уже после завершения соответствующего курса повышения квалификации «Бережливое управление в исполнительных органах государственной власти» и фактическую невозможность использования при его проведении.
Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика, что приобретение комплектующих для системных блоков (блоков питания и оперативной памяти) на общую сумму 292 919,99 руб. связано с улучшением либо обновлением материально-технической базы АНО ДПО «АЦОПП» и по своему содержанию является затратами по уставной деятельности организации. Данные расходы не связаны с непосредственным оказанием государственной услуги и должны быть оплачены за счет субсидии, представленной АЦОПП в виде имущественного взноса (ранее упомянутый Порядок № 689).
Также из первичных учетных документов, имеющихся в материалах дела, установлено, что приобретенная продукция (ручки и блокноты) поставлена и оплачена в декабре 2022 года и не соответствует числу слушателей курсов «Эмоциональный интеллект и ресурсы стрессоустойчивости в профессиональной сфере» (12 человек) и «Бухгалтер государственного сектора» (21 человек), а также общему числу гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образование в проверяемом периоде (359 человек).
Довод о договоренности АНО ДПО «АЦОПП» о получении продукции от поставщиков в периоды проведения курсов не подтверждается первичными учетными документами (товарными накладными и универсальными передаточными документами), свидетельствующими о фактических датах поставки продукции.
Согласно положениям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни либо непосредственно после его окончания.
Приобретение полиграфической продукции (ручки, блокноты, календари, ежедневники с логотипами в соответствии с бренд буком организации) на общую сумму 169 738,00 руб. является сувенирной продукцией и также не связано с непосредственным оказанием государственной услуги.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства представители заявителя указали, что приобретение спорных товарно-материальных ценностей в конце 2022 года обусловлено тем, что государственное задание разработано для АНО ДПО «АЦОПП» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. В связи с введением рядом иностранных государств санкций против Российской Федерации возникло опасение, что некоторые поставщики могут покинуть рынок, в связи с чем полиграфическая продукция, иные расходные материалы закуплены впрок для проведения курсов повышения квалификации в 2023 и 2024 годах.
Однако в судебном заседании заявителем представлены документы о списании товарно-материальных ценностей в конце декабря 2022 года. Таким образом, материалы дела подтверждают, что спорные товары были приобретены заявителем и списаны в конце декабря 2022 года, после проведения в течение 2022 года курсов повышения квалификации.
С учетом изложенного суд находит обоснованными выводы министерства финансов Амурской области, что документальное подтверждение осуществления вышеуказанных расходов в целях оказания государственной услуги отсутствует.
Таким образом, в нарушение пункта 4 Порядка № 818, Соглашения от 26.01.2022 № 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным учреждением, Государственного задания для АЦОПП на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденного приказом управления от 26.01.2022 № 8-од (в ред. приказов от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од), АНО ДПО АЦОПП приобретены товарно-материальные ценности (комплектующие для системных блоков и полиграфическая продукция) на общую сумму 462 657,99 руб., не связанные с оказанием государственной услуги.
Также судом из материалов дела установлено, что в проверяемом периоде АНО ДПО «АЦОПП» оплачены расходы на оказание образовательных услуг по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, на общую сумму 6 346 785,00 рублей, в том числе:
- образовательные услуги по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на сумму 4 149 995,00 рублей;
- образовательные услуги по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации как сопровождающего персонала, непосредственно связанного с предоставлением государственной услуги, на сумму 2 196 790,00 рублей.
Как следует из материалов дела, между АНО ДПО «АЦОПП» и физическими лицами, не имеющими статуса индивидуальных предпринимателей, заключены договоры на оказание образовательных услуг, по условиям которых (п. 1.1.) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать образовательные услуги по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в установленном объеме по конкретным курсам.
В соответствии с п. 3.1.1. договоров, исполнитель обязан оказать услуги надлежащего качества в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499, образовательными программами, учебными планами, в том числе, индивидуальными и расписанием занятий у заказчика.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что физические лица, заключившие вышеуказанные договоры, фактически принимали участие в проведении курсов повышения квалификации, проведенных АНО ДПО «АЦОПП» в проверяемом периоде.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При этом согласно ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Предмет договора является его существенным условием.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ применяются, в том числе, следующие основные понятия:
образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;
педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности», согласно пункту 7 которого одним из лицензионных требований к лицензиату является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства образовательная деятельность, в том числе выражающаяся в оказании платных образовательных услуг, может осуществляться организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями. Осуществление образовательной деятельности физическими лицами не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что предметом всех договоров гражданско-правового характера, заключенных организацией с физическими лицами в проверяемом периоде, является именно оказание образовательных услуг, а не их привлечение в качестве педагогических работников.
С учетом изложенного суд соглашается с доводами ответчика, что оказание платных образовательных услуг физическими лицами является нарушением Федерального закона № 273-ФЗ.
При таких обстоятельствах оплата организацией расходов на оказание образовательных услуг по договорам гражданско-правового характера в адрес физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, обладающими правом на осуществление образовательной деятельности, на общую сумму 6 346 785,00 рублей является неправомерным использованием субсидии.
В соответствии со сметами затрат на оказание образовательных услуг и данными бухгалтерского учета в рамках проведения курсов повышения квалификации по программам «Эмоциональный интеллект и ресурсы стрессоустойчивости в профессиональной сфере», «Практика внедрения антимонопольного комплаенса и применения антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления», «Технологии эффективного командообразования» АНО ДПО «АЦОПП» приняты к учету за счет субсидии расходы на услуги банка в общей сумме 27 047,39 рубля.
Согласно пояснениям заявителя указанные расходы связаны с комиссией банка при перечислении денежных средств на счета физических лиц по договорам гражданско-правового характера, у которых отсутствует счет и зарплатная карта в ПАО «Банк Открытие».
Расходы по оплате банковской комиссии, включенные в сметы (от 16.12.2022 на сумму 11 942,24 руб., от 15.06.2022 на сумму 3 823,08 руб., от 07.10.2023 на сумму 15830,82 руб.), не подтверждены первичной документацией, а также произведены при оплате некоторых договоров ГПХ, заключенных с физическими лицами на оказание образовательных услуг.
При этом условие об оплате указанных комиссий не включалось в соответствующие договоры ГПХ с исполнителями образовательных услуг и по содержанию являются расходами организации в рамках договора о банковском обслуживании.
В связи с чем расходы за счет субсидии на банковские комиссии в общей сумме 27 047,39 рубля также являются неправомерным использованием средств и доводы заявителя об обратном суд находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 69.2 БК РФ Государственное задание для АНО ДПО «АЦОПП» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденное приказом управления от 26.01.2022 № 8-од (в ред. приказов от 03.06.2022 № 53-од, от 18.11.2022 № 113-од), является фактически невыполненным в связи с недостижением установленного в нем показателя, характеризующего объем оказываемой государственной услуги (на 252 человеко-часов меньше), вследствие отсутствия документально подтвержденного оказания учреждением образовательных услуг по программам повышения квалификации «Бережливое управление в исполнительных органах государственной власти» (4 часа обучения) и «Вопросы взаимодействия государственных органов с общественностью и СМИ» (16 часов обучения).
Надлежащих доказательств, опровергающих выводы Минфина Амурской области в указанной части, в материалы дела заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания оспариваемых пунктов 1, 2, 4 Представления министерства финансов Амурской области от 09.10.2023 № 07-05/5104 незаконными.
Рассматривая доводы о несогласии заявителя с вынесенным предписанием от 16.11.2023 № 07-05/5822 о принятии в срок до 17.01.2024 мер по возмещению причиненного ущерба Амурской области, суд отмечает следующее.
Представление министерства финансов области от 09.10.2023 № 07-05/5104, направленное объекту контроля, вынесенное в соответствии с требованиями, установленными статьей 270.2 БК РФ, и требованиями федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее - федеральный стандарт № 1095), а также приказа Минфина России от 30.12.2020 № 340н «Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в срок, указанный в представлении, АНО ДПО «АЦОПП» не исполнено в полном объеме.
В соответствии со статьей 270.2 БК РФ, пунктами 7 и 9 федерального стандарта № 1095, в связи с неустранением нарушения в установленный в представлении министерства финансов Амурской области от 09.10.2023 № 07-05/5104 срок приказом Министерства финансов Амурской области от 16.11.2023 № 365 принято решение о направлении объекту контроля АНО ДПО «АЦОПП» предписания.
С учетом вышеизложенных выводов суда, согласно которым оспариваемое представление признано законным и обоснованным, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены и вынесенного на его основе предписания.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в полном объеме.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя.
Определением суда от 21.11.2023 по делу № А04-9818/2023 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приостановления действия представления Министерства финансов Амурской области от 09.10.2023 по устранению нарушений и принятии мер по устранению причин и условий нарушений (пункты 1, 2, 4), а также предписания Министерства финансов Амурской области от 16.11.2023 № 07-05/5822 о принятии в срок до 17.01.2024 мер по возмещению причиненного ущерба Амурской области в сумме 1 064 257,99 рублей, до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Амурской области по настоящему делу.
Пунктом 5 статьи 96 АПК РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Суд счел необходимым указать на отмену обеспечительных мер после вступления решения в законную силу.
руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявленные требования автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Амурский центр опережающей профессиональной подготовки" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 Представления министерства финансов Амурской области от 09.10.2023 № 07-05/5104, Предписания министерства финансов Амурской области от 16.11.2023, принятых по итогам плановой выездной проверки за 2022 год соблюдения порядка, целей и условий предоставления субсидии АНО ДПО «АЦОПП» на выполнение государственного задания на оказание государственной услуги по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих Амурской области, замещающих должности государственной гражданской службы Амурской области в аппарате губернатора области и Правительства области, исполнительных органах государственной власти Амурской области, проведенной в соответствии с приказом от 12.07.2023 № 223 – оставить без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые по определению арбитражного суда Амурской области от 21.11.2023 по делу № А04-9818/2023 в виде приостановления действия представления Министерства финансов Амурской области от 09.10.2023 по устранению нарушений и принятии мер по устранению причин и условий нарушений (пункты 1, 2, 4), а также предписания Министерства финансов Амурской области от 16.11.2023 № 07-05/5822 о принятии в срок до 17.01.2024 мер по возмещению причиненного ущерба Амурской области в сумме 1 064 257,99 рублей, отменить по вступлению в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.С. Воробьёва