Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-7944/2023
арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1022800510150, ИНН 2801008213)
к
обществу с ограниченной ответственностью «Восточная золотодобывающая компания» (ОГРН 1202800006970, ИНН 2801259866) о взыскании 8 500 руб.,
в Арбитражный суд Амурской области обратилось Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (далее по тексту – заявитель, ОСФР по Амурской области, Фонд) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Восточная золотодобывающая компания» (далее по тексту – ответчик, общество, ООО «ВЗК») о взыскании финансовых санкций в размере 3000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август 2022 г., сентябрь 2022 г., октябрь 2022 г., по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
Заявленные требования обоснованы непредставлением страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август 2022 г., сентябрь 2022 г., октябрь 2022 г., по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
Определением суда от 31.08.2023 заявление Фонда принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Стороны уведомлены о принятии настоящего заявления судом и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Ответчик письменного отзыва не представил.
На основании части 1 статьи 229 АПК РФ решение по настоящему делу принято судом путем подписания резолютивной части решения от 18.10.2023.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 39 постановления от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.
С учетом характера спора, доводов сторон суд полагает необходимым изготовить мотивированное решение по собственной инициативе.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
При проведении сверки сведений о заработке, начисленных в 2021 году на основании расчетов по страховым взносам, представленных страхователем в налоговые органы, Фондом выявлено отсутствие информации о страховом стаже (периоде работы) на 11 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
Территориальным органом ПФР 19.07.2022 года было направлено в адрес страхователя уведомление об устранении ошибок и предоставлении в течении 5 рабочих дней корректирующих или уточняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год либо, если отсутствие страхового стажа является обоснованным и его корректировка не требуется, необходимо предоставить письменные пояснения по каждому застрахованному лицу о причинах отсутствия страхового стажа, при имеющейся уплате страховых взносов. Уведомление об устранении ошибок получено страхователем 19.07.2022 г.
В течении пяти рабочих дней со дня получения Уведомления ООО «ВЗК» не представлены в адрес территориального органа ПФР уточненные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год на 11 застрахованных лиц и пояснения по уведомлению.
По результатам проведенной сверки форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за отчетные периоды 2021 г. выявлены несоответствия - отсутствуют сведения персонифицированного учета по 3 застрахованным лицам.
Территориальным органом ПФР 05.04.2022 года направлено в адрес страхователя уведомление об устранении в течении 5 рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР.
Уведомление поступило на сервер страхователя 05.04.2022 г. В течении пяти рабочих дней со дня получения Уведомления ООО «ВЗК» не представлены в адрес территориального органа ПФР уточненные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год на 3 застрахованных лиц.
По результатам проведенной сверки форм СЗВ-М и СЗВ-ТД за 2022 г., а также на основании выписки ЕГРЮЛ выявлены несоответствия - отсутствие сведений персонифицированного учета на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М за август 2022 г.
Территориальным органом ПФР 19.11.2022 года направлено в адрес страхователя уведомление об устранении в течении 5 рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР.
Уведомление поступило на сервер страхователя 19.11.2022 г. В течении пяти рабочих дней со дня получения Уведомления ООО «ВЗК» не представлены в адрес территориального органа ПФР уточненные сведения на 1 застрахованное лицо.
06.12.2022 г. обществом представлены в ОСФР по Амурской области с нарушением сроков сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь, октябрь 2022 года в отношении 1 застрахованного лица, которые отсутствуют в первоначально представленной форме.
Факты установленных нарушений отражен в актах от 20.04.2023 г. № 038S18230002383, от 17.08.2022 г. № 038S18220005669, от 27.03.2023 г. № 038S18230001262. от 13.04.2023 г. № 038S18230001972, от 13.04.2023 г. № 038S18230001971.
Заместителем управляющего ОСФР по Амурской области вынесены решения от 30.05.2023 г. № 038S19230002802, от 21.09.2022 г. № 038S19220007218. от 02.05.2023 г. № 038S19230001721, от 23.05.2023 г. № 038S19230002461, от 23.05.2023 г. № 038S19230002460 о привлечении ООО «ВЗК» к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций на общую сумму в размере 8500 руб.
С целью досудебного урегулирования спора были направлены требования от 03.07.2023 г. № 038S01230003209, от 24.10.2022 г. № 038S01220006761, от 05.06.2023 г. № 038S01230002095, от 26.06.2023 г. № 038S01230002828, от 26.06.2023 г. № 038S01230002?27 об уплате финансовых санкций.
Поскольку требования об уплате финансовых санкций ответчиком не были удовлетворены, ОСФР по Амурской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив изложенные обстоятельства, материалы дела, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей на момент выявления нарушения, страхователь обязан был представлять соответствующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрена публично-правовая ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В отношении требований о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за сентябрь 2022 г., октябрь 2022 г., по 1 застрахованному лицу, суд пришел к следующим выводам.
Установив, что дополнительно представленные ответчиком сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 г., октябрь 2022 г., не были отражены в первоначальных сведениях за указанные периоды представленных в установленные частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сроки, Пенсионный фонд пришел к выводу о представлении указанных сведений с нарушением установленного срока.
Однако Пенсионным фондом не учтено, что самостоятельное выявление ответчиком ошибки, до ее обнаружения пенсионным фондом, которую ответчик откорректировал путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за указанный период, свидетельствует о возможности в таком случае не применять к ответчику финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять ранее представленные сведения в орган пенсионного фонда. Срок для представления дополнений и уточнений Законом № 27-ФЗ не установлен, в святи с чем у страхователя имеется право на самостоятельное выявление ошибок или неполноты сведений до их обнаружения органом пенсионного фонда.
Положения Инструкции № 760н, а также Инструкции № 211н не отменяют право страхователя на дополнение и уточнение сведений о застрахованных лицах, предоставленное Законом № 27-ФЗ.
Инструкции определяют порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений с трудовой деятельности, а также порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, положения об ответственности, в том числе условия и основания для привлечения к ответственности установлены Законом № 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона № 27-ФЗ правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере,
В силу статьи 19 Закона № 27-ФЗ Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, следовательно, является иным нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере порядка ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета.
Нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение закона, могут конкретизировать нормы такого закона, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить закону. Такие акты, по общему правилу являются средством реализации законодательных норм.
В рассматриваемой ситуации, положения Инструкции № 211н не могут применяться при решении вопроса привлечения к ответственности напрямую, в отрыве от положений Закона № 27-ФЗ, поскольку не регулируют вопросы ответственности страхователей исходя из содержания статьи 19 Закона № 27-ФЗ и пункта 1 Инструкции № 211н.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органа Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 02.07.2018 по делу №А73-910/2017.
Судом установлено, что дополняющие сведения в отношении застрахованного лица представлены ответчиком самостоятельно до выявления данного нарушения Пенсионным фондом. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, Пенсионным фондом решения о привлечении к ответственности ответчика по выявленным нарушениям вынесены при отсутствии оснований для вынесения указанных решений.
С учетом вышеизложенного, в удовлетворении требований о взыскании финансовой санкции в размере 1000 руб. следует отказать.
В отношении требований о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август 2022 г., по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г., суд пришел к следующим выводам.
Частью 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 38 приказа Минтруда России от 22.04.2020 №211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» (действовавшего на дату вынесения решений о привлечении страхователя к ответственности) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 40 приказа Минтруда России от 22.04.2020 №211н).
Как следует из материалов дела, направленные ответчику уведомления об устранении ошибок получены ответчиком.
Уточняющие сведения ответчиком в пятидневные сроки со дня получения уведомлений не направлены. Следовательно, ответчиком нарушен установленный законодательством пятидневный срок предоставления уточненных сведений.
Таким образом, в деянии ответчика имеется состав вменяемого правонарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Процессуальных нарушений при вынесении решений о привлечении к ответственности Пенсионным фондом не допущено.
Следовательно, ответчик правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
С учетом количества застрахованных лиц размер штрафа в размере составил 7500 руб.
Заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ).
На основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 НК РФ государственную пошлину в сумме 1765 руб. надлежит взыскать с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 212, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Восточная золотодобывающая компания» (ОГРН 1202800006970, ИНН 2801259866) в пользу Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1022800510150, ИНН 2801008213) финансовую санкцию в сумме 7500 руб. по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленный срок сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август 2022 г., по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
Банковские реквизиты для перечисления:
Получатель: УФК по Амурской области (ОПФР по Амурской области л/с 04234000760), ИНН: 2801008213, КПП: 280101001, расчетный счет: 03100643000000012300, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Амурской области г. Благовещенск, БИК: 011012100, корреспондентский счет: 40102810245370000015, ОКТМО 10701000, код бюджетной классификации: 797 1 16 0709006 0001 140.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Восточная золотодобывающая компания» (ОГРН 1202800006970, ИНН 2801259866) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1765 руб.
2. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://amuras.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru.
Судья П.А.Чумаков