НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 19.12.2023 № А04-9746/2023

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-9746/2023

19 декабря 2023 года

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Воробьёвой В.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (ИНН: 2801008213, ОГРН: 1022800510150)

к обществу с ограниченной ответственностью "Метком" (НН: 2804019260, ОГРН: 1192801003350)

о взыскании 6 232, 14 руб.

Третье лицо: Гусевской Сергей Васильевич

установил:

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (далее – истец, ОСФР по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Метком" (далее – ответчик, ООО «Метком») о взыскании ущерба, причиненного непредставлением страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 6 232,14 руб. за период с 01.07.2020 по 30.09.2020.

Исковые требования обоснованы тем, что в связи с несвоевременной подачей сведений по форме СЗВ-М в отношении работающего пенсионера, пенсионным фондом принято решение о выплате страховой пенсии с учетом индексации.

Определением суда от 25.10.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Гусевской С.В.

Стороны уведомлены о принятии настоящего заявления судом и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.

Ответчик ООО «Метком» представил письменный отзыв, согласно которому с заявленными требованиями не согласен. Ответчику неизвестно, каким образом истец получил сведения об увольнении Гусевского С.В., при условии, чтобы на следующий день с 01.07.2020 принять решение о начислении пенсии с учетом индексации. Ответчик полагает, что со стороны третьего лица Гусевского С.В. имели место недобросовестные действия по представлению в пенсионный орган приказа об увольнении с целью инициации процедуры увеличения пенсии и получения неосновательного обогащения.

Третье лицо письменный отзыв не представило.

На основании части 1 статьи 229 АПК РФ решение по настоящему делу принято судом путем подписания резолютивной части решения от 12.12.2023.

18.12.2023 Амурской области в суд поступило заявление представителя ответчика об изготовлении мотивированного решения по делу в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью "Метком" (НН: 2804019260, ОГРН: 1192801003350) зарегистрировано 03.04.2019 в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

ООО «Метком», как страхователь было обязано представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за июль 2020 года не позднее 15.08.2020.

За Гусевского С.В., 24.04.1956 г.р., сведения за июль 2020 года были представлены в территориальный орган ПФР по форме СЗВ-М (доп) только 26.09.2022.

По причине непредставления в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июль 2020 года работающему пенсионеру – Гусевскому С.В. в период с 01.07.2020 по 30.09.2020 страховая пенсия была выплачена с учетом индексации.

Протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и (или) иной выплаты от 02.11.2022 № 181357/22 была установлена излишне выплаченная сумма пенсии Гусевскому С.В., за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 6232,14 рублей.

Для досудебного решения вопроса о возмещении излишне выплаченных сумм в адрес ответчика была направлена претензия от 13.07.2023 № 15-18-1449 с предложением погасить сумму ущерба в месячный срок со дня ее получения, однако, до настоящего момента денежные средства в погашение долга не поступили.

В связи с вышеизложенным ОСФР по Амурской области обратилось в суд.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Фондом, по существу, предъявлены требования к ответчику о возврате сумм пенсии, излишне выплаченной застрахованному лицу вследствие недобросовестного поведения ответчика, выражающего в несвоевременном предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии урегулированы положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).

В статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В силу пункта 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

На основании пункта 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пунктов 1 и 2.2 статьи 11 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции Закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).

Указанные сведения в предоставлялись по форме СЗВ-М, утв. Постановлением Правления ПФР от 15.04.2021 № 103п (до 30.05.2021 – постановлением правления ПФР от 01.02.2016 № 83п) «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400- ФЗ).

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Из приведенных выше норм следует, что сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.

Исходя из части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).

На момент возникновения спорных правоотношений, действовал Приказ Минтруда России от 17.11.2014 № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее - Правила № 885н).

Согласно пунктам 84, 85, 86 Правил № 885н, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ. Определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона № 400- ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 88 Правил № 885н).

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).

Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Метком» сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх) за июль 2020 года были поданы 17.08.2020. В указанной форме сведения о Гусевском С.В. как работающем лице, отсутствовали.

Сведения за Гусевского С.В. за июль 2020 года по форме СЗВ-М (доп) были поданы в территориальный орган ПФР только 26.09.2022.

ООО «Метком» сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх) за август 2020 года были поданы 11.09.2020. В указанной форме сведения о Гусевском С.В. как работающем лице, отсутствовали.

Сведения за Гусевского С.В. за август 2020 года по форме СЗВ-М (доп) были поданы в территориальный орган ПФР только 26.09.2022.

ООО «Метком» сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх) за сентябрь 2020 года были поданы 15.10.2020. В указанной форме сведения о Гусевском С.В. как работающем лице, отсутствовали.

Сведения за Гусевского С.В. за сентябрь 2020 года по форме СЗВ-М (доп) были поданы в территориальный орган ПФР только 26.09.2022.

По указанной причине, ввиду отсутствия у пенсионного органа сведений о факте работы указанного лица в июле 2020 года, на основании решения от 21.09.2020 произведена излишняя выплата пенсии данному лицу в повышенном размере.

Установлено, что на момент принятия решения в сентябре 2020 года (21.09.2020), пенсионный орган не располагал сведениями по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь 2020 года в отношении застрахованного лица Гусевского С.В.

Исходя из представленных материалов дела, за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 года Гусевскому С.В. излишне выплачено 6 232,14 рублей.

Суд признает несостоятельными доводы ответчика ООО «Метком» о недобросовестности действий Гусевского С.В. по представлению в пенсионный орган приказа об увольнении с целью инициации процедуры увеличения пенсии и получения неосновательного обогащения, поскольку данные доводы какими-либо надлежащими доказательствами не подтверждены.

В силу вышеприведенных норм законодательства уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик). Поскольку в спорный период (июль-сентябрь 2020 года) со стороны ответчика ООО «Метком» обязанность по предоставлению в установленные законом сроки сведений по форме СЗВ-М в отношении застрахованного лица Гусевского С.В. не выполнена, данные сведения представлены только в сентябре 2022 года, то есть спустя 2 года, пенсионный орган правомерно принял решение о выплате третьему лицу пенсии в повышенном размере.

С учетом изложенного суд признает требования истца обоснованными.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Истец от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 НК освобожден, в связи с удовлетворением требований, суд взыскивает с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

на основании статьей 15, 393 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», руководствуясь статьями 110, 167-171, 212, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1.Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Метком" (НН: 2804019260, ОГРН: 1192801003350) в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1022800510150, ИНН 2801008213) ущерб, причиненный непредставлением страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 в сумме 6 232 рубля 14 копеек.

Банковские реквизиты для перечисления взысканных сумм:

УФК по Амурской области (ОСФР по Амурской области л/с 04234Ф23010), ИНН/КПП: 2801008213/280101001 Расчетный счет: 03100643000000012300, Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСК БАНКА РОССИИ //УФК по Амурской области г. Благовещенск, БИК: 011012100, Корр. Счет: 40102810245370000015, ОКТМО 10701000, КБК 79711302996066000130.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Метком" (НН: 2804019260, ОГРН: 1192801003350) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.

2. По заявлению лица, участвующего в данном деле, может быть составлено мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения данной резолютивной части на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

3. Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://amuras.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru.

Судья В.С. Воробьёва