Арбитражный суд Амурской области | ||||||||||||||
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135 | ||||||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-7666/07-16/24 | ||||||||||||
« | 22 | » | октября | 2007 г. | ||||||||||
Судья Арбитражного суда | С.А. Антонова | |||||||||||||
(фамилия, инициалы) | ||||||||||||||
При участии секретаря судебного заседания | ||||||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании заявление | Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области | |||||||||||||
(наименование заявителя) | ||||||||||||||
к | Индивидуальному предпринимателю ФИО1 | |||||||||||||
(наименование ответчика) | ||||||||||||||
о привлечении к административной ответственности | ||||||||||||||
Протокол вел: Антонова С.А., судья | ||||||||||||||
(Фамилия И.О., должность лица) | ||||||||||||||
При участии в заседании: от заявителя: ФИО2, доверенность от 15.11.2006, удостоверение | ||||||||||||||
Установил: | ||||||||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя ФИО1.
В обоснование своих требований заявитель указал, что ИП ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по регулярному городскому маршруту с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- не обеспечил контроль за соблюдением водителем ФИО3 правил дорожного движения, правил перевозок пассажиров;
- не организовал учет, анализ и устранение причин нарушений водителем ФИО3 требований ПДД (совершение ДТП по вине водителя при отсутствии отметки об этом в его личной карточке);
- не организовал и не проводил инструктажи по технике безопасности дорожного движения с водителем ФИО3.
Указанные нарушения являются нарушением условий, предусмотренных лицензией, в связи с чем, заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в судебном заседании на требовании настаивает, по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 23172 от 17.10.2007, а также уведомлением о времени и месте судебного разбирательства, врученным ему под роспись Управлением государственного автодорожного надзора по Амурской области от 10.10.2007.
Ответчик направил в суд отзыв на заявление, в котором вину признал полностью, с нарушениями, указанными в протоколе об административном правонарушении № 205 согласен. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Администрацией г. Благовещенска Амурской области 26.11.2002, за № 27837РП, ИНН <***>.
Транспортную деятельность осуществляет на основании лицензии на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации АСС 28 009465 от 06.07.2002.
03.-04.10.2007 в результате проведенной по факту сообщения в ГИБДД о дорожно-транспортном правонарушении 28.09.2007 внеплановой проверки ИП ФИО1 государственным инспектором ФИО4 выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией АСС 28 009465 от 06.07.2002, а именно, ИП ФИО1:
- не обеспечил контроль за соблюдением водителем ФИО3 правил дорожного движения, правил перевозок пассажиров;
- не организовал учет, анализ и устранение причин нарушений водителем ФИО3 требований ПДД (совершение ДТП по вине водителя при отсутствии отметки об этом в его личной карточке);
- не организовал и не проводил инструктажи по технике безопасности дорожного движения с водителем ФИО3.
Указанные нарушения лицензионных требований и условий зафиксированы в акте № 268 от 04.10.2007.
Должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области составлен протокол № 205 от 04.10.2007 об административном правонарушении.
В протоколе в графе объяснение имеется запись ответчика следующего содержания: «С протоколом согласен. Факты правонарушений признаю полностью. Мною не осуществлялся контроль за соблюдением требований ПДД, правил перевозки пассажиров водителем ФИО3, не проведен вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте с указанным водителем. В отношении ФИО3 не ведется учет и анализ нарушений требований ПДД. Дело об административном правонарушении прошу рассмотреть в мое отсутствие».
Действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с предписаниями ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Условия осуществления деятельности, предусмотренной лицензией – выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществление мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдение экологических норм.
Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основании подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно п. 1.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 настоящее Положение определяет задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из примечания к указанному пункту следует, что под водителями - предпринимателями понимаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, определены основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
Согласно п. 3.4.1. закрепляется обязанность организации обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Также, в целях повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения пунктом 3.4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов организация:
- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;
- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;
- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.
Разделом 10 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 № 28 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», определены требования к профессиональному отбору, инструктажу, обучению и проверке знаний правил по охране труда работников.
Из содержания указанного раздела 10 следует, что работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.
Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.
Вводный инструктаж проводит работник по охране труда или работник, назначенный для этой цели из числа специалистов организации, со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов).
Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом.
Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов.
Первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи проводит непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый - индивидуально или с группой работников одной профессии.
Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажей регистрируется в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе.
Как следует из путевых листов № 1459 от 26.09.2007, № 1468 от 27.09.2007, №1477 от 28.09.2007, № 1493 от 01.10.2007, №1504 от 02.10.2007 и журнала регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя, начатого 09.02.2007, предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров ИП ФИО1 на автобусе ГАЗ-322132 по управлением водителя ФИО3 в указанный период осуществлялась.
Факт совершения 28.09.2007 дорожно-транспортного происшествия водителем ФИО3 на автобусе ГАЗ-322132 подтверждается справкой УГИБДД от 02.10.2007, при этом из карточки водителя ФИО3 по учету ДТП следует, что указанное ДТП в карточку не внесено.
Отсутствие записей в отношении водителя ФИО3 в журнале проведения контрольных проверок соблюдения графиков (расписаний) движений автобусов, норм вместимости, нарушений ПДД (начат 01.01.2007), журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда (начат 01.04.2006), журнала регистрации инструктажа на рабочем месте (начат 01.07.2007) подтверждает то, что предпринимателем ФИО1:
- не обеспечил контроль за соблюдением водителем ФИО3 правил дорожного движения, правил перевозок пассажиров;
- не организовал учет, анализ и устранение причин нарушений водителем ФИО3 требований ПДД (совершение ДТП по вине водителя при отсутствии отметки об этом в его личной карточке);
- не организовал и не проводил инструктажи по технике безопасности дорожного движения с водителем ФИО3.
Таким образом, факты совершения указанных правонарушений зафиксированы и подтверждаются актом № 268 от 04.10.2007; протоколом об административных правонарушениях № 205 от 04.10.2007; журналом проведения контрольных проверок соблюдения графиков (расписаний) движений автобусов, норм вместимости, нарушений ПДД (начат 01.01.2007), журналом регистрации вводного инструктажа по охране труда (начат 01.04.2006), журналом регистрации инструктажа на рабочем месте (начат 01.07.2007); справкой УГИБДД от 02.10.2007; карточкой водителя ФИО3 по учету ДТП.
При этом, факт совершения указанных правонарушений признает сам ИП ФИО1, что подтверждается записью в графе объяснений протокола об административных правонарушениях № 205 от 04.10.2007.
Исходя из изложенного, суд считает, что допущенные ИП ФИО1 нарушения:
- не обеспечение контроля за соблюдением водителем ФИО3 правил дорожного движения, правил перевозок пассажиров;
- отсутствие организации учета, анализа и устранения причин нарушений водителем ФИО3 требований ПДД (совершение ДТП по вине водителя при отсутствии отметки об этом в его личной карточке);
- отсутствие организации и не проведение инструктажей по технике безопасности дорожного движения с водителем ФИО3
являются нарушением лицензионных требований и условий и согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, данные деяние необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Санкция ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Срок для привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оценивая то, что ответчик признает факт совершения административного правонарушения, привлекается к ответственности за данное правонарушение впервые, суд на основании ч. 3 ст. 4.1 и ч. 2 ст. 4.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации признает их обстоятельствами смягчающими ответственность. Обстоятельств, отягчающих ответственность, у предпринимателя не имеется.
На основании изложенного, суд считает возможным применить штраф в минимальном размере в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Администрацией г. Благовещенска Амурской области 26.11.2002, за № 27837РП, ИНН <***>, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности по части 3 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 рублей 00 копеек, который подлежит перечислению на расчётный счёт УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН <***> КПП 280101001 р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья С.А. Антонова