НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 22.09.2015 № А04-6130/15

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-6130/2015

сентября 2015 года

решения изготовлено в полном объеме

22 сентября 2015 года

объявлена резолютивная часть решения

Арбитражный суд в составе судьи Аныша Дениса Сергеевича

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Богомоловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление министерства здравоохранения Амурской области (ОГРН 1072801008994, ИНН 2801123720)

к

Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Амурской области (ОГРН 1042800038786, ИНН 2801100699)

о признании незаконным предписания,

при участии в заседании:

от заявителя: Шалмина Я.Ю. по доверенности от 09.02.2015 № 03-516, сроком на один год; Демченко Л.М. по доверенности от 30.03.2015 № 03-581, сроком на один год; Невзорова О.А. по доверенности от 30.03.2015 № 03-578, сроком на один год;

от ответчика: Даниленко Г.А., руководитель, приказ от 17.02.2006 № 19-тк; Пигарева Н.А. по доверенности от 12.012015 № (1249) 01Д, сроком до 31.12.2015;

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось министерство здравоохранения Амурской области (далее – заявитель, министерство) с заявлением о признании незаконным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Амурской области (далее – ответчик, Территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области) об устранении требований законодательства от 27.03.2015 № 19.

Заявленные требования обоснованны тем, что Территориальным органом Росздравнадзора по Амурской области в отношении министерства проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписания от 19.05.2014 № 25, выданного по результатам плановой проверки по контролю за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности.

В ходе проверки установлено невыполнение предписания от 19.05.2014 №25, срок исполнения которого истек 16.02.2015, а именно не устранены нарушения по блоку проверки «Контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности» - «Лицензирование фармацевтической деятельности»:

принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии соискателю при отсутствии обязательных документов и/или отсутствии возможности выполнения лицензионных требований (в части предоставления лицензии при отсутствии документов, подтверждающих наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста)

в лицензионном деле ЛО-28-02-000356 ООО «Гуманитарная аптека» (приказ министерства здравоохранения Амурской области о предоставлении лицензии № 1038 от 10.09.2013) заявление о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность (регистрационный номер: ЛО-28-02-000356 от 19.07.2013) подписано генеральным директором в лице Абзалова Руслана Наилевича, действующего на основании устава общества с ограниченной ответственностью «Гуманитарная аптека». Вместо документов, подтверждающих наличие у руководителя организации ООО «Гуманитарная аптека» Абзалова Руслана Наилевича фармацевтического образования, стажа работы по специальности, сертификата специалиста, в лицензионном деле ЛО-28-02-000356 имеется копия диплома ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», выданного 10.06.2005 на имя Гарикян Виктории Мовсесовны, копия трудовой книжки на имя Гарикян Виктории Мовсесовны, принятую в ООО «Гуманитарная аптека» на должность руководителя аптечного пункта (запись от 26.06.2013), общий стаж работы по специальности с 01.08.2006 по 10.09.2013 - 7 лет, 1 месяц, копия сертификата Дальневосточного государственного медицинского университета по специальности - Управление и экономика фармации, выданного 31.05.2012 на имя Гарикян Виктории Мовсесовны.

в лицензионном деле ЛО-28-02-000313 ООО «Пульс» (приказ министерства здравоохранения Амурской области о предоставлении лицензии № 325 от 19.03.2013) заявление о предоставлений лицензии на фармацевтическую деятельность (регистрационный номер: ЛО-28-02-000313 от 08.02.2013) подписано генеральным директором Шабановой Татьяной Леонидовной. В лицензионном деле ЛО-28-02-000313 сертификат специалиста, стаж работы по специальности руководителя организации ООО «Пульс» Шабановой Татьяны Леонидовны документально не подтвержден.

Заявитель считает, что требования оспариваемого предписания являются незаконными, поскольку в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптечной организации является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет, либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста.

Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» утверждены должности руководителей среди фармацевтических работников, в том числе: заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации (пункт 2.1.).

В лицензионных делах № ЛО-28-02-000356 ООО «Гуманитарная аптека», ЛО-28-02-000313 ООО «Пульс» имеются документы на заведующих аптек – работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом, трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.

По результатам проверки Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, проводимой с 04.06.2012 по 06.06.2012 специалистами, проверяющими соблюдение законодательных актов РФ по лицензированию фармацевтической деятельности, замечаний по данному разделу не выявлено.

Специалисты отдела лицензирования обращались за разъяснениями по данному вопросу в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, Министерство здравоохранения Российской Федерации, где также нашли подтверждение правомерности в своих действиях.

Заявитель считает, что нарушения законодательства Российской Федерации в действиях лицензионного органа министерства здравоохранения Амурской области отсутствуют, что также находит подтверждение в ответе, предоставленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Амурской области ходатайствует о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в арбитражный суд, указывает, что специалистами министерства в течении длительного времени велись переговоры и переписка по разъяснению положений нормативных актов по данному вопросу.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал возражения, указанные в письменном отзыве и дополнений к отзыву, из которого в частности следует, что исходя из буквального содержания подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности требования к наличию специального образования и стажа работы предъявляются именно к руководителю организации, а не к руководителю структурного подразделения либо иному работнику организации, занятому на условиях трудового договора.

При этом, требование о наличии у соискателя лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, работников, заключившим с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой, является самостоятельным условием, необходимым для осуществления фармацевтической деятельности и содержится в подпункте «д» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

Считает, что разъяснения специалиста департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России, не могут быть признаны документом, имеющим доказательственную силу по настоящему делу, поскольку не являются нормативным правовым актом, подлежащим применению по вопросам лицензирования фармацевтической деятельности.

Поясняет, что деятельность руководителя организации, занимающейся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли лекарственными препаратами непосредственно связана с осуществлением фармацевтической деятельности, при этом лицензионные требования указывают на наличие специального образования и стажа работы непосредственно у руководителя организации, а не у руководителя структурного подразделения.

Территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области не возражал против восстановления судом пропущенного министерством здравоохранения Амурской области срока подачи заявления на обжалование предписания об устранении требований законодательства от 27.03.2015 № 19. Считает необходимым разрешения возникшего спора судом, с целью устранения разногласий в правоприменительной практике.

Исследовав доводы сторон, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Постановление Губернатора Амурской области от 03.08.2007 № 458 утверждено Положение о министерстве здравоохранения Амурской области, в соответствии с пунктом 1.1 которого министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере здравоохранения области, а также координацию деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений здравоохранения.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия по лицензированию фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) (подпункт 3 пункта 3.1.31. Положения).

В период с 15.04.2014 по 19.05.2014 на основании Приказа врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Амурской области от 08.04.2014 № 129/67  в отношении министерства здравоохранения Амурской области проведена плановая выездная проверка, в том числе по контролю и надзору за предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций по лицензированию фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) (пункт 5.2. Приказа от 08.04.2014 № 129/67).

В ходе проверки было установлено в частности нарушение статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании), а именно предоставление лицензии соискателю при отсутствии обязательных документов и/ил отсутствии возможности выполнения лицензионных требований:

принято решение о предоставлении лицензии при отсутствии документов, подтверждающих наличие у руководителя организации необходимого стажа работы по специальности (не менее 3 лет при наличии высшего фармацевтического образования, либо не менее 5 лет при наличии среднего фармацевтического образования) –лицензионное дело ЛО-28-02-000356 (ООО «Гуманитарная аптека»), приказ министерства здравоохранения Амурской области № 1038 от 10.09.2013; лицензионное дело ЛО-28-02-000355 (ООО «Вектор»), приказ министерства здравоохранения Амурской области № 921 от 06.08.2013; лицензионное дело ЛО-28-02-000321 (ООО «Вита-фарм»), приказ министерства здравоохранения Амурской области № 524 от 08.05.2013;

принято решение о предоставлении лицензии при отсутствии у руководителя организации (при наличии среднего фармацевтического образования) необходимого стажа работы по специальности не менее 5 лет – лицензионное дело ЛО-28-02-000316 (ООО «Пульс»), приказ министерства здравоохранения Амурской области № 325 от 19.03.2013.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 24.03.2014 № 191.

Территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области по результатам проведенной плановой выездной проверки выдал министерству здравоохранения Амурской области предписание от 19.05.2014 № 25 об устранении нарушений требований законодательства со сроком исполнения до 16.02.2015.

30.05.2014 в Территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области поступили возражения министерства (исх. № 09-4626 от 29.05.2014) на акт проверки от 24.03.2015 № 191, по результатам рассмотрения которых, направлен ответ от 16.06.2014 № (677)628-04.

11.02.2015 министерство представило отчет (исх. № 09-871 от 10.02.2015) об исполнении предписания от 19.05.2014 № 25, указав, что лицензионные дела № ЛО-28-02-000356 (ООО «Гуманитарная аптека»), № ЛО-28-02-000355 (ООО «Вектор»), № ЛО-28-02-000321 (ООО «Вита-фарм») приведены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В период с 03.03.2015 по 27.03.2015 на основании Приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Амурской области от 02.03.2015 № 62 в отношении министерства здравоохранения Амурской области проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 19.05.2014 № 25.

По результатам проведения внеплановой выездной проверки составлен акт от 27.03.2015 № 43, в котором отражено, что требования предписания 19.05.2014 № 25 по устранению нарушений подпункта «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» не исполнены.

Установлено, что в лицензионном деле ЛО-28-02-000356 ООО «Гуманитарная аптека» заявление о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность подписано генеральным директором в лице Абзалова Руслана Наилевича, действующего на основании устава ООО «Гуманитарная аптека». Вместо документов, подтверждающих наличие у руководителя организации ООО «Гуманитарная аптека» фармацевтического образования, стажа работы по специальности, сертификата специалиста в лицензионном деле ЛО-28-02-000356 имеется копия диплома ВСВ 13844086 ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», выданного 10.06.2005 на имя Гарикян Виктории Мовсесовны, копия трудовой книжки на имя Гарикян Виктории Мовсесовны, принятую в ООО «Гуманитарная аптека» на должность руководителя аптечного пункта (запись от 26.06.2013), общий стаж работы по специальности с 01.08.2006 по 10.09.2013 - 7 лет, 1 месяц, копия сертификата Дальневосточного государственного медицинского университета по специальности - Управление и экономика фармации, выданного 31.05.2012 на имя Гарикян Виктории Мовсесовны (прилагаются).

В лицензионном деле ЛО-28-02-000313 ООО «Пульс» заявление о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность подписано генеральным директором в лице Шабановой Татьяны Леонидовны, действующей на основании устава ООО «Пульс». Сертификат специалиста, стаж работы по специальности руководителя организации ООО «Пульс» Шабановой Татьяны Леонидовны документально не подтвержден.

Поскольку вышеуказанные нарушения статьи 14 Закона о лицензировании министерство не устранило, Территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области выдал предписание от 27.03.2015 № 19 со сроком исполнения до 20.09.2015. Предписание получено представителем министерства 27.03.2015.

Министерство здравоохранения Амурской области, не согласившись с предписанием Территориального органа Росздравнадзора по Амурской области от 24.03.2015 № 68, обратилось в Арбитражный суд Амурской области 17.07.2015 (дата поступления заявления через систему «Мой арбитр») с заявлением о признании его незаконным.

Заявитель указывает, что Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России письмом от 28.11.2014 № 2063544/25-4 в ответ на письмо министерства от 10.07.2014 № 01-4-2485 разъяснил, что в случаях, указанных в письме, руководителю юридического лица не требуется наличия фармацевтического образования, так как он непосредственного не осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, изготовление, хранение и отпуск лекарственных препаратов в рамках полученной юридическим лицом лицензии на фармацевтическую деятельность. Указанную деятельность, связанную с обращением лекарственных средств, в данном случае выполняют нанятые им сотрудники (руководители структурных подразделений – аптек, аптечных пунктов), которые и должны иметь либо высшее, либо среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

 Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Статьей 117 АПК РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока по ходатайству лица, участвующего в деле, в случае признания арбитражным судом причин пропуска уважительными.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Кодекс не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что с заявлением о признании незаконным предписания от 27.03.2015 № 19 министерство обратилось в арбитражный суд с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Вместе с тем, заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока, при этом Территориальный орган Росздравнадзора по Амурской области не возражает против удовлетворения ходатайства.

Суд удовлетворяет ходатайство министерства здравоохранения Амурской области о восстановлении пропущенного процессуального срока, поскольку как следует из пояснений сторон, заявителем предпринимались меры для получения, в том числе от Территориального органа Росздравнадзора по Амурской области разъяснений по вопросу исполнения оспариваемого предписания, и применения правовых норм, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того, суд учитывает, что заинтересованное лицо не возражало против удовлетворения ходатайства о восстановлении процессуального срока в связи с наличием разногласий по вопросу толкования правовых норм. 

Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконным решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о лицензировании задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Закона о лицензировании).

Пунктом 3 статьи 3 Закона о лицензировании определяется, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Статьей 8 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение о лицензировании)

В соответствии подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании обязательным лицензионным требованием для соискателя лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения является наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 13 Закона о лицензировании (в редакции на дату обращения с заявлениями о предоставлении лицензии) для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; опись прилагаемых документов.

ООО «Пульс» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области 03.12.2012, за основным государственным регистрационным номером 1122807000865.

08.02.2013 в министерство здравоохранения Амурской области поступило заявление ООО «Пульс» (регистрационный номер ЛО-28-02-000313), подписанное генеральным директором Шабановой Т.Л., о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность для розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и хранения лекарственных препаратов для медицинского применения.

В приложении № 3 к заявлению ООО «Пульс» указаны сведения о квалификации работников:

заведующая аптекой Библиева О.Ю. – диплом ГОУ СПО Амурский медицинский колледж, выданный 26.06.2007, по специальности «фармация»; сертификат ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава, выданный 10.07.2008, по специальности «фармация»; стаж работы 5 лет (подтвержден трудовой книжкой);

фармацевт Шабанова Т.Л. – диплом ГОУ СПО Амурский медицинский колледж, выданный 28.06.2012, по специальности «фармация»; сертификат ГОУ СПО Амурский медицинский колледж, выданный 07.07.2012 по специальности «фармация»; стажа работы нет.

В соответствии с пунктом 8.1. устава ООО «Пульс», приложенного к заявлению о предоставлении лицензии, к органам управления общества относится исключительно единоличный исполнительный орган общества – генеральный директор.

Основными видами деятельности являются: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами; розничная торговля фармацевтическими товарами; изготовление аптеками лекарственных средств; розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями; розничная торговля изделиями медицинской техники; розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (пункт 3.3 устава).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 22.09.2015, лицами, имеющими право действовать без доверенности от имени ООО «Пульс» являются – генеральный директор Шабанова Т.Л. (дата внесения записи 03.12.2012), исполнительный директор Библиева О.Ю. (дата внесения записи 20.08.2015); основой вид деятельности – розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (код по ОКВЭД 52.3).

ООО «Гуманитарная аптека» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 4 по Амурской области 14.06.2013, за основным государственным регистрационным номером 1132815000416.

19.07.2013 в министерство здравоохранения Амурской области поступило заявление ООО «Гуманитарная аптека» (регистрационный номер ЛО-28-02-000356), подписанное генеральным директором Абзаловой Р.Н., о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность для розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и хранения лекарственных препаратов для медицинского применения.

В приложении № 3 к заявлению ООО «Гуманитарная аптека» указаны сведения о квалификации работников:

руководитель аптечного пункта Гарикян В.М. – диплом ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социального развитию», выданный 10.06.2005, по специальности «фармация»; стаж работы 5 лет (подтвержден трудовой книжкой).

В соответствии с пунктом 9.1 устава ООО «Гуманитарная аптека», приложенного к заявлению о предоставлении лицензии, единоличным исполнительным органом общества является директор общества (Генеральным директор, Президент и др.) который избирается общим собранием общества сроком на 5 лет.

Основным видом деятельности общества является розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (пункт 2.4 устава).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 22.09.2015, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО «Гуманитарная аптека» являются – генеральный директор Абзалов Р.Н. (дата внесения записи 14.06.2013), директор аптечного пункта по осуществлению розничной торговли и хранению лекарственных препаратов для медицинского применения Гарикян В.М. (дата внесения записи 19.08.2015); основой вид деятельности – розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (код по ОКВЭД 52.3).

В соответствии с пунктом 4 статьи 32, статьей 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции единоличного исполнительного органа относятся все текущие вопросы руководства деятельностью общества, если согласно закону или уставу общества их решение не входит в компетенцию общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества.

Таким образом, деятельность единоличного руководителя общества, осуществляющего фармацевтическую деятельности, не может быть непосредственно не связана с решением вопросов по организации и управлению фармацевтической деятельностью.

Как следует из материалов дела, ООО «Пульс» и ООО «Гуманитарная аптека» на дату обращения с заявлениями о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность, не соответствовали лицензионному требованию, установленному  подпунктом «в» пункта 4 Положения для соискателя лицензии – наличие у руководителя организации высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о лицензировании в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Заявителем в соответствии со статьями 65, 198, 200 АПК РФ не доказано, что оспариваемое предписание Территориального органа Росздравнадзора по Амурской области от 24.03.2015 № 68 нарушает права заявителя и не соответствует Закону о лицензировании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Министерство здравоохранения Амурской области в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении требований министерства здравоохранения Амурской области (ОГРН 1072801008994, ИНН 2801123720) о признании незаконным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Амурской области (ОГРН 1042800038786, ИНН 2801100699) об устранении нарушений требований законодательства от 27.03.2015 № 19, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области

Судья                                                                                                              Д.С. Аныш